Демон. Сцена четвертая

В кабинете демона царит хаос. На столе, диване и подоконнике разбросаны книги. Повсюду валяются скомканные листы бумаги; из переполненной пепельницы вываливаются окурки. Огородив себе место на самом краю стола, он сидит, задумчиво покусываю старомодную перьевую ручку.
В это время в дверь стучится Антоний.

Антоний
Вы разрешите?

Демон (раздраженно)
Что там... что?
Опять дела, иль встреча!
Часы уходят в решето,
А скоро ведь уж вечер!

Антоний (заходит)
Принес поесть...

Демон
Поесть... зачем?
Я ел совсем недавно...

Антоний
Вы ели утром, ровно в семь...

Демон
Да что ты? Вот, забавно!
Ну, ладно, ставь тогда свои
Подносы и тарелки!
Да, осторожнее ходи, -
Ведь тут мои заметки!

Антоний
Вы отвлеклись бы, хоть чуть-чуть,
Прошлись немного в парке...
Давно пора вам отдохнуть –
Смотреть на вас уж жалко!

Демон
Достоин жалости лишь тот,
Кто мается бездельем...
Хоть бережет он свой живот –
Мелки его стремления...

Антоний
Мелки, конечно! Но он сыт,
Надменен и доволен...
И так настроен его быт,
Что похвалы достоин!

Демон
И ты туда же... Стыдно, друг!
С Элизой сговорившись,
Пришел ты портить мне досуг,
Бифштексами прикрывшись!

Антоний
Но, господин, - ведь есть предел
Любому сумасбродству!
Я – так и дальше бы терпел,
Но госпожа...

Демон
...Клянется,
Что достанет яд?
Кинжал возьмет дамасский...
Я, знаешь, друг, - уже не рад
Теперь такому счастью!
Да, ты был прав, - она мила,
Хотя и баронесса...
На удивление стройна...

Антоний
И очень интересна!

Демон
Мы рады женщине Антоний
Лишь до поры, пока года
Нам кровь любви не остановят
Внезапно: раз и навсегда!

Антоний
Теперь я понял: в этих стенах
Вы затворились от неё,
Закрыв Плутархом с Авиценной
Свое несчастное житьё!

Демон
Да, я несчастен, к сожаленью!
Но знаю несколько лекарств:
Война, вино и искушенье –
Тоску излечивают в раз!

Антоний
И чем изволите заняться
Из этих интересных дел?

Демон
Пока не знаю... но стреляться,
Скажу тебе – не мой удел!
Так что, оставь меня в покое;
Еще денек, другой – и всё!
Я вырвусь из объятий горя
И стану боек и весел.

Антоний (собирается уходить)
Тогда пойду... пройдусь аллеей...
На двор к служанкам загляну...
Ах, да...

 Демон
Чего? Что ты робеешь?

Антоний
Там дама...

Демон
Я ее приму...
(Настороженно)
Надеюсь, тяжкими годами
Она обделена судьбой?

Антоний
Как есть, милорд! Поверьте: дама
Приятно хороша собой...
Да вы ее, пожалуй, знали!

Демон
Я знал... откуда?

Антоний
Год назад
Поэту вы пообещали,
Дорогу к счастью указать...

Демон
Поэту? А, да-да, конечно...
Тому безумцу, что искал
Лекарство от тоски сердечной
И ночью лунною страдал...

Антоний
Да, это он... Милорду память
Едва ль посмеет отказать!
А дама – та, которой дали
Вы с ним судьбу свою связать.

Демон
И что? Ее я не запомнил...
Там много их шаталось в ночь...
Так, что стряслось: Там кто-то помер,
Кому-то следует помочь?

Антоний (нерешительно)
Да нет... все живы, слава Зевсу...

Демон
Антоний, слушай, - не темни!
Мадридским тайнам здесь не место, -
Что там случилось – говори!

Антоний
Извольте, сударь! Вашей властью,
Мне недоступным мастерством, -
Поэт наш был охвачен страстью,
Когда из дома вышел он.
Она была, как наважденье, -
Души и грации полна...
И эти сладкие мгновенья
Его оставили без сна.
Но в ней он отыскал взаимность:
Его святая простота,
Интеллигентская наивность,
Ей были по сердцу тогда.
Все стало так, как вы сказали:
Одна лишь встреча и – огонь!

Демон (смеясь)
И вдруг на том прекрасном бале
В гостиную ворвался конь!

Антоний
О, как, милорд, вы прозорливы!
Хотя безжалостны порой...

Демон
За тыщу лет оно – не диво!
Так, что же дальше наш герой?

Антоний
А дальше наступила проза:
Они женились, и пошло...
Статейки, частные извозы,
И денег мелочное зло...

Демон
И наш поэт, конечно, запил!

Антоний
Причем, по-черному, милорд!
Теперь сгорает он, как факел,
И до седин не доживет!

Демон (вздыхает)

Антоний
Мне стало жаль его – бедняжку,
И я позвал ее сюда...

Демон
Надеюсь, ты не дал промашки, -
Узнает Эльза...

Антоний
Никогда!
Меня вы держите, хозяин,
За неумеху!

Демон
Ну, прости...
Зови ее, хотя... не знаю,
Сниму ли груз с ее пути?

Лирическое отступление

Всегда сочувствовал я сильным...
Зажав природу в кулаке,
Им небо кажется пустынным,
И счастье, - где-то вдалеке,
В них вызывает не томленье,
А страсти хищную тоску, -
И, вот опять любви мгновенья
К другому берегу влекут...

О, сильные земного мира, -
Как хватка ваша тяжела!
В ней гибнет грация и лира,
В ней сохнет юности трава!

В ней тлен и смерть... Но мастер-Случай
Назначит час, подстроит миг,
И громом вас с небесной кручи,
Как снайпер, точно поразит!

И вы обмякнете, как мальчик
Перед прелестницей младой;
И ваши прошлые удачи,
И ваш уверенный покой, -
Вам не дадут, чего хотите,
И станут страшно далеки...
Так, берегитесь, трепещите!
Держите мягче кулаки...


Рецензии