На поле танки грохотали...

 "На поле танки грохотали..."



     Война, танковые бои, далекая любовь, прощальный салют, похоронка, изломанная жизнь
и простое человеческое горе...Таков вкратце сюжет народной песни, известной по первым словам одного
из куплетов: "На поле танки грохотали". Песня в нынешнее время очень известная благодаря перепеву
ее группой "ЧиЖ". Вернее, она всегда была популярна у поколения фронтовиков. Особенно фронтовиков - танкистов
и курсантов танковых училищ.

     Известно большое количество вариантов куплетов этой песни, слов в куплетах, разнообразие ее состава.
Но вот что общее - манера исполнения, т.е. мотив песни. Плавный, протяжный, душевный. Справедливости ради
надо отметить, что на этот мотив имеются песни у представителей разных родов войск - авиации, танкистов и пр.
Даже водители грузовиков и трамваев находят в ней что - то свое, близкое, заменяя фразы и слова вместо
танковых и авиационных на свои, водительские и кондукторско - трамвайные.

     В массовый оборот песня попадает благодаря писателю - фронтовику Виктору Курочкину, изображающему в своих
произведениях "окопную правду" войны глазами простых офицеров среднего комсостава. То есть тех, кто руководит
боем непосредственно на передовой, кто идет сам в атаку и сидит в окопах под страшный грохот артобстрелов.
Тех офицеров, кто вместе с солдатами будет раздавлен танковыми гусеницами, убит в жестоком рукопашном бою,
кто будет лежать на земле в захлебнувшейся атаке, прижатый в грязь кинжальным пулеметным огнем. Тех офицеров,
кто горит в танке, кто превозмогая тяжелые осколочные ранения и контузию покинет горящую боевую машину и
один только Всевышний знает его дальнейшую участь...

     Это ротные и взводные командиры. Вот от лица этих офицеров и их экипажей поется данная песня. Исполнение
этой песни на многих сайтах выложено такое, какое оно есть в кинофильме "На войне, как на войне". Скажем так,
каноническое исполнение.

     Мотив песни изначально взят с песни о коногоне. Вот один из вариантов начального куплета этой песни:

"Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой".


     А вот мотив песни о коногоне взят с казачьей песни эпохи завоевания Средней Азии "В степи широкой под Иканом".


     Вообще содержание народной песни не поддается, как правило, какому - то научному анализу, не является источником
научных данных (в том числе и по военным наукам), не обязано отражать хронологию событий (хотя и может).
Назначение народной песни иное: сопереживание основному лейтмотиву, сюжету песни поющими либо слушающими людьми.
В таком случае смысловая нагрузка песни воспринимается душой, - разум здесь, скорее, вторичен. Главное - донести
слушателю что - то внутреннее, в принципе понятное, не всегда логически точно выраженное словами. Но в народной песне сохраняется сюжет. Самый обычный, зачастую очень даже бытовой или обыденный.

     В рассматриваемой песне "На поле танки грохотали..." все сказанное абзацем выше находит полное
подтверждение, что зачастую у думающего человека вызывает целую бурю неприятия, непонимания, противоречивых
чувств. Например, слова "поднимут на руки каркас..." Контекст песни подсказывает мысль именно о танковом
каркасе (хотя это и совершенно неправильное выражение), но тогда рушится логика событий: "...извлекут из - под
обломков, поднимут на руки каркас..." Логичнее будет сперва каркас поднять, а потом извлекать из - под
обломков по аналогии спасательных работ. Но, конечно, бывает, что сперва извлекают тела, а затем и до каркаса
дело доходит. Второе положение - "поднимут на руки..." Это танковый каркас - то на руки ?! Согласитесь,
крайне спорное положение.

     И тем не менее все здесь решаемо и довольно разумно.

     А теперь о том, что же будет разобрано в этой статье. Сделаем работу над ошибками в комментариях к этой
песне на сайте http: www.sovmusic.ru и, таким образом, узнаем правду о песне, точнее, о сюжете песни.

     Девиз сайта: "Нашел песню - узнай Правду". Правду можно узнать и в комментариях. Однако к этой песне
меня, к примеру, просто возмутил рьяный апломб некоторых комментаторов. Вот, допустим, такое высказывание:
"Если последний бой - это штурм Рейхстага, то он не в чистом поле стоит, а если это "последний и решительный",
придётся автора признать настоящим интернационалистом, сующим свой Армагеддон и в дело и не в дело".

     Насчет чистого поля: про четырех убитых возле танка и еще там про пейзаж добавлено. Поэтому "Рейхстаг не в чистом
поле" и пр.

     Вот как так можно отзываться об авторах этой песни, среди которых, вероятно, были и участники танковых
сражений ?! Да и в целом у людей воевавших эта песня вызывает именно те ассоциации, которые заложены в сюжет.
Какой Армагеддон ?! Зачем здесь такое кощунственное сравнение, поданное без оглядки на возможную реакцию
людей имеющих другое мнение об этом ?! Куда только модератор сайта смотрит ?

     Вот с этого комментария и начнем, пожалуй, наш разбор. На этот раз не стану давать ссылки на источники,
поскольку данные буду взяты по памяти, либо их легко можно найти методом "гугления".



     1. Понятие "последний бой". Подходя логически, комментатор предположил, что "последний бой" должен соответствовать
хронологии Великой Отечественной. По его мнению последний бой той войны - штурм Рейхстага. И все, конец войне ?

     Да вот не тут - то было. Что же происходило около Рейхстага 1 мая 1945 года ? Поздно вечером 1 мая бой в районе Рейхстага
прекратился из - за желания остатков немецкого гарнизона Рейхстага сдаться в плен советским войскам. То есть фактически
бой в Рейхстаге прекратился поздно вечером 1 мая 1945 года. Гарнизон здания капитулировал рано утром 2 мая 1945 года.
Запомним это.

     А теперь взглянем на противоположную сторону площади Кёнигплац. Там вплоть до полуночи стреляют. Идет штурм
здания театра Кроль - опера. То есть даже хронологически бой за Рейхстаг не является последним боем ВОВ. Можно
меня упрекнуть, дескать, что тут минуты считать, там люди гибнут, а ты...Согласен, не будем мелочиться за минуты и
часы той войны. Взглянем на вопрос "ширше" (помните, как у Гайдая в фильме "Напарник" говорил Алексей Смирнов, кстати,
сам участник Великой Отечественной войны).

     Была такая операция советскими войсками проведена: Пражская стратегическая наступательная операция. Посмотрим даты.
Гарнизон Берлина капитулирует по приказу командующего обороной Берлина генерала артиллерии Вейдлинга 2 мая 1945 года.
Тем не менее капитуляция Германии будет подписана 8 мая, а затем и 9 мая (да, да, акт о капитуляции Германии подписывали ДВА раза).


     Так кто же так упорно дрался с нашими войсками после падения Рейхстага и Берлина ?
Это почти миллионная группировка немцев в районе города Прага под командованием генерал - фельдмаршала Шернера.
Дата проведения операции с 5 по 12 мая 1945 года.


     Обратим внимание на потери советской бронетехники, поскольку мы разбираем песню на танковую тему. Потери составили
аж 373 единицы советской бронетехники (данные приведены по Дэвиду Глантцу). То есть фактически бои с применением
бронетехники (здесь танки и САУ) закончились только в ночь на 12 мая. А нам рассказывают про Рейхстаг.
Да еще так безапелляционно, если не сказать правдивее - нагло. ВОВ закончилась официально 9 мая, а фактически в ночь
с 11 на 12 мая 1945 года. Вот тогда и отгремели "последние бои". И с чего здесь вообще Берлин фигурирует ?

     В завершение о масштабах этой операции: " Ширина фронта боевых действий 1200 км. Глубина продвижения советских войск 160-200 км.
Среднесуточные темпы наступления: стрелковых соединений — 20-30 км, танковых и механизированных — 50-60 км" (данные по Кривошееву).
Представьте масштаб последних боев ВОВ.

     Понятие "последний бой" сугубо индивидуальное. Каждый боец вправе считать грядущий бой последним. Последним
 для себя. Именно такое понимание последнего боя вложено в сюжет песни. Дальнейшее развитие сюжета лишь подтверждает
такую трактовку. А хронология здесь ни при чем.



     2. Немного про танк БТ. "Для своего времени это была отличная машина, скоростная и маневренная - до 100 км/ч..."
Видимо, начитался комментатор книг Виктора Суворова. Ай, как некрасиво уже второй раз врать...Итак, действительно, танк
Кристи (американский конструктор бронетехники) в 1931 году развил скорость аж больше 110 км/ч. Это когда Кристи поставил на него
авиационный двигатель и снял гусеницы. Понятно, что и дорога была ровная. Но это танк Кристи, а не БТ. Советские конструкторы переделали
его и он стал танком БТ. Скорость БТ - 7А (взята максимальная скорость на колесах) составляла 86 км/ч. На гусеницах -
62 км/ч. Остальные модели БТ имели более скромные харастеристики. Понятно, что в бою БТ не могли стрелять прицельно с
ходу из - за отсутствия на танках периода ВМВ стабилизатора пушки. Но это уже другая тема.


     3. "Меня бризантный поцелует и спать уложит навсегда..."  - вариант слов в одном из куплетов песни.

А теперь опять
двадцать пять..:

"Эта американская дрянь не то что бризантным, то есть осколочным снарядом пробивалась, а порой и выстрелом
в упор из винтовки наподобие нашей трёхлинейки Мосина... А работала она на лёгком бензине - загорался БТ как спичка...
Была, правда, модификация с дизельным двигателем - её автор, Кошкин, после неё создал Т-34... Но факт - то, что БТ - отстой
и от него нужно избавляться, докладывал ещё Г.К.Жуков после Халхин-Гола...", - речь очередного комментатора песни.

     Бризантным, т.е. осколочно - фугасным снарядом не обязательно пробивать броню, чтобы уничтожить экипаж. Здесь не
то, что БТ, а немецкие САУ "Фердинанд" не выдерживали фугасного воздействия снарядов калибром 152 мм. Изнутри откалывается
броня и ранит экипаж (может и убить), выходят из строя оборудование танка и приборы управления, и наблюдения, экипаж танку
получает тяжелую контузию и не всегда может оперативно покинуть машину. Если такой снаряд разорвется рядом с танком, то повреждения также
неминуемы. Удивляться здесь нечему, все правильно пели танкисты.

     Выстрелом из винтовки танк даже в упор не пробьешь. Даже легкий БТ. Немного о том, для чего стреляют по танкам из
стрелкового оружия: пистолетов, автоматов, винтовок, пулеметов. Пули разбивают танковые фары, наружные приборы наблюдения,
могут заклинить механизм поворота танковой башни. Пулеметчик на танковой башне также был целью для пехотинцев противника.
Поэтому не нужно пытаться пробить танк из винтовки, его можно попытаться "ослепить". А такой танк уже будет требовать ремонта.
Вот и все.

     Другое дело, если стрелять по некоторым танкам специальной винтовочной гранатой или с ПТР под крупнокалиберную пулю.
Можно и с крупнокалиберных пулеметов по легким танкам (реальные случаи в ходе войны).

     Танки примерно одинаково горят и с бензиновыми двигателями, и с дизельными. В первом случае горят пары бензина и пожар
(либо одежду) можно потушить. Солярка же горит сама, поэтому если танк с дизелем загорелся, то это гораздо хуже, чем в первом
варианте.

     Теперь о Жукове, Халхин - Голе и БТ очень кратко. Большие потери танков БТ были вызваны тем обстоятельством, что
Георгий Константинович бросил в контратаку легкотанковую бригаду на БТ без противотанковой артиллерии и пехотного прикрытия.
В результате бригада понесла тяжелые потери, но задачу выполнила. Если - бы Жуков промедлил, то и жертв было - бы гораздо больше,
чем получилось в ходе того боя. Японцы расстреливали своей противотанковой артиллерией наши БэТэшки.

     Отсюда был сделан печальный вывод о том, что БТ устарели и вообще они никуда не годятся. А то, что было нарушено
взаимодействие родов войск и танки пошли прямо на огонь ПТО - так ни у одной армии не выходило без потерь. И РККА здесь не
исключение. Итог закономерный. По науке надо ПТО противника подавить либо уничтожить в ходе арт- и авиаударов, а потом БТ
пускать вместе с пехотой на японские пулеметы. Вот тут БТ себя могли проявить во всей красе. Но увы.

     Вновь жирный минус комментатору.



     4. "Теперь о песне.
         Очень часто слышал такой куплет, сочинённый то ли художником, то ли ботаником:

По танку вдарила болванка,
Прощай, родимый экипаж.
Четыре трупа возле танка
Дополнят утренний пейзаж.

И ещё:

Машина пламенем пылает,
И башню лижут языки.
Судьбы я вызов принимаю
Скупым пожатием руки./С её пожатием руки.

Оч-чень мне не нравится куплет

По полю танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой.

...Чиграков, конечно, песню изуродовал, но остаётся фактом, что его вариант на данный момент остаётся самым популярным.
Наверное, у нас у всех чувство собственного достоинства испарилось".

      Вот такой "симпатичный" комментарий. Выше уже говорилось о том, что подразумевает жанр народной песни. Кстати, на
войне есть и художники, и ботаники, и "ботаники". Видимо, сочиняли исходя из того, что видели сами. Но этому комментатору
этого не понять никогда.

      Для кого вариант Чигракова остается популярным ? Для тех, у кого исчезли последние остатки совести и им лишь - бы
пело, лишь - бы "унц - унц - унц" с тактом десять раз в секунду ? Вообще исполнение и оранжеровка ЧиЖа напоминают пляски
на похоронах. Предполагаю, что даже где - то в 1945 году Чигракова с разбитой мордой (пардон, на не могу сказать иного)
сами бойцы потащили - бы в особый отдел после такого "концерта". Особо поразили радостно - разухабистые голоса девушек -
подпевал. Честно, - попса и причем кощунственная. Пиар на горе отца, матери и невесты погибшего танкиста. Вот как - то так
про "пение ЧиЖа".

      И, как всегда, за всех не нужно говорить про "собственное достоинство".



      5. Не вполне типичной представляется мне ситуация, когда
у человека "в неполных девятнадцать-двадцать лет" "мать - старушка".
Конечно, бывает, что женщины и в 50 лет рожают, но это, мягко говоря,
не частое явление. По крайней мере мне не доводилось встречать восемнадцатилетнего парня, называющего мать "старушкой".


      "Мать - старушка" - собирательный образ женщины - матери на Руси, имеющей взрослых детей. К тому - же учтем, что в
те времена люди старели гораздо раньше, чем сейчас вследствие тяжелого труда и непростых условий жизни. Поэтому женщина лет в
60 - т вполне могла выглядеть как старушка. Ниже в комментариях будет дан такой же ответ. Но у кого хватит терпения и сил
читать сначала то, что изложено выше, а потом идти вниз ?

      



      6.  "А уж о том, зачем на руки каркас поднимать, если трупы "возле танка" - это вопрос к поэту-пейзажисту".


      Такой вот комментарий. Все - таки много в армии и поэтов, и пейзажистов. Но вопрос о КАРКАСЕ. Ответ дан ниже, им и
воспользуемся.

"В полевых условиях, после боя, отнюдь не всегда хоронили в гробах!

Нас ИЗВЛЕКУТ из под обломков
Поднимут на руки КАРКАС ( разновидность наплечных больших носилок, на которых несли до могилы )
И залпы башенных орудий
В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ проводят нас.

Их извлекли из под обломков, положили на носилки и понесли к могиле под холостые выстрелы танковых орудий
 ( почётный салют, вместо залпа из стрелкового оружия ), И никто ТАНКОВЫЙ КОРПУС за который вы приняли КАРКАС,
на руки не поднимал, ПОСЛЕ извлечения трупов из под обломков!!!"


      Вот он, наконец, правильный ответ о корпусе танка (а не танковом каркасе). Каркас - просто большие носилки. В сюжете
песни - заменяющие гроб для погибших танкистов.



      7.   "не песня. Шансон блатной.
            Не зря в "Большой жизни" её всучили отрицательному герою", - ляпнул комментатор. Как говорится, "на вкус и цвет..."
Но зачем так гадко и низко отзываться о тех, кто своей жизнью заплатил за твою ? Чтобы потом услышать вот это ?


Разберемся. Используем данные Википедии (чтобы не напрягать читателей).



"Шансон (фр. chanson — песня) — жанр вокальной музыки; слово употребимо в двух значениях:

    - светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения;

    - французская эстрадная песня в стилистике кабаре.


Кабаре (фр. Cabaret) — небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой,
        которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями
       конферансье." (Википедия)



       То есть шансоном в русской народной песне и не попахивает. Во Франции, как родине шансона - да, а в России - нет.
       А что есть ?


"Блатная песня (блатной фольклор, блатняк) — песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды,
изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Зародился в Российской империи и получил
распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни,
которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика, жаргон,
повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под
названием «русский шансон» (ср. одноимённые радиостанцию и премии).


 Основные черты блатной песни — сюжетность, тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями
 людей, попавших в криминальный мир. Предельно упрощённый мелодизм, использование в стихах стилистики разговорной речи
и уголовного жаргона. Как правило, блатной фольклор воспевает и пытается оправдать преступный образ жизни. В песнях авторы
 показывают представителей криминального мира с положительной стороны, рассказывая о жизни, быте, переживаниях преступников
 — как находящихся на воле, так и заключённых.


В начале XXI века по отношению к блатной песне, которая звучит по радио и на телевидении, обычно употребляется термин
русский шансон. Она стала предметом массовой культуры.


Символ нового русского «шансона» — песня «Владимирский централ» Михаила Круга, автор которой никогда не сидел в тюрьме".
(Википедия)



      Для нас важен только один вывод: русская блатная песня названа "русским шансоном" очень условно и сам этот "русский
шансон" является предметом МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

       А теперь ответим себе на такие вопросы:



- где в песне изображена жизнь "уголовной среды" ?
- где изображены их нравы ?
- рассчитана - ли песня на заключенных и им сочувствующих ?
- где вообще здесь криминальный сюжет ?
- где здесь жаргон уголовного мира ?


      Ответили ? Теперь ясно, что эта песня никак не попадает даже под определение "русский шансон" ? То - то, гражданин
комментатор. Товарищем станете, когда выйдете, а так - гражданин.


    Одно из предположений, почему отрицательный герой исполняет эту песню заключается в том, чтобы показать, что этот
человек также способен испытывать все то, что и любой положительный герой. А также для того, чтобы немного облагородить
образ отрицательного героя, срезать острые углы его реального прототипа.




       Вот такие, оказывается, дискуссии ведутся на темы, которые лет двадцать назад считались трагическими и не могли
априори воспеваться "чижами" как модные, популярные - массовые разухабистые песенки. Мало кто тогда решался оспорить
участь причастных к этой истории людей (а ведь сколько похоронок получили родители либо родственники погибших танкистов !)
Судьбы, искалеченные войной, сегодня становятся объектом дешевого самопиара и буквально надругательства современными
"телевизионными деятелями искусств" (м/ф Малыш и Карлсон, речь "домоправительницы" фрекен Бок). Хоть Бондарчука - младшего
над событиями войны в Афганистане (см. мою статью "9 - я рота ложка меда в бочке дегтя" - И. Буранов) возьми, хоть Чигракова с его исполнением.


      Дешевка, причем самая гнусная, она и в Китае дешевка.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.