Голубая мечта моего детства Детство и юность

     В сороковые годы прошлого века, когда я учился в школе, велосипед в нашем селе был большой редкостью. До войны и во время войны в селе, если и было два-три велосипеда, то у местных интеллигентов. Они картинно ездили по селу на таком редком и дорогом транспорте и, естественно, ни своим детям, ни чужим тем более, даже в руки не давали. Только после войны, когда многие из односельчан возвратились с фронта, велосипедов в селе стало больше. Некоторые из них привезли с собой трофейные велосипеды.
     Неизмерима была наша мальчишеская зависть к тем нашим сверстникам, которые гоняли по пустынным улицам села на своих велосипедах. Мчится, бывало, такой ухарь-велосипедист по Широкой улице, а за ним ватага нас, босоногих мальчишек, старающихся догнать и перегнать счастливчика. Не всегда, конечно, нам это удавалось, но, если велосипедист попадал на песчаный участок улицы, колёса велосипеда вязли в сыпучем песке, ноги  седока были не в силах крутить педали, и он соскакивал с сидения в песок, тут же окружённый нами. Просить покататься на велосипеде мы не смели, потому что сначала надо было научиться кататься, а потом уже просить. А научиться кататься на велосипеде, не имея его, не так просто. Для этого надо иметь время и, самое главное, велосипед. У нас ни того, ни другого не было. Было только одно желание, и больше ничего.
     Велосипед был моей голубой мечтой. Я знал, что эта мечта не осуществима, но в душе лелеял надежду, хотя бы научиться ездить на нём. У моего товарища Пахалова Виктора, который жил на самом краю села, рядом с начинающимся лесом, имелся старенький велосипед. Ему его где-то достал отец, работавший лесничим. Виктор больше ремонтировал этот велосипед, чем ездил на нём. Вот я и подрядился к нему в подмастерья. Целыми днями мы вдвоём разбирали этот велосипед, смазывали его узлы солидолом, добытым в колхозной тракторной бригаде, постоянно клеили камеры и накачивали ручным насосом колёса, регулировали передаточную цепь. Но зато, когда у нас всё получалось, Виктор разрешал мне учиться ездить на велосипеде. Учёба почему-то мне давалась с трудом. Велосипед у меня обязательно наезжал на плетни, и я постоянно падал, царапая лицо, руки и босые ноги, рвал одежду. Виктор смеялся и говорил:
     -Ваня, куда ты торопишься? Надо ездить спокойно и, главное, держать равновесие.
     Но до спокойствия ли мне было, если я постоянно думал, что вот-вот Виктор заберёт велосипед, и я опять не успею научиться на нём ездить.
     Однажды я уговорил Виктора дать мне велосипед на целый день. Это было не так легко. Я дал ему за это почитать драгоценную книгу «Всадник без головы», которую с трудом выпросил, как будто бы для себя, у другого моего товарища Ивана Старика. Пока Виктор увлечённо читал эту книгу, я учился ездить на велосипеде. И научился! К вечеру уже во всю прыть я гонял по улицам села дребезжащий от чрезмерной работы велосипед, и даже на прямых участках дороги, так называемых голобызинах, отпускал из рук руль. Мои товарищи завидовали мне.
     Весь исцарапанный, с саднящими от боли ушибами и порванными штанами, вечером я предстал перед Виктором и, безмерно счастливый, возвратил ему велосипед. Виктор дочитывал последние страницы романа и тоже был в восторге. Оба удовлетворённые и радостные, мы расстались поздно вечером. С книгой под мышкой по тёмным улицам я добрался домой и, даже не кушая, завалился спать в сарае на охапке свежего сена. Мамы дома не было. Она ещё не возвратилась с работы на дальнем колхозном поле.
     Утром, когда я проснулся, всё моё тело ныло от боли. Многочисленные царапины на ногах, руках и лице покрылись твёрдой сургучовой корочкой, и резко бросались в глаза. Изорванные концы штанин слегка шевелил утренний ветерок. Предстояло во всей этой красе явиться перед мамой. Должен был состояться неприятный для меня разговор. Но я был готов перенести любую встрёпку. Цель оправдывала средство – я научился кататься на велосипеде. Встрёпка, конечно, была.
     Целую неделю я ходил со своими велосипедными украшениями, объясняя всем, что это я учился кататься на велосипеде. Одни усмехались и говорили:
     -Разве это учёба? Это же самоизбиение!
     Другие просто удивлялись и вопросов больше не задавали. Третьи смотрели на меня с затаённой завистью и восхищались:
     -Молодец, Ваня! Ты когда-нибудь и нас научишь ездить на велосипеде.
     Я, как заправский велосипедист, гордо им отвечал:
     -Конечно, научу! Ничего нет проще, чем ездить на велосипеде. Вот только беда, где взять этот велосипед?
     Голубая мечта моего далёкого детства – собственный велосипед – так и осталась только мечтой. Всё моё детство прошло без собственного велосипеда. Денег у мамы на такую дорогую вещь никогда не было. Катался я всё на чужих велосипедах.


Рецензии