Свалочный бум

СВАЛОЧНЫЙ БУМ

Полигон Большое Полпино существует для вывозки твёрдо-бытовых отходов и мусора не только от населения, но и всех тех хозяйствующих субъектов, которые имеют для этого разрешения. А в основном им пользуются только те предприятия и организации, которые получили лицензию или талоны. Но что делать тем, которые лишены такой возможности, а срок действия лицензий истек, а процесс их получения усложнился? Почему так происходит на этот вопрос трудно получить исчерпывающий ответ от чиновников заинтересованных служб.
 За годы эксплуатации полигона там скопилось сотни тонн мусора и отходов, которые теперь уже некуда девать, так как территория полигона переполнена, а новый – находится только в проекте.

КТО СПАСЕТ ГОРОД ОТ НЕЗАКОНЫХ СВАЛОК?

Экологическая обстановка в городе резко ухудшилась тогда, когда появились частные строительные, промышленные, деревообрабатывающие фирмы и предприятия. По всему Брянску возникли десятки, сотни незаконных свалок. По мнению председателя комитета по экологии и природопользования областной Думы Л.К. Комогорцевой в области их насчитывается более трех тысяч. Городская свалка для многих малых и больших предприятий как бы не существует. Легче свалить отходы или мусор в ближайший овраг, чем везти его чёрте куда. Вот и превратился город в огромную свалку. Что же привело ее к образованию?
За последние годы  покупательская способность населения заметно выросла. И больше стало продуктовых, промышленных магазинов, которые  должны заключать договора на вывозку мусора с МУП «Спецавтохозяйством». Но некоторые их  директора и хозяева  игнорируют это правило. Тем не менее в любом дворе, при которых имеются магазины, мусорные контейнеры всегда переполнены и рядом с ними высятся кучи мусора. Люди покупают новую мебель, бытовую технику, а все старье (диваны, тумбочки, столы, двери, холодильники, стиральные машины, посуда, одежда, обувь) находит пристанище в ближайших оврагах. Народ избавляется  от всего, что было приобретено в старое время…
И все-таки дело не только в том, что хозяева частных магазинов и предприятий не заключают договора со «Спецавтохозяйством», но и в том, что монополист уже не справляется с вывозкой мусора. Если раньше мусоровозки приезжали каждый день, то теперь значительно реже. Хотя руководство «Спецавтохозяйство» так не считает, машин у них хватает, а дело все в населении,  которое не соблюдает культуру быта и т.д.
Городская свалка действует в том виде, какая она сейчас есть с 1987 года, она занимает девять гектаров земли. По мнению специалистов, сегодня она угрожает здоровью многим жителям близлежащих населенных пунктов и поселка Большое Полпино, на территории которого к тому же действуют  14 мелких деревообрабатывающих фирм и большой ДОЗ. И они-то создают захламление и угрозу зеленой зоне, потому что в карьеры бывшего фосфоритного завода сваливаются отходы деревообработки и бытовые отходы. 
Глава местной администрации Н.П. Дашунин не признает критику в свой адрес. Он считает, что нашли крайнего, тогда как администрация Володарского района и горадминистрация как бы ни при чем. Ведь новый полигон надо было строить не сегодня, а ещё несколько лет назад. Основной способ утилизации отходов и мусора – пересыпание песком и сжигание. Это единственный выход от излишков ТБО. В прошлом году был объявлен конкурс на проект по строительству мусороперерабатывающего завода. Но на нем никто не победил, представленные проекты не отвечали современным технологическим и экологическим требованиям.
Решить проблему незаконных свалок, считает глава поселка Большое Полпино Николай Петрович, может только внедрение безотходного производства. А  в Брянске, где бюджет еле наполняется по основным расходным статьям, это произойдёт не скоро. Должны бы прийти инвесторы, но для них не созданы благоприятные условия.

ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ И ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПОЧВЕ И ВОДЕ

Экологическая обстановка в районе полигона продолжает ухудшаться и угрожает не только жителям поселка, но и всему городу, поскольку в грунтовые воды и водоносные горизонты проникают ядовитые вещества и продукты сжигания отходов. Специалисты  не могут достучаться до властей, а в печать не дают подлинную информацию о том, что происходит на полигоне, чтобы не создавать, надо полагать, паники среди населения. Недавно депутат облдумы Л.К. Комогорцева провела там выездное заседание. Однако без денег ничего решить нельзя и проблема остается.
В 2001 году СП «Брянскгеологией» был разработан проект на ведение мониторинга окружающей среды на полигоне ТБО. Сейчас его осуществляют «ГеоцентрБрянск» и филиал ФГУП «ГеоцентрМосква» по ежегодно перезаключаемому договору  со «Спецавтохозяйством».
Гидрологические сооружения за долгие годы существования полигона износились, что создало угрозу загрязнения грунтовых вод, которые оказались незащищенными от проникновения в них вредных производственно-бытовых отходов. Подземные воды меловых отложений соприкасаются с грунтовыми водами, что влечет непосредственному их загрязнению. Кроме того, вокруг полигона происходит заболачивание в низинах и поймах рек. Ближайшие населенные пункты имеют колодцы, куда попадают загрязненные воды подземными родниками.
На полигоне пробурены три наблюдательных скважины, которые позволяют контролировать уровень загрязнения подземных вод. Анализы неутешительные, говорящие о значительном превышении предельно допустимых величин (ПДК). В 2004 году он превысил по железу, фенолу, нефтепродуктам во всех скважинах. Сегодня в почвах значительные излишки ПДК по меди, тогда как три-четыре года назад он не превышал норму. В прошлом году загрязнение превышало в трёх скважинах от 1,89 до 3,9 ПДК. А в некоторых местах до 20,6. Органические загрязнения выше, чем в предыдущие годы. За год фенол превысил все допустимые нормы – 120, в одной из скважин нефтепродуктов в десятки раз больше – 117 ПДК, чем в остальных. Третья скважина самая грязная по всем видам вредных веществ, которая находится в 500 м к юго-востоку границы полигона ТБО ниже по направлению грунтовых вод.
Если сравнить показатели 2004 и 2005 годов, то отмечено значительное увеличение концентрации в водах и почвах фенола, нефтепродуктов, органических веществ. Фенол у жителей поселка Большое Полпино вызывает болезни легких, нарушение дыхания, нервной системы, кроветворения и кожи. Мы пьём, дышим канцерогенными веществами. К примеру, нефтепродукты заметно ухудшают органолептические свойства воды, образуют на ней радужную пленку, которая влияет на процессы самоочищения водоёмов.
Год назад в почвах обнаружены соединения меди, цинка, никеля. Оказывается, медь соединяясь с белками тканей вызывает раздражение верхних дыхательных путей, расстройства желудочно-кишечного тракта и нервной системы, нарушается работа печени и почек. Цинк пагубно действует на поджелудочную железу и печень и может даже развиться анемия. Никель угнетает кроветворение и углеводный обмен, вызывая образование опухолей. Экологическая обстановка на полигоне угрожающая. Хотя начальник МУП «Спецавтохозяйства А.В. Чмыхов так не считает. Александр Васильевич сказал корреспонденту, что там достаточно техники для проведения необходимых работ по утилизации отходов и мусора. Новый полигон осваивается рядом со старым. А в от денег на проведение защитных мероприятий не хватает. В прошлом году начато строительство нового полигона рядом со старым. Его полная сметная стоимость – 61, 218 млн. рублей. За два года полигон должен быть построен. Однако на этот год отпущено из запланированных только 1, 360 млн. рублей. Одновременно будет вестись и рекультивация старого. Однако возгорание время от времени тревожит жителей поселка. Бомжи, которые жили на полигоне  постоянно, сейчас нет. Но все равно люди приходят туда на промысел. Говорят, что свалка имеет свойства самовозгораться. Хотя вот уже второй месяц за этим следят пожарные расчеты, для которых созданы подходящие условия.
Остаются пока неуправляемыми несанкционированные свалки, которые устраивают все те же деревообработчики. Они валят опилки, стружку в карьеры бывшего фосфоритного завода. Промасленные древесные отходы возгораются самопроизвольно солнечными лучами от случайно попавшего под них стеклышка, но и поджигают бомжи. И тогда над поселком  стелятся дымовые завесы. Особенно страдают жители улицы Молокова, которая находится в непосредственной близи к карьерам, заваленным бытовыми и производственными отходами деревообработки. Никакие запреты и даже штрафы не решат проблем экологии, пока не будет построен мусороперерабатывающий завод. Еще в 1999 году было принято  постановление горадминистрации Брянска о разработке проекта строительства полигона ТБО, там говорится, что новый полигон исключает попадание стоков в гидросооружения бывшего фосфоритного завода, но а воз и ныне там…

КТО-ТО МУСОРИТ, А ГЛАВА ОТВЕЧАЕТ

 Проект под новый полигон был готов ещё год назад и прошел государственную экологическую экспертизу, но вот денег на его реализацию пока нет. Выделили мизер от запланированного. Там лишь вырубили лес под площадку. Действующий полигон ТБО по мнению экспертов должен быть закрыт хоть сегодня, потому что дальнейшая эксплуатация грозит экологической катастрофой.
Пока никто не ответил, когда же будет введена первая очередь полигона с устройством противофильтрационного экрана, после чего на действующей территории городской свалки будет произведена рекультивация земель. Поэтому закрытие старого полигона просто невозможно, так как областной центр пополнится еще новыми самостийными свалками.
Природоохранная прокуратура подала в суд на администрации Большого Полпина, Володарского района, горадминистрацию и горсовет. Советский райсуд признал их вину за бездействие, с попустительства которых угроза экологии стала очевидной. И обязал чиновников произвести очистку от бытовых отходов и мусора улиц Молокова, карьеров бывшего фосфоритного завода, территорий посёлка и Брянска.
Как сказал Н.П.Дашунин, он вовсе не считает виновным себя в действиях тех, кто там хозяйничает. Ведь десятки  предприятий мусорят. Он подал на обжалование решение Советского райсуда, но облсуд не спешит выносить свой окончательный вердикт, кто же виноват, что зелёная зона вокруг полигона ТБО, улицы Молокова, карьеров завалены отходами деревообработки. И действительно, у нас не найдёшь виновного, почему мы живём среди мусорных гор?
Причины возникновения  несанкционированных свалок в Большое Полпино – отсутствие лицензий у деревообработчиков. Чтобы их получить, нужно подписать закон, разразрешающий вывозку отходов. Без лицензии  не могут вывезти отходы на полигон ТБО. Однако, как сказала депутат облдумы Л.К.Комогорцева, такой закон принят, но на местном уровне нет соответствующего положения, разрешающего выдачу лицензий. Почему до сих пор этого не делается, должна заинтересоваться прокуратура…

Владимир ВЛАДЫКИН

 


Рецензии