Последние дни в Антарктике

*  Начало истории здесь: http://www.proza.ru/2015/04/24/817

Вернувшись из Адена «на щите», чувствовал я себя отвратительно. На следующий день  нужно было ехать в механико-судовую службу с отчетом.  Ощущение вины не оставляло меня. Позвонил старому другу, флагманскому электромеханику. Рассказал, как съездил, поделился заботами и тревогами.
-  Да забей ты на них совсем! Ты что, виноват в чем- то?
-  Да вроде нет.
-  То-то же. Знаешь, в нашей  «Антарктике» ловить больше нечего. Умные люди уже это поняли. Коля Ляшенко ушел, Валера Медведев ушел. Романько ушел. А мы что, дурнее их? Я уже отдал документы в круинг. Обещают до Нового года послать на пароход.
-  Уже  уволился?
-  Пока нет. Но в рейс, если предложат, не пойду, сошлюсь на нездоровье. А будет в море все нормально, жена мое заявление в службу занесет. У тебя что, на пенсию стажа не хватает?
-  Года полтора осталось.  Но на льготную  хватает, я уже и справку взял.
-  Вот и все. В 10  утра встречаемся возле пожарной части на Мясоедовской.  Возьми все документы.

Утром мы с Аликом встретились, поболтали чуть-чуть, пока шли два квартала до «Диаманта». Зашли, познакомил он меня с нужными людьми. Посмотрели мои документы.
-  Вы в курсе, что необходим  сертификат о прохождении тренинга по борьбе за живучесть?
-  Не знаю такого.
-  Узнаете у секретарши. Как с английским?
-  Да так. Читаю, пишу, могу переговорить.
-  Хорошо. Если готовы, можно сдать в любое время.
 
Я подошел к секретарше.
-  На  краткосрочные курсы технического  английского не хотите? 10 рабочих дней в помещении мореходной школы на Приморской?  8  часов в день, в группе только  механики.
-  Пойду, пожалуй. – «Развязать язык» мне не мешало. Да и с коллегами пообщаться тоже. -  А где делают НБЖ?
-  Попробуйте на пятой Фонтана в ПТУ.
-  Все, спасибо. До свидания.

Теперь можно и в службу. Поехал я в Ильичевск, в рыбпорт. Оказалось, что все радиограммы, подписанные начальником МСС, посылал не он, а его заместитель, Журавлев.

-  Олег, ты меня из-за этой хреновой мукомолки вызвал? Объяснение писать?
-  Нет, что ты, понимаешь, нам просто сейчас нужны опытные механики на «Атлантики».
-  Слушай, я никогда не просился в загранкомандировки. Но если уже случайно попал! Да я бы, может, и умер в этой «Антарктике» патриотической смертью. Но раз ты меня снял с долларов, извини. Вот мое заявление по собственному желанию, и будь здоров!
-  Я такие заявления стармехам не подписываю. Оформляй отгул выходных дней, а выйдет из отпуска Христофоров, разговаривай с ним.

Меня такой поворот событий очень устраивал. За три недели отгулов я и курсы английского закончил, и сертификат НБЖ сделал, и документы в «Диамант» сдал. Записался, как второй механик. После рыбаков на должность стармеха рассчитывать не приходилось.

-  А сколько ждать придется? – спросил я у Эрлена Михайловича, инспектора круинга.
-  Это я сказать не могу. Может быть, две недели, а может быть, два месяца.
Я подумал, что за пару месяцев устроюсь. Нормально!

Поехал в «Антарктику» увольняться. С начальником МСС я был коротко знаком, на одном судне работали.
-  Можно?
-  Заходи.
-  Михаил Николаевич, я…
-  Ладно тебе, еще по стойке смирно стань. Говори!
-  Миша, я ухожу, вот заявление, подпиши.

Христофоров почитал, подумал:
 – А куда ты пойдешь?
-  Я знаю, куда.
-  Берут?
-  Возьмут!
-  А ты что, английский знаешь?
-  Знаю.

Миша помолчал. Потом подписал мое заявление и протянул его мне:
-  Если бы я знал, сам  бы ушел.

***

Прошел декабрь 1991-го. Начался январь. В Украине ввели в обращение временные деньги - купоны. В магазинах рубли принимать отказывались. На базарах, слава Богу, еще нет. У меня и рублей-то  было – кот наплакал, а уж купонов и тем более.

Ну, бутылки сдал. На хлеб и молоко хватило. На переговорном пункте рублей пять на мелочь поменял.  Десяток книг в букине продал. Вопрос надо было решать кардинально. В «Диаманте» все было глухо. Поехал я в рыбпорт. Пошел на ФТОРС, филиал технического обслуживания судов,  к директору. Я его тоже хорошо знал. Из наших, тоже старший механик.

-  Гена, можно как-то хоть  пару сотен  на купоны поменять у тебя?
-  Как это я тебе поменяю? У меня что, тут банк?
-  А что я теперь делать должен? Кушать-то хочется.
-  Иди ко мне в ПДО прорабом по механической части. 400 купонов в месяц, а с февраля будет -800! Работа тебе знакомая, Лошаков на пенсию ушел, сейчас Миша Пащенко начальником. Будешь доволен.
-  Как это я прорабом  пойду? У меня документы в «Диаманте». Они меня завтра вызвать на пароход могут.
-  Вызовут – пойдешь. Слово даю, отпущу. А сейчас поработай. И семье своей поможешь, и меня выручишь, Миша там без прораба зашивается.
- Да неудобно как-то. Из «Антарктики» полтора месяца, как уволился, назад пришел.
-  Неудобно на потолке спать. Тебе деньги нужны?
-  Нужны.
-  Так в чем проблема? С завтрашнего дня приступай. А сейчас иди в ПДО с тезкой познакомься. Михаил Петрович его зовут.

Работа мне, действительно была знакомая. Совсем недавно я простоял на ФТОРСе целый год, и не просто старшим механиком обычного судна. «Лиман» тогда ремонтировался методом «бригадного подряда». ФТОРС я знал очень хорошо, и работу свою будущую тоже знал.

-  Разрешите? Михаил Петрович?
-  Слушаю Вас.
-  Бортников, Михаил Иванович. С завтрашнего дня, прораб ПДО по мехчасти.
-  Очень рад. Присаживайтесь, рассказывайте, откуда, надолго ли.

Я рассказал. Миша тоже был моряком, плавал вторым механиком. Уже через пять минут мы были на «ты», а наутро он давал мне инструкции. Все же работа была не совсем знакомой. В каждом деле свои нюансы.

*  Продолжение - http://www.proza.ru/2015/04/28/546


Рецензии
Помню,Михаил эти купоны. Пришлось как то в то время в гостинице Моряков в Одессе жить аж 20 суток и приходилось менять все деньги разных стран что у меня были на эти купоны. А помните, Михаил в те времена на Потёмкинской лестнице бабулька стояла в косынке и переднике с красным крестом, собирала пожертвования.
Интересные времена,есть что вспомнить,но хорошо , что они прошли.
С уважением!

Евгений Костюра   28.01.2019 11:00     Заявить о нарушении
Такие времена тяжелы для обывателей, но находка для писателей. Так же и рейсы: чем они были тяжелей, тем приятней о них вспоминать, да и помнятся они дольше. Спасибо, Евгений!

Михаил Бортников   28.01.2019 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.