Один евро на развод

Зима в том году в Москве, да и в предыдущем тоже, была по-европейски тёплая, больших морозов практически не было и весна пришла почти на месяц раньше – с начала апреля. Плюсовая температура в дневное время била все погодные рекорды и доходила до 15-18 градусов по Цельсию, хотя ночью столбик термометра опускался ещё ниже нуля.Мы рано сменили зимнюю одежду на демисезонные пальто и куртки. В кармане одной из моих курток я нащупала монету, достала её и удивилась, увидев один евро. Нахлынули воспоминания о путешествии в Париж, куда я ездила несколько лет назад с докладом на Всемирный конгресс по здоровью мужчин.

 Поездка была интересной, конечно достаточно трудной, так как конгресс проводился на английском языке и выступать мне пришлось тоже на английском. Несмотря на то, что я знала английский довольно хорошо, практики разговорной речи у меня не было и воспринимать на слух доклады было трудно, помогали наглядные иллюстрации на большом экране и распечатанные заранее тезисы. Один евро остался тогда у меня случайно и я сохранила его, как говорится, « на развод», а потом совсем о нём забыла.


 В Париже я была уже во второй раз и это было огромным удовольствием. Главным достоинством перестройки, на мой взгляд, стала возможность выезжать за рубеж в командировки или туристические поездки, что в советское время было доступно немногим избранным. Несмотря на то, что материальные возможности у меня всегда были на среднем уровне, я три раза побывала в научных командировках за границей и несколько раз в туристических поездках, что дало мне возможность немного посмотреть мир.
 
Особый интерес для нас представляет Западная Европа, сокровищница культуры и образец достойной организации общества на демократической основе, что предусматривает не только всевозможные свободы, но и высокий уровень жизни населения, чего всегда недоставало российским гражданам.
Поэтому еще за два года до начала третьего тысячелетия я съездила в туристическую поездку под названием «Бенилюкс», включающую в себя пять европейских стран – Германию, Голландию, Бельгию, Францию и Люксембург.

 Мы посетили десять европейских городов - Берлин, Амстердам, Антверпен, Брюссель, Париж, Реймс, Трир, Люксембург, Кёльн. Из семи дней, проведённых в Западной Европе, два дня мы были в Париже и это было огромным счастьем. На обратном пути из Парижа в Берлин мы проехали по красивейшим местам – долине реки Рейн, осмотрели виноградные плантации, побывали на винодельческих заводах и в знаменитых винных погребах.

В тот год я собиралась провести основную часть отпуска в июле –августе на даче, а неделю оставить на осень для туристической поездки. Отпуск у меня, как у старшего научного сотрудника, имеющего научную степень, был большой - 36 рабочих дней, что вместе с выходными составляло полтора месяца. Однако, лето выдалось тогда довольно прохладное, температура держалась на цифрах 20-25 градусов, почти ежедневно шёл мелкий дождь.

Справившись с основными дачными работами, собрав урожай клубники и чёрной смородины и сварив варенье, я подумала, почему бы мне не поехать на Запад сейчас. И это была по-настоящему удачная мысль. Я предположила, что при таком дождливом лете осень тоже может оказаться холодной и дождливой, и лучше поехать за границу сейчас.

Я обратилась в конце июля в агенство «Москва-Тур», офис которого я раньше уже видела на Пушкинской площади. Оказалось, что у них уже почти полностью сформирована группа на конец июля и они меня с удовольствием включили в неё. Турагенство произвело на меня хорошее впечатление своей основательностью, хорошим оформлением, расположением в центре Москвы (сейчас они располагаются где-то на Петровке) и вежливым отношением к клиентам. Последние два года у меня были проблемы со здоровьем, и я учитывала это, выбирая маршрут.

Самыми дешёвыми, но более утомительными были автобусные или железнодорожные туры от Москвы через Польшу до Берлина. Я же выбрала более дорогой, но подходящий мне маршрут – самолётом до Берлина, а там уже на автобусе по всей Европе. Это было очень разумно и съэкономило мне много сил. Кроме того, мне очень повезло в том плане, что я перенесла поездку с осени на июль, так как в августе случился в нашей стране страшный экономический кризис – знаменитый на весь мир дефолт, а осенью Европу залили дожди. После дефолта я бы уже не смогла бы оплатить свою поездку.

 Когда нам объясняли условия нашей поездки, меня, как неопытного ещё путешественника, смутил тот факт, что мы оплачивали в путёвке только завтрак, а дальше должны были питаться самостоятельно. В турагенстве мне объяснили, что это сделано, чтобы путёвка была не слишком дорогой и что, учитывая туристический характер поездки, привязывать группу к каким-либо ресторанам или кафе затруднительно. Нам обещали, что проблем с питанием не будет, как это и оказалось на самом деле. К чести данного агенства (а совсем не ради рекламы) следует сказать, что оно выполнило все свои обещания, дало нам прекрасного знающего экскурсовода, и нигде нас не оставляли без внимания. Я это подчёркиваю ввиду того, что появилось много недобросовестных
турагенств, которые обкрадывают и обманывают своих клиентов и могут даже бросить туристов в чужой стране и не обеспечить им возвращение на родину.

Самолет Боинг-757 благополучно долетел до Берлина, а там нас встретили экскурсовод и большой удобный туристический автобус. При посадке в автобус я не сумела занять место поближе, как это я делаю обычно, чтобы лучше видеть и слышать экскурсовода, и мне пришлось сесть в последней трети автобуса. Когда гид Елена Воробьева, русская, крупная, приятной внешности женщина возрастом около 50 лет, заговорила в микрофон, приветствуя новую группу, выяснилось, что у нас радио не работает. Я страшно огорчилась и подумала: «Вот вам и хвалёный Запад, на деле в обслуживании людей всё обстоит так же плохо, как у нас в России». Однако, гид извинилась, и сказала, что дефект будет быстро устранён. Несмотря на наш скепсис, водитель автобуса, молодой симпатичный немец 25 лет, в кожаных брюках, действительно быстро устранил неисправность и в течение всей поездки слышимость была хорошей.
 
Так как я летела на экскурсию одна, в турбюро мне подобрали в пару женщину примерно моего возраста, но ещё в самолёте ко мне подошла другая женщина, сказала, что я ей симпатична и предложила отдыхать вместе. Так у меня появилась подруга Наташа Куликова и мы с ней отлично ладили в течение всей поездки. После посадки в автобус, гид провела перекличку туристов и выяснилось, что двух человек из группы нет на месте. Гид отнеслась к этому на удивление совершенно спокойно (представляете, что было бы с нами, случись такое происшествие во времена Советского Союза, путешествие было бы безнадёжно испорчено). Гид спокойно сказала, что, вероятно, у них какие-то свои проблемы в Германии, и мы поехали на обзорную экскурсию по Берлину.

Я была в Германии впервые и с интересом смотрела по сторонам. Это был период вскоре после объединения западной и восточной части Берлина, и мы увидели нечто невероятное, то, что другие туристы уже не смогут увидеть: вся восточная часть Берлина лежала в руинах, как после бомбёжки – началась масштабная перестройка города, и большинство зданий послевоенной постройки (советского периода) были снесены. Мы проехали мимо Трептов-парка и я с облегчением увидела, что прекрасная скульптура советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках стоит целая и невредимая.

 Поездка наша строилась таким образом, что мы полдня ехали по Европе, почти не останавливаясь, приезжали в город, где проводилась экскурсии, после этого снова ехали три-четыре часа
и останавливались на ночлег в сельской местности, но в прекрасно оборудованных отелях. Двери отелей бесшумно автоматически распахивались перед нами, быстренько проводилась регистрация и расселение по номерам (на одну ночь), после этого около 22 часов мы шли в ресторан на ужин, голодные, уставшие, но довольные.

Днём мы где-то перекусывали немного, но основной едой был ужин и завтрак в гостинице, где мы ночевали. Завтрак был оплачен в путёвке, а за ужин мы платили сами. Мне кажется, что между гидом и хозяевами гостиниц была негласная договорённость, чтобы привозить нас в отель как можно сильнее проголодавшимися, ( видимо, гид получала за это какое-то вознаграждение), поэтому днём нас максимально загружали экскурсиями и практически не оставляли времени на еду. У меня осталось воспоминание, что я всё время была голодной, но зато после этой поездки я хорошо похудела. Так что, всем желающим похудеть вместо диеты и таблеток рекомендую такое путешествие.
      
Мы ни одной ночи не ночевали в автобусе, что встречается на некоторых экскурсионных маршрутах, и имели возможность за ночь в удобной постели восстановить свои силы. Одновременно отдыхали и гид, и водитель. Водитель работал с нами один, и в целях нашей безопасности он должен был отдыхать ночью в хороших условиях, чтобы не клевать носом днём. Мне кажется, что это очень разумно продумано. Водитель работает с одной группой целую неделю, в конце её привозит нас к самолету в Берлин, и здесь его сменяет другой водитель, а наш неделю отдыхает. В то время как экскурсовод без отдыха (летнее время позволяет хорошо заработать), посадив нас на самолёт, принимает сразу же следующую группу туристов из Москвы. Правда, для такой работы надо иметь отменное здоровье и изрядную долю оптимизма.

Водитель наш был молодой, но достаточно опытный, благодаря ему мы не попадали ни в какие неприятности, а вести огромный туристический автобус по узеньким старинным улочкам европейских городов совсем не просто.
Первым городом, куда нас привезли из Берлина – был Амстердам, так называемая северная Венеция. Очень странно было видеть дома, где к подъезду ведёт обычная мостовая, а за задней стеной плещется вода в канале.

Там мы катались по каналам на длинной крытой прозрачным стеклом лодке и фотографировали старинные дома на набережной, видели восстановленный парусный фрегат, и сделали интересное фото его мачт через стекло автобуса, сквозь капельки дождя.
Дождь шёл почти каждый день, но небольшой, температура воздуха держалась на уровне 22-25 градусов, путешествовать было очень комфортно. А через неделю после нашего отъезда началась такая страшная жара, что в Париж не пускали туристические автобусы, так как в городе нечем было дышать. Не представляю, как туристы в Париже могли всё увидеть без автобуса, нам автобус стал, как дом родной, он всегда был в нашем распоряжении. Нам с погодой очень повезло.

В Амстердаме нас повели на ювелирную фабрику, где проводится лучшая в мире огранка алмазов. Я, конечно, ничего не смогла себе купить там, но в группе были у нас и весьма состоятельные люди, которые покупали себе на память ювелирные украшения.Были мы также и на улице Красных фонарей, там всегда толпа туристов, желающих посмотреть на этот уникальный уголок.
Впечатление осталось весьма странное, с одной стороны – любопытно, с другой -жаль этих женщин. Были среди них и белые, и негритянки, и молодые женщины и не очень, и худенькие и полненькие, на все вкусы.

В Амстердаме мы купили луковицы тюльпанов. Я привезла четыре пакетика, один из них- с луковицами чёрных тюльпанов ( на самом деле это тёмно бордовые цветы), и видела луковицы синих тюльпанов, но почему-то не взяла. Потом разводила эти тюльпаны у себя на даче, и с гордостью говорила – из Голландии.
Кажется, в Амстердаме нам показали автомобильный тоннель, проложенный на остров под заливом, очень эффектное зрелище, когда машины уходят под воду.

Эта поездка была еще до введения евро и единой Шенгенской зоны, и в каждой стране, куда мы приезжали, иногда на расстоянии всего 4-5 часов езды машиной, была своя валюта, привыкнуть к этой частой смене денег было очень трудно, следить за перепадом цен вообще невозможно. В конце концов у меня скопилось довольно много разных монет и их надо было на что-то истратить, так как в другой стране чужие деньги не принимали. Мы приехали
в Люксембург в воскресенье вечером, когда там в четыре часа всё уже закрывается и владельцы маленьких магазинчиков уходят отдыхать, я зашла в один магазин сувениров, выбрала какой-то бокал и протянула продавщице горсть монет, в которой оказались даже русские деньги.

Она рассмеялась, отобрала нужную сумму и подала мне бокал. На нём был вид красивого моста через глубокое ущелье - мост Адольфа. Это имя в Европе довольно распространённое, а я до сих пор вздрагиваю, когда слышу или вижу написанным это имя, так прочно оно у нас ассоциируется с Гитлером и ужасами перенесённой войны. Бокал, купленный в Люксембурге, довольно тонкой работы был потом долго моим любимым. Самую последнюю мелочь я истратила уже в аэропорту в Берлине и купила для внука ещё одну кружку с изображением знаменитого футболиста.

Эти трудности с разными деньгами и побудили страны Европы объединиться и ввести евро. Кстати, не все страны Европы и сейчас согласились лишиться своей валюты – Великобритания, Дания, Швеция и Швейцария сохранили свои денежные знаки.Позже, уже после введения евро, я ездила в Финляндию и Швецию, так в Финляндии мы пользовались евро, а по пути в Швецию на огромном белом 12-этажном пароме мы меняли евро на шведские кроны, а на обратном пути – обратный обмен, что очень неудобно. Зато очень мудро поступают владельцы магазинов на границе Финляндии и России – там принимают все деньги – и кроны, и рубли и евро, лишь бы туристы что-нибудь покупали.
Там я купила в подарок отцу замечательную копчёную форель на рыбном заводе, оказывается раньше здесь были любимые угодья для рыбалки русских царей.

Повезло нам не только с погодой и водителем, но и экскурсоводом.
Елена Воробьёва (москвичка) оказалась настолько знающим и интересным человеком, что её можно было расспрашивать часами обо всём и в любой стране, она знала в-с-ё! Казалось, она никогда не уставала и была неистощима на выдумки. С ней мы пили шампанское, стоя на платформе под Эйфелевой башней, это было за 521день до нового тысячелетия (эти цифры светились на башне), она показала нам скульптуру всемирно известного киноактёра Жана Марэ «Человек, проходящий сквозь стену» на Монмартре. Кроме обязательных экскурсий по программе (а она была выполнена полностью) Елена с водителем предлагали нам за весьма умеренную плату дополнительные экскурсии.
Так, мы сходили за отдельную плату на представление в знаменитейший ресторан Мулен-Руж, пили там сухое вино за столиками и любовались чудеснейшим спектаклем.

Ещё мы съездили на русское кладбище под Парижем – Святой Женевьевы в лесу. Там мы видели ухоженные могилы наших великих русских соотечественников, видели, как на мраморных плитах стояли фото в рамочках и их никто не трогает, а на могиле Рудольфа Нуриева – каменный мозаичный ковёр. Только одна могила была неухоженной – Натальи Саввишны Третьяковой, урождённой Мамонтовой, которая умерла в 1945 году. Сейчас Правительство России продлило договор на обслуживание русского кладбища под Парижем, заботясь о сохранении этих святых для нас мест.

 Мы настолько вымотались от обилия поездок и впечатлений, что я уснула в автобусе, когда мы ехали по Елисейским полям в Париже.
А когда нас привезли к Лувру, я, взглянув с ужасом на огромные здания музея, про себя решила, что живой оттуда я точно не выйду.
И в то же время я увидела в очереди к стеклянной пирамиде над входом в Лувр беременную женщину с ребенком и мне стало стыдно за моё малодушие.

Однако, наш опытный гид, заметив наше смятение, сказала, что пугаться не стоит, никто и не требует от нас, чтобы мы за один раз осмотрели весь Лувр. И она объяснила, где находятся самые известные картины и скульптуры, которые надо обязательно увидеть, и как пройти к ним. Благодаря её подсказкам мы нашли и Венеру Милосскую, и Дожконду Леонардо да Винчи, и многое другое. Кстати, в этот день мы имели право по нашим документам посмотреть 70 музеев в Париже, но физически это было невозможно сделать. Около Собора Нотр-Дам я была настолько уставшей и голодной, что отказалась войти внутрь, и пошла искать какую-нибудь закусочную, чтобы поесть. В Нотр –Дам я попала в следующий мой приезд в Париж ( а ведь его могло и не быть).
Были в этот день мы также в музее-усадьбе Огюста Родена ( французы говорят Огюст РодИн) и на следующий день съездили в Версаль. Впечатлений было, конечно, масса! Были мы также в Доме инвалидов, где похоронен Наполеон.

В Париже мы жили в небольшой, но уютной гостинице в районе Монмартра ( другие группы размещались за городом, нам повезло, можно было вечером погулять по Парижу). Так как был сезон отпусков, гостиниц не хватало и персонал сбивался с ног, чтобы справиться с работой. Когда мы вошли в свои номера, то оказалось, что постельное бельё не успели ещё полностью заменить. Наши туристы были очень гордыми и возмутились, потребовали, чтобы гид связалась с турагенством и подала жалобу.

 Несмотря на то, что бельё было быстро перестелено, наши туристы не успокаивались. В номерах на двоих были двуспальные кровати, а кое-кто желал иметь две отдельные кровати. Кто-то требовал отдельное бельё, кто-то хотел получить кипяток для чая (наши кипятильники не подходили к евро розеткам) и так как французского никто не знал в группе, пришлось мне изъясняться на плохом английском, который знал (тоже не слишком хорошо) только один служащий в отеле, представляете, какой это был интересный разговор. Французы так уверены в превосходстве своей нации, что даже не считают нужным учить английский. Но времена, когда в России многие говорили свободно по-французски, давно ушли в прошлое.  Мне было всё равно - какая кровать, какое бельё, я была такая уставшая, что упала и сразу уснула. Жалобы наших туристов не прошли бесследно, перед отъездом администрация гостиницы в качестве примирительного жеста угостила нас ужином за свой счёт.

Парижское метро показалось мне слишком простым после московского, много белого кафеля, довольно грязно на станциях. Вход в метро стоил тогда 8 франков, в Москве в это время - 7 рублей, мне это показалось интересным. Однако, зарплата у французов доходила до 3000-5000 франков, а в России она была 500 рублей и меньше. Интересно, что сейчас вход в метро в Париже стоит 7 евро (в пересчёте на рубли почти 240 рублей), а у нас 50 рублей. Эти денежные метаморфозы понять невозможно. Удивил меня также тот факт, что в парижском метро есть станция Сталинград в память о битве 1943 года, а у нас давно нет уже такого города.

Посетили мы также города Реймс, где находится дом-музей художника Рембрандта и памятник ему, и город Трир, где родился Карл Маркс, написавший бессмертный «Капитал», дом, где он родился, существует и сейчас.
По пути из Парижа в Берлин мы проехали чудесной долиной реки Рейн, которая совершено спокойно катит свои воды среди высоких холмов, видели плантации виноградников на склонах холмов, ночевали на очень милой винодельческой ферме, наблюдали, как зреет виноград. На виноградниках совсем не было видно рабочих, но порядок был везде идеальный – нигде ни травинки лишней, ни соринки. Посетили мы также знаменитые винные погреба, по которым мы на поездах с маленькими вагончиками, дегустировали сухое вино и купили по бутылке шампанского брюс для нового года.

Дополнительно к программе мы заехали ещё в город Кёльн, полюбовались его замечательным собором, удивились, увидев нарисованную на асфальте цветными мелками Джоконду Леонардо да Винчи. Размер картины был примерно 4х6 метров, и выполнена она была превосходно.

Полёт из Берлина в Москву прошёл совершенно спокойно, наконец-то мы были дома, целые и невредимые, правда у меня от перегрузок отекли ноги и с трудом входили в босоножки. Зато впечатлений было хоть отбавляй, я засняла четыре фотопленки, отдала их проявить и напечатать, а когда стала их разбирать, не могла сразу понять, где что снято, все увиденные города перепутались в моём сознании, и только по одежде, в которую я была одета на снимках, я смогла объединить эти фото в какие-то разумные группы. Потом я стала изучать привезённые репродукции (кстати, почти везде были книги на разных языках, в том числе и на русском языке, что очень приятно), и тогда информация об этом интересном и сложном путешествии постепенно уложилась в моей голове. Вот как много приятных и интересных воспоминаний вызвал у меня один евро, найденный случайно в кармане моей куртки несколько лет спустя.

 Фото автора


Рецензии