Интересный собеседник

ЗАБОТА О СТАРИКАХ ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ
      Елена Евгеньевна Шатохина родилась в Карачеве, училась в средней школе имени М.Горького. В те годы активно участвовала в общественной жизни, так как усвоила навсегда жизненное правило: если хочешь жить интересно, для  этого надо самой создавать условия.
     После окончания школы поступила в Брянский государственный университет на  факультет иностранных языков, который закончила в 1991 году. 
      Потом десять лет работы в школе. Преподавать иностранные языки было очень увлекательно, что способствовало установлению с детьми доверительных отношений и лучшего понимания их интересов. В общении с учащимися  обыкновенно затрагивались самые разные темы, которые вызывали горячий отклик в душах подростков. Елена Евгеньевна знала об их семьях почти всё. В ежедневном общении очень важно влиять на  мировоззрение детей...
      Что удивительно желание стать педагогом  у неё появилось после того, как столкнулась с не очень хорошим педагогом, явно занимавшим  в школе не свое место. Просто возникло непреоборимое желание стать не такой, как она, что и сыграло определяющую роль при выборе профессии учителя.
       Но еще нужно было выбрать предмет, который должна была преподавать в школе. К моменту окончания одиннадцати классов, Елена Евгеньевна  уже точно зная, что не мыслит своей жизни без иностранного языка? И выбор был сделан твердый, что французский, которым она неплохо владела еще в школе, самый любимый  ею из всех языков. Последний год  готовилась очень серьёзно.
       Любовь Александровна Лимонова, которая только что пришла со студенческой скамьи, была той молодой учительницей иняза, которая могла привить любовь к иностранному языку без особого труда, потому что была очаровательный человек. Она проводила занятия разнообразно, на ее уроках скучать никогда не приходилось. Прививала поразительную любовь к языку. Кроме того, когда она сама после окончания вуза пришла в эту школу, Любовь Александровна стала её наставником. В самые трудные минуты она поддерживала начинающего педагога, и Елена Евгеньевна  понемногу обретала опыт и веру в себя…
     – Почему я оставила  школу после десяти лет интересной работы? Просто в тот момент я стала понимать, что ты свой потенциал, который тебе дан в школе, уже исчерпался. Я поняла, что пора пробовать себя в другой области, и достигать нечто большего. К тому же время, которое наступило в обществе, располагало заняться предпринимательством…
     – Давайте вернемся к школьной теме. Когда вы окончили школу, ни один предмет вас так не привлекал, как иностранный. Вы окончили университет, сочетая учебу с семейной жизнью, надо было воспитывать ребенка, муж работал на заводе. И вы жили в Брянске. А он работал в Карачеве. Или все было иначе?
     – Я только первый год здесь жила, а потом каждый день ездила на занятия из самого Карачева в Брянск. То есть в том моём понимании это были своеобразные подвиги, которые я не сознавала по молодости. Ребенка не могла оставить ни на кого. И вот так и ездила все годы студенчества каждый день. И это было для меня в порядке вещей. Я тогда не сознавала этого, просто не хотела жить одна без мужа. И понимала, что  он не может быть тут со мной.
     –А он был не против такого каждодневного вашего вояжа за знаниями в университет?
      – А мы даже не обсуждали это, для меня было иное не приемлемо, и в голову ничего не брала. Семья была и учеба одно целое. Я даже не думала оставить ребенка бабушке. У меня в мыслях такого не было.
      – Были у вас такие моменты, когда хотелось учёбу бросить?
      – Вначале, когда родила дочь, возникало желание уйти в академку. Всё-таки ребёнок. Но моя мама настояла, чтобы я этого не делала, потому что у многих расспрашивала, что после этого намного трудней учиться, надо вплывать в новый коллектив, в общем перерыв нежелателен.  В этом плане, родные мне здорово помогли. Полгода мне вся семья помогала, они брали отпуска. Просчитали кто за кем, то есть постоянно со мной кто-то был. И даже младшая сестренка, которая тогда училась в шестом классе, и на зимних каникулах приезжала, чтобы сидеть с моим ребенком, пока я была на занятиях. Так продолжалось буквально первый год. А потом все…
      – И сколько сегодня вашей дочери?
      –Алёнке сейчас уже шестнадцать лет. Учится в художественном училище, способности к рисованию у нее проявились с детства. Не знаю, что это талант, но способности у неё есть это однозначно.
      – И вот вы окончили университет, тогда уже жесткое распределение отменили, практически выбор работы был свободный?
      – Я без проблем пришла в родную школу, директор охотно меня взял. Он меня хорошо знал. Работать было увлекательно там, где ты учился. Учителя, которые у меня преподавали,  стали вдруг моими коллегами. Сознавать, чувствовать – это было очень интересно. У нас был очаровательный коллектив, и приветствуется, если бывший выпускник приходит работать в школу, принимают очень доброжелательно, и ты чувствуешь себя достаточно комфортно и приятно. Причем в тот момент, не знаю как сейчас, созвездие преподавателей было прекрасное, с которыми было работать одно удовольствие.
      – Кого вы можете назвать из своих бывших коллег, о которых осталась самая добрая память?
      – Я могу назвать Любовь Александровну, которая мне очень помогла, светлые чувства оставил Вячеслав Иванович Травкин, который, к сожалению, ушёл из жизни, он был талантливый педагог преподаватель музыки. Этот человек просто от Бога. Он прививал детям эстетический вкус и любовь к искусству. Когда я общаюсь с людьми, с другими детьми, что  кто-то где-то учился, я никогда не слышала, чтобы кому-то не нравилось ходить на хор, заниматься в вокальной группе. А у нас это было престижно, нам нравилось, мы прямо-таки туда бежали, несмотря на то, что тратили время. Этот человек действительно был от Бога.
       – Вы в школе проработали десять лет, когда уходить из школы ради неизвестного дела не так-то просто, что же такого произошло в вашей жизни, что побудило  уйти из школы?
       –Я уже говорила, что достигла, как мне показалось своего потолка, потенциал исчерпался, и я испытала желание попробовать себя в другом поприще. Мне хотелось большего, продвинуться по карьерной лестнице можно только  где-то к старости, мне это не интересно. Все что только я могла, я сделала. Была организатором года интернациональной дружбы, мы с детьми ездили отдыхать в Крым, на творческие фестивали молодёжных ассоциаций. Мы с тем же Вячеславом Ивановичем Травкиным  как раз и ездили, брали вокальную группу талантливых детей. Это выпало на середину 90-х годов. Остались замечательные воспоминания, сказка, конечно.
      – И подошло переосмысление своего места в жизни, в школе зарплата маленькая, что, наверное, в первую очередь заставило  подумать о новом поприще?
       – В тот момент нам задерживали зарплату на три-четыре месяца. У мужа  возникла проблема с работой, денег хронически не хватало. В той ситуации я была готова на любой дополнительный заработок. Муж пробовал работать в разных местах. Вначале он очень хорошо зарабатывал. Был в кооперативе на заводе, я привыкла к комфортной жизни, потом положение резко изменилось. Кооператив развалился, стали задерживать зарплату, он долго не мог найти место, куда  ему пристроиться. Причем кооператив был ни где-нибудь, а  при заводе «Электродеталь», на котором он и сейчас работает.
     – В каком году вы ушли из школы? И легко ли пришлось расставаться с привычной средой? Ведь вы говорили, что всегда стремились быть учителем, что хотели стать хорошим педагогом?
      – В 2000-м году. Я не быстро прервала работу в школе, целых два года я сочетала учительство и предпринимательство. Просто в один момент, когда я поняла, что стала самодостаточной, мое новое увлечение – это то, чем я сейчас занимаюсь в компании «Орифлейм», для меня стало стилем жизни, я почувствовала уверенность в свои возможности.
       – Значит,  вы почувствовали, что школа для вас пройденный этап, в которой достигли своего потолка в развитии? И, наверное, не хотелось влачить жалкое существование обделенного государством педагога с маленькой зарплатой, когда кругом люди стремятся к обогащению?
      – Мне всегда хотелось добиться в жизни чего-то большего. В школе низкая зарплата, нет карьерного роста. Я увидела, что нахожусь в ступоре, ничего нового не ожидало. А на новой работе в какой-то степени я тот же учитель, приглашаю консультантов, я их обучаю, я и организатор, потому что мы организовываем праздники, проходят множество мероприятий, то же обучение…
       И я стала консультантом по красоте. Вначале мне было просто интересно зарабатывать деньги, потому что они мне были нужны буквально на хлеб. Потом  захотелось стать настоящим профессионалом в продажах, причем  продажа совсем других товаров, не таких, какие продают в магазинах или на рынке, нет абсолютно другое. Это консультант, которого ждут. Он может посоветовать, порекомендовать, мне будут рады, моей работой довольны. Мне этого хотелось достигнуть, и я своего добилась. Потом захотелось стать бизнес-леди, самое главное ни от кого не зависеть, у меня нет начальника. Я знаю, если сделаю то-то и  то-то, я смогу стать директором, и профессиональный, карьерный рост на этом не прекращается, то есть нет предела для профессионального совершенствования. Словом, мое благополучие зависит только от меня. И сознание того, что будущее в моих руках, это такая свобода, это такое удовлетворение. Кроме всего у меня есть внутренняя миссия, которая появилась не сразу. Мне доставляет удовольствие в том случае, когда приходит человек и ему нужны деньги, и начинаешь его раскрывать, раскрывать его возможности, когда ему говоришь, что ты можешь всё. Когда у человека начинает получаться, у него есть лишние две-три тысячи, а у кого-то и больше, когда человек приходит в магазин и покупает не то, что он может, а то, что хочется. Когда он может купить ребенку фрукты. И всё это безболезненно для семейного бюджета. Я очень рада, когда у человека загораются глаза, заблестели, что у него появился больший достаток, потому что мне самой когда-то это очень нравилось, для  меня это было открытием, что оказывается я сама могу зарабатывать деньги и ни от кого не зависеть, не надо мне ни перед кем преклоняться. Я просто пошла, положила каталог в сумку, пошла к своим знакомым, рассказала,  показала, выполнила красиво работу и заработала деньги. И сейчас в данный момент мне хочется, чтобы благодаря нам, консультантам, Карачев стал бы богатым городом. Если ко мне будут приходить все, кому нужны деньги, я всех научу. Это вполне реально в возможностях каждого.
      – Вы проходили специальное обучение. Как же называется ваша профессия?
      – Наверное, по уровню это больше, чем менеджер по продажам. В настоящее время я являюсь золотым  директором  шведской компании «Орифлейм».
     – Значит, у вас не возникало сожаления, что ушли из школы, и не было момента, когда появлялось желание вернуться в школу или  к старому возврата больше нет.
     – Два раза в одну и ту же воду не входят. А любовь к педагогике перешла в мою новую работу. Она мне очень пригодилась. Ко всему прочему я стала и психологом.  Мне приходится учить молодых сотрудников компании, из того, что я раньше делала в школе, я многое делаю и сейчас, только это гораздо больше, потому что то, что я представляла тогда и сейчас, это большая разница.
      – Как-то вы сказали, что хотите видеть свой город богатым. А что для этого нужно делать?
      – Если в плане деятельности, которая сейчас не касается моего бизнеса. Деньги раздавать я не могу и повысить необоснованно зарплату тоже. Значит, нужно изыскивать новые пути развития экономики. Наша фирма большая, мы постоянно набираем сотрудников. У нас  все начинают с малого, а потом по мере профессионального роста, происходит восхождение по служебной лестнице. Для этого существует план-маркейтинга и если сотрудник выполняет определённые условия, происходит повышение в должности.
      – Вам приходилось бывать и в Швейцарии?
      – Наш главный офис находится в Москве.
      – Если говорить не о бизнесе, как у вас возникло желание заняться политикой?
      – Сказать честно до этого лета я политикой вообще не интересовалась. Во-первых, была перекормлена во времена пионерии и комсомола, я всегда была в передовых. У меня не то что было отрицание всего этого, просто пропал интерес. И я всегда думала, что от моего мнения ничего не зависит, я даже на голосования  не ходила. И после встречи с Мишей Стешиным, хотя мы знакомы  давно, с ним у нас был долгий  разговор. Потом произошел решающий поворот в моем мировоззрении, когда я увидела Николая Даниловича Руденка. У нас не было задушевной  беседы о политике. До этого за его  деятельностью я  наблюдала со стороны, и меня он привлек как человек и как предприниматель очень высокого уровня,  мне в нем понравилась открытость, доступность. Мне нравилось наблюдать, как он общается, что  этому человеку  нельзя не верить,  и надо  своим участием в партии влиять на политические процессы в районе или области. Больше бы таких политиков и тогда бы и  жизнь людей улучшалась.     Чаще всего я  встречала разных политиков-начальников, которые сами у себя на уме и ничего вокруг не видят кроме своих амбиций. Их занимает  собственный карман, а забота о людях только на словах. Но я   не говорю, что все такие…
      – Если вернуться к проблемам Карачева, в котором вы живете, каким бы вы хотели видеть его через несколько лет?
      – Мне бы хотелось, чтобы глава города любил горожан и заботился бы о дальнейшем его развитии. А вообще наш город просто великолепный чистый, красивый, цивилизованный. Это действительно так, мне приходится много ездить и есть с чем сравнивать. Наш город мне очень нравится. Даже если бы мне предложили куда-то переехать, я бы отказалась. Мне удобно, комфортно здесь. Конечно, улучшать надо, центр великолепный, а вот окраины необходимо благоустраивать, доводить до ума. В первую очередь – дороги.
      –Чтобы  вы  делали, если бы  были депутатом райсовета?
      –Я общалась с людьми из села Масловка, в котором плохие дороги. Там живут в основном люди пенсионного возраста. Когда я общалась с ними, я поняла, что надо уделять внимание, прежде всего, старикам. Проблем много – медобслуживание,  другие социальные беды наваливаются на них и можно им помочь конкретными делами. Мне это интересно чисто из человеческих  соображений, нужна о людях забота, я сейчас молодая и надо не забывать, что наступит когда-то старость. И сейчас надо заботиться о пожилых людях, чтобы эти проблемы, которые есть, потом не ударили по тебе бумерангом. В преклонном возрасте возникают психологические проблемы, вот их и надо решать. Организм в таком возрасте уже работает не так, как в молодости, поскольку наступают необратимые  изменения и физически человек уже не может многое делать сам. Когда бабулька говорит, что у неё пенсия полторы тысячи рублей, и она  сегодня устроила себе праздник, купив батон, у меня внутри слёзы. Вот это честно. Мало того, что у государства такие мизерные пенсии, это неуважение к человеку. Но надо делать всё, чтобы жизнь малоимущих людей была не такой обездоленной, надо конкретным делом облегчать жизнь старикам. В этом селе жила моя бабушка, и я с детства помню  Масловку, потому что её  темные улицы у меня тогда  вызывали неловкое чувство. Молодежь из неё всегда  уезжала. Хотя село и расположено в предместьях города, оно считается захолустьем, которое нужно поднимать из отсталости и разрухи.
     – Когда вы бываете в родном селе своих предков, о чем вы думаете?
     – Что я ничего не могу сделать, чтобы село всегда  стояло. В какой-то степени с жизнью людей я знакома. Ведь я побывала далеко не у всех. Я приезжала в село  со своими родителями, когда была  совсем маленькая, и теперь многие меня не помнят. А моих маму и папу знают все жители села, ведь какое-то время они там жили. И когда люди узнавали, что я их дочь, меня принимали хорошо, что меня очень трогало…
Беседовал Владимир ВЛАДЫКИН.


Рецензии
Здравствуйте, я тоже жила и училась в школе им. Горького. В. И.Травкина любили все в городе.Карачев- старый купеческий город. моя мама помнит довоенный Карачев. многоэтажные купеческие особняки из красного кирпича (мама девчонкой ходила за 7 км.с Д. Чернево на рынок молоко продавать)Мне много о Карачеве того времени рассказывал Слесарев И Я.- тоже учитель горьковской школы. с 27 года преподавал.Всё это наша история.а люди жившие в то время лучшие историки.
С уважением Живанова З. Н.

Зоя Живанова   01.05.2015 13:27     Заявить о нарушении