Кабинет с камином. Часть 23
Платон
..........................................
"Есть преступление, которое не искупается,- это измена родине."
П.Буаст
..................................
... выяснил где сидит этот генерал и приказал его доставить на Лубянку.
.........
Изучая уголовное дело бывшего генерал-адьютанта Сухомлинова, Петерс никак не мог понять за какие-такие грехи засадили бессрочно бывшего царского военного министра.
Хадатайства А.А.Хвостова и А.А.Макарова (министров юстиции) основывались на том, что нельзя допускать жульничества при организации поставок на фронт оружия, боеприпасов и продовольствия.
Но в деле не было никаких мало-мальских доказательств причастности к недостаче Владимира Александровича.
"Так ... , еще раз, сначала, а то ничего ровным счетом не понятно,"- думал помощник председателя ВЧК, - какой-то сплошной лабиринт, похожий на оговор. Интересненько, кто же его упрятал в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, а потом в Кресты?"
Яков Христофорович опять открыл первую страницу дела Сухомлинова и погрузился в чтение:
... С 25 мая 1899 года стал начальником штаба Киевского военного округа.
С 12 октября 1902 года помощник командующего Киевского военного округа М.И.Драгомирова.
С 23 октября 1904 года - командующий войсками Киевского военного округа.
Во время беспорядков в Киеве, начавшихся 19 октября 1905 года ,проявил себя очень профессиональным управленцем.
Назначен киевским и волынским генерал-губернатором.
Во аремя революции 1905-1907 годов запомнился тем, что навел порядок, не смотря на высокую революционную активность населения подконтрольной ему территории. По его приказу агитаторов, пропагандистов и даже студентов, клеющих прокламации приговаривали к расстрелу, при повторном задержании.
В 1906 году на Сухомлинова готовилось покушение, одной из фигуранток этого дела была некая Фанни Каплан.
Эту фамилию Петерс выписал и стал смотреть дело дальше:
Начальник генерального штаба со 2 декабря 1908 года.
С 11 марта 1909 года - военный министр.
Является создателем автомобильных частей и военно-воздушного флота России, создал пулеметные команды, авиаотряды.
В 1911 году создал военную контрразведку, утвердив "Положение о контрразведовательных органах" и "Инструкцию начальникам контрразведовательных органов".
(Именно этот факт и интересовал Дзержинского).
С 6 декабря 1911 года член Госсовета.
В деле была запись, что Сухомлинов был в плохих отношениях В.Коновцевым еще с того времени, когда тот был ответственным по снабжению армии. Когда Коновцев стал премьером, то между ним и Сухомлиновым произошел спор на заседании Госсовета, в ноябре 1912 года . Сухомлинов говорил:"Все равно войны нам не миновать, и нам выгоднее начать ее раньше ..."
В.Коновцев убедил членов Госсовета не проводить мобилизацию, уверяя, что войны можно будет избежать.
Спустя несколько лет Сухомлинов устроил на службу в контрразведку ( по просьбе своей жены) некоего Николая Соловьева, который был нечист на руку, и сильно навредил репутации Владимира Александровича.
В конечном итоге 12 июня 1915 года Сухомлинов был снят с должности военного министра (за нехватку снарядов), а 8 марта 1916 года уволен со службы.
29 апреля 1916 года Владимира Александровича арестовали, он находился под домашним арестом.
1 марта 1917 года революционнонастроенная толпа попыталась ученить самосуд на ул.Октябрьской, 55, где жил генерал. Однако толпу остановили пулеметные очереди. На чердаке было оборудовано две пулеметные точки (где находились пулеметы "Кольт", десятки винтовок и револьверов), которые обслуживали 5 бывших солдат царской армии.
За контрреволюционное действие, призывы не подчиняться Временному правительству, Сухомлинова приговорили к бессрочной каторге, которую заменили на тюрьму , а при большевиках генерал был переведен в "Кресты".
Изучая дело генерала, Яков Петерс, удивленно улыбнулся. "Как несправедлива бывает судьба, а те, по кому стреляли пулеметные расчеты Сухомлинова (хотя они это делали над головами - предупредительные выстрелы), сейчас пытаются свергнуть власть большевиков. Хотя, что общего между большевиками и этим заслуженным генералом?... Разве что ... нелюбовь к беспорядку, к анархии," - задавал себе вопросы (и сам же отвечал на них) бывший английский бизнесмен и нынешний член коллегии ВЧК Петерс.
Но вспомнив про задание центра, Яков Христофорович захотел еще что-нибудь разузнать о Фани Каплан. Сбор материалов он решил сделать под видом изучения боевиков - анархистов и эсеров, которые были освобождены после февральской революции.
"Старая лошадь колеи не испортит," - подумал Яков Христофорович и представил, как будет все логично выглядеть, если эта женщина справится со своей ролью, а он выполнит задание Лондона , и останется в стороне.
"Концы только надо сразу обрубить, после допросов ... , при этом важно кинуть тень на людей из окружения Ленина"- продолжал свою мысль этот хитрый человек.
После того, как доставили генерала Сухомлинова к Петерсу, в кабинет неожиданно зашел сам Дзержинский и попросил того пройти с ним в другое помещение. Причем охранников, доставивших генерала он отправил "часок подышать воздухом", а потом вообще сказал, что пусть посидят и подождут дальнейших распоряжений.
Вежливо пропуская пожилого генерала вперед, глава ВЧК привел его в свой кабинет, попросив секретаря принести чая и сухарей.
Через час конвою Сухомлинова было приказано отвезти его домой, заключив под домашний арест.
Глава ВЧК, попрощавшись с генералом, позвонил Ленину и попросил его включить в список лиц, подлежащих амнистии, которую объявят к 1 Мая 1918 года. На это Владимир Ильич спросил, за что тот был арестован. А когда Феликс Эдмундович ему рассказал, то он рассмеялся и пошутил , что жаль , что тому уже 70 лет, а то бы назначил его консультантом к Троцкому.
Сухомлинов потом еще один раз встречался с Дзержинским, когда читал лекцию членам коллегии ВЧК по вопросам организации контрразведки в армии. Его долго не отпускали, задавая вопросы, а потом выдали ему паек на двух человек (на него и на жену) и отвезли на машине председателя ВЧК домой. Уже через месяц он был амнистирован и выехал на постоянное место жительства в Германию. Когда его спрашивали позже про большевиков, то он всегда говорил, что среди них есть весьма неглупые люди. Особенно ему понравился Дзержинский, который ему показался очень порядочным человеком.
Но воспоминания, когда Владимир Александрович был молодым и перспективным офицером, развлекался с друзьями и приятелями, в 1900 году, на Новый год, больше запали в душу и согревали ее даже в тюрьме. "Какое было хорошее время!- думал бывший генерал,- где они сейчас его товарищи Александр Александрович, Георгий Павлович ... ? Время - время, ты неумолимо ..."
...
Яков Петерс после того, как ему принесли материал на бывших анархистов и эсеров, сидевших в тюрьмах , и освобожденных Временным правительством, стал в этой горе материалов искать фамилию Каплан. И его поиски были не напрасны.
Выписав себе в тетрадь самое важное , он вернул материалы и , увидев, что засиделся на работе, отправился домой.
Апрель был достаточно теплым, весна шла своим чередом, не зависимо от того, как проявляли себя люди. В воздухе уже чувствовались изменения, но все их воспринимали по разному.
.......
Свидетельство о публикации №215042701092