Первый экзамен

Милка в школе училась хорошо, первые четыре года вообще была отличницей. Но никто всё равно не называл её Людмилой. Это имя - Милка прилипло к ней ещё в первом классе. Почему? Она уже не помнила, но отзывалась и не обижалась. Взрослые произносили – Мила, а друзья только Милка. Первые четыре года её фамилия и даже имя, правда, всё-таки Мила, а не Людмила, можно было прочитать на двери класса, где вывешивали отличников. Потом другие отличники вывешивались, а Милка уже имела две «четвёрки» и отличницей не была. Однако до седьмого класса в её дневнике даже текущих никогда ни «троек», ни «двоек» не встречалось. И вдруг в седьмом классе она получила «тройку» по русскому языку за вторую четверть. А дело в том, что в их класс пришла Люся Полухина и села за парту рядом с Милкой.

Люся была добрая, хорошая девочка, но за свои шесть лет обучения в школе  сменила шесть школ, так как её отец был военный. Матери у Люси не было, и отец всегда возил Люсю с собой. Делать она уроки не могла так, как другие девочки, потому что она уже отстала от всех и ничего не понимала из пройденного материала. Сначала Милка решила помочь Люсе: подтянуть по математике, русскому, ну и  по другим предметам. Но Люся так уставала от умственной работы, а времени они тратили так много на уроки, что сама же Люся запросила пощады, сказав, что лучше она будет просто списывать домашние работы, а то она умрёт от перенапряжения. Так и пошло. Но надо было как-то выходить из положения и на контрольных работах. Хорошо ещё, что по математике обычно было два варианта. Милка успевала сначала решить всё для Люси, а потом и свой вариант. Но вот с русским так не выходило. Их учительница, Мария Николаевна очень любила раздавать карточки, в которых были пропущены буквы, запятые и прочие знаки препинания. Кроме того, в этих карточках были разнообразные задания на применение правил правописания. Милка брала карточку Люси и тратила на неё почти весь урок, а потом не успевала сделать своё задание. Вот и пошли у неё «тройки». Люся, как человек справедливый , в третьей четверти потребовала, чтобы Милка сначала делала своё задание, а потом уже её. Справедливость восторжествовала, и у Милки снова по русскому языку была выставлена «четвёрка». Люсю же «тройки» не смущали, даже ей было неловко перед девочками, если по каким-то предметам ей ставили за письменные работы-4 или 5, потому что все знали, что это Милкины отметки.

А в восьмом классе у Милки вообще чуть не вышла за четверть по физике «двойка». Школа была женская, учителя тоже все были женщины. И вдруг появляется учитель по физике. Он был, видимо, раньше в армии. Потому что ходил Гусев, не сгибая спины, и поворачивался очень резко, как по команде.

  Каждый урок он начинал с «пятиминутки». Это означало, что всем раздаются карточки с задачей, которую надо сделать за пять минут. Как только Гусев говорил: «Я заметил время, через пять минут соберу работы» с Милкой делался столбняк. Она не могла соображать, вспоминать правила, по которым надо решать задачу. В её голове неотвязно стучало: « сейчас пять минут кончатся, я ничего не успею.» Она не могла даже задание записать на листок. «Двойки» посыпались одна за другой. Незадолго до конца четверти Гусев решил собрать всех отстающих после уроков, чтобы с ними позаниматься.  Как же он удивился, когда Милка шутя, играя, решала все его задачи, какие бы трудные они не были. Гусев ничего не понимал, он считал её совершенно тупой и вдруг такие чудеса. За четверть он ей вывел- три, однако на « пятиминутках» она всегда у него получала «двойки».

Эти «пятиминутки» на всю жизнь раздружили  Милку с физикой. Когда по окончании школы Милка получала «Аттестат зрелости» в нём были все пятёрки и тройка по физике. Вот такие дела!

Любимым предметом всегда была математика. Милка хотела быть учительницей по математике. Но в педагогическом институте факультет назывался физико-математический. А значит надо сдавать и физику. Милка нашла репетитора, три месяца с ним занималась. Сдала физику и две математики на «пять»,  но русский, немецкий и химию сдала лишь на «четыре». Для того, чтобы пройти по конкурсу, нужно было иметь четыре «пятёрки», а не три, как было у Милки. Не хватило всего одного балла! Обидно было, но не смертельно. Милка решила идти работать в школу.

В школе, куда она обратилась, нужен был лаборант в химический кабинет.

Милка стала работать. Уроки химии требовали опытов, которые делала то учительница, а то сами ребята. Все их реактивы надо было готовить Милке. Ей это очень нравилось. Присмотревшись к работе химика, Милка подумала, что учителем химии работать интереснее, чем преподавать математику.  Ведь у математика только доска и мел, а у химика, какое разнообразие возможностей! Весной она уже подала документы на  био-химический факультет  в педагогический институт. Но поступить, опять не удалось. Летом в Москве был  Международный фестиваль молодежи и студентов. На улице было так интересно, что учить толком было не возможно. Какие уж тут конкурсы, «пятёрки» и прочее?

 Осенью Милка снова работала в химическом кабинете в школе. В это время одна из одноклассниц сказала, что хочет поступить на курсы подготовки в МГУ на химический факультет. Милка пошла с ней на курсы. А весной она вновь поступала, только теперь уже на химфак МГУ. Наконец-то, баллов было столько, сколько требовалось! Милка стала студенткой! Первое время она ходила по университету и не верила, что она студентка такого замечательного вуза. На всех лекциях Милка садилась спереди, чтобы всё видеть и слышать. В практикумах она не уходила и после трёх – четырёх часов работы, если она не получила нужный результат. Одна из первых Милка пошла в библиотеку, чтобы взять на дом книги, которые советовали профессора. Эти толстенные фолианты Милка еле дотащила до дома. Она купалась в счастье быть студенткой МГУ. Зачёты она сдавала раньше других, а если за работу на семинарах ставили зачёты «автоматом», то она обязательно была с таким зачётом. Пролетели полгода в интересных занятиях. Милка, которая думала в школе, что самый интересный предмет математика, теперь увлеклась химией. Книги по химии она не выпускала из рук. А сколько было разных химических наук: органическая химия, неорганическая, общая химия, био-химия, химия полимеров, радио-химия, физическая химия и ещё и ещё… Глаза разбегались, всё было интересно и ново. Но вот настало время  зимней сессии. Зачёты фактически были ей все зачтены до сессии, надо было готовиться к экзаменам. Первый экзамен был по неорганической химии. Неорганику на первом курсе читала Новосёлова   Александра Васильевна, академик. Александра Васильевна была небольшого роста, её было  едва видно из-за кафедры. И у Милки почему-то всегда был страх, что она не дотянется до доски в Большой химической аудитории, хотя доска вращалась. Поэтому легко можно было поднять любую запись на ней на любую высоту во время лекции. Лекции её сопровождались опытами, Милке эти лекции очень нравились. 

Экзамен тоже принимала Новосёлова. Как только Милка вошла в аудиторию, где сдавали экзамен, Александра Васильевна сразу же взяла её зачётку себе. Вместе с Новосёловой экзамен принимали и другие преподаватели. Поэтому Милка поняла, что Новосёлова хочет её послушать. Билет был лёгкий: о соединениях хлора, второй вопрос об окислительно-восстановительных реакциях и какая-то задачка. Милка стала думать над билетом. Но, о, ужас! Она совершенно не могла вспомнить ни одного свойства хлора, ни одной реакции и совсем не помнила, с чего надо начинать рассказывать об окислении, восстановлении.  Дело в том, что за те три дня, что полагались на подготовку экзамена, Милка прочитала, наверное, страниц 800 разных учебников. Она точно помнила, что вопрос простой, что она его знает, но ничего вспомнить не могла. Увидев её растерянность, к Милке подсела Новосёлова. Она спросила, что её смущает в билете. Милка честно призналась в том, что всё читала и ничего не помнит. Тогда Александра Васильевна спросила, как Милка готовилась к экзамену. Услыхав, что та прочитала несколько учебников, Новосёлова вернула ей зачётку. «Вы придёте  завтра, прочитав только  мои лекции, которые, я уверена, у вас записаны хорошо, потому что я помню, как внимательно вы меня слушали».  Милка вышла весёлая, все решили, что она получила пять. А Милка свой первый экзамен, по своей любимой химии, провалила. Правда на завтра в зачётке уже было «отлично», но факт остаётся фактом, первый заход был неудачным.


Рецензии