Так распорядилась судьба

ТАК РАСПОРЯДИЛАСЬ СУДЬБА
(Из книги «О людях и для людей»)

В моих руках красивая,в переплёте из искусственной кожи,Почётная грамота с гербом,на которой искусно напечатано: «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР,в связи с досрочным окончанием работ по реконструкции доменной печи №3 Косогорского металлургического и цементного завода им.Дзержинского,за достигнутые,высокие показатели…».Я читаю всё это в Почётной грамоте и невольно наблюдаю за лицом моего собеседника,которое исполнено гордости,и я понимаю,как она ему дорога. Хотя, я это уже понял до того,видя как Михаил Евтеевич Гваськов бережно берёт её и показывает мне. Как он увлечённо всё рассказывает и рассказывает мне о ней:за что его наградили и как,где ему её вручали.
Мы сидим с ним вдвоём в его уютной квартире на улице Пушкина,неспешно беседуем, а тут,при виде этой вот грамоты,у него загораются глаза и он,волнуясь и сбиваясь,торопясь начинает мне вновь объяснять про свою жизнь:«…В пятидесятом году это было,когда я ещё был линейщиком,то есть по личном освещению завода и посёлка,то получил травму – перелом левой руки. После своего выздоровления я и перешёл тогда работать электромонтёром. Именно тогда нас и послали на реконструкцию,сначала первой,а потом и третьей печи.Как же тогда лихо шла там работа:машины к печам шли сплошным потоком, то отъезжали, то подъезжали,а потом  и началась надвижка печи!..».
Это слово «надвижка» в заводском лексиконе звучит,как особое геройство,что ли, как подвиг,и оно мне,это слово,уже хорошо известно,знаю я о той "надвижке"всё и досконально:что происходило и как происходило. Но я,всё равно,слушаю Михаила Евтеевича и спрашиваю:
– Как это?! «Надвижка?!»– уж очень захотелось всё это услышать мне в пересказе моего собеседника.
– О-о,это была очень сложная работа!Печь с места на место передвинуть – это ведь не очень-то просто! Вначале все подготовительные операции были выполнены.Причём, безупречно!!Невдалеке… ну в метрах пятидесяти от действующей печи,строится,ну, скажем,монтируется новая печь.Причём,полностью!!! И как только она становится вполне готовой  к работе, то сразу же останавливается действующая печь, демонтируется,а на её место надвигается,то есть ставится,новая!Вот тут-то и наступает самый аврал в работе!Работали мы здесь все чётко,иначе нельзя! Например,дано бригаде задание столько-то срезать,то есть демонтировать,в смену! И будет именно столько срезано!Люди работают,как черти,не глядя на то,что происходит вокруг!Полосуют,режут,ломают... Только пыль вокруг стоит! И печи, глядишь,уже и нет!
Затем делают «пень». То есть,основание,на которое и будет надвинута,то есть,установлена,новая печь!И вот только тогда,эту новую печь,по листам железа, лебёдками и в растяжку,потихонечку,начинают надвигать.Незабываемый это момент!..».
Чуть помолчав,не дождавшись моего нового вопроса, Гваськов с таким же восторгом продолжает:«А затем,как только печь стала на своё место,мы все бросились в неё начинять электроприборами,электродвигателями,автоматикой и всевозможными схемами,для того,чтобы она ожила,и ею можно было бы управлять.Задача одна – как можно быстрее всё сделать!Сделать всё для того,чтобы она,как можно быстрее, задышала!Вот за эту работу и моя награда – Почётная грамота!На память!..».
– В каком же это было году?
– Так я же сказал,да тут в грамоте тоже всё написано:«…от 12 октября 1959 года». В Туле,в театре нас награждали!Сам Хворостухин вручал!Театр бал тогда там,где ныне теперь размещается филармония…
Несмотря на свои преклонные годы,Михаил Евтеевич подвижен,строен,умён,умеет расположить к себе собеседника.Он обладает завидным чувством юмора,что делает его в беседе интересным.Рассказывая о различных производственных ситуациях,он подмечает многое,что порой скрыто в людях с первого взгляда.В людях,как видно, он умеет хорошо разбираться.
А в основе этого его качества характера лежит большой жизненный опыт.Скоро у него семидесятилетний юбилей,и потому наша сегодняшняя встреча с ним не случайна,а это есть задание редакции.Но как только наша беседа зашла именно о нём,Гваськове,и об его юбилее и жизненном пути,то он как-то сразу замялся и застеснялся:«Да уже «Дзержинец» обо мне писал!..– и достаёт старый пожелтевший номер газеты,– это ещё Ваксман обо мне писал…».Боже мой,какой же это год?!И он всё ещё его хранит!Читаю:1988 год.Военно-патриотическая страница.Заметка Давида Максовича Ваксмана – «Идёт человек по заводу!».Вот что писал о нём этот,  довольно известный в то время рабкор «Дзержинца»:«…Идёт человек по заводу. Знакомо ему всё!Нет,пожалуй,ни одного уголка,где бы ни горела лампочка, зажжённая его руками.И людьми его бригады!…Идёт, а навстречу ему идут знакомые люди.И почти все они приветствуют его доброй,хорошей улыбкой.Идёт хороший человек!Идёт по заводу Михаил Гваськов!».
Я читаю вслух,а Михаил Гваськов в это время смеётся:
– Когда я впервые приехал на Косую Гору,то никак не мог вначале взять в толк: где же здесь работают люди? Одни трубы вокруг!..И вот сорок два года здесь на заводе отработал!..
Гваськов,получается,не коренной косогорец,но судьба так распорядилась им,что он стал косогорцем,а по духу и привязанности даже крепче тех,кто родился здесь. Это я чувствовал в течение всей нашей беседы:«Люблю я наш посёлок!..Конечно,он не такой,каким он был раньше.Я же его все улицы,даже не могу сказать,сколько раз обошёл!Такая ведь у меня работа была!Столбы,опоры ставили,меняли их…».
Посёлок рос,он менялся на глазах у Михаила Евтеевича:строились дома, благоустраивались улицы.«А как я оказался в посёлке?– рассказывает свою историю ветеран,– так это благодаря нашему замечательному хирургу Якову Сергеевичу Стечкину и… моей язве!..».
После войны вернулся он с фронта в свою родную деревню Сидорово,что в Чернском районе Тульской области.Шёл 1947 год.Женился,работал на полях хлеборобом.Так бы и работал здесь всю оставшуюся жизнь.Ведь ещё до фронта, в восемнадцать лет,он в своём колхозе был бригадиром.Но вскоре после его возвращения,примерно через полгода, умирает у него жена.Серьёзно заболел и он.Так кто-то ему,а кто он уже не помнит,подсказал ему тогда:«Езжай на Косую Гору!Там замечательный есть врач – Стечкин!Он тебя вылечит!..».Вот он и поехал.
Здесь же,на Косой Горе,встретился он со второй своей будущей женой.Она в то время работала в больнице.Именно она представила его в первый день прибытия в больницу Стечкину.«Оперировать тебя надо,– сказал он,осмотрев Гваськова,– и завтра же…».
Фронтовику ложиться под нож было не впервой.Ранен был он не раз.В госпиталях полежал достаточно.И потому,без всяких сомнений,согласился.Операция была тяжёлой.После неё за ним ухаживала вся палата.Но более всех медицинская сестра – его будущая жена:«Хорошенькая она была,– добро улыбается Михаил Евтеевич.– Но только я не один за ней ухаживал!Выражал ей свои симпатии также и Афонский, тоже её пациент.А он тогда работал на Косогорском металлургическом заводе в отделе организации труда.Познакомились мы с ним.Вот он и привёл меня после выздоровления работать на завод…».
Вначале Гваськов работал в заводской охране у Дагаева.Затем перешёл в электротехнический цех,работать линейным электриком.Тяжело было вначале.Столбы по улицам на лошадях развозили.Поднимали столбы лебёдкой.«Я всё думал,– смеётся он сегодня.– Как же их поднимают?!Потом быстро научился…».
Но вот однажды начальник цеха Нина Ивановна Саввина и говорит ему:«Михаил, принимай бригаду!..».Он засомневался– сможет ли?Ребята в бригаде бойкие?!Они и  выпить,а то и «погулять» гаразды!Сможет ли он держать дисциплину? А Саввина ему: «Ничего,получится!Если надо – помогу!..».
Так что он с 1959 по 1990 год – в бригадирах!И все во всех бригадах,с кем он работал эти годы,были довольны его руководством.Было довольно и его начальство. «Хороший человек,– говорили все о нём.– Он мало говорит,а много делает!..». Отличался он в работе не только при выполнении своих непосредственных заданий. Если что-то,например,не получалось в приобретении для его цеха,то посылали Гваськова.И он обязательно приобретал и привозил на завод.А почему?Имеет этот человек подход к людям!
Получилось так,что он с раннего детства в трудах да в заботах и среди людей.Жил в деревне.И семья была большая.Отец,мать и пятеро сыновей.Потому он рано и начал трудиться.Потом – война!Потянулись братья на фронт.В 1942 году пришла повестка и Михаилу.Призывной пункт был в г.Ефремове.
– Вот странности судьбы!– задумчиво восклицает Михаил Евтеевич.– На призывном пункте встретил своих земляков. Из одной деревни!Они раньше меня получили повестки.Разговорились.Думали – вместе воевать будем!Ан,нет!Их с призывного раньше меня отправили.Мать моя позже мне писала:через родную деревню под Мценск они шли!В дома они по дороге свои заходили!И мать моя очень жалела,что меня с ними не было.Не смогла меня повидать.Но зря жалела.Все они под Мценском полегли. А я вот,всю войну прошёл!До Берлина дошёл и жив остался.Судьба!..
И хотя он не обижается на свою судьбу,всё-таки,нелёгкой она у него оказалась.Но как человек труда,привыкший добывать хлеб свой насущный в поте лица своего, считает,что жизнь его прошла хорошо.Многое сделано его руками,как на заводе,так и в посёлке.И Родину он защищал,как и положено:«Раньше я очень часто в свою родную деревню ездил:брат там мой жил младший.Он во время войны попал служить на Дальний Восток.Пойдём мы,бывало,с ним за грибами в лес,а он мне: «Миша,а Миша!Расскажи мне как там,на войне?!».А что рассказывать-то?Страшно?Да, страшно. Приходит,например,в часть письмо.И мне,или кому другому говорят:«Пляши!».А что плясать-то? Если в нём беда может быть? В 1942 году погиб у нас брат Терентий.А в другом письме – ещё одна весть из дома:погиб ещё один брат – Василий.Затем умер отец.Вот и пляши…». 
Михаил Евтеевич прошёл нелёгкий солдатский путь,как говорят,хлебнул лиха.И потому он считает,что предстоящее празднование пятидесятилетия Победы,– это праздник,прежде всего фронтовиков,таких,как он.Был он и в пехоте стрелком, артиллеристом, миномётчиком. В 1942 году под деревней Уланово,что в Калининской области,бригада в которой он воевал,попала в окружение.Лишь двадцать одному человеку посчастливилось вырваться из котла.Выходили с боями,изнурёнными донельзя трудными переходами и бессонными ночами.
Вышел с этой группой и весь обмороженный Гваськов.Затем – госпиталь.Вскоре – ещё раз госпиталь.После ранения на реке Царёвка,что под Красным Холмом,лежал он на излечении,на сей раз,в Казани.И снова фронт.В 1944 году Михаил Гваськов – старшина огневой батареи.Вместе с ней он прошёл длинную военную дорогу до Берлина.Две боевые награды – медали «За отвагу!» на груди ветерана.Ещё две – за трудовые подвиги:«За доблестный труд.В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и «За трудовую доблесть!».
И вот сейчас он сидит передо мной и не я,а он задаёт мне вопросы:«Как дела на заводе?Что происходит в цехах?Будет ли продолжаться жилищное строительство? Как воспитывается молодёжь? Есть ли у ветеранов достойная смена?..».Я стараюсь честно отвечать на его вопросы,а потом и сам спрашиваю его:«А не скучно ли находиться на пенсии?».Нет,отвечает.Забот много.Дачу свою люблю,работать на земле.Особенно хорошо в саду,когда в нём всё цветёт:«…В мае – так бы и не уходил домой!».И ещё:«…Дочь у меня работает завучем в школе.Сын работает в электротехническом цехе – по моим стопам пошёл.Их заботы,теперь и мои заботы!..».Так что – скучать ветерану некогда!
И,всё-таки,всё-таки! Тянет ветерана в свой родной цех непреодолимая сила.В мыслях он всегда с коллективом.Ведь столько лет ему отдано!Но вот мы и прощаемся.Беседа наша затянулась.Он провожает меня к двери.
– С юбилеем,– говорю,Михаил Евтеевич!Здоровья,счастья,всего хорошего!
И эти мои слова от всего сердца.
А.Бочаров.
1994. 


Рецензии