Дни Победы. Дарю вам память

Самый большой праздник в моей семье – это День Победы..

9 мая 45 года – день рождение моего отца, что само по себе уже дает двойной повод для торжества, а если учесть, что и именинник, ну и еще около десятка моих родных и двоюродных братьев – военнослужащие всех родов войск, то значимость этого дня возрастает многократно.

Так уж получилось, что мои родители были младшими детьми в многодетных семьях, а так как я ребенок поздний (на звание гения не претендую), то с моими кузенами меня разделяет несколько поколений. Мои двоюродные и троюродные племянники старше меня, а их дети, по факту для меня внуки, родились, когда я еще училась в старших классах. К чему я это пишу… Просто хочу объяснить, что с самого детства, как я себя помню, вокруг меня всегда были  родственники – мужчины в форме, статные, сильные, самодостаточные...

Помню самое яркое событие моего дошкольного детства – это торжественное построение части в  День Победы, той части, командиром которой был мой отец.  Я стояла на плацу рядом с отцом в самом нарядном платье и капроновыми бантами в косах (не по уставу, но для командирской дочки делали исключение), а отец в парадной форме, тяжелой от  медалей и орденов, стоял  серьезный и сосредоточенный,  с почти незаметной  улыбкой в глазах, наблюдая за происходящим действом. Холодная северная весна в этот день расщедрилась на  солнечные лучи,  солдаты маршировали, рапортовали и улыбались мне, ведь многие знали и любили блондинистую непоседу.

До сих пор помню всех папиных водителей, которые были для меня по совместительству и няньками, и лучшими друзьями. Там, где мы жили, дружить с русскими, уже тогда, в конце восьмидесятых, было не принято. Многие местные контачили с ними только вынужденно – по делам, по работе, по учебе, при этом старались держаться показательно пренебрежительно и надменно. Русских детей в нашем дворе было немного,  а моих ровесников, так вообще не наблюдалось, поэтому обязанность присматривать за мной, ну и играть со мной, была возложена на моего старшего брата и солдатиков - водителей. Это место считалось козырным, так как по факту на время службы человек попадал к нам в семью, становился другом брату, доверенным лицом для мамы и воспитателем для меня. Даже спустя много лет, бывшие водители, а теперь политики, бизнесмены, руководители, девятого мая набирали наш номер, чтобы поздравить отца и сказать ему спасибо.

Второе незабываемое мероприятие из детства – это поездка в Питер (на тот момент Ленинград) на присягу к брату… Я плохо понимала смысл церемонии, но знала одно, что самый близкий мне человек произносит клятву и целует флаг, значит, эти слова, символы и образы должны стать важными и для меня… Наверное, в тот день была и моя присяга, неосознанная, недопонятая, но сохранившаяся где-то на периферии мозга и ставшая прочным фундаментом моего формирующегося мировоззрения.
У многих сейчас складывается такое впечатление, что армия – только для тех недалеких, кто не смог поступить в ВУЗ с военкой, откупиться  или найти еще какой-нибудь вариант откосить. Но для меня военный – это в первую очередь интеллигентный, организованный, образованный человек – обычный типаж из моего детства. Побольше бы сейчас таких политиков и управленцев, может быть, и страна у нас была совсем другая.

Говорят, что все в жизни не случайно, предопределено и Вселенная дает нам знаки, направляющие нас и указывающие на наше призвание. То, что сейчас происходит на Юго-Востоке – уже знакомый для меня сценарий. Когда-то давно в моей жизни уже были Майданы, организованные активистами Саюдиса, травля русскоязычного населения, эвакуация из города, в котором начались захваты зданий, митинги и стрельба.
Кто бы мог подумать, что мы, переехавшие в мирный Донецк – индустриальный центр УССР, город роз, терриконов и тополей, спустя более чем 20 лет снова столкнемся с той же бедой, но уже в этой ставшей нам родной локации. Иногда я думаю, что этот шаблонный повтор событий – наказание мне и моей семье за то, что изменили предназначению, может, тогда мы выбрали неверный путь, и все снова вернулось. А может, судьба дала нам второй шанс, чтобы скорректировать что-то, сделанное ошибочно в прошлом.
Для меня этот факт напоминает сейчас «день сурка», только в замедленной записи, еще раз подтверждая закон цикличности событий. Но пока не могу понять, как вырваться из этого заколдованного круга, закрыть гештальты и найти новую верную дорогу.

Но вернемся к Дню Победы, когда в моем доме всегда были гости, телефон разрывался с утра, приходили открытки и телеграммы со всего света. Они и сейчас  приходят, хоть отца уже нет с нами, но люди пишут ему по незнанию, по привычке или просто не в силах принять этот факт.
В последний год его жизни на 9 мая приехал брат, уговорил отца надеть парадную форму, переоделся сам. И мы всей семьей, как обычно, отправились к вечному огню, на парад. Моя дочка волокла в руках охапку тюльпанов, в косы ей вплели георгиевские ленты, она гордо топала между дедушкой и дядей – такими нарядными, блестящими и звенящими. И тут я внезапно поняла, что ей сейчас столько же, как  и мне, когда я, нарядная, стояла на плацу в части, а чеканящие шаг солдаты, салютовали мне и желали здоровья.
Сейчас я отношу этот день к одним из самых счастливых в моей жизни,  когда со мной рядом были самые дорогие мне люди, а в цветущем Донецке был мир. Фото, оставшиеся с этого дня – самая ценная память о прошлом, о мире, об отце.

Я рада, что мой ребенок застал это время,  что он помнит дедушку, и когда идет возлагать цветы к монументам – четко знает зачем, почему и для кого он это делает. И, наверное, тоже не случайно, что тот год, который ей пришлось прожить не дома, она провела в Севастополе, в его неповторимой атмосфере, понять и прочувствовать которую может не каждый. Теперь, когда она танцует вальс с кадетами президентского училища, убирает мемориалы, садит сирень с ветеранами, раздает георгиевские ленточки,  читает стихи о войне собственного сочинения так, что взрослые люди плачут, я понимаю, что все пережитое было не зря…

И напоследок хочу вспомнить последнее 9 мая, когда в Донецке еще все только начиналось, и еще никто не верил, что правительство Украины решится на полномасштабную военную операцию.
На всякий случай многие осмотрительно остались дома - все те, для кого 9 мая было просто поводом выбраться на природу, выпить, закусить шашлычком и многозначительно сказать «пааадумаешь, деды ваеваааали».

Но в тот день у вечного огня собралось столько народа, сколько не было ни в одно из предыдущих празднований. Обычно приходили ветераны, их сопровождающие родственники, волонтеры и школьники, которых организованно вывели на возложение цветов. Но теперь я увидела здесь простых людей, внезапно вспомнивших о всей важности этого праздника.
Тут были мои соседи, бывшие одноклассники,  знакомые продавщицы из соседнего супермаркета, медперсонал из ОЦКБ и еще тысячи человек. Все пришли сами, с охапками цветов и тихо стояли, не торопясь, вслушиваясь в звуки военных песен будто уверовав, что это действо с их стороны поможет предотвратить войну. Наверное, они решили, что если выполнить позабытые ритуалы, то кто-то наверху сжалится и не допустит…
Видимо, ошибались, запамятовав, что ритуалы без веры не срабатывают.

Потом всей семьей мы забрели в Парк Ленинского Комсомола, тихий и полупустой, пофотались на зеленых газонах напротив Донбасс Арены, пересекли плац, зашли в музей воинской славы. Ребенок облазил всю военную технику, стоящую у мемориала, читая таблички и характеристики. И даже мысли не было, что через две недели всего этого не будет, мир рухнет, когда первые снаряды начнут падать на аэропорт.

С тех пор прошел год, моя семья снова вместе, и могу сказать, что мне повезло гораздо больше, чем многим  дончанам, которые потеряли все. У меня есть родные, здоровье, работа, у меня появились сотни новых возможностей, я узнала столько интересных людей, исполнила не одну заветную мечту; я поняла, кто мне друг, а кто готов предать меня только из-за разных политических взглядов.
Я снова полюбила жизнь.

И приближающийся День Победы – юбилей моего отца- будет для меня знаковым, ведь я встречу его на Параде Победы в русском Севастополе – еще одна заветная и ранее неосуществимая мечта.

Можно сказать, что мой заколдованный круг разорван и я, поменявшая столько стран, городов, мест жительства  и забывшая, кто я, наконец, нашла себя, поняв, что быть истинно русской – это дар, это возможность, это повод для гордости.


Рецензии
Олеся, спасибо Вам от всей души за этот замечательный рассказ!
Он неподдельно затронул меня за живое... за самое живое.

А ещё я хочу от всего сердца поздравить Вас с ТЕМ,
ЧТО содержится в двух заключительных строках Вашего искреннего рассказа.

...СВЕТЛАЯ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАШЕМУ ОТЦУ...

P. S. А я, между прочим, тоже в Армии служил.
И в Советской, и в Российской. 12 лет.
Комиссован – из рядов – по состоянию здоровья.
(Только я безо всяких подробностей.
Ибо моим подробностям тут не место.)

С душевной признательностью,

Владимир Астраков   28.04.2015 18:17     Заявить о нарушении