Глава 17-я. Эпилог истории полёта Пауэрса над СССР

     Глава 17-я. Эпилог истории полёта Пауэрса над СССР.

     Главная причина всех просчетов, при попытке сбить вражеский самолёт,  в несогласованности действий,  в отсутствии опыта у офицеров командных пунктов, в необычности поединка, развернувшегося, по сути, в стратосфере. Как могли службы КП синхронно сработать, если такой согласованности они не отрабатывали и не имели. Зенитные ракетные части только  создавались,  и управлять ими совместно с истребительной авиацией офицеры КП только учились.

     В мае шестидесятого был обнародован Указ о награждении воинов, которые пресекли полет самолета-шпиона (кстати, это был первый Указ, подписанный Леонидом Брежневым, который тогда стал Председателем Верховного Совета СССР). 21 человек удостоился  орденов и медалей. Ордена Красного Знамени — старший лейтенант Сергей Иванович Сафронов (слово «посмертно» было опущено) и командиры зенитных ракетных дивизионов капитан Николай Шелудько и майор Михаил Воронов.

    Пауэрс с самого начала повёл себя на допросах откровенно. Ни на одном из них он ничего не скрыл. Более того, уже на первом же допросе, он сразу выложил медальон с иглой, отравленной ядом кураре, которым ему предписывалось воспользоваться в случае ареста. Передавая медальон следователю, Пауэрс сказал:

     - Не хватает еще смерти русского человека по моей небрежности. Позже это зачлось ему во всём: начиная от условий проживания (благоустроенная  камера на Лубянке, питание в генеральской столовой), продолжая личным отношением к нему следователей (никаких криков, пыток и издевательств) и заканчивая решением суда, о чём ниже. 

    Вообще, Пауэрс оставил у сотрудников КГБ хорошее впечатление. Так, следователь Михайлов, допрашивавший летчика, отзывался о нём следующим образом:

     - Пауэрс представлял собой среднего американца-работягу. Это был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный,  привыкший к штурвалу, высоте, скорости. Это был сын сапожника и домашней хозяйки, которые жили совсем небогато на ферме с другими детьми. Никаких, не только физических воздействий, но даже громкого слова или угрожающего стука во время его допросов не было. Просто ему задавали вопросы, а  он отвечал, достаточно откровенно.

    Согласно одной из версий, основная информация о задании Пауэрса была известна Москве заранее. Советская разведка своевременно об этом  информировала. Поэтому,  войсковые части, находящиеся на пути предполагаемого полёта, были предупреждены ещё накануне о нём  во всех подробностях.

     Сбитый самолёт У-2 и пленение Пауэрса было одним из самых ярких эпизодов «холодной войны». Самолет-шпион был сбит 1 мая 1960-го года.
Пилот катапультировался и был задержан местными органами КГБ. Для своего командования Пауэрс оставался пропавшим без вести до 7 мая, когда советская сторона объявила, что пилот жив и предстанет перед советским судом.

     Не зная, что Пауэрс арестован, тогдашний  президент США Дуайт Девид Эйзенхауэр сначала заявил, что Пауэрс заблудился, но власти СССР опровергли это утверждение, предоставив  доказательства, в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

     Отец пилота, направил вскоре, после того как сбили Пауэрса, письмо  Н.Хрущёву с просьбой дать разрешение на свидание с сыном и на возможность присутствовать на суде. Такую возможность родители лётчика получили. Они приехали в Советский Союз в августе, и присутствовали на суде. 

     Суд над Пауэрсом был открытым. Он проходил в Колонном зале Дома союзов – том же самом, где в 30-е годы прошлого века шли показательные процессы  по делам политических противников Сталина, и продолжался три дня, с 17 по 20 августа. Таких судов в Советском Союзе еще не проводили: он был максимально честный и в то же время гуманный.

     Обвинитель Роман Андреевич Руденко, участвовавший обвинителем еще на Нюрнбергском процессе, потребовал не расстрел, как все ожидали, а всего-то 15 лет заключения.

     Были учтены все обстоятельства: и добровольное признание, и примерное поведение, и, наконец, незнание всей информации. Суд же и вовсе снизил приговор до 10 лет лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме. 

     У родителей Пауэрса не было никакого общения с сыном до суда, но после вынесения приговора 20 августа, они получили свидание с ним в зале
приемов  того здания, где проходили судебные заседания. Встреча Пауэрса с родителями продолжалась около часа.

     Срок заключения Пауэрс отбывал во Владимире, знаменитой тюрьме для особо опасных преступников, бывшем Владимирском централе. Он провел за решеткой около двух лет. 10 февраля 1962 года состоялся его обмен на советского разведчика, полковника Вилли Фишера, он же Рудольф Абель, арестованного в США в 1957 году и приговоренного к 30 годам тюрьмы.
Это был тот ещё обмен. Учитывая, что Абель был матёрым разведчиком, «работал» по атомным секретам. По сравнению с ним Пауэрс казался мальчишкой, пойманным за воровство яблок в соседском саду.  Эпизод этого обмена был взят за основу, при создании художественного фильма: «Мёртвый сезон».

     Однако возвращение домой оказалось невеселым.  Пауэрса  обвинили в предательстве.  Но затем,  сотрудники ЦРУ и военно-воздушных сил самым тщательным образом опросили его. Дело расследовала специальная комиссия Сената.  Эти проверки, а также сенатские слушания помогли восстановить его честное имя,  показали, что он вел себя так, как должен был вести.  Что он не сотрудничал с противником, не разгласил  особо  важную информацию и не посадил самолет преднамеренно.

     На допросах Пауэрс говорил правду, если знал, что следователи могут перепроверить эту информацию по публикациям в американской прессе – это придавало его словам достоверность, но он лгал им, когда знал, что у них нет возможности сравнить эти сведения с информацией из других источников. Так что, он вел себя в полном соответствии с инструкцией и раскрыл только ту информацию, какую советская сторона уже и так знала...

    Вернувшись в США, Пауэрс работал летчиком-испытателем, а затем стал пилотом вертолета телекомпании из Лос-Анджелеса. Он погиб в 1977 году  в авиакатастрофе.  Его вертолет разбился из-за нехватки топлива, при возвращении на базу после съёмок для телевидения тушения лесного пожара.

     В 1965 году у Пауэрса родился сын. Его назвали Фрэнсис Гэри Пауэрс – младший.

     После  мирового скандала, связанного с этим полётом, мир ожидало ещё немало значительных событий:  раскручивание нового витка гонки вооружений между СССР и США. Оттого, что супер-самолёт был сбит именно ракетой, 
у Н.С. Хрущёва  началась  знаменитая  "ракетомания".  Ракеты большие и маленькие  стали строить для всех видов вооружения. Последовали грандиозные инвестиции в эту область. 

      Затем, Н.Хрущёв  приказал: «Построить ракетный забор на юге нашей родины». Для исполнения этого Приказа, в Ташкентский отдельный корпус ПВО были направлены 100 зенитно-ракетных дивизионов. Их стали разворачивать по южной границе Средней Азии в бригады ЗРВ. 30-й отдельный Ташкентский корпус ПВО преобразовали в 12-ю Ташкентскую Армию ПВО. Во вновь формируемые войсковые части направлялись сотни и тысячи офицеров и солдат со всей страны. Автор этих строк, так же попал в это грандиозное перемещение военнослужащих.

     Осенью 1964 года,  вышел секретный  Приказ  Министра Обороны СССР:  «О результатах расследования подробностей полёта Пауэрса над территорией  страны  и его уничтожения». С этим приказом ознакомили в декабре того же года офицеров ЗРВ.

     Автор в эти дни, находился на службе в одном из дивизионов зенитно-ракетной бригады. Её  штаб  был расположен в городе Чимкенте, Казахской ССР. 

     Впереди  Землю ожидали Карибский и Берлинский кризисы, Вьетнам и Афганистан, убийство Кеннеди. Рейган, объявивший Советский Союз «империей зла», Леонид Брежнев и застой,  Михаил Горбачёв и перестройка, развал Советского Союза, а так же многие другие значительные события в мире. И вот на всём этом фоне исторических событий скромно значится фигура простого американского парня - Фрэнсиса Гэри Пауэрса.

       Прошло несколько десятков лет.  С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика Фрэнсис Гэри  Пауэрс-младший,  основатель музея «холодной войны» в штате Виржиния.

        В 1998 году были рассекречены все материалы этого  полёта, устанавливающие его истинную картину.  В мае 2000 года, в 40-ю годовщину инцидента, Пауэрса посмертно наградили Медалью военнопленного и Крестом за летные боевые заслуги.  Затем, в 2010 году он был удостоен одной из высших наград США, медали "Серебряная звезда".

      «Это означает, восстановление моего отца в правах - спустя 50 лет. Отец - один из героев Америки… Он признался  в том, что был шпионом, но не выдал врагу никакой важной информации», - так прокомментировал Пауэрс-младший известие о посмертном награждении своего отца, сообщает РИА Новости.

      Через 50 лет после этих событий, в мае 2010 года, сын сбитого лётчика  Фрэнсис Гэри Пауэрс - младший  прилетел в Россию. Побывал на месте приземления своего отца на парашюте в деревне Поварня, пообщался с колхозниками, побывал в НПО «Алмаз» (ныне – ГСКБ «Алмаз-Антей»), где был создан ЗРК С-75.Там его ознакомили с экспозициями музея ГСКБ «Алмаз-Антей».  На стендах были представлены экспонаты всех поколений отечественных ЗРК - от первых С-25 — до современных С-400 «Триумф».    

     Экспозиции представляли создатели ЗРК, среди которых был и легендарный лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Карл Альперович – один из «отцов» системы С-75. Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший почтительно пожал  руку человеку, от детища которого, вначале никому не известный «солдат холодной войны» Ф.Г. Пауэрс-старший,  стал известен всему миру.

     Карл Альперович в ответ высоко отозвался о мастерстве и самообладании его отца. По словам конструктора, только благодаря этому, после попадания ракеты ЗРК С-75 на высоте более 20 км по хвостовой части У-2 он смог в критических условиях принять верное решение, спасшее ему жизнь. При этом Альперович заметил, что каждая из сторон в этом громком инциденте выполняла свою задачу, поставленную руководством. «Но я доволен, что летчик остался жив», — подчеркнул К.Альперович.

     Американскому гостю, сопровождавшие его конструкторы ЗРК и журналисты, рассказали, что комплекс ЗРК С-75, сбивший с ювелирной аккуратностью самолет Пауэрса-старшего - очень гуманное оружие.  Иначе, его отец, вряд ли остался бы жив на такой высоте, а сам Пауэрс-младший, родившийся спустя 5 лет после этого события, вряд ли появился бы  на свет. Пауэрс-младший с неподдельным интересом осмотрел стенд С-75, потрогал тумблеры управления, и произнёс: «Удивительно!».
      
        Продолжение следует. Начало этой истории:
            в http://www.proza.ru/2015/03/20/1547
               
                Александр Зубков.               


Рецензии
Вызывает очень большие сомнения факт сбития ракетой. Лётчик после поражения самолёта выживал крайне редко. И кубинский случай с U-2 и статистика потерь вьетнамской войны говорит не в пользу поражения самолёта Пауэрса ракетным оружием.

Алексей Николаевич Крылов   10.01.2020 16:40     Заявить о нарушении
Добрый день, Алексей Николаевич! Вы напрасно сомневаетесь. В 1960 году в Советской Армии не было оружия, способного сбить самолёт на высоте 22 тысячи метров. Ракета, выпущенная дивизионом, где в тот день командира замещал майор Воронов, шла на самолёт Пауэрса вдогон и осколки боевого заряда ударили самолёт в хвост. Пауэрса выручила бронированная спинка кресла пилота, которую ударом осколков сорвало с места и переместила несколько вперёд, зажав ему ноги. Надо отдать должное Пауэрсу. Он не потерял самообладания, не "дёрнул" ручку катапульты, что привело бы к взрыву сиденья пилота. Пауэрсу удалось освободить свои ноги и выбраться из беспорядочно падающего самолёта. Он не раскрывал парашют до 10 тыс. метров, что также позволило ему избежать ранения, т.к. по падающему самолёту стрелял уже другой дивизион. Одна из ракет, которого попала в падающий самолёт и дополнительно его разрушила. Случаи, когда ракетой 75-го комплекса сбивали другие самолёты, в том числе самолёт ст.л-та Сафронова, погибшего при этом, объясняются тем, что осколки боевого заряда ракеты поражали самолёты сбоку, а не сзади.Прочтите ещё раз внимательно главу, в которой я пишу о моменте поражения самолёта У-2. Там я всё подробно изложил. Я пользовался материалами, изложенными в Интернете на основания исследования комиссии, а также подробностями Приказа Министра обороны СССР, который был издан осенью 1964 года и я его лично читал, находясь в то время на службе в Штабе Ташкентской армии ПВО. Ракеты 75-го комплекса, при условии настроенных правильно систем наведения и приёма сигналов наведения ракеты попадали точно в цель. Служившие в те годы офицеры-ракетчики умели настраивать правильно сложную технику и делали это. В те годы зенитные ракеты "случайно" самолёты не сбивали и на дома жилые не падали. Тогда была другая армия.

Александр Зубков 2   20.01.2020 18:07   Заявить о нарушении
Весьма спорный вопрос про БРОНИРОВАННУЮ СПИНКУ КК на до предела облегчённом разведчике U-2. Если бы таковая имелась и в ней торчали застрявшие осколки, то несомненно она бы украсила собой выставку обломков самолёта Пауэрса, демонстрируя поражающее действие нашего оружия. Однако, на выставке такого экземпляра не было. К чему бы так?
Пауэрс покинул падающую кабину на высоте 5.000 - 4.500, ибо был грамотным лётчиком с хорошей подготовкой и с 10. 000 падать вне кабины не стал по причине опасности отсоединения от кислородного оборудования самолёта на такой большой высоте.
Кабина до предела облегчённого самолёта U-2 имеет толщину обшивки алюминиевым сплавом порядка 0,5 мм и не способна защитить от осколков боевой части ракеты комплекса С-75.

Алексей Николаевич Крылов   20.01.2020 20:17   Заявить о нарушении
"Ракеты 75-го комплекса, при условии настроенных правильно систем наведения и приёма сигналов наведения ракеты попадали точно в цель. Служившие в те годы офицеры-ракетчики умели настраивать правильно сложную технику и делали это. В те годы зенитные ракеты "случайно" самолёты не сбивали и на дома жилые не падали."
17 декабря 1961 года Ил-18, совершавший рейс Москва — Адлер рухнул с 8-километровой высоты в Ростовской области. Cамолёт был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Погибли 59 человек. Официальная версия катастрофы: отказ техники.
30 июня 1962 года в Красноярском крае, в районе поселка Маганский, шли учения ПВО с пуском боевых ракет по мишеням зенитной ракетой был сбит Ту-104А, выполнявший рейс Иркутск — Омск. Погибло 84 человека.
2 сентября 1962 года Ту-104, совершавший рейс Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке, самолёт был поражён ракетой через 10 минут после взлёта и рухнул близ военного полигона Литовко.
4 апреля 1963 года возле Чистополя разбился Ил-18В, 67 погибших. Причиной трагедии опять стала выпущенная военными ракета.

Алексей Николаевич Крылов   01.02.2020 10:04   Заявить о нарушении
Гибель сирийских "квадратов" в 1982 году:

Операция подавления ЗРК началась серией разведывательных полетов БПЛА оснащенных ТВ-камерами. Как только один из них обнаруживал батарею ЗРК и передавал ее изображение наземному командованию, в воздух поднимались еще два БПЛА, один - в качестве ложной цели, имитирующей атакующий самолет, чтобы заставить батарею ЗРК включиться на излучение, второй - оснащенный аппаратурой для перехвата излучения РЛС ЗРК, его анализа и ретрансляции на борт самолетов E-2C Hawkeye, оборудованные РЛС раннего обнаружения и средствами РЭБ.

Полученная информация о параметрах излучения обрабатывались бортовыми компьютерами самолетов, чтобы выдать в реальном масштабе времени данные наведения противорадиолокационных ракет. После этого осуществлялся пуск противорадиолокационной ракеты по выявленному обьекту.

Когда противник выключал свои РЛС, лишая израильские ракеты электромагнитного луча самонаведения, израильтяне поднимали в воздух БПЛА с лазерным целеуказателем и ударные самолеты, вооруженные ракетами с лазерной ГСН AGM-65 Maverick. Сразу же после поражения РЛС, ослепшая батарея ЗРК атаковалась кассетными бомбами, которые уничтожали и ЗУР, и средства их транспортировки.

В группу радиолокационного обеспечения входили самолеты раннего предупреждения E-2C Hawkeye, оборудованные огромными РЛС раннего обнаружения, патрулировавшие ливанское побережье. Они выполняли обнаружение и контроль активности действий сирийских самолетов. Самолеты «Боинг-707»,вертолеты CH-53, самолёты IAI-202 «Арава», оборудованные для ведения радиоэлектронной борьбы(РЭБ), прослушивали радиосети сирийских ВВС и ПВО и забивали их помехами. Пеленгуя работающие сирийские РЛС, они уточняли их координаты и передавали на командный пункты, что способствовало нанесению точных ударов.

В начале операции Израиль использовал ложные цели «Шимшон» (Tactical Air-Launched Decoy). 9 июня были сброшены десятки таких ложных целей.На экране РЛС они создают отметку полноразмерного самолёта.

За час до удара израильтяне начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150-200 км; за 12 минут - интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5-7 минут - активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника.

Затем началось тотальное уничтожение сирийских средств ПВО. Удары по сирийским позициям наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью инфракрасного и лазерного луча.

Это говорит о достаточно высокой степени совершенства аппаратуры у супостата.

Алексей Николаевич Крылов   01.02.2020 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.