Аннушка

               
                /юмористический рассказ /

                Только при одном упоминании имени Аннушка, моя знакомая по имени Надежда становится бледнее смерти, у неё резко прерывается дыхание,повышается давление,учащается сердцебиение, и она судорожно хватается за сердечные капли. Если только ей на глаза попадается это имя в фильме, спектакле или передаче, она машинально вырубает телевизор. Только по одной этой единственной причине Надежда не удосужилась прочитать  нашумевший роман «Инженер с копытом», где, как известно, Аннушка пролила масло…Среди её подруг нет ни одной Аннушки. И даже с первым своим мужем она развелась именно на этой почве. Он настаивал на имени Аннушка первой дочке, в честь своей матери. Сразу две Аннушки для Надежды было выше всяких земных и небесных сил. Стойкую неприязнь к этому страшному для моей знакомой женскому имени привила… сама Аннушка. Небесная Аннушка. Хотя сама того не хотела и уж совсем не прикладывала для этого никаких усилий со своей стороны. Более того, даже ничего не подозревала о подобной антипатии и неприязни к себе. И всё потому, что никаких причин к подобному повороту событий не подавала. Люди, особливо женщины, в том числе и Аннушки, такие бывают странные… Непредсказуемые…Противоречивые…Несуразные…Угловатые…Об этом даже художественный фильм поставили. Но не стоит больше томить читателя.
                «Аннушкой» в народе ласково величают «кукурузник». Нет, это не прозвище Никиты Сергеевича… «Кукурузником» в народе называют самолёт АН-2 для местных пассажирских авиалиний, сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ. По этой самой причине «кукурузник» и кудрявая русская берёза непримиримые враги. Классовые антагонисты. Как кошка с собакой живут. Диалектическое противоречие дикой необузданной природы и цивилизованного человеческого общества. Если вы услышите метафору «небесный тихоход»,то это- про У-2.А вот если услышите метафору «небесный пахарь», то имейте в виду, что это- об АН-2. Ан- это усечённое от имени Аннушка. А 2-это когда Анна одинаково читается слева направо и наоборот. Справа налево. Как палиндром. Не знали? Да об этом ещё сам русский классик, «солнце русской поэзии» писал:
                Нет ни в чём вам благодати;
                С счастием у вас разлад;
                И прекрасны вы некстати
                И умны вы невпопад.
Лучше не припечатаешь! Кстати, моя знакомая однажды  слово «разлад» заменила словом  «разврат». Был неимоверный скандал. Правда, это к нашей печальной авиаистории не относится. Но только стоит вам перевернуть первый слог имени Анна, как вы получите детище Бари Алибасова и грузинское имя. / Не путайте только его с нанотехнологией./Я бы не стал об этом напоминать, если бы за подобный случай редактора чуть не уволили. На обложке книги вместо «О бане» красовалось «О бабе». Как говорится в народе, кто о чём, а вшивый о… Правда, другие утверждают, что красовался другой заголовок «об Ане». Но тоже – баба! Согласитесь?
                «Только самолётом можно долететь»,-поётся в одной  очень популярной но советской песенке о нашем заштатном городке, который затерялся со своей взлетной полосой в бескрайнем зелёном море тайги. Именно одна  взлётная полоса и связывает наш захолустный городок с большим миром. С большой землёй. Это только в песнях и в сказках всё легко и весело, а на деле- обратная картина наблюдается. И связано это с таким природным явлением как погода. В языке данное естественное явление отражается словосочетанием «летняя погода». В прямой зависимости от него социальное явление, которое определяется словосочетанием «лётная погода».Главное слово в словосочетаниях одно, а зависимые –разные. В них  вся существенная языковая разница. Или ты летишь или несколько дней томишься в аэропорту в ожидании полёта.  Ждёшь у моря погоды. Лётной погоды. Умора да и только. Словом, юмора в таком безвыходном положении- хоть отбавляй. За  неулётное время успеваешь не на один раз прочитать и даже выучить наизусть все плакаты и объявления, всевозможные таблички и надписи, которые начинают сниться и пугать даже по ночам. Перезнакомиться со всеми пассажирами по несчастью. Намозолить глаза всем работникам аэропорта. И глядя в бездонное небо, грустно подпевать героям мультфильма: «Облака – белогривые лошадки»…  Особенно мне понравился один очень яркий и красочный плакат «Цените время! Летайте самолётами – быстро, надёжно, выгодно!» Хорошо пишется на бумаге, да забывают про овраги.
                Наконец-то со второй попытки объявили посадку в самолёт-разведчик. Экипированная в форму «Аэрофлота» сотрудница таёжного аэропорта поторапливала. Грустный пассажир горестно переживал:
                -Неужели мы все уместимся в этом самолёте? Неужели он ещё и полетит?
                -Ещё и не такие этажерки летают!- бодро успокаивал его весёлый пассажир.- Вы смотрели грузинский фильм «Чудаки»? Вот это действительно чудо техники! За всю свою долгую супружескую жизнь один только раз осмелился поспорить с женой. Когда она предложила назвать первую девочку Аннушкой, я решительно воспротивился: «Хватит с меня и одной Аннушки! Всю душу мне вымотала окаянная! Свет с ней не мил!- При этом имени весёлый пассажир нервно провёл по крылу самолёта АН-2.
                - Осторожно! Что Вы делаете?- взмолился грустный пассажир.- Он же фанерный! Развалится. На чём мы тогда полетим?
                - По мне так лучше лишний день жизни протолкаться в аэропорту, чем болтаться напару с «Аннушкой», как в проруби, между небом и землёй, когда не знаешь, где окажешься:на небе или на земле. За один час полёта она вытрясет из меня душу и вывернет её наизнанку больше, чем жена за всю оставшуюся жизнь,- продолжал балагурить весёлый пассажир. –Кто никогда не летал на «Аннушке», тот мне не друг, ибо друзья познаются только в беде. И угораздило же кого-то назвать «кукурузник» Аннушкой, хотя по всем нормам и правилам русского языка он должен быть Антоном! Не иначе в отместку жене или тёще. Пусть бы лучше он уничтожал ядохимикатами вредителей с воздуха или, на худой конец, перевозил почту. Всё-таки не такой ценный и ответственный груз как пассажиры.
                - Я давно заметил,- поддержал разговор грустный пассажир,- всё, что связано с несчастьем,  называют женскими именами. Урагану дают женское имя. Шторму тоже. Смерть и та женского рода. Обыкновенная старуха, только с косой. С литовкой всегда напару. Не случайно и эту «летающую этажерку» назвали женским именем Аннушка. Говорят у лесников трелёвочник Степанидой зовут?
                - Меня вообще удивляет, как люди любят давать всему и вся имена.
                -Ну да! - перебил грустный пассажир.- Телёнок у них Борька! Коза Муська! Река обязательно Водла! Кошка Мурка! А самолёт – Аннушка!..   
                - Жена поначалу на меня сильно обиделась, когда я отказался девочку назвать Аннушкой,- вспомнил снова весёлый пассажир.- А когда сама полетела, то, очнувшись на второй день полёта, скорбным голос только и могла выдавить из себя: «Боюсь, что после такого полёта у нас вообще не будет детей».И если первое время жена ревновала меня, когда я во сне не раз произносил имя Аннушка, то после первого полёта на «Аннушке» она перестала ревновать меня не только к Аннушке, но и вообще ко всем женщинам.
                - Папа!- пугливо озирался в салоне АН-2 маленький мальчик,- а этот самолёт на кого больше похож?
                - На консервную банку с килькой,- невесело пошутил отец. После нескольких минут полёта папа и шутить перестал, а только отрывисто хватал ртом воздух.
                -А правда, что на нём даже Брежнев летал? – не унимался ребёнок.
                -Было и такое в истории нашей страны.
                - Сколько времени прошло, а так ничего и не изменилось,- грустно констатировал грустный пассажир и пожаловался - Как только подъезжаю к аэропорту, меня уже начинает тошнить.
                - Не изменилось?-возразил весёлый пассажир.- А цены на билет? И благодарите бога, что летите не зимой, а летом, иначе бы окоченели как снежный человек. А при случае можно и окочуриться.
                В самолёте пассажиров ждал новый неприятный сюрприз. К своему неописуемому изумлению они увидели за штурвалом командира лётного экипажа…женщину. Женщина на воздушном корабле?!Да ещё и за штурвалом командира лётного экипажа?! Нонсес! Сюрреализм. Но отступать уже было некуда да и поздно! Будь что будет. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Большевиков ничем не запугать.
                Лётчик предложил пассажирам обязательно пристегнуться и взять гигиенические пакеты. Так, на всякий пожарный случай. Когда дверь за ним глухо захлопнулась, все разговоры разом, как по команде, смолкли. Наступила мёртвая тишина, которую взорвал сильный хлопок и рёв двигателя с чёрным густым дымом. Даже весёлый пассажир начал терять остатки самообладания. Все пассажиры теперь находились в полной и непредсказуемой власти природной стихии. Земля им ничем уже не могла помочь. Разве что посочувствовать.
                Стараясь перекричать рёв двигателя, весёлый пассажир рассказывал на ухо грустному пассажиру, что в семьях теперь пугают маленьких непослушных детей не бабой Ягой, не серым волком и даже не милиционером и не тётей в белом халате…
                -Правильно угадали! Аннушкой. И действует безотказно, особенно на тех детей, кто хоть один раз летал на «Аннушке».
                - Я к каждому полёту готовлюсь заранее, -поделился грустный пассажир.- Не могу ни есть , ни пить, ни спать…
                Едва самолёт стал натужно набирать высоту, как из кабины неожиданно для всех вышел лётчик. Все пассажиры с усилившейся тревогой уставились на него. Не часто да ещё и при наборе высоты лётчик покидает кабину. Только в экстренных случаях. Он быстро подошёл к чемодану и стал  с трудом его передвигать. Самолёт сразу перестал "клевать носом". Пассажиры облегчённо вздохнули. Всё-таки по законам школьной физики самолёт должен взлетать носом, а не хвостом.
                Как только самолёт резко провалился в первую воздушную яму, какая-то старушка  лихорадочно закрестилась. Как говорится, пока первый гром не грянет… При этом она так заверещала на весь салон, как будто её сбрасывают с самолёта за безбилетный проезд. Правда на неё мало кто отреагировал, потому что большая часть пассажиров уже была близка к  обморочному состоянию. А отдельным пассажирам в прямом смысле слова требовалась срочная медицинская помощь. Бог тут не в силах был помочь. На всём этом сером и унылом фоне ярко и  рельефно выделялась монументальная и выразительная фигура цыганского барона. Он с нескрываемой усмешкой медленно окидывал взглядом салон. И осуждающе качал иссиня-чёрной бородой и шевелюрой. Если пассажиры держали в руках гигиенические пакеты, то в руках цыгана была только старая чёрная трубка.Видимо,переходила по наследству. Когда цыганка протянула ему такой же гигиенический пакет, он возмущённо и осуждающе покачал головой: «Женщина…Женщина…»
                Рядом со мной расположилось создание небесной красоты. Её белокурая головка беспомощно распласталась на моём плече .Глаза были закрыты. Грудь и рот, наоборот,бессознательно приоткрылись. Причёска растрепалась. Чудесный розовый шарфик валялся на грубом и грязном полу. Обесцвеченные от физического страдания губы тем не менее  соблазнительно призывно и безнаказанно находились совсем близко.И постоянно искушали воспользоваться счастливым случаем. До полёта девушка не удостаивала меня даже своим мимолётным взглядом. Кто бы удержался от искушения по-братски поцеловать сестру. Надо же было хоть как-то успокоить её в таком тяжёлом состоянии и поддержать в трудную для неё минуту. К сожалению, она так и не оценила по достоинству  благородный рыцарский поступок.
                Особая тема для кисти великого художника- описание необычного пассажира сразу у кабины пилотов. Он даже внешне отличался от всех пассажиров форменной одеждой фельдъегеря. Аннушка так быстро и легко вскружила ему голову, скрутила за время полёта, что его фуражка уже бесцельно каталась по полу, пересекая то и дело розовый шарфик. Сам  же хозяин служебной фуражки  оставался без чувств и без движений. Он напоминал собой восковую фигуру. Портфель с секретной почтой сиротливо болтался у него на руке. И самое главное достояние фельдъегеря-кобура с пистолетом была сейчас доступна даже дошкольнику. Но её обладателю было всё равно. Всё до лампочки. По барабану…
                Весёлый пассажир от воздушных дорожных переживаний моментально стал грустнее грустного. Лицо грустного пассажира приобрело маску трагика. Он то и дело склонялся над своей модной шляпой,которая заменила ему гигиенический пакет. Как бы кланялся небесному истукану. Поклонялся ему в ритуале.
                Один только старый цыган изо всех сил держался до последнего. Но и он, наконец, не выдержал крутого и буйного нрава Аннушки. Резво отвернул длинное с раструбом голенище цыганского сапога и тоже склонился в  молитвенной судороге над ним. Ну, как же люди любят поклоняться, кланяться вещам. Нельзя же так их обожествлять. Не зря же в Советском Союзе яростно боролись с вещизмом, который в конечном итоге  всё-таки переборол. И развалил Советский Союз. Теперь уже выше и дальше своего чёрного сапога чёрный цыган ничего не видел.И не хотел видеть. Сапог на время воздушного полёта заслонил цыганскому барону весь окружающий и такой прекрасный мир, который не в меру укачивал, убаюкивал, прыгал, дёргался в дикой и разнузданной природной пляске на Лысой горе. На гОре пассажирам –авиапутешественникам.Воздухоплавателям океана.
                Вскоре АН-2 сделал резкий крутой разворот и через некоторое время начал снижаться с неба на грешную землю. Самолет опять возвращался на аэродром, с которого только что взлетел. Пассажиры об этом ещё не догадывались. Они по- прежнему оставались забавной игрушкой  высших небесных сил. Тяжело авиапассажирам давалось преодоление земного притяжения.Земля никак не хотела отпускать их от себя.По-прежнему мучила,испытывала на прочность и верность.
                - Ну и потрясло же сегодня, - измученно только и выдавил из себя бывший весёлый но всё-таки пассажир, когда из кабины показался улыбающийся лётчик.
                - Это цветочки! по-отечески успокоил пассажиров лётчик,- вот когда штурвал из рук выбивает…
                Такое профессиональное откровение пилота не прибавило настроения авиапассажирам.
                - Слава тебе, Господи! Прилетели!- побелевшими губами прошептала цыганка, ведя под руку совсем обессилевшего мужа, не узнавая свою  родную воздушную гавань.
                Наше счастье, что это самолёт АН-2. А что было бы, будь самолёт АН-1 или просто Ан?
                Измученных полётом пассажиров, радостно встречал бодрый и неунывающий голос диспетчера аэропорта, усиленный техникой: «Ввиду резкого ухудшения погодных условий все авиарейсы на сегодня отменяются. Билеты действительны на завтра. Желающие могут сдать билеты в кассу.»
                Так преждевременно, по-рабочему буднично и прозаически на сегодня заканчивалась очередная авиаистория, которая в науке определяется абстрактно как экономика, которой чужды и даже непонятны все эти человеческие и людские сентиментальные чуЙства и переживания…Эмоции...   
               
P.S. После всей этой авиаистории с Аннушкой и её поклонниками меня преследует и мучает всего один лишь этимологический вопрос:у Ани и анимации один корень? Не случайно же самолёт, а не трелёвочник, назвали Аннушкой.  Не Антоном.               

      


Рецензии
Действительно Вопросище. Андрей Николаевич Туполев имеет к нему какое-нибудь отношение?

Александр Власенко 2   26.04.2015 15:21     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к рассказу.Такой вопросище,что сразу даже затрудняюсь и ответить на него,ИБО Туп для такого ответа.

Василий Насонов   26.04.2015 15:46   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ на мою чепухню. Когда-то был свидетелем спора, в котором немаловажный чин доказывал. что АН-2 туполевский самолет. На вопрос:- А Ту, тогда чьи? Почти сразу выдал:- У Туполева два института, в одном разрабатывают Ту,а в другом Ан (видимо находил аналогию в аббревиатуре АНТ). После этого его и прозвали "АН-2". В те времена энциклопедических словарей маловато было, Википедия, вообще, считалось бы ругательным словом. Удачи Вам в творчестве!

Александр Власенко 2   26.04.2015 17:15   Заявить о нарушении
Уважаемый,Александр, прочитал с большим интересом.Обогатился новой интересной информацией.Оказывается,АН-2 может быть и прозвищем.Воистину народ- языкотворец!У меня только вопрос:Вы сами-то летали на АН-2?

Василий Насонов   26.04.2015 19:03   Заявить о нарушении
Вот только на нем ни разу не летал. Но друг рассказывал почти тоже, что в Вашем рассказе.

Александр Власенко 2   26.04.2015 23:33   Заявить о нарушении