Глава 6. Четвертые сутки пылают станицы

Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/04/26/765

   Конечно, никаких станиц в суданских пампасах нет. Племена кочевников перемещаются по бескрайним просторам  исходя из двух основных факторов: погодных условий и наличия корма для скота.
    Когда начинается сезон дождей, скотоводы гонят стада на ближайшие возвышенности. Река Нил и его многочисленные притоки, прежде сухие или маловодные, стремительно наполняются влагой, занимая значительные территории полупустыни, заболачивая местность.
    При наступлении засушливого сезона (он длится с ноября по март) кочевники, наоборот возвращаются в поймы рек. Там еще можно найти лоскутки зелени, столь необходимой для прокорма скота.
    Живут пастухи не под открытым небом (как возможно, вы себе представляете), а в традиционных постройках шалашного (или вигвамного) типа. Стена по кругу состоит из жердей, внутри завешена шкурами или более современными материалами. Крыша «смонтирована» из обвязанных пучков соломы или пальмовых листьев. Замечательный горючий материал. Хижины моментально вспыхивают от любой небрежной искры или пули-трассера. От них остается лишь черное, круглое пятно на земле.
    Когда начинается межплеменная бойня, места вооруженных противостояний легко угадываются именно по заревам пожарищ и клубам дыма над ними. Особенно хорошо картинка открывается с борта любого летательного аппарата.
    Впрочем, цивилизация постепенно добирается и до племен Южного Судана. Часть вчерашних кочевников выбирает для себя более комфортный, оседлый образ жизни. Кроме Джубы, на карте страны появляются все новые значки поселений: Вау, Бор, Малокал, Румбик, Бентью. Там сосредотачивается значительный объем финансовых и материальных ценностей, развивается торговля, малый бизнес. Не удивительно, что именно города притягивают к себе вооруженный сброд в любых районах конфликта.
   Угадайте с двух раз, куда стремятся суданские военные или боевики, когда входят в прифронтовой город?
   Правильно. В его деловой или торговый центр, если можно так назвать пыльные ряды местного базара, скопление мелких, примитивных магазинчиков. Конечно, там халявщиков в форме и с оружием уже давно ждут. Все, что можно, закрыто, заколочено, товар вывезен в укромные места. Но для мародеров все равно остается, чем поживиться.
   Прикладами выбиваются хлипкие двери и окна (откуда в бедном Судане металлические ставни или решетки? Непозволительная роскошь даже для многих торгашей). Потом начинается тотальная «зачистка». Бойцы «революционной армии» или доблестные повстанцы, словно саранча, поедают-прихватывают все, что можно унести. А если нельзя, то отламывают, откручивают и все равно реквизируют. Возмущаться и взывать к справедливости бесполезно. Правдолюбца быстро пристрелят, дабы не путался под ногами «освободителей».
   «Удачный» случай произошел в январе 2014 года в местечке Бентью. Там солдаты правительственных войск с ходу ворвались в местный филиал южносуданского «Сельхозбанка». Понятно, не для оформления депозитов. Служивые подчистую выгребли хранилище наличности, в один момент став обладателями порядка пяти миллионов суданских фунтов .
    Куда девать такую гора суданских «фантиков»? Бойцы знали, что ООНовский персонал получает денежное довольствие в амеровских долларах. А потому, снарядив своего представителя с чемоданом местных фунтиков, устроили в ближайшем лагере обмен фунтов на баксы по курсу семь к одному. Очень выгодно, кто удержится от соблазна подобной сделки? Тем более, за продукты, мелкий ширпотерб все равно нужно платить местной валютой.
   Какой суданец не любит быстрой езды? Охота за машинами, в том числе ООНовскими или других гуманитарных организаций, действующих в районах конфликта, стало вторым массовым «развлечением» правительственных сил и повстанцев. Комфортный транспорт обе стороны противостояния старались не жечь, не портить, а экспроприировать для личных нужд. Да, с ними много возни, надо срывать-нейтрализовать противные карлоги . Но в итоге ты получаешь не ослика или верблюда, а настоящий «корабль пустыни» с высокой проходимостью на бесконечном бездорожье!
    Есть к чему стремиться и ради чего рисковать.
- Зачем и кому нужна война, если она не позволяет личному составу поправить свое материальное положение?!
   Именно так рассуждает любой человек с ружьем на суданской земле. Вряд ли у вас получится убедить его в обратном, призывая к элементарной порядочности.

Продолжение следует. http://www.proza.ru/2015/04/28/1194
На фото: типичная суданская деревня.


Рецензии