Препараторы памяти

                Продолжение
  С помощью Белсата(напомню, это "белорусский" телеканал, созданный польским Министерством иностранных дел в Варшаве, для вещания на Беларусь) идёт накат не только на историю военных, но и послевоенных лет.
  На-днях на Белсате демонстрировали репортаж "Мерлинская молитва". На сайте белорусской службы радио "Свобода" он представлен уже как "новый документальный фильм про секретный ядерный(?) полигон в Беларуси", который якобы там существовал в 1959-1961 годах в Столинском районе Брестской области.
  Автор сценария - белорусский литератор Харевский, много лет сотрудничающий с Белсатом. Его самого в репортаже не слышно, рассказывают два старика, повествование которых время от времени прерываются воспоминаниями нескольких старух.
  О чём же идёт рассказ? О том, что в этих местах когда-то были хутора, но власти снесли их, велев переселиться в деревню, а они не хотели, но их угрозами заставили переселиться. И зачем это сделали власти? Одна  женщина говорит, что её отец по утрам любил слушать "американское радио"( это на хуторе, где даже света не было!), и оно сообщило, что здесь после отселения хуторян взорвали атомную бомбу(!).
  Беларусь - страна небольшая, и можно представить себе, чтобы с ней стало(и, видимо, не только с ней), если бы здесь была взорвана атомная бомба.
  Репортаж-"фильм" заканчивается картинной постановкой:двое рассказчиков-стариков возносят молитву в лесу на месте одного из хуторов за умерших, живших некогда в этих краях. И выпивают по стопке водки.
  Ни тебе документов, ни пояснений хоть одного военного в этом "новом откровении" нет. Зато есть, причём дважды, ссылка на "американское радио", которое постоянно слушал хуторянин. Видимо, ссылка должна придать вес "правде" репортажа.
  Знает ли белорусский литератор историю Беларуси? Видимо, знает, но если и знает, то не афиширует это. Дело в том, что в Столинском районе(я не раз бывала здесь), как и во многих других районах Западной Беларуси, ранее входивших в состав Польши, была хуторская система ведения хозяйства. Советскую власть хуторская система не устраивала, поскольку управлять такими крестьянами затруднительно. Была разработана программа постепенного переселения хуторян в крупные деревни.
  Разумеется, хуторяне не хотели расставаться с привычным образом жизни, и всё это продолжалось не один год, но в конце концов власть одержала победу, хотя отдельные хутора ещё долго сохранялись, требуя от власти провести им хотя бы электричество.
  Но не будешь же каждый хутор электрифицировать, - это обошлось бы государству "в копеечку". Поэтому аргумент "хотите жить цивилизованно, переселяйтесь в деревню", в конце концов победил.
  Совсем не романтичная история, не правда ли? Скорее, даже хозяйственная, нежели политическая. Но для Белсата она подходила лишь в том ракурсе,  который был избран Харевским.
  Вполне возможно, что на месте какого-то хутора, в лесу, потом создали учебный военный полигон. Сегодня и его там нет.
  Но жители этих мест утверждают, что здесь высокая радиация. Вполне возможно, что это так, потому что и Столинский район пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС, но белорусские власти признали это спустя много лет.
  Вот и тема для репортажа, особенно в очередную годовщину аварии. Но об этом уже много раз писано-переписано, и поэтому Харевский изыскал новый поворот истории. Неважно, что сенсация дутая, зато громкая. А Белсат лишний раз продемонстрировал спонсорам, что его работа стоит их денег(кроме МИД Польши, кое-что перепадает ему и из Брюсселя).
  Кроме Белсата, различные "новости" производит и окопавшаяся в Варшаве белорусская оппозиция. Здесь даже создан "Белорусский Дом", в котором проводятся разные мероприятия вместе с приезжающими в Польшу представителями оппозиции, живущей в Беларуси.
  Она, эта варшавская белорусская оппозиция, неоднородна, в ней, как водится, много разных группировок, каждая из которых претендует на роль главной. Бывший кандидат в президенты Санников, к примеру, называется ещё и лидером организации "За европейскую Беларусь".
  Любая организация должна подтверждать своё существование какими-то действиями и акциями, желательно, конечно, "общественно-значимыми. И как только бывший руководитель Белорусского народного фронта Зенон Пазняк, уже двадцать лет живущий за границей, преимущественно в Польше, бросил клич:"Не допустить "путинских байкеров ", которых он ещё назвал "фашистской бандой на мотоциклах", в Беларусь, Санников тут же поддержал эту "инициативу".
  И закрутилась карусель, естественно, в оппозиционных СМИ, и, разумеется, на сайте Хартии:не допустим, не пропустим и т.д.
  И вот вышло на акцию к Кургану Славы, куда должны были приехать "Ночные волки", чтобы отдать дань памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны, аж три человека, которых скромно поименовали "общественными активистами", а, оказалось, из трёх - женщина,  входит в "За европейскую Беларусь", и выставили у мемориального танка фото "белорусского героя- майдановца" Жизневского, а также развернули плакат "Оккупанты -вон", но, к их разочарованию, в этот день байкеры к Кургану не приехали, а на следующий день.
  Зато теперь "За европейская Беларусь" запишет в свой актив "значимое" мероприятие.
  Однако куда более удивляет другое:как докатываются такие, как Санников, люди солидного возраста, воспитанные на уважении к памяти тех, кто воевал с фашистами, до полной смены полюсов идеологии?
                Продолжение следует
   
    


Рецензии