Стёпкины ступеньки
Дочь, к примеру, давала своеобразные названия всему: капуста – пусика-мусика, гитара – пам-лям, птица ворона – пицца Алёна. Пытливость и логическое мышление росли с нею в согласии.
Как-то летним днем я оставила её на чисто вымытой веранде, чтобы продолжить свои хлопоты. Значительное время мы не досаждали друг другу, пока, наконец, малышка не показалась в дверном проеме:
- Мама, дай идички капульку-капульку...
Вкрадчивость просьбы стала понятной, едва моему взору предстали измазанные фломастерами сначала её ручонки и физиономия, а потом и стены веранды.
Сынок рос деятельным технарём. Свой педальный автомобиль подкрасил зелёнкой, по мере загрязнения одних вещей отыскивая в тумбочке и надевая другие, тут же необратимо местами зеленевшие. А когда обнаружил опрометчиво оставленное мамой ведро с известкой (подбеливала печку к Новому году), незамедлительно поучаствовал в подготовке к празднику: к возвращению родителей зеркало на стене и пол в прихожей были щедро «обработаны», и ребёнок гордо и радостно похвалился:
- Это я сялявал!...
Дети выросли. К сожалению, большинство их неологизмов и оригинальных высказываний со временем стёрлось из памяти.
Появился первый внук Стёпа. Это потом, к шести годам, он внятно растолковывал мне отличие инжекторного распыления от «такого» и объемность его суждений уже непросто было бы пересказать.
А в его первые годы радость от общения с ним, благодарность ему за это, о чем он, понятно, не догадывался, побудили меня задержать подольше в памяти чудесные мгновения его открытий и сохранить для него на будущее его неповторимые ступеньки в мир взрослых.
Место постоянного проживания ребёнка – город. Тем больше впечатлений для него в деревне, куда он с родителями приезжает к бабушке и дедушке.
Лето 2000г
В сентябре Степаше уже исполнится 1год. Он с удовольствием играет на травке, обожает хлюпаться в тазу с водой в жаркие дни, неравнодушен к проходящему по улице стаду и всегда пристально за ним наблюдает.
Лето 2001г (скоро 2 годика)
• Зовёт деда «Дюдь». Обращается с просьбой прокатить на мотоцикле:
- Дюдь, в-в-в…
Дед уклончиво объясняет:
- Бензина нет, Стёпа.
Малыш понимающе удаляется в сторону гаража, возвращается с пустой канистрой, удовлетворенно подает:
- Дюдь, зин!..
• Неравнодушен к занятиям деда любыми железками.
Он ремонтирует трактор – ребёнок не отстаёт, копается рядом, основательно марая руки и одежду. Чтобы его отвлечь, дед кивает на кучу болтов и гаек, просит:
- Иди лучше принеси мне болт.
Малыш с готовностью удаляется исполнять. Возвращается именно с болтом, хотя никто не объяснял, что это такое. Продолжая отвлекать, дед усложняет:
- Ну что ты принёс? Мне нужен большой болт! Иди, поищи…
Стёпа внимательно на него посмотрел и отправился к куче железяк. Вернулся, действительно, с большим болтом.
• Деловито спешит с бабушкой встречать корову Белку, бесстрашно и уверенно устремляется в средину стада и строжится, копируя бабушкин окрик:
- Бейка, айда! Ну-ка, Бейка! –с удалью бывалого пастуха взмахивает сделанным для него кнутиком.
• Мама научила его называть бабушку по имени. Стоя на крылечке, пританцовывая, он звонко, на всю улицу зовёт идущую в переулке бабушку, которую в селе называют не иначе, как по имени-отчеству:
- Таня! Танюся! Танюсенька! – И задорно смеётся в ответ на бабушкины протестующие жесты.
• Гуляет во дворе. Взрослые за ним присматривают, но вдруг теряют из виду. В тревоге рассыпаются по округе в поисках. Бабушка отворяет дверь в дом и обнаруживает следующее. У порога, как положено, аккуратно, рядышком, стоят сандалики (сам разулся!). В кухне на столе варенье в вазочке и хлеб. На стуле (сам забрался!) на коленочках стоит Стёпа с куском хлеба, оборачивается и толково поясняет:
- Я захотюля есть…
• Подходит к бабушке, распространяя подозрительный запах и озабоченно показывает вытянутую вперёд грязную ручку. По виду кофты понятно, что об неё уже пытались вытирать…
- Что это такое? Где ты это взял? – обескуражена бабушка.
Ребёнок с готовностью разворачивается в сторону хоздвора и подводит её к остаткам куриной кучки (исследовал…).
Осень 2001г (2 годика)
• Стёпа в городе, у себя дома. У них гостит бабушка, которая вознамерилась убаюкать его в тихий час. Малыш спать с нею не соглашается, но лёжа послушать чтение книжки не против. Намеренная монотонность срабатывает. Спохватившись, что начинает засыпать, и сделав над собой очевидное усилие, мальчик садится, начинает выбираться из постели и заявляет:
- Не читай! Не слюшу!
• Впервые пошёл в кукольный театр с бабушкой на спектакль «Котенок по имени Гав». Ещё в фойе растерялся среди сутолоки и зеркал. В зрительном зале достались места в первом ряду: слишком громко воспринималось действо, что добавило напряжения зрителю-новичку.
Будучи заранее настроенным, он старательно смотрел сказку, угощаясь сладостями, но вскоре попросил:
- Давай пойдём домой!
На короткое время бабушке удалось его уговорить. Потом Стёпа с дрожащим уже в предвкушении слёз подбородком повторил просьбу. Пришлось направиться к выходу. Не успели оказаться в фойе – ребёнок обеспокоенно предложил:
- Пойдём, заберём мою куртку…
Оказалось, смотреть спектакль ему мешали и переживания, что его куртку отдали в гардероб.
• Впервые увидел в окно падающий снег, о котором уже был наслышан: бывает зимой, из него лепят снеговиков. Потребовал идти на улицу, лепить снеговика. Объяснения, что снег тает, не убедили. Вышел на улицу, озадаченно смотрит под ноги:
- Зяма где?
Декабрь 2001г в деревне (идёт 3-й год)
• С вожделенным предвкушением замирает на пороге дедовой мастерской:
- Силёж, мозя, я тут у тебя пошалюсь?
Дед наставляет:
- Здесь можно, а вот это опасно – не трогай.
Ребёнок с готовностью соглашается:
- Понято, - с ударением на среднем гласном.
• Дед курит у печки, сидя на корточках. Внук пристраивается рядышком:
- Силёж, давай сядем в кучечку.
• Бабушка после операции. Лежа на диване в зале на втором этаже, занимает мальчика, как может, пока мама в кухне на первом этаже готовит обед.
Он упал и сильно ударился.
Бабушка кричит маме:
-Анюта, иди, подними и пожалей ребёнка, он ударился.
Малыш вторит сквозь густой рёв:
- Онють, иди! Пожалеть надо либёнка…
Весна 2002г (2,5 года)
• В деревне деятельно хлопочет рядом с дедом, сбивающим раму для парника. Однако просьбу подержать край бруска решительно отвергает:
- Нет! Там занозы!
Дед снимает свои верхонки и подает малышу.Тот деловито их натягивает (руки скрылись едва не по самые плечи)и провозглашает:
- Ну что, шеф, за работу?
• Копирует взрослых. За обедом с дедом поднимает тарелку и допивает остатки супа. Дед оговаривает:
- Ты что делаешь? Кто тебя этому учил?
- Ти, - чистосердечно признается ребёнок (дед иногда машинально позволял себе такую слабость).
• В другой раз за столом спрашивает у бабушки:
- Таня, так надо чай пить?
Встретив недоуменный взгляд, поясняет:
- Так надо пить, - демонстрирует оставленную в бокале чайную ложку, - Силёжа так пьёт.
• Имитирует процесс курения. Бабушка урезонивает:
- Ты что, сынок? Курить не надо. Дым горький, вредный.
Незамедлительно следует ответ:
- Нет, надо! Дим вкусий, полезий.
• Мама с бабушкой весь день клеили обои у прабабушки Веры, под присмотром которой Стёпа вынужден был маяться всё это время.
Назавтра во время прогулки бабушка предложила ему проведать бабу Веру. Вошли – ребёнок наотрез отказался раздеваться, не пошёл дальше порога и едва согласился посидеть на табуретке в коридоре.
Пришлось уходить, чтобы малыш не вспотел, сидя в куртке. На средине пути он потянул свою спутницу обратно с горестными доводами:
- Мы у них ещё не поели.
• Впервые на два дня его оставили в деревне без родителей. Довольно сдержанно выслушал бабушкины байки по поводу исчезновения родителей. А во время приготовлений к поездке домой заявил:
- Я не поеду, буду оставаться в Басалино.
Бабушка пытается повлиять:
- Ты что, сынок, мама же плачет без тебя.
Уточняет:
- Как она плачет? - Бабушка изобразила. Удовлетворенно решает:
- Пусть плачет. Она меня бросила…
Эту обиду он выместил маме по приезду: до конца дня не подпускал к себе, отталкивал, заявляя:
- Ты меня не любишь…
Лето 2002г (скоро 3 годика)
• С недоверием взял ежевику:
- Её ёжики едят?
Нерешительно взял в рот, но выплюнул обратно:
- Не надо. Там грязь (не понравилось множество косточек).
• Мечта-легенда для Стёпы – дядя Артём, служащий на Северном флоте. Заставляет нас рассказывать, как служит Артём, на каком корабле плавает, как вернётся домой. В его речи часто слышим реплики:
- Я, когда вырасту, буду Артём.
Пытаемся поправлять:
- Ты всегда будешь Стёпой, - на что малыш обращается с вкрадчивой просьбой:
- Ну, можно, я немножко побуду Артём?
-
Жизнь богаче и многообразнее, чем отдельно запомнившиеся её моменты. Не удалось мне и для внука сохранить полное представление о нём в раннем детстве. Надеюсь, сегодня этому замечательному юноше интересно будет прочесть хотя бы о некоторых из своих первых ступенек в мир взрослых.
Свидетельство о публикации №215042701311
Карина Василь 23.09.2022 22:02 Заявить о нарушении
Татьяна Пушкарева 26.09.2022 17:27 Заявить о нарушении
Татьяна Пушкарева 27.09.2022 16:40 Заявить о нарушении