В круговерти чиновников или дорога раздора

КОНФЛИКТ
В КРУГОВЕРТИ ЧИНОВНИКОВ ИЛИ ДОРОГА РАЗДОРА
Садоводческое общество «50 лет Октября», находится на линии улицы Карачижской в Советском районе областного центра.  Оно возникло в 1972-76 годах. Земельные участки тогда выдавались в бывшем карьере кирпичного завода.  Они расположены на холмах, буграх и низинах этого самого карьера. В те годы насчитывалось 250 дачных участков. Когда в 80-х годах на территории карьера в районе Карачижа между дачными участками и базой СМУ «Брянскавтодор» началось строительство ПМК треста «Брянсксовхозстроя» часть территории базы обнесли бетонным  заграждением. Уже тогда дачники не могли свободно проезжать на свои участки, то есть дорога сместилась в сторону садоводческого товарищества «Прогресс», которое находится в восьми метрах от садоводческого товарищества «50 лет Октября».
В 1990 году Брянский горсовет народных депутатов разрешил Советскому райсовету разработать проект для созданного гаражного общества. Когда генплан согласовали с управлением архитектуры и градостроительства, горсовет выделил площадью 0,9 га часть территории упомянутой базы, прилегающей к дачным участкам, под строительство индивидуальных гаражей. Однако очевидцы утверждают, что строительство гаражей началось несколько  раньше принятого решения горсовета по отводу земли. Как говорят садоводы, план строительства гаражей появился задним числом, то есть надо было узаконить самозастрой. В последующие годы гаражники застроили всю отведенную для них территорию. Причем с прихватом дороги общего пользования, и проезд на дачные участки стал невозможен, к которым теперь можно пройти по тропинке вдоль бетонного забора и дачных участков, расстояние между которыми не превышает и двух метров. А по нормам СНиП гаражи должны стоять от дачных участков  на расстоянии не менее 10-15 м. 
Новый отрезок дороги общего пользования гаражники пустили между своими гаражами, установив на въезде и выезде шлагбаумы. В конце 2002 года у одного из садоводов вечером сгорела дача, так как пожарные машины не смогли проехать из-за того, что были закрыты шлагбаумы. У другого дачника один из членов его семьи сломал ногу, вызванная скорая помощь также не смогла проехать. Об этом случае рассказал В.Н.Горшков, который и нес женщину на руках около километра до скорой помощи. После этих инцидентов страсти вокруг дороги накалились до такого предела, что стали возникать кулачные столкновения между садоводами и гаражниками. Последние решили: поскольку они сделали асфальтовое покрытие, значит дорога отошла к ним на правах хозяев…
 А ведь садоводы принимали участие в ее строительстве: вносили денежные средства, на своем транспорте привозили песок,  щебень, строительные отходы. И за все выполненные ими работы расписок не требовали, так как считали, что участвовали в общем для всех деле. Они свободно проезжали на свои участки без каких-либо условий или ограничений вплоть до 2001 года. С этого года новое руководство гаражников во главе председателя В.А.Балюкова объявило, что проезд по дороге общего пользования будет осуществляться по пропускам…
И теперь многие дачники добираются на свои участки на городском транспорте до телецентра, дальше – пешком через главные ворота общества по пешеходным дорожкам, проходящим серпантином по склонам оврага. Именно по ним и расположена земля основной части садоводов  (сегодня в обществе около 240 человек). Участки же на месте бывшего карьера принадлежат почти 80 частным владельцам. В 1993 году садоводы вышеназванного общества получили свидетельство на право собственности на землю бессрочного пользования землей и пожизненного ею  владения. В нем указана и земля общего пользования 25000 кв.м. А это значит, что та дорога, которой уже нет, и та, что построена совместно гаражниками и садоводами входит в понятие земля общего пользования, на которую и замахнулся  В. Балюков, установив годичную оплату за проезд. Заплатил, получил пропуск и можешь ездить. Но дачники воспротивились и на шлагбаумах защелкнулись замки. Для хозяев 80 дачных участков эта дорога единственная, по которой они раньше вывозили выращенную продукцию. А поскольку проезд по ней перекрыли, говорят, несколько человек были вынуждены бросить свои дачи, которые теперь даже не могут продать. Кто купит землю, к которой нет подъездного пути? Правда,  гаражники  по этому поводы высказываются иначе, мол, земля плохо плодоносит да пенсионеры-дачники умирают, а их участки ветшают…
 За всю историю садоводческого общества «50 лет Октября» сменился не один председатель Правления. Один из последних А.И Кирюшкин бился за права проезда по дороге общего пользования до такой степени, что два года назад в кабинете главы района А.А.Косарева у него случился инсульт и стал инвалидом. Его предшественница М.М Липская  ушла с поста почти добровольно, так как ей не захотелось вступать в конфликт с гаражниками, потому что у нее там есть гараж. Кстати, А.Косарев в своем ответе В.Балюкову и общественнику садоводов В.Н.Горшкову разъяснил, что гаражники не вправе перекрывать проезд членам садоводческого товарищества «50 лет Октября», которое образовано намного раньше гаражного общества «Электромонтажник-1» Глава района посоветовал  гаражникам «открыть шлагбаум и не чинить препятствий для проезда автотранспорта членов садоводческого общества. А так как у вас нет землеотводных документов, вам (гаражному обществу «Электромонтаж-1» и садоводческому обществу «50 лет Октября») необходимо оформить права на землю в комитете по земельным ресурсам и землеустройству горадминистрации»
И гаражники получили землеотводные документы. А вот дачникам для замера всей площади нужны огромные деньги, без которых чиновники сейчас и пальцем не пошевелят. Как сказали садоводы, в гаражном обществе есть люди, приближенные к власти, а некоторые так даже сами наделены властью, поэтому садоводам  с небольшими пенсиями трудно бороться за свои права. 
18.12.03 г. председатель гаражно-строительного общества «Электромонтаж-1» В.А.Балюков подал в арбитражный суд иск на садоводческое общество «50 лет Октября» об определении границ земельного участка. Но сначала иск содержал требование о признании права пользования земельным участком размером 0,9 га на правах аренды в границах выкопировки из плана ГСО «Электромонтаж-1». В качестве третьих лиц истца поддержали администрация города, комитет по землеустройству и землепользованию, главное территориальное управление по планированию и определению границ земельного участка. Это те структуры, которые 15 лет назад, отвели земельный участок под строительство гаражей, но не сделали все от них зависящее, чтобы сегодняшнего конфликта не было. Вот только непонятно, почему иск гаражного общества  к садоводам сформирован так, будто они и должны определять границы их земельного участка? В решении арбитражного суда сказано, что гаражники пользуются выделенной землей. Примерно с 1989-90 годов там велось строительство гаражей. Если они действительно строились по типовому проекту, то гаражи почему-то лепятся друг к другу, как сакли в горных районах Кавказа. Такое строительство обычно ведется так: где достался участок, там и ставят гаражи, почти не отвечающие  требованиям архитектуры. В решении суда говорится, что границы земельного участка гаражного общества с момента застройки не менялись. Да и генплан требует придерживаться правилами застройки. Но почему дорога общего пользования превратилась в пешеходную тропинку, почему на ней  стоят гаражи, а под номером 145 стоит на повороте бывшей дороги? Он, кстати, говорят, принадлежит высокому чину.
Ответчиком от садоводов выступал по доверенности В.Н.Горшков. Владимир Никифорович требовал, чтобы дорогу, которая стала проходить через территорию гаражного общества, суд признал не как входящую в их участок, а дорогой общего пользования. С этим ходатайством судья Ж. Потихонина  не согласилась, сославшись на новый  ЗК, вступивший в силу с января прошлого года. Если следовать этой логике, сегодня очень просто завладеть землей общего пользования. И суд удовлетворил исковые требования гаражного общества «Электромонтаж-1» на право бессрочного пользования землей, занятой гаражами и дорогой. А ведь по ней они ездили на свои дачные участки с 1964 года, когда стали складываться по Карачижским оврагам нынешние дачные владения. И то, что дороги не стало, суд это не волновало.
Районный прокурор А.Н. Седнев посоветовал садоводам обратиться в суд, и заодно переправил их обращение в комитет по земельным ресурсам. Там ответили, мол, документы на землю у садоводов имеются, однако согласно новому ЗК дачные участки нужно узаконить. Но зачем столько бюрократической волокиты? Или это способ изымания у населения денег? Ведь, чтобы провести топографическую съемку, инвентаризацию и переоформить землю, нужны немалые затраты. Понимая, что в горадминистрации справедливости не добьёшься, В. Н. Горшков обратился к и.о. главного федерального инспектора области М.М.Калашникову, и Михаил Михайлович отправил обращение Владимира Никифоровича в горадминистрацию, откуда за подписью А.А.Гореликова последовал ответ: «Для обустройства подъезда к гаражно-строительному обществу «Электромонтаж-1» его членами был выполнен асфальтовый подъезд и установлен шлагбаум, ограничивающий проезд через территорию гаражного общества, что явилось причиной конфликта. Устройство проезда к садоводческому обществу  «50 лет Октября» (стиль и пунктуация сохранены. Авт.), минуя территорию ГСО «Электромонтаж-1» не представляется возможным». Как могли чиновники повлиять на то, что сами содеяли? Они лишь посоветовали садоводам заключить соглашение с гаражниками о порядке проезда через их территорию. Однако на сегодняшний день договор так и не подписан. Сами же садоводы в тупике, из которого пока не видят выхода.  Впрочем, на этот раз ими подготовлен иск об отмене постановления  горсовета от 13.09. 90г. «Об отводе земельного участка под строительство индивидуальных гаражей ГСО «Электромонтажник-1». Как скоро рассмотрит его суд пока неизвестно. Но на шлагбаумах до сих пор висят замки и ржавеют. Со слов садоводов за всю весну по спорной дороге проехало несколько машин из числа избранных, а большинству приходится попадать на свои дачи с территории Брянского района, где также возникли свои трудности, так как местные богатенькие жители не хотят, чтобы посторонние машины проезжали по их благоустраиваемой улице. Вот и получается, что, оказавшись в круговерти чиновников, другого выхода нет, как только – поговаривают садоводы – строить новую дорогу, но на это надо собрать много  бумаг. Да и опять-таки, разрешат ли власти или все же легче обратиться в суд?..
Владимир ВЛАДЫКИН
 


Рецензии