Инструментальная музыка. Фортепианная программа
Для того, чтобы положительный эффект давала инструментальная музыка, необходим ряд условий. Прежде всего, хороший инструмент и квалификация исполнителя. С другой стороны, для положительного восприятия такой музыки необходима и соответствующая подготовка слушателей – надо «уметь слушать». Необходим также эмоциональный настрой слушателей – контакт аудитории с исполнителем. Немаловажное значение имеет и помещение, где происходит концерт. И не только в плане акустики, но и его собственной «внутренней энергетики». В этом отношении весьма перспективны небольшие, камерные залы отдельных музеев, библиотек… В любом случае «живое исполнение» - это высшая форма духовного общения между людьми.
В начале двухтысячных, когда я только начинал вспоминать свою фортепианную программу, то часто заходил в музеи (Бурылина, Бубнова, Пророкова), где находились неплохие, настроенные старинные инструменты, и наслаждался воспоминаниями о прошлом. Играть в музее – в присутствии публики, или в одиночестве – всегда особенно приятно. Честно говоря, мне больше нравилось одиночество – «игра для себя». Именно тогда, при полном отвлечении от всего окружающего, при единении с инструментом, можно создать музыкальные образы, достойные внимания. И это порой получается, и люди слушают тебя после просмотра выставки, погружаясь в особую ауру музыкально-художественной гармонии, свойственной только стенам художественных музеев…
Я несколько раз решался выступить с фортепианной программой в школах, перед учителями и учениками (школы № 5, 28, лицей № 21). Однако качество инструментов, за исключением рояля лицея, не позволяло создать желаемую красоту музыкальных образов. Несколько раз меня приглашали выступить в пансионате на Харинке. Мне нравился тот инструмент, с нежным, мелодичным звуком, и я играл там с удовольствием. Видимо, игра произвела впечатление и на отдыхающих, оставивших мне на память свой отзыв:
«Благодарим Бердышева Виталия Всеволодовича за прекрасно проведенный музыкальный вечер. Мы были очарованы замечательным исполнением музыкальных произведений известных и неизвестных композиторов. Причем все это сопровождалось чтением замечательных стихов любимых поэтов: Фета, Тютчева, А. Толстого, Пушкина, Есенина и др. А его виртуозное исполнение потрясло всех нас, создало прекрасное настроение и душевную атмосферу в зале. Чувствуется, что Виталий Всеволодович - талантливый музыкант, который затрагивает наши души, хочется слушать его и слушать».
Коллектив отдыхающих профилактория № 1 (9 подписей). Харинка, 21.12.2007.
Меня нередко приглашают в Фонд культуры и в Музей Пророкова на открытие художественных выставок, на презентации литературных произведений, чтобы с помощью живой музыки создать лирическую атмосферу в зале.
В школах (по возможности) я использую фортепианную музыку вместе с поэзией, когда разговор идет о красоте природы («Времена года в музыке и поэзии», « Тема природы в музыке и поэзии» и др.), или же о любовной лирике («Мелодии любви в музыке и поэзии 19 века», «Музы русского романса» и др.)
И эта красота отнюдь не отвергается и юными и более старшими слушателями.
Для самых маленьких (второй-третий класс) у меня подготовлена «Лесная сказка», тоже в литературно-музыкальном варианте. При этом дети слушают серьезную музыку, которая, как никакая другая, вместе с поэзией способна создать впечатление сказочности и красоты (начало 1-й баллады Шопена, «Лесной царь Шуберта-Листа, «Хоровод гномов» Листа, этюды-картинки Бургмюллера, «Жаворонок» Глинки-Балакирева и др.) Кое-что из этих программ представляется вашему вниманию вместе с отзывами педагогов-литераторов на школьных сайтах.
Свидетельство о публикации №215042801670