Как Дон-батюшка со др. реками о лаптях беседовал

Как Дон-батюшка со своими притоками о лаптях беседовал…

Вот вернулся Дон-батюшка с Перми в свои широты ни с чем, приказа наиглавнейшего атамана не выполнив. И крепко задумался:

- Эх-ма, пока не полетела голова молодецкая с шеи долой, надо бы мне с кем-нибудь словом перемолвиться, разузнать, что означают те лапти, кто красна-девица мне подарила.
И отправился Дон-батюшка к р.Темерник, так речь держит:

- Подсоби, Темерник, своим советом, объясни-растолкуй по своему: отчего-почему Кама-река мне путь-дорогу к Волге-матушке перекрыла? На каких таких основаниях эта девица, вишь ты, снять сапоги перед Волгой от меня потребовала? Да ещё и пригрозила, что слетят с меня все мои регалии, будто фантики, коль скоро я загадки её не разгадаю…

- Смешной ты, парень, как я погляжу… - Темерник-река ответствовал. - Сам с Волгой-матушкой только бизнес-дела ведёшь, что-й горевать-то, что отставку получил? А твои начальники, небось, не допустят, чтоб твой бизнес сгорел, и все притоки Волги-матушки пред твоими притоками в струнку вытянутся… только свистни…

- А-ну-ка попробуй, свистни, а я послушаю, - обрадовался Дон-батюшка…

Эх-ма! Как вспенилась река Темерник, надулась-натужилась, да и окатила Дон-батюшку своей чёрной водой, будто сажей…

Надумал, было, Темерник и вдругорядь батюшку своими нечистотами окатить, да не стерпел Дон таких вольности, молвил грозно:

- Я посреди Донщины своё русло прокладываю, и не тебе, гордец, мои воды поганить! Коль не очистишь свои воды сам, ко мне не приближайся, более чем на километр!

- Ну не обессудь, Дон-батюшка! – рассмеялся Темерник. – Тогда сам загадки про лапти разгадывай!

Вот пошёл Дон-батюшка к р.Маныч, так речь ведёт:

- Ум хорошо, а два лучше, помоги, Маныч, советом. Надумал я Волге-матушке предложение сделать, по фольклорным обычаям, стало быть, наши с ней отношения оформить, старые песни вспомнить, новые сочинить. А что из этого вышло – уж и не знаю, как рассказывать. Высмеяла меня Кама-девица будто бомжа какого, сапоги снять велела да лапти подарила. Вот теперь и гадаю-думаю, что означают те лапти… Не поверишь, окромя  моря Лаптевых, ничто на ум нейдёт, да только этот подсказ она сама мне и выдала…

Отвечает с усмешкой р.Маныч:
- Дон-батюшка на Донщине князь знатный… Только, коль скоро речь о свадьбе да о  лаптях зашла, ты не мудрствуй лукаво, скидай сапоги…

- Как так? С какой такой радости?

- А ты сам посуди… Какой вы парой пред алтарём окажетесь – если она в лаптях, а ты в сапогах… Не ровня… вот и причина для отказа…

- Так я ей лодочки-шпилечки подарю… Вот и будем мы с ней р`овня…

- Ну как знаешь, а я вот так рассуждаю: не скинешь сапоги пред Волгой, вдругорядь отказ получишь…

-  Типун тебе на язык, р. Маныч. Да и лапти-то нынче музейными экспонатами стали…

- Оно-то так, только помни, коль скоро Кама-сестрица за дело взялась, быть тебе Дон-батюшка, битому на миру, если её условие не выполнишь…. 

- Неужто Кама-сестрица такой силой обладает, что и Маныч об этом ведает?

- Как не ведать…  Кама-то на Урале своё начало имеет, а по нашим линиям на русской карте азиатско-европейская граница пролегла…

- Так, может, здесь и отгадка про лапти находится?

- Может, и так, а может, и иначе…  Одно знаю точно, Волга-матушка без Камы-сестрицы будто Байкал без Ангары, а Европа без Азии.

Пуще прежнего озадачился Дон-батюшка, к самой Медведице направился за советом, так речь повёл:

- Медведица-кумушка, подсоби, разгадай загадку, что мужескому уму разгадать невмочь. Пригрозила мне Кама-сестрица, что слетят с меня регалии будто фантики, если я её загадки не разгадаю. А как их разгадать, если велела она мне сапоги перед Волгой-матушкой снять, а это, считай, лицом в грязь упасть пред всем честным миром. 

- Молодец, Кама-девица! – рассмеялась Медведица. – ШКЕТ своё дело знает!

- Постой-постой! – вспенился Дон-батюшка. – Ты про кого это речь ведёшь - буквы выделяешь?

- Сама садик я садила, сама буду поливать… Знаешь, Дон-батюшка, как в рекламе говорится: надо мечтать о великом… Вот и давай помечтаем о том, как Каму-сестрицу замуж за Маныч-озеро выдавать будем…

- А Волга-матушки с Дон-батюшкой не те звёздные величины, что ли?   

- Ох и скучно ты живёшь, Дон-батюшка! Тебе ли, бедолаге, с Камой-то тягаться? Она, поди, досель по кержацким законам живёт, все свои наряды наперечёт знает…

- Мало ли у кого какие наряды. Лапти-то при чём?

- А лапти, мил-Дон, годны только в том случае, если ты один сапог сей же час снимешь.

- Сговорились что ли? Бабьё ненасытное! Пейте мои воды, наслаждайтесь властью над мужиками! – и снял Дон-батюшка один сапог и Медведице отдал. Потом вспопашился: -  А другой я куда дену?

- Другой сапог Манычу отдай! Он с Камой в одной упряжи сладит!

- Что-то мудрёно больно, никак в толк не возьму: чья свадьба-то намечается? Маныч, вроде, к Каме не сватался….

- Не сватался, так посватается… Чего ему, man-ычу, в женихах резвиться? Да и Каме-сестрице давно в жоны пора…

Отгадка про лапти см.
Новые кержацкие свадебные обряды


Рецензии