Филиппченко Федор Васильевич

Родился  28  октября  1915  года  в  селе  Веселая  Победа  Азовского  (Самарского)  района  Ростовской  области  (Россия)  в  семье  рабочего.  Украинец.  Окончил  7  классов  сельской  средней  школы  в  1931  году,  ФЗУ  Ростовского  завода  «Сельмаш»  в  1933  году  и  8  класс  вечерней школы  при  этом  же  заводе  в  1934  году.  С  марта  1931  года  по  июль  1935  года  работал  на  заводе  «Сельмаш»  токарем. 
В  РККА  с  1  (22)  августа  1935  года,  был  призван  Сталинским  районным  военкоматом  Ростова-на-Дону. 
С  августа  1935  года  по  ноябрь  1937  года  учился  в  7-й  Сталинградской  военной  школе  летчиков. 
6  ноября  1937  года  ему  было  присвоено  звание  лейтенанта.
Служил  в  Киевском  военном  округе  в  качестве  младшего  летчика,  сначала  в  36-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  до  марта  1938  года,  затем  в  28-м  истребительном  авиационном  полку  до  мая  того  же  года.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  по  15  сентября  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Всего  в  Испании  произвел  2  боевых  вылета,  участвовал  в  2  воздушных  боях,  сбил  1  истребитель.
23  июля  1938  года  был  легко  ранен  в  левую  руку  и  левую  ногу  во  время  воздушного  боя  над  Валенсией.

     «…На  Филиппченко  спикировал  «мессершмитт».  Пришлось  резким  разворотом  уйти  в  сторону  и  вниз.  А  когда  немецкий  истребитель  оказался  у  него  впереди  по  курсу,  он  послал  в  него  очередь  трассирующих  пуль  и  тут  же  начал  набирать  высоту.  Уже  совсем  немного  оставалось  дотянуть  до  своей  группы,  как  вдруг  на  него  насели  еще  два  «мессершмитта».  Филиппченко  развернулся  и  начал  отражать  одну  атаку  за  другой.
     Внезапно  летчик  почувствовал  нестерпимую  боль  в  левой  руке.  Кровь  струйкой  стекала  вниз.  У  него  закружилась  голова.  Он  попытался  перезарядить  бортовые  пулеметы.  Раньше  ему  никак  не  удавалось  выбрать  удобный  момент.  Теперь  он  с  трудом  дотянулся  до  ручек  перезарядки,  но  ничего  сделать  не  смог.  Левая  рука  онемела  и  не  слушалась.
     Из  пробитого  бензобака  горючее  вытекало  через  кабину.  Глаза  разъедало,  смотреть  не  было  сил.  Филиппченко  потерял  сознание…
     Когда  он  пришел  в  себя,  до  земли  оставалось  примерно  полторы  тысячи  метров.  Самолет  круто  пикировал,  мотор  ревел  на  полных  оборотах.  С  трудом  удалось  перевести  машину  в  горизонтальное  положение.  «Надо  держаться  во  что  бы  то  ни  стало»,  -  пронеслось  в  голове.
     Филиппченко  определил,  что  находится  в  центре  развернувшейся  схватки,  но  принимать  участие  в  бою  он  уже  не  мог.  Выполнив  переворот  со  снижением,  Филиппченко  стал  уходить  в  сторону  своего  аэродрома.  За  машиной  тянулась  распыленная  струя  бензина…
     На  высоте  около  двух  тысяч  метров  заглох мотор  -  бензин  из  пробитых  баков  вытек. Стало  тихо,  даже  не  верилось,  что  где-то  в  небе  еще  идет  бой,  и  только  острая  боль  в  левой  руке  напоминала  о  нем.
     Напрягая  силы,  Федор  выполнял  спираль  за  спиралью,  и  все  время  держал  аэродром  под  крылом.  У  самой  земли  на  выравнивании  выпустил  шасси  аварийным  способом.  Пробежав,  самолет  остановился  у  какого-то  большого  здания…»
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Пароль  «Испания»)

После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  в  Советский  Союз.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
31  декабря  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «старший  лейтенант».
Продолжал  службу  в  Киевском  военном  округе.  С  октября  1938  года  по  июль  1939  года  был  начальником  химической  службы  эскадрильи  28-го  истребительного  авиационного  полка,  затем  до  августа  1940  года  командовал  94-м  Отдельным  звеном  связи.
Участвовал  в  освободительном  походе  в  Западную  Украину  и  Западную  Белоруссию  с  15  сентября  по  15  октября  1939  года.
Участвовал  в  освобождении  Бессарабии  в  1940  году. 
С  августа  1940  года  до  июня  1941  года  был  заместителем  командира  эскадрильи  и  штурманом  эскадрильи  12-го  истребительного  авиационного  полка.
Участник  Великой Отечественной  войны  с  22  июня  1941  года. 
С  июня  1941  года  по  август  1942  года  был  командиром  эскадрильи  13-го  истребительного  авиационного  полка.  Воевал  на  Юго-Западном  фронте  (22  июня  -  28  октября  1941  года),  Южном  фронте  (28  октября  -  1  декабря  1941  года),  Сталинградском  фронте  (28  августа  1942  года  -  5  января  1943  года).   
19  сентября  1942  года  за  потерю  сопровождаемых  штурмовиков  Ил-2  (по  другим  данным  -  за  аварию  самолета)  был  приговорен  к  5  годам  лишения  свободы.  Наказание  было  заменено  направлением  в  отдельную  штрафную  эскадрилью  при  296-м  истребительном  авиационном  полку.  Командуя  эскадрильей,  по  декабрь  1942  года  произвел  37  боевых  вылетов  и  лично  сбил  2  самолета,  после  чего  судимость  была  снята.
Снова  воевал  на  Южном  фронте  (5  января  -  апрель  1943  года).  До  апреля  1943  года  командовал  эскадрильей  в  296-м  полку  (с  18  марта  1943  года  -  73-й  гвардейский  истребительный  авиационный  полк). 
Летал  на  истребителях  И-16,  ЛаГГ-3,  Як-1,  Як-7.
25  марта  1943  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».   
С  апреля  по  июль  1943  года  служил  в  Московском  военном  округе,  командовал  эскадрильей  22-го  запасного  авиационного  полка  3-й  запасной  авиационной  бригады.  Затем  был  назначен  командиром  звена  в  1-ю  перегоночную  авиационную  дивизию,  и  до  конца  войны  в  составе  20-го  и  5-го  перегоночного  авиационного  полка  перегонял  американские  самолеты  по  ленд-лизу  с  Аляски  в  Якутск. 
К  середине  марта  1945  года  имел  общий  налет  1.900  часов.      
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  более  165  боевых  вылетов,  участвовал  более  чем  в  65  воздушных  боях,  сбил  9  самолетов  (5  лично  и  4  в  группе).  Кроме  того,  во  время  штурмовок  в  составе  группы  им  было  уничтожено  на  аэродромах  11  самолетов  противника. 
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  5-м  перегоночном  полку.
Всего  лично  перегнал  223  самолета.
К  началу  сентября  1945  года  имел  общий  налет  2.045  часов.      
31  октября  1946  года  присвоено  звание  майора.
С  декабря  1950  года  по  ноябрь  1951  года  был  слушателем  отделения  подготовки  командиров  авиаполков  Липецких  Высших  офицерских  летно-тактических  курсов. 
23  декабря  1950  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник»,  а  18  октября  1958  года  -  звание  «полковник».
Вышел  в  отставку  в  звании  полковника  30  сентября  1960  года.
Проживал  в  городе  Ростов-на-Дону  (Россия).
Умер  24  апреля  1992  года.

Список  известных  воздушных  побед  Ф.  В.  Филиппченко:
07.07.1937      1         Фиат-32          Валенсия                лично 
22.06.1941       2         Ю-88               Станислав                лично
16.07.1941       6/19    Ме-109            на  аэродроме  Проскуров      в  группе  из  10  И-153  и  9  И-16
16.07.1941       5/19    Ю-52               на  аэродроме  Проскуров      в  группе  из  10  И-153  и  9  И-16
25.07.1942       1         Ю-87               Калач                лично
25.07.1942       1/2      ФВ-189           Калач                в  паре
26.07.1942       1/2      Ме-109            Осиповка                в  паре
25.09.1942       1         Ме-109            Заплавное  (Погромное)          лично
01.10.1942       1/2      Ме-109            Орловка                в  паре
31.10.1942       1         Ме-109            Баррикады                лично
00.00.1942       1/гр.   До-215                в  составе  группы   
 
Награжден  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939,  25.03.1943,  09.03.1956,  30.12.1956),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (14.09.1945,  06.04.1985),  двумя  орденами  Отечественной  войны  2-й  степени  (10.06.1944,  23.06.1945),  орденом  Красной  Звезды  (17.05.1951),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (06.11.1945),  «За  оборону  Сталинграда»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «За  победу  над  Японией»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота».


Рецензии