Чему равна совесть...

                ...Начертал я на века бы,
                Знаки мудрости  земной
                На Святых камнях Каабы
                Иль на древности иной.

                Чтобы прочитывалась снова,
                Утверждалось без конца
                Чудо Пушкинского слова:
                "...не оспаривай глупца!"
                Р. Гамзатов.
      По своему возрастному цензу на сельских мусульманских похоронах, где у нас ещё сохраняется чистота морали, меня с годами приближают всё ближе и ближе к почётному месту аксакалов, хотя грустно в этом сознаваться. Места эти так ритмично освобождает старшее поколение, но на то воля Аллаха.
На похоронах только возраст и годы человека, дают право занимать столь уважаемый пост. Социальное положение не имеет никакого значения будь он сам Рамзан Кадыров вместе с Владимиром Путиным. Правда Владимир Путин будет сидеть рядом со мной, как гость и мой ровесник, а Рамзан Кадыров сядет, где то в конце около моего сына, как его ровесник.
Печальные должности, но приятно мечтать!
И будут они рассиживаться  пока старший из родственников покойного не поблагодарит за визит уважения и не позволит им удалится.
А при появлении ещё на горизонте старого аксакала все стают и не садятся пока он этого не разрешит, таким же образом провожают после завершения ритуала соболезнований.   
       Мои ровесники, у которых в роду нет уже других старших, становятся  обладателями этих «пост». Мне кажется, что старость молодеет. Родителей у нас почти не осталось, а старшие братья, родившиеся до выселения, которым пришлось хлебнуть голод в юном возрасте, тоже уходят. А мы дети Киргизии и Казахстана родились, когда уже основные трудности ссыльного народа были позади.
 Тоже печальная статистика.
     Ровесники понимают, что всю жизнь я чем-то занимаюсь, учусь и несмотря на смену политических декораций, где-то  постоянно тружусь. В общем беспрерывно занять, поэтому на похоронах своих близких они не дают мне долго засиживаться.
Как всегда, в таких местах мулла ведёт традиционные нравственные проповеди и люди более глубоко и искренне там воспринимают нравоучения чем в мечетях, где каждый уходит в собственные житейские проблемы. Понимают Ангел Мулкулмот (старуха с косой) ходит где-то рядом.
    Однажды посмотрел я вокруг и увидел все мы одного мира и мне так захотелось ляпнут, что-нибудь умненькое и необыкновенное.  Назло тем, которые считают, мол, на проповеди имеет право только мулла с его трёх классным светским образованием и с заученными банальными фразами.
    Но такие скромно молчат, когда на похоронах присутствует человек с глубокими университетскими знаниями религии. Но как только он уходит и мой мулла видит других знатоков ислама кроме него и на горизонте не видать, тут его уже трудно остановить, а такому неучу как я переспорит почти невозможно.
    Он это знает и наизусть зачитывает Священные суры Корана и залихватски будет переводит с древнего арамейского языка на чеченский.
    Вообще, стараюсь сыграть роль подобного проповедника, но я знаю ещё одно, то что мои тщеславные оппоненты не простят, когда я попытаюсь посягать на их хлеб насущный, но что поделаешь, я сам из такого теста сделанный. Тоже ведь хочется блеснут эрудицией во всех сферах. А то все ссылаются на Коран и как должен поступать мусульманин, только неизвестно откуда берутся плохие поступки и кто их совершает.
 
     Как бывшего советского прораба, ныне начальника средней руки в строительстве, меня, где то глубине души, считают не чист на руки, а потому не имею морального права говорит о нравственности.
  Отчасти они правы, с волками ходи и по волчьи- живи. Но среди тех кто так думают есть люди, которые просят у меня одни и те же должности: снабженца, завсклада или на худой конец-сторожа. Так сказать, по ближе к материальным ценностям. Клянутся быть честно преданными, тому, кто ему однажды доверился.
 Один из таких Х-хаджи (посетил святые места в Мекке) говорил племяннику, моему снабженцу: «Неси домой со стройки,-учил он его уму разуму,- хотя бы один гвоздь в кармане. В году 365 дней, вот и соберётся у тебя целый ящик». Святая простота, человек с высшим математическим образованием, но этой арифметики я и не знал.
  Однажды на похоронах, уловив затянувшуюся паузу и пользуясь своим возрастом я  взялся за опасную роль муллы.
Говорю, так то так, я знаю русский язык лучше чем некоторые проповедники, которые так лихо переводят арабский язык на чеченский. Коран есть Коран и спорит сними чистоту перевода аята мне, к сожалению, не дано. Но позвольте мне зачитать слова из одной книги других религий, ведь всё от АЛЛАХА и языки и вера.
 Единогласно, добродушно согласились.
   «…Как найти истину? Как стать свободным и счастливым? И что надо сделать человеку, какие жертвы он обязан нести ради достижения этой цели, чем оплатить? В великих книгах: в Коране, в Библии, в Талмуде оно повторяется везде в русских переводах, которых я читал.   
    Хотите верьте, хотите нет: но на рубеже эпох, когда не было пророка Иса, пророка Мухаммада (с. а. в.), жил мудрец законоучитель Гилель. Однажды к нему пришёл некто и спросил, может ли ребе объяснит ему сущность истинного учения за самое короткое время (буквально- пока человек этот будет стоят на одной ноге).
    И мудрец ответил: «Не делай человеку того, чего не пожелаешь себе. В этом суть. Всё остальное комментарии».
   Мы ежедневно в разговорной речи, в песнях слышим эти избитые фразы, что уже приелись, не слышим и не ощущаем их смысл. Говорю в первую очередь о себе. Я повесил бы эти слова во всех рекламных щитах, чтобы людям постоянно мозолили глаза».

 И закончил первую и последнюю свою проповедь.


Рецензии
Согласен, на себе испытал. И добавил: "Кто увидит с моё, тот поймёт".

Старый Ирвин Эллисон   31.01.2018 08:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.