***

Ф. Онгарсынова (перевод)

Я горечь познала печали,
Друзей растеряв всех своих.
Души своей свет потеряла,
За друзей принимая чужих.
    Не может быть, поняла это,
    На свете опасней врага,
    Чем тот, что был другом когда-то,
    Но бросил однажды тебя.
Что делать – такая натура
Я смысл познаю лишь тогда,
Когда упаду вдруг о камни,
Душой, постарев навсегда.
   Потом поднимусь я на ноги,
   И плачу в тоске и обиде,
   И месть во мне назревает,
   И мир предстает в мрачном виде.
В груди моей злость, месть в глазах,
Сожаленье в душе и печаль.
Но во всём обвиняя себя,
Всё ж с надеждой смотрю, с верой вдаль…   
И твёрдо решаю, что больше
Не буду обманутой кем-то.
Но каждый раз – будто проклятье! –
Я падаю, падаю где-то…

17.07.84


Последний момент
Нашей жизни в студентах…
Мы теперь уже врачи,
Цель у всех у нас одна
Нет уж больше вопросов
В билетах,
Жизнь теперь
Всё с нас спросит сама
     Мы теперь уж врачи,
     И к далёким вершинам
     Каждый пойдёт
     По дороге своей.
     Каждый все силы
     И знанья приложит
     Для счастья, здоровья
     Советских людей.
Мы уходим сегодня…
Студенчества годы
Прошли, пролетели,
Как шесть быстрых дней.
Мы будто бы в море
Уходим далёко…
Тускнеет мерцанье
Прибрежных огней.
   Мы – как корабли,
   Уходящие в море,
   За знаньем,
   Открытьем далёких земель.
   Кто-то достигнет
   Америки где-то,
   А кто-то погибнет
   Иль сядет на мель.
Но в этом ли суть?
Мы уходим и верим,
Что там – впереди –
Мы им будем нужней,
Тем, кто строит
Реальные верфи,
Кто стоит у горячих печей;
Тем, кто мыслит, мечтает,
Создаёт города и сады,
Тем, кто звёзды в ночи изучает,
Ищет способ очистки воды.
    В этом суть,
    В этом цель, назначенье,
    Для того мы родились на свет,
    Чтобы люди не знали болезней,
    Чтоб не кратким казался их век.
Мы уходим…
Теперь не студенты
Но уверенно смотрим всё ж
Вдаль.
О ушедшем грустим,
Вспоминаем.
И храним о прошедшем
Печаль…

26.06.1984


Издреле так
Уж повелось в народе:
Слиянье душ,
Влюблённых двух сердец
Под звон бокалов
Отмечают блеском
Двух обручальных
Золотых колец.
     Так и сегодня
     Мы собрались снова,
     Чтоб тост поднять
     За счастье молодых,
     Чтоб пожелать
     Успехов и удачи
     На тропах жизни
     Будущей для них.
Чтоб пожелать им
Мира и доверья,
Взаимного согласья
И любви,
Чтоб пожелать им
Счастья и веселья,
И радость встречи
Утренней зари.
    Пусть будет путь их
    Верен, хоть и труден,
    К мечте идут
    Пускай они вдвоём.
    Теперь одна связует
    Жизнь их
    Тропка,
    Которой все мы –
    Смертные –
    Идём.
Но смертным тоже
Быть дано бессмертными.
В веках живут
Козы-Корпеш, Баян.
Ведь и сегодня
Помним мы Абая
И его красавицу Тогжан.
    Так пусть и наши.
    Молодые будут
   Достойными их славы
   И любви,
   И чтоб о них
   В народе пели песни
   Под звук домбры
   Степные соловьи.
Так пусть же радость
И мечта, и песня,
Их чистота и глубь души,
Сердец,
Сверкают в них,
Горят огнём навечно
Двух обручальных
Золотых колец...

28.06.84


Имя твое –
Как Естая любимой
Корлан.
Как и ей
Лик прекрасный
Судьбой тебе дан.
И тебя воспоет
Новоявленный где-то
Естай,
Песню сложит,
Поверь,
В это верь
И мечтай.
Есть на свете,
Ты верь,
И любовь, и мечта,
Есть на небе
Для каждого
Счастья звезда.
Есть для каждого в мире
Заветная песня,
Счастье, как море
Волшебных огней.
Надо лишь верить
И ждать,
И надеяться,
Что ждёт впереди
Радость светлых тех дней.
Надо верить всегда
В мудрость сердца,
Любви.
Где-то есть всё ж Естай –
Твой единственный –
Жди!
Коль родилась Баян
В мир явилась Тогжан,
Непременно должны
Быть на свете Козы
И Абай, что придёт
И споёт о любви.
Или помнишь Ассоль,
Ту, что принца ждала,
Верила в сказку
И в паруса.
Её называла
Наивной девчонкой,
Сумасбродною даже –
Не верил никто.
А всё же мечта
Стала песней реальной:
На мачтах алело
Мечты полотно.
И принц – настоящий! -
Сошёл к ней на берег
И на руки взял…
О волшебство мечты!
Я знаю и верю,
Что есть это счастье –
Особенный мир,
Волшебства красоты.
Корлан, дорогая,
Ты верь и надейся:
Естая найдёшь ты,
Познаешь любовь.
И вспомнишь слова мои,
Вспомнишь надежды,
Что всё возрождались
И крушились вновь!..

21.07.84


Бывают дни – я будто солнце,
Я будто птица в вышине - 
Стремлюсь туда,
Где мысль сердце,
Мечты живут о ясном дне.
Мечты, мечты…
Живя лишь вами
Средь этой серой суеты,
Любыми пробовал средствами
Достичь заветной высоты,
Той высоты,
В которой вечно
Нет мрака тягостных ночей.
И пустоты времён беспечных,
Опустошённости речей.
    Бывают дни – я будто темень,
    Я – ночь, зима иль адов свет.
    Я сер и мрачен.
    И невзрачен,
    Мечтаний, романтизма нет.
Я сам себе загадка, право,
Я – рай и ад,
Я – снег и зной,
Я – чёрный, белый –
Смесь контрастов,
Пожалуй, точно – сам не свой…
     О жизнь! О Боги! О Природа!
     Как неспроста твоя межа!
     Родила ль ты во мне урода –
     В обличье мамонта – ежа?!
     Иль виной всему лишь сам я?
     Покоя нет в душе моей.
     Мечтой живу и ей отдался,
     Болезнь моя – лишь только в ней!..

24.09.84


Пусть солнце с рассветом
Лучами
И звёзды
В ночной непроглядной,
Таинственной мгле
Приветствовать будут
Рождение новой
Пары счастливой
На бренной земле!
     Пусть мир будет вечный
     Над храмом надежды,
     Залога любви
     И далёкой мечты,
     Который сегодня
     Был создан, как песня,
     Как слово завета
     Грядущей весны.
Пусть счастие ваше
Не вашим единым,
А будет народа всего
Достояньем,
И жизнь пусть будет
Не просто обычным
С рожденья до смерти
Пустым расстояньем.
     Дорога пусть будет
     Хоть трудной, но верной,
    Идущей вперёд
    И зовущей к мечте,
    Горением будет
    Пусть вечным, как солнце,
    Как звёзды горят
    Для других в вышине.
Чтобы вы оба
Легендою стали,
Подобно влюблённым
Козы и Баян.
Не верьте, что в жизни
Лишь серость витает,
А грёзы и песни –
Всё просто обман.
     Нет, вы докажите,
     Что в жизни есть место
   Романтике вечной
   И вечной любви.
   Примером живым
   Всем другим докажите,
   Как могут быть вечны
   Любовь и мечты!
Я тост поднимаю
За счастие ваше,
За радость, надежду,
Любовь,
Чтобы единым
Дыханьем вы жили,
Как будто едина
В телах ваших кровь!

29.09.84


О, родная моя!
Дорогая!
Ты теперь навсегда уж
Ушла.
Как же раньше не видел,
Не знал я,
Как ты, бабушка,
Мне дорога?!

Вспоминаю сегодня
Те далёкие годы,
Вспоминаю сейчас,
О, родная, тебя.
Ты опора была,
Ты и крепость,
И счастье
Того, уж прошедшего
Дня.

Было всё хорошо –
Ни забот, ни печалей,
Мама рядом, и папа, и ты,
Что же нужно младенцу,
Ребёнку?
Ни забот, ни тоски,
Ни мечты…

Это всё уж ушло
Безвозвратно.
Пусть уходит,
Согласен, но всё ж…
Как я мог?! О, проклятье!
Не знаю –
На кого я тогда был похож…

Ты лежала больная
В постели,
Но вставала, услышав
Что я
Приехал домой,
И в гостиной
Со всеми встречала меня.

А я был так равнодушен,
Непростительно холоден был
О, прости меня, бабушка,
Слышишь?
Ничего я того не забыл.

Я свой долг пред тобой
Не исполнил.
Был я молод и глуп,
Ты прости.
Чтобы помнил всегда
Я о долге,
Ты ко мне возвращайся
В ночи!

Пред тобой виноват –
Пред другими
Чтобы был уже я не таков,
Ты ко мне возвращайся,
Могильный
Иногда покидая свой кров.

Возвращайся ко мне
В снах моих беспокойных,
Мудрым сердцем своим
Путь юнцу укажи.
Приходи ко мне, бабушка, чаще,
О себе, о других
И про жизнь расскажи…

10.10.84


В грядущем видишь ты
Мечту
И счастье,
И добро,
И в сердце каждого черту,
Там за которой зло.

И та черта – запретный люк,
В которой мрак один.
И зло – коварный, хитрый трюк,
В том мраке господин.

Но та черта,
Тот люк закрыт
В сердцах грядущих лет,
Чтоб мрак одних
Не мог затмить
Сердец счастливый свет.

В грядущем видишь ты добро,
Мечту и счастье… Да!
Так пусть же в прошлом
Будет зло,
В грядущем – никогда!

06.11.84


Ты хочешь жить?
И я хотел бы…
И он, и все
Хотим мы жить.
Жить без вражды,
Без компромиссов,
Так жить,
Как надо бы всем жить.
Но что мешает нам?
Скажите?!
Мешает свет?
Мешает тьма?
Быть может - западная ересь?
Иль грёз пустая кутерьма?
Или сердец пустых забава?
Иль равнодушия туман?
Мещанства мерзкая отрава?
Или надежд твоих обман?
Что нам мешает жить?
Скажите?!
Где, правда, жизни?
Где она?
Ну почему же кладезь жизни
Зловонья смрадного полна?
Ты хочешь жить –
Живи спокойно,
Закрой на всё,
Закрой глаза!
Не думай много,
Не печалься, -
Не затуманит взор слеза!
Живи для блага,
Для достатка,
Живи для славы,
Для себя.
К чему тебе печали, право? –
Ведь всем другим не до тебя.
Живи собой,
Живи спокойно,
К чему тебе добро и зло,
Что где-то там,
Вдали творится,
Хоть это пусть и не кино…
Таков он –
Нынешний «мечтатель»,
Таков он – средний человек.
И весь он – это обыватель,
Живущий так из века в век.
И эти принципы чужие
Душе мечтательной всегда
Рождают в каждом обнищанье
Души и сердца навсегда.
И эти нищие душою,
К рукам прибрав бразды судьбы,
Рождают в мире беззаконье,
Рождают зло – владенье тьмы,
… Ты хочешь жить?
И я хотел бы,
И он, и все хотим мы жить.
Так значит надо нам
Бороться,
В борьбе мужая, надо жить!
Жить и бороться –
Это долг наш -
За мир и правду на земле,
Не только в плане обороны –
Быть в наступающем звене!
И это долг всех,
Кто не нищий
Душой своей и глубиной,
Покуда мир нам ещё тесен,
И нищета всему виной!..

07.11.84


М. Шаханов (перевод)

Восхождение на Эверест

На вершину взошедших,
Идя напролом,
Эверест покоривших
Немного имён.
И любовь – как вершина,
Подобная ей,
Её покоряют
Не все из людей.

Всё кончилось быстро. Уж гибнет мечта,
Как-будто берёза под снопом смерча.
Позором покроет он имя и прах,
Коль душу его одолеет злой страх.
По воле владыки эпохи своей
Убийцей себя должен стать был Транзей.
- Да, видно пришло это время, когда
С подмогой моей ты уйдёшь в никуда! –
С усмешкой такою как-будто кинжал,
Сталью блистая, пред ним возлежал.
- Убей себя, слышишь?! Рим гордый таков!
Вот люди пред дверью, вид коих суров.
А в комнате мрачно. –
И жизнь или смерть…
А на кинжал просто тяжко смотреть!
И жизнь, улыбнувшись кокеткой, сумела
Решимость его сокрушить так умело.
И он весь затрясся, бедняга для чести
Опоры найти не сумев в своём сердце.
И в этот момент Аррия вошла в дом,
Вся в белом – красавица с нежным лицом.
- Имя мужчины вам Богом дано,
Богатства и званья - везенье одно.
Но видно, что с этим пора уж проститься.
Что делать? – придётся пред роком смириться
Неужто хотите вы трусом прослыть?
Имя мужчины позором покрыть?
Волю свою соберите в кулак,
О, муж мой любимый!
О, сделайте так!
Неужто жить легче на свете с позором,
Чем смерти предаться в решении гордом?!
Поверьте мне – в это нет трудности, нет!
Смелее берите кинжал, о мой свет!
Безвольному в жизни полно испытаний,
И счастье уходит, придя без страданий.
А это пусть будет последним и первым,
Единственным шагом мужским вашим верным.
Всё просто… А ну-ка, сюда вот смотрите!
Без страха движенье моё повторите!
И, вспыхнув, как будто бы солнцем, глазами,
В сердце вонзила она жало стали.
… Много споров и толков оставив для мира,
Два тела сокрыла навеки могила…
… Трусливого мужа сберечь смогла честь –
Величие в славе той женщины есть.
Но злату едва ли нужна хвала, лесть!

16/11 – 17/11.84


Не паду я духом, нет!
Выдержу, не рухну!
Устою в потоке бед,
Возгорев, не стухну.
        Пусть опять падения,
        Тьма опять пускай
        К чёрту невезения,
        Сердце, не сникай!
Верь, придёт надежда
И любовь, и свет.
Или я невежда,
И далёк рассвет?
    Или я какой-то
    Странный сумасброд,
    Иль подобье чёрта,
    Чёртов хоровод.
Сам себе загадка,
Тьма или туман.
Где ж моя, разгадка,
Правда и обман?!
     Где ж моя романтика?!
     Где она – мечта?!
     Где она – Атлантика,
     Радость и весна?!
Где б она и ни была
Я всё ж её найду,
Душа чтоб в небо взмыла,
Предчувствуя весну.
     Чтобы не серой тенью,
     А яркою звездой
     Пройти по жизни с честью,
     С заветною мечтой.
И прочь отсель сомнения,
Покой, душе чужой!
За новые волнения
Я снова ринусь в бой!
      И пусть опять падения,
      И тьма опять пускай!
      И к чёрту невезения,
      О сердце! Не сникай!

22.12.84


М. Шаханову

Я слабый был –
Душой воспрянул…
Упав, рассыпался ведь в прах,
Но вдруг из темени нагрянул
Волшебный луч, в твоих стихах.
    И вновь поднявшись из осколков,
    Я снова камнем стал живым,
    Сквозь мрак различных кривотолков   
    С надеждой внял стихам твоим.
Воспрянул духом,
С новой силой,
С огнём, бушующим в груди,
С надеждой новой,
Как светилом,
Иду – вся жизнь,
Впереди.
Твои, ага, стихи, как крылья,
    Как эликсир младых сердец…
    Мне стыдно вспомнить –
    Кем же был я?!
    А кем я стану на конец?
Но кем бы ни был –
Твёрдо знаю:
Мечта жива и долог путь.
И лишь в борьбе я возмужаю,
Клянусь с пути я не свернуть!
   Был слабый я –
   Душой воспрянул,
   Влил эликсир младых сердец
   Во грудь мою волшебник слова,
   Степей величия певец…

06.02.85


Мы мыслим, мечтаем
И в людях других
Создаём идеалы.
Увидев впервые,
Не зная сомнений,
Видим мы в каждом
Гармонию линий,
Гармонию тела
И духа, и мысли,
Мечтаем, надеемся,
Верим и мыслим.
Но это всё так
До тех пор, пока мы
Не узнаем их ближе,
Не выйдем из тьмы -
Из тьмы нашей веры
И наших надежд,
Покуда мы в них
Не узнаем невежд,
Тёмных и низких,
Невзрачных и хитрых,
Двуличных, коварных
Двуногих существ.
Пусть мыслят, мечтают,
Но каждый из них –
Целое море,
Планет, мира лик,
Каждый ничтожен
И каждый велик…
Каждый – столетье
И каждый – лишь миг.
Каждый – сомненье
И каждый – мечта,
Загадки и тайны,
Зима и весна.
И как ни смотри –
Люди разны, но всё ж
Каждый и плох,
Но и всё же хорош.
Может, в этом и есть
Прелесть жизни людей –
В странном единстве
Различных идей?!

26.03.85


О, где же ты,
Любовь и песня,
О, где же ты,
Мечта моя?!
О, где же ты,
Что так чудесна,
Как мир,
Как звёзды
И весна?!
Иль может ты –
Лишь сон,
Лишь грёзы,
Мои волшебные мечты,
Которых нет
И быть не может
За гранью мыслимой черты?
Иль, может, ты –
Моя надежда,
Живёшь во мне
Иль рядом здесь?
И это всё –
Лишь мрак всеверья
Моих сомнений тёмных
Взвесь?
Быть может, нет тебя в природе
А есть лишь призрак –
И в других
Тебя иль нечто в этом роде
Увидев, связывал я стих?
Нет! Это бред полубольного!
Любовь, ты есть!
И ты жива!
Тебя искал,
Искал я долго
И всё же ты была, была!
Любил, любил я всей душою…
Любить смогу ли ещё так?
Я за неё отдал бы жизнь,
Жизнь без любви – такой пустяк…
Но где же ты?
О, где ты есть,
Моя любовь,
Моя мечта?
На небе звёзд,
О, тьма! – не счесть!
Где ж среди них
Моя звезда?!!

26.03.85


Не ты ли та,
К которой долго,
Страдая, падая,
Я шёл?
Быть может, ты –
Моя Мадонна,
Неужто я тебя
Нашёл?!
А, может, ты –
Совсем другая,
Быть может, ты –
Огонь и жар,
Быть может, ты –
Огонь и пламя,
А я…
Потушенный пожар…
Быть может, ты –
Как будто птица,
А я – как мышь
Или змея:
Хоть в небо взмыть
Душа стремится,
Но крепко держит всё ж
Земля…
А, может ты –
Как королева –
Привыкла властвовать,
Учить.
А я привык ходить налево,
От власти в сторону ходить.
А, может, ты –
Душой и телом,
И мыслью страстной,
И мечтой
Прекрасна, как сама богиня,
За олимпийской чертой?
А может ты,
Как мир весенний,
Кипишь энергией, красой,
А я – потухший уж Везувий,
Помпею скрывший под собой?
Помпею – город величавый
Моих идей, мечтаний, грёз…
Сокрывший в темени печальной,
Не вынесший подземных гроз…
Гроз и волнений,
И страданий,
Чем жизнь суетная полна…
Душа моя – Везувий мрачный,
Свой град разрушивший дотла…
А ты, наверное, как роза,
Цветок, цветущий по весне.
Иль это всё – опять лишь грёзы,
Лишь призрак счастья во сне??!

(26.03.85)


Желаем тебе от души
Здоровья и счастья навек,
Чтобы не в райской тиши,
А в бурях ты рос, человек.

Чтоб сердце не знало покоя,
Чтоб шел ты вперед и вперед
И вечно чтоб жаждал ты боя,
Пока в тебе мысль живет.

Чтоб был ты, как море, великим,
Светилом, как солнце, звезда,
И в мире, таком многоликом,
Себя не терял никогда.

Желаем успехов и взлетов,
Друзей тебе верных навек,
И главное – всюду ты помни
Что имя твоё – Человек!
 
(12.04.85)


Мне вернуться нелегко к началу,
Как хотелось, вдруг прижав к груди,
Стиснуть тело хрупкое в объятьях.
И поверить в счастье впереди.
    Как хотелось ощутить дыханье,
    Запах тёмных, ласковых волос,
    Чувствовать взаимность притяженья,
    Как взаимность тяги дальних звёзд.
Как хотелось ласково и тихо
Мне шепнуть: «Любимая моя!»
И в ответ услышать: «О, любимый!
Ты прости, до гроба я твоя!»
      Как хотелось бросить все сомненья,
      И вперед шагнуть опять к весне.
      Как хотелось ощутить волненье
      И счастье близкое, как будто бы во сне.
Как хотелось крикнуть: - Дорогая!
Прочь мои сомненья! Долой!
Милая! Любимая, родная,
Наконец-то вместе я с тобой!
     Слушайте, о звезды и планеты!
     Слушай мир весенний, полевой!
     Никого счастливей в мире нету,
     Наконец, родная, я с тобой!..
Как хотелось вновь поверить в счастье,
Вновь летать, писать опять стихи…
Но не мог забыть я те ненастья,
Что в картине – лишние штрихи.
      Но не мог предаться я желанью,
      И не мог тебя прижать к груди,
      Потому что вопреки мечтаньям
      Помнил я, что было позади…

15.04.85


Возрождение

Я в душе кричать не перестану,
Фразу эту буду повторять,
Будто феникс, с пепла я восстану,
Время всё же повернётся вспять!
      Всё-таки приду к тебе желанным,
      В грёзах песнь сложу опять о том.
      Хоть ты снова всё воспримешь странным,
      И я вновь предстану чудаком.
Снова воспою мечту я в песне,
Воспарю опять душой к вершинам гор.
Без тебя, поверь, мне в мире этом тесно,
Сердцу нужен чувственный простор.
       Снова, несмотря на передряги
       И сомнений вдруг возникший хор,
       Перестану видеть я глазами,
       Вновь безумный, обретая взор.
И тому, что вижу и услышу
И тому, что виделось уже,
Я внимать, как было, перестану
И сыграю новое туше.
       И безумным восполняясь пылом,
       Буду миру в счастье я кричать,
       Что нельзя никак влюблённым крыльям
       В парении высоком уставать!..

15.04.85


Трансформируйся, время!
Меняйся, огонь!
Усохшее семя
Ты жизнью восполнь!
Воздай, время, разум
И силы воздай.
Уставший от дум
Людям разума дай.
Забывшим о чести
Дай совесть, о время,
Понятия чести –
Не праздности бремя.
Забывшим добро
Относительность дай,
Посеявшим зло –
Зло во стократ воздай.
Летящее вечно
Над мраком безвестья
Хоть ты быстротечно,
Не дай власти бестьям.
Меняйся, о время!
Пусть ярче огонь!
Мечтами Мигеля
Нам души восполнь!
Романтикой в душах,
Надеждой взойди,
Трансформируйся, время,
Во пламень любви!

16.04.85


Поэзия и любовь

Поэзия!.. Не есть ли ты
Любовь?
Любовь – не есть ли ты
Поэзия?!

Нам тайной этой суждено,
Волнуя вечно кровь,
Сквозь мрак и невезения –
ОНА или ОНО?
Сквозь вечные суждения,
Потеряно звено,
Искать определения:
ОНА или ОНО?
ОНА – она ПОЭЗИЯ,
И жизнь, и мечта.
В ней – минимум везения,
Но сила есть меча.
ОНА – она поэзия,
В ней радость и душа,
В ней сила чудо-зелия
Рождается круша.
… Любовь – она поэзия,
Сливаясь в мир единый
Как микроатом цезия,
Плохого рушит льдины.
Как зелие Везелия
Рождает то сомнения,
То страстность устремления…
На то она поэзия,
А значит – и любовь.

Сомнения, сомнения,
Как мрак определения…

Волшебная поэзия –
Любви ли порождение,
Расцвета пора гения,
Пустое ли везение…
Иль чудо вероятности,
А может – всякой ясности,
Звериной суперстрастности
И всяких там случайностей
Большое отрицание?
Тогда ОНО рождается,
Плохое отрицается,
ОНО – закономерное,
Как жизнь – многомерное,
Волшебное звено.
И как мы не стараемся
Понять вещей обыденность,
Но чаще всё ж случается –
ОНА и ОН рождаются,
Как чистые полотна –
В картины воплощаются,
Сосуды душ безмерными
Строками восполняются.
… Так что же всё же значит:
Любовь или поэзия?
Не есть ли всё – одно,
Как нечто – всеобъемлюще
Единое звено…

Потребность НОМО-гения
Да здравствует ОНО!

17.04.85


Рабство любви

«В этом знойном саду
Красота нас обоих ждала,
А вернее –
                Явилась она!
Мне – в сверкающем, царском обличье,
Тебе – в образе девки,
И каждому радость дала:
Тебе – радость раба,
Мне – тревожное счастье величья.
Не гневись, согласись,
                Что любовь –
Наслаждение нищих,
Их свобода она и пища!..
                «Глиняная книга или 2700 лет
                спустя» - Олжас Сулейменов.

Был я раб
И дикарь,
Был я гений
И царь.
Был я миром большим,
Щедрым, мудрым я был.
Было суд я вершил
И ничтожнейшим был.
Сотворил где-то зло –
Был другими судим,
Куда сердцем стремлюсь –
Там бываю чужим.
Я бываю рабом,
И не теми любим
Я, к которым стремлюсь
Через тысячи зим.
Выбираю всегда
Участь – низость раба -
И иду на поклон
На мной созданный трон,
На который  тебя,
Воспевая, любя
Возвожу, выбирая
Средь тысяч – царя.
Хоть и знаю, поверь,
Мог я быть королём,
Где-то в мире есть дверь,
Коль войду – быть царём.
Но того не хочу,
Участь – низость раба,
Участь – радость раба
Для меня дорога.
В этом чудо любви –
Не живи, а гори!
И себя для любви
Для других сотвори!
И пока я живу,
О, любовь, ты гори!
Что ж за утро, коль нет
И не будет зари?!
… Не хочу быть царём.
Разве любящий – нищий?
Ведь любовь – его радость и пища,
И свобода его,
И крыло.
И летящий над миром –
Он – птица,
А упал – без высот…
Нет, уже лучше разбиться!
Потому в мире этом
Редки цари-птицы!
 
17.04.85


Ты солнце, я – планета

                «Никак не поймёшь этих женщин,
                Нарушают поступками
                Стройность трагических песен.
                Удивленья достойны
                Подобные метаморфозы»
               
«Глиняная книга или 2700 лет спустя»
                Олжас Сулейменов.

Я будто бы какая-то планета:
То вдруг весны рассвет во мне встаёт
Как будто,
То вдруг осенний мрак без лика наступает.
То в сон планету будто погружая,
То пробуждая ото сна как-будто,
Меняется душа,
Ища ответа
Подобным переменам
Зим и лета.

Да, это точно –
Я только лишь планета,
Я – сгусток только
Пыли и огня.
Я только шарик,
Что блуждает где-то
В безмолвии пространств,
Меняя ритмы дня.

Я только лишь планета,
А она –
Звезда! Лучом её согрета
Душа моя…
Она мне дарит и весну,
И лето…
Теперь я понял это.
Но как понять вот эти все зигзаги,
Как расписать законы,
Ритмы дня?
(Ведь это очень важно для меня!)
                Как разглядеть на солнце пятна –
Флаги,
Расшифровать величие огня?

Звезда моя прекрасная,
Ты всё горишь во мне,
И где бы ни блуждал я –
Всё шёл и шёл
К тебе.

Осилить притяжение
И изменить движение
А я не сумел
И знаю,
Теперь лишь понимаю,
Богов, чертей и прочее,
О, Солнце, заклинаю:

Звезда – ты
Я – планета.
Нет жизни мне без света,
В дали блуждая где-то
Я понял только это…

Я только лишь планета,
А ты – моя звезда.
В тебе – источник света,
Куда я без тебя?!

Все мои зимы, вёсны,
Мои вершины, сосны
И голубые ели,
Мои глубины, земли –
Что мир мой без тебя?!

Понять тебя стараюсь,
Расшифровать пытаюсь,
О, к чёрту эти мысли!
Я только ведь планета,
А мы от солнц зависим.

Короче – бросим это!
Взорвёмся новым светом,
Мир, одаряя летом.
Звезда моя,
Ты – Солнце.
А я буду Юпитер,

Или другое Солнце…
Гармонии обитель,
Сердец двух единение –
Волшебный андрогин…
Мечтая (не без этого)
Иду пока один…

18.04.85


О любви

                «Любовь не преступна
                И если возможно не-не-на - видеть –
                не-не-на - видьте!»
                О.Сулейменов.

Любовь как всеобъемлющее чудо,
Являя мрак и свет
Вершинам бытия,
Непознанным летающим объектом
Войдёт она
В меня, в тебя.

И в буднях к нам являясь,
Душам грешным,
Из мрака выявляя
Чудо - свет,
Любовь – как сказочная птица,
Живёт средь нас.
Беда, коль нет.

Хоть говорят,
Что без любви жить можно,
Я вам скажу:
Не верьте! Всё не так!
Без пищи жить живому невозможно,
А без любви жизнь –
Грошевой медяк!

Любовь – основа нашей жизни
Тленной,
Нетленной памятью
Рождаясь из веков,
Любовь, скажу, – основа
Всей Вселенной,
Не мрак и тяжесть
Бесполезных снов.

Любовь – она как крылья
Чудо - лета,
Она - огонь и сердце
Человека.
Любовь – вершитель судеб и людей
И отрицанье
Всех плохих идей.

Я признаю лишь только день
И ночь,
А всё другое,
В общем-то, преступно.
Коль нет любви,
Как мне тебе помочь?
Нет в мире цели,
В общем, недоступной…

Я признаю лишь только
День и ночь,
Лишь свет и мрак,
Лишь ненависть и чувство,
Не развивать которое
Преступно.

Коль нет в тебе любви,
То ненависти много,
Весы твоей души
Уравновесить сложно,
Но всё-таки возможно.
О, человек!
Я призываю,
Слышишь?!
В себе раздуй
Любви волшебный пламень.
Что жизнь твоя,
Лишённая души?
- Пустой, холодный камень…

18.04.85 


Речь обывателя

Кто я?
Кто ты?
А кто мы есть?
Не думали об этом.
Ну я,
Ну ты,
Мы всё же есть
Живём на свете этом!...
    И радость наша,
    И печаль,
    Добро и зло – в пути.
    А жизни бесконечна даль,
    Всё впереди,
    В пути, пути!
Так потихоньку день за днем
Иди, не зная бед.
К чему тебе игра с огнём?
В огне покоя нет!
     Иди, иди…
     Путь бесконечен.
     Не думай много,
     Ну зачем?!
     Мирского блага зов извечен,
     Бороться надо? Ну а чем?
Живём мы тихо,
В середине,
Ни вверх, ни вниз.
Ни мрак, ни свет.
Наш мир подобен, братцы,
Льдине,
И коль круиз –
Чего-то нет.
     Покой, устойчивость на льдине
     Лишь в центре, братцы,
     В середине.
     К чему базар и эти думы?
     Кто много думает –
     Тот умный?
О нет, товарищи,
Не так!
Кто много думает –
Дурак!
   Кто я? Кто ты?
   А кто мы есть?
   Не думаем об этом!
   Мы всё ж есть,
   Мы всё ж есть,
   Живём на свете этом!

23.04.85


Цветенье мая и весны,
Рождённая мечтой!
Надежды светлые и сны
Дарованы тобой.
    Тобой одной –
    Мечтой и песней,
    Весенней гордою красой.
    С тобою мир стократ чудесней,
    И небо чище надо мной!
Влетаешь ты,
Как клин весенний,
В родные степи и поля,
Влетаешь ты
Мечтой и песней,
В мир дальний грёз моих маня.
     Влетаешь ветра дуновеньем
     В души моей седой простор.
     И жизнь вся – одно мгновенье,
     Но я с тобой – превыше гор!
Превыше гор
И глубже рек,
Счастливый самый человек!
     И потому, что ты – весна,
     И потому, что ты одна –
     Цветок моих надежд и песен,
     Мир так прекрасен и чудесен!
И о тебе вновь и вновь
Петь буду, о моя любовь!

23.04.85


Притча о вьюне

Ты знаешь притчу о вьюне,
Что к свету шёл и тьмы?
Ведь никогда его в венке
И не увидишь ты.
    Да, он невзрачен, тонок, худ,
    Ни красоты, ни дива.
    Как видишь, древние не лгут,
    И речь их, ох, правдива.
Так значит, вьюн - лесной урод,
Ошибка эволюции,
Случайно рос среди пород
Чистейшей конституции.
    Расти, вернее, начинал
    Но это, ох, непросто,
    Ведь рядом все, кого он знал,-
    Гигантского все роста.
Стволы, листы – куда до них!
И света не видать
Да, видно, вьюн, тебе средь них
Придётся пропадать.
    Чтоб выжить, нужен свет – не мрак,
    А проще – нужна цель.
    Но в мир придёшь – и каждый враг,
    Хотя бы та же ель.
И целью вьюн себе избрал
Заветное начало,
Точней, начало всех начал,
Всему что жизнь дало.
     Избрал он солнце целью этой,
     И смысла жизнь теперь полна.
     Кружась спиралью вокруг мяты,
     Поднялся выше… Там сосна.
Так постепенно день за днем
Он шёл к заветной цели.
А лес, смеясь, галдел о нём,
Ведь он уж выше ели!
    И вот всё будто позади,
    Вот отблеск – луч огня.
    « У цели! Счастлив!.. Не щади!
    О солнце, жги меня!»
    « Я счастлив, цели я достиг!» -
      Кричал вьюнок лучам.
      Ведь тайну счастья он постиг,
      Сгореть желал он сам.
Так и случилось, скоро он
Сгорел, счастливый вьюн.
Но в сердце леса слышен звон,
Он в сердце леса юн.
       Лес песню о вьюне поёт,
       Что к цели шёл своей,
       Что только вера приведёт
        К мечте грядущих дней.
Живут в лесу том мята, ели,
Сосна живёт, кусты рябин.
Живут спокойно и без цели,
Живут уже не год один.
      Я не хочу быть мятой, елью,
Хочу вьюну подобным быть,
Чтоб, загоревшись суперцелью,
Дела хорошие вершить.
      Хочу тебя обнять, о дева,
      Поцеловать и знать о том,
      Что ты пойдёшь навстречу смело,
      К заре пойдёшь ты с чудаком.
И не отринешь в счастье этом
Он созерцания зари…
Тогда пусть Боги скажут: «Летом
Ты счастлив был. Теперь умри!»
    И пусть умру, не пожалею,
    Судьбу вьюна себе избрав
    И ветры прах пусть мой развеют,
    Как прах вьюнов седых дубрав!
Чтоб жизнь красивую прожить,
Стремись вьюну подобным быть!

23.04.85


Прямые наших отношений

«Я возвращён, я приобрёл тот мир, который меня любит»
                О. Сулейменов

Прямые наших отношений,
Сходясь гиперболой в пути,
Непостижимы для мышления,
Непостижимо далеки.
    Мы две гиперболы с тобою,
    Сошлись на осях координат.
    Слились мы функцией одною
    Из цифр абсцисс и ординат.
Но точка близости всё дальше,
Уходят ветви функций наших.
Отсчёта точка позади.
Прямые наших отношений
Сойдутся ль снова впереди?!
                2
Как мир велик, непостижим!
Недосягаем край познанья!
Коль плоско мыслить – зря я жил,
А коль объёмно – не случайно!
     Законы плоскости просты,
     Сойдясь, ушли прямые в вечность,
     И не сойдёмся я и ты,
     Кляня себя, свою беспечность.
Но мир велик и многомерен,
И ток пространства искривив,
Я возрожусь опять Гомером,
И, чашу счастья испив,
Я воспою тебя, богиня,
Я воспою тебя, любовь,
И благодарность свою миру,
Что свёл прямые наши вновь!..

24.04.85


          Алибеку

Твой кумир –
Че Гевара Эрнесто,
Был борец за Свободу,
За правду, за мир.
Был душою, как пламя,
Эрнесто,
И мечтателем был
Твой кумир.

Был души он
Чистейшей породы,
И великий романтик,
И сердцем поэт.
Сам горел,
Зажигая народы,
Для других был,
Как в темени свет.

Ради цели своей
Благородной,
Для свободы и счастья
Навек,
Шёл бесстрашный Эрнесто
На подвиг,
Великий, но всё же
Простой человек.

Кумиры должны быть,
Ведь память потомков
Дороже всех благ
И земных неудач,
Кумиры должны быть,
Чтоб к цели стремленье
Стало важнейшей для нас
Из задач.

Чтоб каждый стремился
Таким быть, как кто-то,
Оставшийся в памяти
Светлой людей,
Чтобы и жизни своей
Не жалел он
За торжество
Благородных идей.

… Я одно пожелаю
Тебе, Алеке –
Будь таким,
Каким был
Гений страстности –
Че!!!
               
1.05.85


Выпускникам ЦСХИ 1985 года

Прекрасное чистое небо
И яркое солнце над нами
Золотой колесницею Феба
Приветствуют землю лучами.
   Свежий воздух с прохладцей пьянящий
   Обнимает усталое тело,
   Впереди – к грёзам дальним манящий
   Путь надежд и полезного дела.
Впереди и мечты, и надежды, и грёзы,
Впереди путь тернистый, крутой.
Будут победы, потери и грозы,
Жизнь кипящая будет. Не стой!
     Не стой, а борись!
     Будь в движении вечном!
     Цель себе избери
     В хороводе времён бесконечном.
     Студенчества годы уже позади,
     Но надеждами полнится грудь.
     Будь романтиком, смело иди
     И прекрасных тех лет не забудь.
Не забудь ты родные общаги,
Полумрак коридоров и стен.
Помнишь день, как приехал с вещами
Ты впервые?.. Ты помнишь тот день?
Это было недавно и будто давно.
Каждый год – это был шаг вперёд.
Вечно быть молодым не дано
И теперь в жизнь идти – твой черёд.
      Но о прошлых счастливых годах,
      Прекрасных годах не забудь.
      Находи счастье, радость в мечтах
      И пусть грёзами полнится грудь!
И пусть чистое небо над нами
С золотой колесницею Феба
Одаряет планету лучами
И колосьями спелого хлеба!

02.05.85


Если б был я…

«Если б звался я дурак, Хайямом,
  Если б я, проклятый, был Хафизом,
  Если б был я Махамбетом,
                Я бы…»
                О. Сулейменов

Если б был я Дон-Кихотом,
Я бы
Дульсинеей лишь тебя назвал бы,
Лишь тебя воспел б,
Не зная ямба,
Амфибрахий и дактили,
Я бы
Чудищ, великанов поломал бы
И родную землю целовал бы.

Славу благородной Дульсинеи
Я разнёс бы по степям и миру.
Для тебя открыл бы и Гвинею,
Лишь тебе бы посвятил я лиру.

Если б был я Дон-Жуаном,
Я бы
Честь повсюду женщин
Я топтал бы,
И мужей достойных
Унижал бы,
О любви не думал б,
И не знал бы…
Если б был я Дон-Жуаном,
Я бы…
Нет, не думай, что такой я –
Слабый…
Не желаю никакой я
Славы…

А хочу любви твоей
Одной лишь…
Чтоб, сгорая, жить…
Не хочешь?..

7.05.85


Без тебя...
                Я молчу, я люблю,
                Никуда от тебя не уйти
                О. Сулейменов
Нет тебя со мною рядом,
Нет мечты моей и песни.
Даже рай с прекрасным садом
Без тебя мне был бы тесным. 
      Без тебя мой мир не полон,
      Без тебя рассветы мрачны.
      Коль один – я дряхлый ворон,
      А с тобой – поток прозрачный.
Без тебя мне недоступны
Неба высь, морей просторы,
И вершины неприступны,
Но с тобой я сдвину горы!
Без тебя я слаб, невзрачен,
Без тебя – кувшин пустой я.
Как слеза, душа прозрачна…
За тебя я выпью стоя!

… Если нет тебя, то, что я?!!

07.05.85


Ты песня грез
     « С портрета не Джульетта – это ты…»
                О. Сулейменов

Я тебя видел везде,
Даже там,
Где тебя не бывало.
Лишь тебя уподобил звезде,
Что надеждой тянула и звала.
    Всё шёл и в толпе,
    Средь людей
    Неизменно тебя узнавал,
    И в потоке бушующем дней
    Мир иной –
    Я мир грёз создавал.
Узнавал я тебя средь прохожих,
И в картинках ведь видел тебя,
Или много так песен похожих,
Иль обманами тешил себя?
    Или, может, над миром бескрайним,
    Среди тысяч бесчисленных звёзд.
    Лишь одна догорит утром ранним,
    Станет песней твоих чудных грёз?
Да, одна,
Лишь одна
В небе светит звезда.
Твердо верю, она –
Песня грёз моих. Да!
    Это ты,
    Это ты –
    Песня грёз и мечты!
    Дульсинея моя и Джульетта,
    О тебе, для тебя песня эта!

7.05.85


Не молчите!
Пишите стихи,
Песни пойте для них –
Тех, погибших…
И тех, что в живых.
Знайте о них,
И в обыденной жизни
Не забывайте о них –
Простых,
                Незаметных,
                Обычных,
Но видевших ад
И прошедших чрез ад,
Друзей потерявших в боях.
И к заветной мечте –
К долгожданной Победе
Чрез тернии шедших,
Чрез муки и беды.
Шли они, невзирая
На дождь и на грозы,
Под огнём артиллерий,
Фашисткой пехоты,
И в лагерях смерти,
На воздухе, в море,
В глубоком тылу,
На ледовом просторе
Давали отпор
Ненавистным врагам,
Себя не щадили
И шли, как могли,
За счастье своё
И народов Земли.
… Всё меньше и меньше
Становится их –
Солдатов Победы,
Сегодня живых…
И мы в неоплатном
Долгу перед ними…
Сегодня и завтра живущие
Мы
Поднимем бокалы
За здравие, счастье
Живых ветеранов
Прошедшей войны!..

8.05.85


                Там дикий бой,
Там время не течет
Там знают всех врагов наперечёт.
Там зажимают раны, словно рты,
Там будет жив другой, если не ты!

О. Сулейменов

То мир другой –
Мир грозных битв,
Придя в который будет бит.
И биться будешь до конца,
За всё то светлое, что есть,
И то, что было, но ушло,
И то, что к нам
Придёт ещё.
То мир идей,
Мир дальний грёз
И светлых дум,
То мир борьбы
За счастье всех людей Земли,
За счастье тех, кто рядом есть,
За всё, чего не перечесть.
То мир, в котором можешь быть
Или не быть,
Коль нет романтики в тебе,
Коль нет стремления в душе
К тому, что разум создаёт
В далеких грёзах и мечтах.
В тот мир приходят и уходят,
Одни уходят навсегда,
Чтобы прожить жизнь втихомолку,
Блага создав в себе…
А толку?!.
Другие же идут навек
Туда, где счастлив человек –
Идут на бой
За светлый мир,
Восходят люди на Памир,
На Джамалунгму, пик мечты
Идут под лёд и на штыки,
Под пули лезут и мечи,
Идут в огонь,
Во мрак темниц
И пусть умрут –
Не падут ниц.
И, умерев, они живут
В сердцах людей
Грядущих лет…
Счастливей их, наверное, нет…
Их много было,
                будет,
                есть,
И всех нельзя и перечесть.
О, друг! Давай
И мы с тобой
Так будем жить,
Не для себя лишь –
Для других!..
Своих намерений благих
К чему стесняться и зачем?!
Не лишь бы жить,
А важно – КЕМ!

10.05.85


Пусть тень моя бессильна,
                как проклятье,
но эту тень, пустыня, сохрани.
                О. Сулейменов

Пусть я невзрачен,
Слаб и многолик,
И пусть не человек,
А тень, подобье только,
И след мой на земле
Пусть мрачен,
               Невелик,
И краток путь,
Недолог пусть
                Мой век,
И я не буду пусть
В твоей судьбе ничем,
Какой-то пустотой,
Лишь буду
Пустою
             Тёмной
                Нишей,
К чему,
           Да и зачем
Твой мозг обременять
Дешевой тяжкой
                Ношей?!
Хотелось мне сказать:
- Хоть помни обо мне,
Хоть иногда
       В печальные минуты
Как будто бы во сне
Ты вспомни обо мне…
Но я скажу: - Забудь ты!
К чему слова пустые,
Пустые образа?!
Ведь всё ушло навеки,
Исправить уж нельзя…
… Простор твой безграничен,
А я?..
Об этом разве речь?
Я тень,
И путь мой
       Обезличен,
Коль я твои просторы
В себе не смог сберечь…

16.05.85


«Нас обвиняют в легкомыслии,
А мы фанатики в любви».
                О. Сулейменов

Иные есть, что, выслушав тебя,
Рассказ твой о любви своей и песне,
Начнут вдруг с умным видом знатока
О похожденьях изливаться честно.
    О том, как он тогда с какой-то был,
    Попробовал все меры и без меры,
    А там… (уж имя позабыл)…
    Да мало ли!.. Бесчисленны примеры…
Он грёз твоих обхает высоту,
И с высоты – рывком об землю прямо.
Он чувствовать не может красоту,
Но говорить пытается упрямо.
    И обвинит тебя в наивности, всеверьи,
    Пытаться будет доказать, что нет
    Такого, чтоб основа – на доверьи,
    Чтобы любовь – мечта была и свет.
Обхаивать он будет все надежды,
Не думая о том, что он невежда,
Что сам он – разрушитель красоты
И житель низа – мрачной темноты.

Конечно, нет любви какой-то бестелесной,
Любовь – слиянье тела и души.
И ты строкой, поэт, тяжеловесной
Гармонию такую опиши.
Пиши, чтоб знали все, кто верит и не верит,
Что каждый – Бог, гармонии творец.
И каждый пусть тебе, поэт, поверит,
Что есть любовь – для разума венец.
     Пиши, поэт! Кто скажет, что мы слабы?
     Пиши, поэт, поэмы и стихи!
     Пусть кто-то обвинит нас в слабоволии,
     Но мы – фанатики в любви!

17.05.85


«А какое у нас беспокойное синее небо!»
                О.Сулейменов
Небо синее, синее
Но беспокойное…
Глядь – вон уж тучка
Иль облако, дым…
А где-то вон грозы,
Разряды, пожары
И гневным набатом –
Хатынь…
А вон, как мираж
Из далёкой пустыни,
Встают из-за гор,
В сердце нашем хранимы,
Боль Нагасаки
И боль Хиросимы.
Синее небо над миром.
О, как беспокойно!
Нет мира над миром,
Не спится спокойно!
Слышишь – Ливан,
Палестинцы, о, где вы?
Синее небо Адама и Евы…
А в Никарагуа тучи и дождь,
Повсюду преследуют правые левых…
Безглазый ребёнок,
Безрукий уродик,
Циклоп двоеглавый –
Уроды, уроды…
Вьетнам, Кампучия,
Бхопал…
Забыты все ритмы природы…
Нейтроны и атом,
ОВ и напалм…
У власти – магнаты –
Психоуроды…
Синее небо всё беспокойно:
Где-то разряды,
Иль тучи, иль дым…
Встаньте, о люди,
Все вместе скажите
- Мы чистого неба
И мира хотим! 

(17.05.85)


Я писал не раз о ней,
И мечтал, и пел.
И в потоке буйном дней,
И средь разных дел.
        Я писал о ней, мечтал
        О любви далёкой.
        Кем же, кем теперь я стал?!
        Птицей одинокой?!
Я любил, я знаю…
Всё ушло теперь.
Будто прикрываю
За собою дверь.
       Часто вспоминаю
       Даль ушедших дней,
       Хоть и понимаю:
       Не вернуться к Ней.
Кто же скажет: Это
Почему всё так?
Не приходит лето,
Что пришло в мечтах.
       Я любил, я знаю…
       Только что теперь?
       … Ничего не знаю,
       Закрываю дверь…

26.05.85


 Смотри – в природе нет чудес,
А только лишь загадки.
Возьмём хотя бы этот лес
Иль россыпи агатов,
     Или – вот этот водоём,
     Простой и необычный.
     Давай придём сюда вдвоём,
     Чтоб мир понять привычный.
Смотри – нельзя свободным быть
От всех себе подобных,
Камыш один не сможет жить
Близ устий многоводных.
    И стрекоза, и тот вон жук,
    И звёзды в синей мгле…
    И тот укрывшийся паук –
    Что он один Земле?!
А человек – он выше звёзд,
Жуков и пауков.
Ему нужнее крылья грёз
И красота цветков.
     Нужны ему не просто грёзы,
     А дум единство и мечты.
     Стихов побольше, меньше прозы,
     Единство нужно Я и ТЫ.
И в том, единстве – счастье наше…
К заре давай пойдём вдвоём,
Чтоб мир вокруг стал много краше,
Как этот самый водоём…

… Давай к заре пойдем вдвоем…

03.06.85


Легко бежать, покинув дом,
В страну чужих, пусть не врагов,
Но всё ж, поверь, и не друзей,
Не очень родственны мы ей -
Америке, что мнит себя
Пупом Земли, планеты всей,
Воздастся скоро крахом ей
Гордыня глупая людская,
Что признаёт лишь власть вещей,
Лишь злата власть,
И грубой силы.
Лишь внешне - блеск,
Нутро – могилы…
Ну что сказать ещё о ней?!
И то, что пройдено уж нами,
Борьбу, страданья, боль, мечты -
Ей предстоит ещё пройти,
И обрести покой не в мире,
Но в духе радость обрести.
И жить потом уже не снами
О власти над планетой всей
Тельца златого…
Просто сами,
Поняв единство чистоты,
Вернутся люди в лоно Тайны,
Того, что каждый Я - есть Ты,
А Ты – есть Я,
И мир един,
Одна семья.
Сейчас там лето,
Здесь – зима.
Но уж и там вон холода.
Вот ураганы, смерч, тайфуны
Уж сотрясают всё вокруг,
А ты идёшь навстречу… вдруг…
Никто не властен над природой,
Зима уйдёт, весна приходит.
А лето в осень переходит.
Но ты ж бежишь туда, где скоро,
Уж скоро будет снег опять,
Зима и тяготы людские,
Как-будто время сдвинув вспять,
Тебя настигнут снова там…
Зима же здесь сойдёт на нет,
Весны лучи растопят снег,
И мир весь снова расцветёт.
Таков закон природы,
Вот!
Как ни верти, родная степь
Роднее прерий и лесов,
Чужих высот и городов,
Стихов чужих,
Чужих домов…
Не в степь бежать чужую надо,
Но степь свою в сад превратить,
И в ней цветов бы насадить,
В ней рай устроить для людей,
Мир сотворить из всех идей,
Когда-то бывших лишь в мечтах –
В мечтах несбыточных и снах…
Зачем бежать нам в чуждый рай?
Ты здесь, в степи свой рай создай!
Кто, коль не ты, тот рай создаст?!
Кто, коль не ты, хвалу воздаст
Тем многим предкам, кто сберёг
Родную степь, огонь и род?
Кто в муках тягостных,
Страданьях
Здесь сеял хлеб и строил путь…
Как можно их всех обмануть
Надежды?!
Надежды предков, что стоят
Вон за твоей спиной толпой…
Они незримы, не в миру,
Но есть они, как на пиру,
И они ждут,
Что в мир ещё опять придут
Через тебя…
Но ты же вдруг
Бежать решаешь от степи
К чужой мечте,
К чужой стезе…
К чужой стране,
К чужой меже…
Что ж, воля есть
И есть свобода,
Смотри сама
На что пригожа…
Всё взвесь, обдумай
И реши,
Не столь поспешно, не спеши.
И если путь сей выбираешь,
Неси свой крест и до конца…
Ведь это ты –
Не он, не я…
Ведь выбор – твой,
И путь сей – тоже…
Ведь жизнь вся – на что похожа?
На сон, игру, забавный смех
От воспоминаний и утех…
Потерь каких-то, поражений,
А иногда –
Приобретений…
Решай сама,
Но дай нам знать,
Что ты сама решила стать
Частицей чуждой той страны,
И что бежать стремилась ты
Туда сама…
…Сама бежишь?!
Решив, что лучше эта жизнь,
И что страна чужих идей,
Чужих надежд,
Чужих людей
Тебе близка… и дорога,
Родней, чем небо и луга,
Чем песнь полей …
Родных степей…
Родных людей…
Родных идей…
Бежишь сама?
Сама бежишь?!.

18.10.05


Рецензии