Инструментальная музыка. Фортепианная программа

Большинство взрослых, особенно женщин, волнует прежде всего вокальная лирика. Это песни (романсы) любви, светлых воспоминаний, томительной и нежной грусти, радужных грез, мечтаний – вообще добрых человеческих отношений. Пробуждение у человека этих чувств, в том числе тоски, сострадания, грусти, оказывается полезно для здоровья. Последующая смена настроений способствует более глубоким чувствам.

Для того, чтобы положительный эффект давала инструментальная музыка, необходим ряд условий. Прежде всего, хороший инструмент и квалификация исполнителя. С другой стороны, для положительного восприятия  такой музыки необходима и соответствующая подготовка слушателей – надо «уметь слушать». Необходим также эмоциональный настрой слушателей – контакт аудитории с исполнителем. Немаловажное значение имеет и помещение, где происходит концерт. И не только в плане акустики, но и его собственной «внутренней энергетики». В этом отношении весьма перспективны небольшие, камерные залы отдельных музеев, библиотек… В любом случае «живое исполнение» - это высшая форма духовного общения между людьми.

В начале двухтысячных, когда я только начинал вспоминать свою фортепианную программу, то часто заходил в музеи (Бурылина, Бубнова, Пророкова), где находились неплохие, настроенные старинные инструменты, и наслаждался воспоминаниями о прошлом. Играть в музее – в присутствии публики, или в одиночестве – всегда особенно приятно. Честно говоря, мне больше нравилось одиночество – «игра для себя». Именно тогда, при полном отвлечении от всего окружающего, при единении с инструментом, можно создать музыкальные образы, достойные внимания. И это порой получается, и люди слушают тебя после просмотра выставки, погружаясь в особую ауру музыкально-художественной гармонии, свойственной только стенам художественных музеев…

Я несколько раз решался выступить с фортепианной программой в школах, перед учителями и учениками (школы № 5, 28, лицей № 21). Однако качество инструментов, за исключением рояля лицея, не позволяло создать желаемую красоту музыкальных образов. Несколько раз меня  приглашали выступить в пансионате на Харинке. Мне нравился тот инструмент, с нежным, мелодичным звуком, и я играл там с удовольствием. Видимо, игра произвела впечатление и на отдыхающих, оставивших мне на память свой отзыв:

«Благодарим Бердышева Виталия Всеволодовича за прекрасно проведенный музыкальный вечер. Мы были очарованы  замечательным исполнением музыкальных произведений известных и неизвестных композиторов. Причем все это сопровождалось чтением замечательных стихов любимых поэтов: Фета, Тютчева, А. Толстого, Пушкина, Есенина и др. А его виртуозное исполнение потрясло всех нас, создало прекрасное настроение и душевную атмосферу в зале. Чувствуется, что Виталий Всеволодович  - талантливый музыкант, который затрагивает наши души, хочется слушать его и слушать».
Коллектив отдыхающих профилактория № 1 (9 подписей). Харинка, 21.12.2007.

Меня нередко приглашают в Фонд культуры и в Музей Пророкова на открытие художественных выставок, на презентации литературных произведений, чтобы с помощью живой музыки создать лирическую атмосферу в зале.

В школах (по возможности) я использую фортепианную музыку вместе с поэзией, когда разговор идет о красоте природы («Времена года в музыке и поэзии», « Тема природы в музыке и поэзии» и др.), или же о любовной лирике («Мелодии любви в музыке и поэзии 19 века», «Музы русского романса» и др.)
И эта красота отнюдь не отвергается и юными и более старшими слушателями.

Для самых маленьких (второй-третий класс) у меня подготовлена «Лесная сказка», тоже в литературно-музыкальном варианте. При этом дети слушают серьезную музыку, которая, как никакая другая, вместе с поэзией способна создать впечатление сказочности и красоты (начало 1-й баллады Шопена, «Лесной царь Шуберта-Листа, «Хоровод гномов» Листа, этюды-картинки Бургмюллера, «Жаворонок» Глинки-Балакирева и др.) Кое-что из этих программ представляется вашему вниманию вместе с отзывами педагогов-литераторов на школьных сайтах.


Рецензии