Филиппченко Федор Васильевич
В РККА с 1 (22) августа 1935 года, был призван Сталинским районным военкоматом Ростова-на-Дону.
С августа 1935 года по ноябрь 1937 года учился в 7-й Сталинградской военной школе летчиков.
6 ноября 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта.
Служил в Киевском военном округе в качестве младшего летчика, сначала в 36-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады до марта 1938 года, затем в 28-м истребительном авиационном полку до мая того же года.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 15 сентября 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Всего в Испании произвел 2 боевых вылета, участвовал в 2 воздушных боях, сбил 1 истребитель.
23 июля 1938 года был легко ранен в левую руку и левую ногу во время воздушного боя над Валенсией.
«…На Филиппченко спикировал «мессершмитт». Пришлось резким разворотом уйти в сторону и вниз. А когда немецкий истребитель оказался у него впереди по курсу, он послал в него очередь трассирующих пуль и тут же начал набирать высоту. Уже совсем немного оставалось дотянуть до своей группы, как вдруг на него насели еще два «мессершмитта». Филиппченко развернулся и начал отражать одну атаку за другой.
Внезапно летчик почувствовал нестерпимую боль в левой руке. Кровь струйкой стекала вниз. У него закружилась голова. Он попытался перезарядить бортовые пулеметы. Раньше ему никак не удавалось выбрать удобный момент. Теперь он с трудом дотянулся до ручек перезарядки, но ничего сделать не смог. Левая рука онемела и не слушалась.
Из пробитого бензобака горючее вытекало через кабину. Глаза разъедало, смотреть не было сил. Филиппченко потерял сознание…
Когда он пришел в себя, до земли оставалось примерно полторы тысячи метров. Самолет круто пикировал, мотор ревел на полных оборотах. С трудом удалось перевести машину в горизонтальное положение. «Надо держаться во что бы то ни стало», - пронеслось в голове.
Филиппченко определил, что находится в центре развернувшейся схватки, но принимать участие в бою он уже не мог. Выполнив переворот со снижением, Филиппченко стал уходить в сторону своего аэродрома. За машиной тянулась распыленная струя бензина…
На высоте около двух тысяч метров заглох мотор - бензин из пробитых баков вытек. Стало тихо, даже не верилось, что где-то в небе еще идет бой, и только острая боль в левой руке напоминала о нем.
Напрягая силы, Федор выполнял спираль за спиралью, и все время держал аэродром под крылом. У самой земли на выравнивании выпустил шасси аварийным способом. Пробежав, самолет остановился у какого-то большого здания…»
(Из книги Г. К. Семенова «Пароль «Испания»)
После лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
31 декабря 1938 года ему было присвоено воинское звание «старший лейтенант».
Продолжал службу в Киевском военном округе. С октября 1938 года по июль 1939 года был начальником химической службы эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка, затем до августа 1940 года командовал 94-м Отдельным звеном связи.
Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию с 15 сентября по 15 октября 1939 года.
Участвовал в освобождении Бессарабии в 1940 году.
С августа 1940 года до июня 1941 года был заместителем командира эскадрильи и штурманом эскадрильи 12-го истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
С июня 1941 года по август 1942 года был командиром эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном фронте (22 июня - 28 октября 1941 года), Южном фронте (28 октября - 1 декабря 1941 года), Сталинградском фронте (28 августа 1942 года - 5 января 1943 года).
19 сентября 1942 года за потерю сопровождаемых штурмовиков Ил-2 (по другим данным - за аварию самолета) был приговорен к 5 годам лишения свободы. Наказание было заменено направлением в отдельную штрафную эскадрилью при 296-м истребительном авиационном полку. Командуя эскадрильей, по декабрь 1942 года произвел 37 боевых вылетов и лично сбил 2 самолета, после чего судимость была снята.
Снова воевал на Южном фронте (5 января - апрель 1943 года). До апреля 1943 года командовал эскадрильей в 296-м полку (с 18 марта 1943 года - 73-й гвардейский истребительный авиационный полк).
Летал на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.
25 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание «капитан».
С апреля по июль 1943 года служил в Московском военном округе, командовал эскадрильей 22-го запасного авиационного полка 3-й запасной авиационной бригады. Затем был назначен командиром звена в 1-ю перегоночную авиационную дивизию, и до конца войны в составе 20-го и 5-го перегоночного авиационного полка перегонял американские самолеты по ленд-лизу с Аляски в Якутск.
К середине марта 1945 года имел общий налет 1.900 часов.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел более 165 боевых вылетов, участвовал более чем в 65 воздушных боях, сбил 9 самолетов (5 лично и 4 в группе). Кроме того, во время штурмовок в составе группы им было уничтожено на аэродромах 11 самолетов противника.
После окончания войны продолжал служить в 5-м перегоночном полку.
Всего лично перегнал 223 самолета.
К началу сентября 1945 года имел общий налет 2.045 часов.
31 октября 1946 года присвоено звание майора.
С декабря 1950 года по ноябрь 1951 года был слушателем отделения подготовки командиров авиаполков Липецких Высших офицерских летно-тактических курсов.
23 декабря 1950 года ему было присвоено воинское звание «подполковник», а 18 октября 1958 года - звание «полковник».
Вышел в отставку в звании полковника 30 сентября 1960 года.
Проживал в городе Ростов-на-Дону (Россия).
Умер 24 апреля 1992 года.
Список известных воздушных побед Ф. В. Филиппченко:
07.07.1937 1 Фиат-32 Валенсия лично
22.06.1941 2 Ю-88 Станислав лично
16.07.1941 6/19 Ме-109 на аэродроме Проскуров в группе из 10 И-153 и 9 И-16
16.07.1941 5/19 Ю-52 на аэродроме Проскуров в группе из 10 И-153 и 9 И-16
25.07.1942 1 Ю-87 Калач лично
25.07.1942 1/2 ФВ-189 Калач в паре
26.07.1942 1/2 Ме-109 Осиповка в паре
25.09.1942 1 Ме-109 Заплавное (Погромное) лично
01.10.1942 1/2 Ме-109 Орловка в паре
31.10.1942 1 Ме-109 Баррикады лично
00.00.1942 1/гр. До-215 в составе группы
Награжден четырьмя орденами Красного Знамени (22.02.1939, 25.03.1943, 09.03.1956, 30.12.1956), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (14.09.1945, 06.04.1985), двумя орденами Отечественной войны 2-й степени (10.06.1944, 23.06.1945), орденом Красной Звезды (17.05.1951), медалями «За боевые заслуги» (06.11.1945), «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота».
Свидетельство о публикации №215042700634