Знал бы, где упасть...

                ЗНАЛ  БЫ  ГДЕ  УПАСТЬ…

Рая, от природы умная, расторопная, энергичная, обаятельная девушка, заканчивала школу. Только с родителями ей не повезло. Отец спивался, пропивал всю зарплату, начал из дома уносить вещи, обменивая их на бутылку спиртного, в семье иногда не было денег даже на хлеб. Мать ему прощала и грубость, и побои, постоянную нехватку денег с какой-то собачьей преданностью, что никак не укладывалось в голове Раи. Она не понимала мать, иногда даже презирала ее, но чаще жалела, как слабого, безвольного человека.
   
Многие девочки в школе разодеты как принцессы, а у нее и на школьный вечер надеть нечего.  А тут еще  физрук пригласил в гости и при ней, в назидание сыну,  сказал: «Вот Рае иногда есть нечего,  она хорошо учится,  у тебя же есть все, а как учишься ты!»  Рая от унижения не знала, куда деваться.

Часто она мечтала о том, что  вдруг окажется в хорошей интеллигентной семье, где холодильник полон продуктов, родители любят ее, ходят с ней в театры, в музеи и покупают ей красивые платья. Мечты, мечты. Им никогда не суждено сбыться. И Рая поставила себе цель: во что бы то ни стало любым путем выбраться из семейного болота. Для этого нужны деньги, как можно больше денег.
Как-то она забрела на барахолку, и молодой человек, продававший новенькие импортные сапоги,  обратил внимание на ее чарующую улыбку, на ее миловидное лицо и пригласил ее на свидание в ресторан. В ресторан! У Раи даже дух захватило, и она тут же согласилась. В ресторане чувствовала себя скованной, но постепенно к ней вернулась ее обычная живость, доброжелательность, и она с увлечением поддерживала разговор. Как тут нарядно, празднично, на столах белые скатерти,  посуда сверкала под светом люстр, огромный зал. А в родной квартире колченогие стулья, крохотная кухня с потертой клеенкой, пьяный отец, забитая униженная мать.  Так не хотелось возвращаться домой.  Олег, так звали молодого человека, пригласил ее к себе, и она согласилась. Он жил один, однако его жилище никак не напоминало квартиру холостяка, чисто, уютно, современная мебель, мягкий рассеивающийся свет, какая-то интимная обстановка. Рая поняла, что здесь часто бывали гостьи, но это не встревожило ее. Решила, будь, что будет, так не хотелось возвращаться в убогую обстановку к пьянице - отцу. Олег попытался поцеловать Раю, она отстранилась.  «Успеется,- подумал он -не надо торопить события, она моя, раз сразу согласилась пойти в гости».  Рая собралась домой, он проводил ее и пригласил на новое свидание в парке. Встречи повторялись,  молодость брала свое, и случилось то, что иногда случается - Рая забеременела.  Олег хлопнул дверью, пусть сама теперь расхлебывается. Через несколько дней неожиданно для него - прожженного циника ему стало так пусто и тоскливо, что он решил жениться. Свадьба была скромной.

 Рая вырвалась из семьи, но попала из огня да в полымя. Чтобы ходить в рестораны, ездить в Сочи, иметь деньги Олег занимался фарцовкой. Брал новые дефицитные импортные товары на базе через знакомых, которым отстегивал часть вырученных денег, перепродавал за двойную, а то и тройную цену. Милиция с этим боролась, предусматривалось уголовное наказание за такой вид деятельности, поэтому нужна была особенная изворотливость и гибкость, чтобы найти покупателей и избежать тюрьмы.

 Такие были времена. Не понятно, зачем создавался  дефицит тряпок, когда их можно было купить за рубежом по дешевке, за тот же дорогущий титан или золото. Может быть, уже готовили перестройку, надо было у народа вызвать неприязнь к советской власти.

Рая помогала мужу, все время была в страхе и напряжении, ловчила, искала покупателей, обманывала милицию, придумывая все новые и новые истории, чтобы ее не задержали. Благодаря ее уму, обаянию, красоте, удавалось спекулировать, минуя опасности.
Жизнь шла своим чередом. Родились две чудные дочки, в которых Раиса души не чаяла, сама себе удивлялась, что может так сильно и беззаветно любить.
 Она уже самостоятельно брала  и сбывала товар, появились постоянные покупатели.  Вечная нервотрепка, страх  расшатали ее нервы, начались ссоры с Олегом. Ей казалось, что он виноват в ее такой безбедной, но полной риска жизни, когда  все время ждешь стука милиции в дверь. Делать же что-то другое не могла, да и не хотела.  Почувствовав, что может в фарцовке обходиться без него, Раиса подала на развод, и вскоре его получила.
 
Наступили девяностые. Президент Ельцин все разрушил до основания и повел страну к светлому раю капитализма. Производство лежало на боку, оборудование, станки заводов продавали на металлолом, поля зарастали березняком. Не работали, не сеяли, ринулись торговать.  Для Раисы настали чудесные дни. Она оказалась в этой обстановке, как рыба в воде, на самом гребне событий. Тут уж только разворачивайся, тем более, что огромный опыт  теперь доблестной, современной, повсеместной спекуляции у ней был.
Со временем более сильные,  прожорливые «акулы» этого бизнеса стали теснить, угрожать,  требовали платить «дань», и ее так хорошо налаженное дело стало трещать по швам. Ей подсказали, что можно уехать на Запад или в Америку, где калачи растут на деревьях и уж там-то…       

   Чем затягивает многих Америка и Запад? Ровные, гладкие дороги, как зеркало, чистые улицы, отсутствие хамства  и пьяных на улицах,  вежливое  обращение в магазинах, ресторанах, кафе, постоянная улыбка на лицах беседующих людей… Но, конечно, главное – это более высокий уровень жизни.
 
       Но не всех приехавших судьба пригрела под своим крылом. Подводные камни есть всюду, и корабли жизни часто садятся на мель, когда совсем не ожидаешь подвоха.

     И вот Рая по турпутевке приехала в Филадельфию. Решив остаться в этом городе, она пошла в русскую православную церковь, разыграв верующую, хотя не верила ни в Бога, ни в черта. В церкви добрые русские старушки,  сочувствующие приехавшим из голодной России,  стали помогать Рае. Одинокая бабушка Лиза, которая жила по принципу – хорошо живешь сам, давай жить хорошо и другим -  стала опекать Раю и устроила ее ухаживать за русским старичком Иваном, у которого был дом в центре города. Рая понимала, что здесь надо работать усердно, она пустила в ход все свое обаяние, которым была наделена от природы, всю свою расторопность, и старичок полюбил ее, как дочь. Но Рае нужно было гражданство или хотя бы зеленая карта, которая давала бы ей официальный статус, ведь она была пока на нелегальном положении. И пустив в ход все лисьи приемы, она уговорила старичка жениться на ней.  Рая ликовала! Она - наследница дома за миллион долларов, больших накоплений старика,  стала полноправной американкой.
Иван говорил Лизе:"Какая у меня красавица жена. Как она меня сильно любит. Какая она ласковая, работящая, чистоплотная". Огромная разница в возрасте  его не смущала.
Вскоре к Ивану приехал в гости племянник – профессор из Москвы. Племянник был разведен, у него две дочери, с которыми он поддерживал родственные отношения, но  это не испугало Раю, главное, трехкомнатная квартира в центре Москвы. И вот тут уж она показала свой главный талант – очаровывать. Профессор был немного рассеян, непрактичен, привык к уединенной жизни. Друзей у него не было, время он проводил за чтением книг и за научными изысканиями.  Он не выдержал такого напора и сразу сдался. Через два года Иван внезапно умер. Злые языки судачили, что Рая помогла ему уйти на тот свет. Родственников у Ивана в Америке не было, разбираться некому, а Рая стала свободна и богата. На Украине у нее остались 2 дочери, она вызвала их к себе.  У старшей дочери  сын от первого брака, замужем второй раз, младшая дочь тоже имела ребенка, отец которого был неизвестен. Когда дочери обустроились, Рая поехала в Москву дожимать профессора. Профессор колебался, развеять его колебания не составило труда. Еще одна удача - она жена профессора.
 Какими путями удалось Рае уговорить  переписать его квартиру на нее остается загадкой, но царский подарок она получила. Профессор и Рая! Совершенно разные, с разным уровнем развития, с разными взглядами на жизнь. Рая всю жизнь занималась спекуляцией, в уме ей не откажешь, однако ни литература, ни театр, ни живопись, ни наука ее не интересовали. По характеру она была энергичной, деятельной, в квартире ей все хотелось переделать на свой лад. Профессор же имел огромную библиотеку с раритетными книгами, был образованным,  умным,  много читал, посещал выставки, спектакли, был в центре культурной жизни столицы. Скандалы начались с того, что Рая потребовала выбросить из квартиры «хлам», то есть библиотеку, которую начал собирать еще дед профессора. Она захотела обновить квартиру, сделать ремонт, поставить современную мебель. Отказ избавиться от книг  ее взбесил. Профессор слишком поздно  понял, на ком он женился, кому подарил квартиру.  Пришлось развестись, Рая купила ему на деньги, доставшиеся от Ивана, дешевую квартиру в Подмосковье и выселила его. Хорошо, что не выбросила на улицу. Но, как сказала бабушка Лиза, так им мужикам и надо, нечего быть лопухами.
   У дочерей  жизнь сложилась непросто. Сначала они занимались уборками, но, подкопив немного денег и освоившись с языком, старшая дочь окончила курсы бухгалтеров, а младшая сдала  экзамены и подтвердила свой диплом юриста,  вскоре  она вышла замуж, но с мужем у них брачный контракт, и все финансы отдельно. На ее дочь новый муж не тратит ни копейки. Единственное, что получила младшая дочь, так это жилье в доме мужа.
Другая дочь Лена  работает бухгалтером,  супруг  устроился на работу программистом, казалось, что жизнь наладилась. Школа, к которой приписан был их дом, была не очень хорошей. В ней учились почти одни черные, которые к учебе относятся прохладно. У Лены не хватило аргументов, чтобы уговорить мать продать этот дом и купить другой рядом с хорошей школой.
  Сын подрос, начал подражать негритянской моде, подружился с одноклассниками, но Лена все посмеивалась, говоря, что он у ней самостоятельный, а это все преходящее. Вскоре она заметила, что из дома начали пропадать ценные вещи и деньги. Сначала она приписывала все пропажи своей рассеянности,  когда же это стало повторяться часто, то  более внимательно присмотревшись к сыну,  поняла, что он уже наркоман.  В плохих школах Америки это бывает часто. 
Ехали за счастьем, а получили единственного сына – наркомана. Лена отправила сына к бабушке Рае в Москву, надеясь, что оторвет его от компании негров – наркоманов и он бросит наркотики. Рая прожила в Москве с внуком 2 года, затем оставила его в теперь уже своей трехкомнатной квартире и вернулась в Филадельфию. Жизнь с таким внуком – сущий ад.  Знакомым же  говорила, что все идет хорошо, внук излечился и даже учится в институте.
 Рая получила все: дом, квартиру, богатство. А где же счастье?!  У старшей дочери единственный сын – наркоман. Младшая дочь одинока и несчастлива, муж ей изменяет, а развестись страшно, зарплата маленькая, а надо еще платить за хорошее образование дочери. А Рае далеко за семьдесят, хочется спокойствия и благополучия, а его нет. Пустота и одиночество окружают ее. Жизнь проходит…
 Эх! Знал бы, где упасть – соломку бы постлал.
               
                Апрель 2015г.   


   


Рецензии
Это все от бездуховности. Советские люди Бога не знали, смысла жизни не было.

Соломония Северная   27.12.2019 17:24     Заявить о нарушении
Согласна, что и это сыграло свою роль. Но тут ещё и моральные принципы. Главное - урвать побольше.
Если бы были истинно верующими, то и моральные принципы были бы другие.

Галина Санорова   05.02.2022 03:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 83 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.