Версаль - волшебная гармония дворцов и парков

   

"-Ну, расскажи, пожалуйста, мне о моём прадедушке, как он начал строить мой Версаль!" - пятилетний Людовик ( будущий Людовик XV) уже в который раз просил герцогиню де Вантадур, его воспитательницу, поведать о строительстве прекрасного замка.
-Не знаю даже, что вам рассказать, Луи. Это для Вас будет ещё не совсем понятно и интересно.
 -Ну, пожалуйста! Я всё пойму, ведь я уже совсем большой!
-Хорошо, слушайте. Ещё Людовик XIII начал строительство этого дворца. Сначала для него построили небольшой аккуратненький Охотничий домик, где он мог отдыхать после охоты.
Сейчас, при Вашем прадеде Людовике XIV, Версаль превратился
в великолепный ансамбль с изумительными парками.
 - Подожди, подожди! Что я тебе скажу! Я один раз уже пробирался в этот Охотничий домик, он, вообще-то, не очень и маленький!
-Его недавно, по приказу Вашего прадедушки, перестроили в небольшой дворец, расширив и реконструировав.
Людовик XIV пригласил архитекторов Лево и Ардуэн-Мансара, они превратили Версаль в главную резиденцию короля. Лево строил
центральный корпус, а Ардуэн-Мансар - боковые.
 -Знаю, знаю, мы живём в центральном корпусе!
-Правильно! Здесь апартаменты короля и королевы, а также
принцев крови. Вот почему Вы, Людовик, живёте здесь.
 -А я люблю бегать в Королевские конюшни, где много красивых карет и живут настоящие живые лошади!
-Да, там 2000 экипажей: сани, портшезы, кареты и множество прекрасных редких лошадей. Людовик XIV всегда приводит туда
своих гостей: он очень гордится своими лошадьми.
 -Я тоже горжусь. Я попрошу папу купить мне хорошую лошадь и буду скакать на ней по парку!
-Парки, Луи, детище Ленотра. Правда они красивы? А какие великолепные фонтаны!
 -Да, мне особенно нравится фонтан с лягушками!
-Это бассейн Латоны. Мать Аполлона, Латона, упросила Юпитера
превратить злых людей в лягушек.
 -А вот я никогда не буду злым!
-Конечно, Луи! А бассейн Аполлона Вам нравится? Всем известно, что король построил его в свою честь, уподобляя себя богу Солнца - Аполлону. Поэтому в центре - Аполлон на золотой колеснице, а вокруг - морские чудовища.
 -Нет, мне не нравится этот фонтан! Там такие страшные тритоны! Я их немножко боюсь!
-Не бойтесь, дорогой! Это же просто скульптуры!
 -А ещё страшней фонтан с драконом. Он так ужасно раскрывает свой рот!Я стараюсь обходить его далеко...
-Не бегайте туда! Лучше пойдите в Зеркальную галерею, там Вы сможете увидеть серебряный трон Вашего прадедушки: красивый, высокий -2 метра 60 сантиметров!
 -А я уже был там и залезал на его трон, мне помог аббат Фурье!
Скоро я там всегда буду сидеть, когда умрёт прадедушка!
( уже будучи королём, Людовик XV будет вынужден заменить этот серебряный трон на деревянный позолоченный).
-Луи, как можно?! Вы что, не любите нашего короля? Вы же его правнук!
 -Да люблю, люблю. Только не очень. Он не разрешает мне сидеть на его троне. Мне кажется, что он жадный!
-Ну, что Вы! Он очень добрый. Его при рождении назвали Богоданный! Подданные обожают его! Он повторяет: "Царствовать-
значит трудиться! Он заботится о том, чтобы Франция и народ стали богаче".
 -Ну и пусть! Подумаешь! А я буду ещё добрее!
(Да, Людовик XV не стал злым королём, но не стал и добрым, горести простых людей не волновали его).
 1 сентября 1715 года Людовик XIV скончался. Перед смертью он созвал своих подданных и извинился за ошибки в правлении, а правнуку завещал беречь честь Франции.
Да, видно, не тому завещал...
Весь двор вернулся в Париж.
Пятилетний Людовик XV взошёл на престол. Регентом при нём был назначен Филипп Орлеанский. Воспитателем его был аббат Флери, который заботился только о набожности малолетнего короля,  стараясь оградить его от политики. Именно поэтому Людовик XV
никогда политикой не интересовался.
Людовик XV внёс свою лепту в строительство ансамбля: по его приказу были построены Малые апартаменты Короля, покои для мадам де Помпадур (перешедшие после её смерти к мадам Дюбарри),
покои дофина, апартаменты для дочерей, его личные покои.
Он завершил работы по сооружению зала Оперы и дворца "Малый Трианон".
Он предпочёл уединиться в Оленьем парке /parc aux cerfs/,
но не изменил своим привычкам: балам и празднествам со своими фаворитками.
Однако, этому разгулу пришёл конец - в 1774 году, 10 мая,
Людовик XV скончался от оспы и известной "французской болезни".
Труп его рассыпАлся, так, что его даже не смогли бальзамировать. Были вынуждены засыпать его труп гашёной известью...
 Но пышные празднества в Версале продолжались.
 "Это не просто дворец, это - целый город. Прекрасный своим величием..." -писал позднее Шарль Перро о Версале.
После смерти Людовика XV Версаль продолжил своё предназначение
- быть всегда готовым к охотничьим выездам, к роскошным праздникам, ослеплять великолепием и пышностью!
Это - образец абсолютистской монархии, во всём её блеске, не знающий бед простого народа!
 И только после того, как Людовик XVIII был вынужден покинуть замок и вернуться в Париж в золочёной своей карете, Версаль
постепенно стал приходить в запустение.
Так закончилась эпоха блестящего расцвета Версаля, занимавшего 800 гектаров земель, имевшего 20 километров дорог, 700 великолепных комнат и 60 лестниц с правильностью садовых линий, воплощённых в парки, фонтаны и газоны.
Многие известные личности всегда восхищались Версальским дворцом.
"Я вернулась из Версаля. Увидев прекрасные апартаменты, я была
очарована ими... Я видела и ощущала всё это наяву; это настоящее волшебство!"-писала мадам де Севинье.

             ВАЖНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ВЕРСАЛЯ
   1623 год - строительство Охотничьего домика Людовиком XIII.
   1682 год - Версаль становится резиденцией королей.
   1717 год - Пётр Первый посещает Францию, живёт в Большом                Трианоне и, встретив маленького Людовика XV,берёт его на руки со словами:"В моих руках Франция!"
   1789 год -во время Великой Французской революции Людовик XVI
             покидает Версаль.
   1857 год - в Версале образуют Музей истории Франции.
   1919 год - в Версале подписан мирный договор о завершении Первой мировой войны.
   1979 год - Версаль вносится в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
 Средства, потраченные на строительство Версаля, длившееся 50 лет, составили 25 миллионов 725 тысяч 836 ливров /один ливр -
409 граммов серебра/. Если перевести на современное исчисление, это будет примерно 260,56 миллиардов евро!
Поистине, королевский размах!
 Версаль - прекрасный культурный центр, явившийся непосредственным участником великих событий, свидетелем перемен,, изменивших ход Истории.
Вот уже более трёх веков Версаль, привлекает к себе внимание благодарных посетителей, восхищающихся его великолепием и гармоничностью!
Правители многих государств пытались построить сказку, подобную Версалю, но тщетно. Эта жемчужина в обрамлении садов и парков
неповторима в своей оригинальности и очаровании!
   


Рецензии
Вот так и хочется сказать: "Жили же некоторые!" Запредельная роскошь одних, и убогая нищета других... Р.

Роман Рассветов   18.07.2016 14:50     Заявить о нарушении
И не только во Франции...

Попкова Людмила   18.07.2016 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.