Подражание Чехову

Посвящается Владимиру Актову.

Светлая зала. Лучи встающего солнца освещают колонны и гобелены  -  старинное убранство загородного дома. В большом уютном кресле у окна сидит старик. У него благодушное настроение. Он улыбается так, как улыбаются люди, умудренные жизнью. Перед ним за письменным столом сидит красивая молодая девушка. На ней светлое платье и  длинные русые волосы. Она пишет что-то, невидимое окружающему ее миру. Старик смотрит на нее и улыбается. Его улыбка  добрая, понимающая движения юной души. Девушка, оторвавшись от письма, перевела взгляд на окно и вздохнула. Старик тепло усмехнулся.
- Джульетта! Можно мне так называть тебя? – Добродушная улыбка его была похожа на это утро – такая мягкая и спокойная.
Девушка подняла голову от стола и с улыбкой посмотрела на старика.
- Дядюшка, - проговорила с улыбкой девушка, -меня зовут Катя. – Она, улыбаясь, поднялась из-за стола и подбежала так легко, словно птичка слетела, к дяде, присев у его ног. Ее длинное светлое платье казалось не платьем, а парусом призрачного фрегата, который нес девушку вдоль жизни, перемешивая реальность с фантазией.
Старик погладил девушку по голове.
 - Мне понравилось твое вчерашнее стихотворение, Джульетта. Оно живое. Только вот…
 - Что, дядюшка, что в нем такого? Мне подружка дала почитать роман. Я читала и плакала, а потом написала стихи. Вышло не очень, но я старалась. – Улыбнулась девушка.
- Какая же ты юная, Катерина. Сколько в тебе дыхания жизни, света, радости. А я вот старик.
- Дядюшка, не говори так, пожалуйста, мне становится от этого грустно. –Девушка, сидя на полу, состроила обиженную гримасу.
- Это выражение лица не идет тебе, моя милая.
 - Тогда не говори пожалуйста, что ты старый. Знаешь, мне кажется, когда так говорят, то вот уже через несколько мгновений наступит смерть, которой сдался человек, признавший свою старость.
 - Ах, Джульетта!
Девушка, словно взвившись в воздух, закружилась по комнате.
 - Дядюшка, милый дядюшка. Ты столько знаешь, ты столько мне рассказал, показал и научил, что это мне впору чувствовать себя старой всезнайкой, но моя душа поет, за спиной вырастают крылья и хочется парить высоко-высоко, чтобы узнать еще больше.
Катя плавно опустилась на маленький диванчик, стоящий возле окна. Старик встал, и подойдя к своей племяннице сел возле нее, положив руку ей на плечо.
 - Милая, - начал он, помнишь мы вчера говорили о Боге?
Девушка нахмурилась.
 -Я не очень люблю об этом говорить. – Она посмотрела в дядино чуть потемневшее лицо. – Ох, дорогой дядюшка, я не хотела тебя обидеть. Просто я не понимаю твоей религии. Я не понимаю, зачем надо страдать в жизни, когда каждое ее проявление, каждый новый день, прекрасны и неповторимы. Зачем нужен рай, если на земле столько деревьев и цветов. Даже малая полянка заменяет мне райские кущи, потому что она настоящая. И знаешь что я еще думаю, - твердо проговорила девушка, посмотрев в глаза дяде, - Что люди придумали все это, чтобы складывать ответственность за то, что что-то у них не получается, на других людей, на бесов, на дьявола, на кого угодно, а потом в душе смеяться: «вот пострадаю немного, а потом мне достанется место в раю!». Разве это не злорадство и эгоизм, дядюшка?
Катя поднялась на ноги.
- Прости, я не хотела тебя обидеть. – Она отвернулась от дяди, ожидая, что он встанет и уйдет.
 - Джульетта, ты так молода еще. –Старик с непроницаемым выражением лица, повернувшись, смотрел в окно. – Знаешь, когда я был молод я думал также как и ты, а потом…
 - А потом забыл? – Девушка круто развернувшись посмотрела в лицо дяди.
- Нет, я и сейчас помню много из того, что я думал тогда. Но мне негласно сказали забыть. Всем сказали забыть. Знаешь, на мой взгляд,  каждый человек рождается чистым существом, точно знающим что ему нужно. Ему по сути не нужна ни вера ни религия. Маленькие знают только добро и благость, но именно вера в Бога помогла очень многим взрослым людям. Они были замечательные эти люди и дали мне много из того, что я потом рассказывал тебе.  Я им поверил. Я родился и вырос в обыкновенной семье, который были суждены и радости и горе, и успехи, и неудачи. В горестях и бедах людям нужно знать, что они не одиноки. Очень нужен кто-то кто не оставит, не осудит. А хорошее отношение к этому кому-то, будет компенсировать Его заботу о человеке. Это как равноценный обмен между Богом и людьми. Свод правил, чтобы Он не оставлял, человека, помогая ему незримо своей заботой.
 - Я не понимаю, дядя. Прости. Мне кажется, что человек всего может достичь сам и что это не трудно. Главное не терять присутствие духа. – Уверенно произнесла девушка.
 - Духа? – Улыбнулся старик, - А говоришь не веришь.
 - Присутствие духа есть и в тех, кто не знает о Боге – это вера в то, что сможешь все сделать сам.
 - Милая. Ведь вера и не говорит о том, что человек беспомощен в этом мире. Просто ему немного надо помочь любовью. Его любовью.
 - Дядюшка, разве то, что я тебя люблю не дает тебе силы? Или тетя, или моя мама? Мы же все тебя любим.
 - Знаю, моя дорогая. - Старик вздохнул и поднялся с диванчика, пройдя вдоль залы к книжным полкам. Он нашел глазами Библию, взял в руки и подошел к письменному столу девушки, положив на него священную книгу.
Девушка, подойдя, обняла дядю за плечи.
 -Дядюшка, я не буду читать, ты же знаешь.
 - Знаю. Просто я хочу, чтобы ты взяла ее и положила в место, где она могла бы лежать в сохранности, чтобы  только ты о ней знала. Она досталась мне от моей тети и очень дорога мне.
 -Хорошо.  – Девушка взяла в руки книгу, слегка прижав к себе любимую дядей вещь. – Только я все равно не понимаю.
 - Просто когда тебе станет очень грустно, ты будешь знать, где найти лекарство.
 Старик улыбнувшись, обнял Катю и поцеловал в лоб.
 - Ну я пойду. Сегодня воскресенье. Нужно сходить в церковь, а потом местное благотворительное общество устраивает вечер. Я буду говорить детям о Боге.
 - О, дядя! Ну разве они сами не разберутся? – произнесла девушка с оттенком негодования.
 - Они сироты, дорогая. Им нужна Его любовь и Его присутствие.
 - Ох, я не знала, прости. –Девушка с сожалением склонила голову.
 - Ничего. Когда-нибудь и ты расскажешь о Боге таким же деткам.
 - Нет.
 - Я не про религию, Джули. Я говорю о Нем. Когда поймешь, тогда и рассказать захочешь, что ты поняла. Это великое знание нехорошо укрывать от чьих бы то ни было глаз. Оно для всех. Ну я пошел, - промолвил старик повернувшись и направляясь к выходу из залы, где они разговаривали. – Будь умницей.
У двери он оглянулся. Девушка садилась за стол, перебирая бумаги, лежащие перед ней.
 - Знаешь, я думаю тебе стоит серьезно заняться литературой. У тебя хорошо получается.
Девушка подняла голову от стола, улыбнувшись уходящему старику.
Дверь закрылась. Солнце поднималось все выше, все ярче красило своими лучами свежую майскую зелень в саду. Девушка посмотрела на библию. Открыла, пролистала несколько страниц, потом закрыла, вздохнув, и убрала книгу в верхний ящик стола. Больше она ее никогда не открывала.
Через несколько лет умер дядя. Катерина в знак особого уважения и любви к нему, положила в гроб самую дорогую дяде книгу, которую когда-то очень-очень давно, ранним майским утром, он подарил ей.


Рецензии
Если сказать, что Вы меня озадачили, Екатерина, то это - ничего не сказать. Поэтому - пока без оценки.
А какой смысл Вы вкладывали в это произведение, покажет время.

С недоумением, Владимир

Владимир Актов   30.04.2015 18:11     Заявить о нарушении
Приятно, что прочитали. Написанное - экспромт. Суть в том, что Библия - это старая еврейская тема. Старая и полностью изжившая себя. Нужно смотреть дальше. Смотреть в суть, а любая религия построена на том, чтобы держать людей в страхе, ничего не давая взамен. Бред это все.. но тем, кто слаб духом - легко и нужно в это верить. Как-то так).

Екатерина Кирасирова   01.05.2015 22:25   Заявить о нарушении
Екатерина, похоже у Вас впереди долгий и трудный путь к Истине.

Можно было бы еще что-то Вам сказать, но я уже сегодня наговорился вокруг одной моей рецензии; если хотите - можете почитать здесь http://www.proza.ru/2015/04/30/669

Да, вот еще что: найдите в и-нете "Краткую повесть об антихристе" философа Владимира Соловьева, может он Вас убедит. У него и стихи очень неплохие.

Владимир Актов   01.05.2015 22:47   Заявить о нарушении
Видела такую книжицу. А вы знаете, что она называется "Библия Владимира Соловьева"?. В свое время нам многое рассказали о ней в Воскресной школе. В негативном плане. Да и потом, это же "использование священных текстов" в литературе - разве не так? а если это простая интерпретация, разве он не ставит себя в ряд с апостолами?)) Я училась у отца Соловьева В. Р. По сему могу сказать, что говорить много и ни о чем они могут.

Екатерина Кирасирова   02.05.2015 09:58   Заявить о нарушении
Не знаю, чему учат в воскресной школе - не посещал.

Переписывать Священные Тексты недопустимо, а толковать - нежелательно (все и так уже кем надо растолковано). А Соловьев в "Краткой повести..." пытается рассказать о том, о чем в Библии однозначно не говорится, но зашифровано в Апокалипсисе Иоанна Богослова. И по моему личному мнению, границу дозволенного Соловьев не перешел.

И, наконец, по последней части Вашего сообщение.
Нигилизм - очень опасная позиция. Дело в том, что когда человек гордо выбрасывает на помойку все подряд, то на освободившееся от выброшенного место как правило наползает всякая нечисть, и начинает литься настоящая кровь (примеры: революции во Франции, в Англии, в России, ...).

Владимир Актов   03.05.2015 12:58   Заявить о нарушении
Тогда в какой части Голгофы я допустила ошибку, когда совершенно не трактовала по своему тексты, а лишь написала про жизнь человека, который указывается в библии всего лишь в одном-двух предложениях?

Екатерина Кирасирова   03.05.2015 17:43   Заявить о нарушении
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов. где в моей литературе нигилизм???
Вот уж я совсем не поняла. Вы даже не интересуясь истинной точкой зрения решили что я отрицаю все вокруг... ну это же не так.. И в чувственности и нежности некоторых произведений это можно было бы разглядеть. Цинизм и отрицания выглядят совсем иначе. Да и как я отношусь к Вам лично - отрицая Вас, отвергая Ваше мнение и пытаясь втоптать Вас в грязь?.. Я уважаю талант, который в Вас несомненно присутствует, а Вы, уважаемый переходите на личности. Я считаю это не совсем правильная позиция. Учитывая Ваши взгляды о духовности...
"Ни один сатанист не скажет вам слова поперек, если вы не поклоняетесь дьяволу, но любой верующий сожжет на костре, если вы не верите в их бога."
Это просто смешно. Я же не диктую Вам условия жизни на этой земле. Я только указывала на смысловые ошибки. А Вы? Эх!

Екатерина Кирасирова   03.05.2015 18:36   Заявить о нарушении
Екатерина, я напомнил Вам, что такое нигилизм, при этом нигде не написав, что считаю Вас нигилистом. И у меня совсем не было намерения ссориться. Хотя при желании Ваше "Подражание Чехову" можно истолковать, как угодно (но это я так, к слову).

Владимир Актов   03.05.2015 19:07   Заявить о нарушении
Подражание Чехову всего лишь рассказ. Я старалась передать нежными тонами картину вечного спора. Это как спор отцов и детей. В любом случае, даже одну и ту же фразу каждый человек толкует по-своему. Я также не хочу ссориться. Мне нравятся наши религиозные диспуты при том, что каждый из нас останется при своем. Мне нравится литература и ее обсуждение. Между прочим, я Вас защитила в какой-то мере перед Ильей Некрасовым, Вашу рецензию которому, Вы кинули в своей рецензии ко мне. И я имею претензии только к пробелам в Ваших произведениях, так как они действительно достойны внимания.

Екатерина Кирасирова   03.05.2015 20:24   Заявить о нарушении
С Ильей разговор по его инициативе сегодня продолжился (если интересно - посмотрИте рецензию, которую он мне написал). Илья (в отличие от некоторых) спорит не ради спора, а чтобы разобраться, поэтому мне с ним разговаривать проще.

Владимир Актов   03.05.2015 20:52   Заявить о нарушении
Ну я то для себя уже все решила). Если Вы осветите своим фонарем его путь, значит так и должно быть. Рецензию так и не нашла. Кстати я советовала ему прочитать Вашу Марию и Взгляд из прошлого. В рецензиях на Голгофу.

Екатерина Кирасирова   03.05.2015 23:11   Заявить о нарушении
Я не ставлю перед собой задачи кому-то освещать путь (со своими бы проблемами разобраться), и уж тем более - не претендую на то, что фонарь в моей руке (это - Ваш термин) принадлежит мне.

Наше поколение, которое я называю "поколение 45+" - потому что именно в возрасте 45 лет в России в последний раз меняется паспорт ))), долго плутало, прежде чем утвердиться в вере. Сейчас люди с направлением движения определяются решительно и быстро, но (как и мы в свое время) частенько ошибаются. Надеюсь, Екатерина, что с Вами этого не случится.

Владимир Актов   05.05.2015 20:21   Заявить о нарушении