В Болгарии

         
                "Птицы сильны крыльями, а люди дружбой"(русск. пог.)
 
           Как экзотично у нас, в Сибири, звучали в шестидесятые-семидесятые годы такие понятия, как «Варна», «Стара Планина», «Плиска», «Габрово», «Золотые Пески», «Албена»!.. Тогда у меня завязалась активная переписка с болгарской девочкой Леной, из города Русе, на Дунае. Открытки и книги, высланные ею, познакомили меня с Болгарией. Вот почему, когда осенью 1988 года мне представилась возможность выбирать, куда поехать отдохнуть, я выбрала эту страну. И втайне надеялась, хоть это и было маловероятно, после  двух десятков лет забвения, найти свою подругу, Лену Казанджиеву.
           И вот воздушный лайнер мягко коснулся посадочной полосы. Наша группа прошла в здание Софийского аэропорта.
           - Росица Радева! – Представилась нам невысокая черноглазая женщина, гид «Балкантуриста». – Приветствую вас на болгарской земле!
           В столице нас поселили в отеле «София». В холле – смешение  рас и народов: греки, чехи, румыны, поляки, немцы. Для нас, впервые попавших за границу, всё кажется удивительным! Запомнилось первое утро – над высотными домами и красными черепичными крышами одного из древнейших городов Европы рано поднимается солнце. А столица давно не спит, за окном гостиницы – звонки трамваев, гудки автомобилей, скрип тормозов. Множество голубей встречают восход. Из окон выглядывают заспанные лица столичных жителей: какая сегодня погода?
           А погода хорошая. Снег, что выпал вчера, лишь слегка посеребрил крыши, а деревья стоят зелёные. Озабоченные хозяйки торопливо несут на завтрак свежие – в полметра – батоны. У нас таких в то время не бывало. Вдали работают строительные краны,  возводят новый, девятый микрорайон столицы.  Видно, много и хорошо работают строители – ведь жилищной проблемы здесь не существует. Правда, непривычно, что почти всё жильё – кооперативное. У нас такое узнается позже.
           Хорошо дышится в столице благодаря паркам, включающим окружающие леса. Много бульваров.  Интересны автомобильные развязки, но чтобы разрешить транспортные проблемы, конечно, не хватает метро. Его и строят с помощью советских специалистов. Побывали в Военно-Историческом музее, мавзолее Димитрова, монументальном Народном  Дворце Культуры. Интересные экскурсии в тёплом, удобном автобусе по местам значительных событий заканчивались обычно у какого-нибудь национального ресторана или комфортабельной гостиницы, где нас вкусно кормили под музыку или удобно устраивали для отдыха.
           Город Плевен запомнился особенно хорошей погодой. Тогда, глубокой осенью, наступило почти летнее тепло. Солнце дробилось в миллионах  брызг десятков причудливых фонтанов на центральной площади. Вот две подружки лакомятся мороженым:
           - Здравствуйте, девочки!
           - Здравствуйте! - мы знакомимся – Бояна  Минева и Лариса Арабаджиева приехали из деревни  Биволари развлечься в выходной день – поесть городских лакомств, сходить в кино. Им по 13 лет. Рядом с площадью – собор Святого Петра и  городской парк. Я предпочитаю погулять в парке. Трудно удержаться – наклоняюсь и набираю охапку ажурных листьев незнакомых деревьев, что золотыми грудами лежат под ногами. У нас таких нет. Позже узнаю - канадский клён. А вот эти огромные листья, совсем удивительные - полукружьями, словно циркулем вычерченные. Эти деревья я знаю – гингко бе-лоба! У нас подобное есть в Ботаническом саду в Петропавловске, только на том листья маленькие, да и дерево небольшое, неуютно ему расти в северной стране под стеклом... 
          Интересно открывать для себя другую страну! Наше путешествие по Болгарии  продолжается. На путевом указателе – «Габрово». Кто же не слышал о
 столице юмора! Если только абсолютный  неуч! Знаменитое Габрово оказывается современным небольшим городом. А я представляла – деревня. У нас здесь только часовая остановка, обед. Вот бы познакомиться с кем-нибудь!
          К группе нерешительно подходит молодой мужчина. Он работал в Советском Союзе, в Тюменской области, и хочет узнать, откуда мы. Узнав, что мы из соседней с Тюменью области – Северо-Казахстанской, весело шутит:
         - А-а, значит, в ВАШИ  края я ездил за большими деньгами, а привёз маленькую жену! - Ну, вот, а мы уже думали, что уедем из Габрово, не услышав ни одной шутки! Сейчас Захар – так звали нового знакомого – работает на стройке, а жена – на текстильной фабрике. Подрастают двое сыновей.
         Шипка… Место славы российского оружия... Здесь увековечены наши предки, освободившие балканских славян от турецкого ига... Да, многие ключевые моменты истории болгарского народа тесно связаны с Россией. Об этом многие свято помнят на болгарской земле, но не все...
           Велико Тырново… Средневековая крепость впечатляет…  Здесь  университет, в котором училась моя подруга по переписке Лена  Казанджиева почти  двадцать лет назад… Милая, тоненькая девушка с длинными косами и глазами, как спелые сливы… Я жадно окидываю взглядом учебное здание, общежития… Может быть, она живёт в одном из тех городов, которые мы проехали? Или в тех, что нам предстоит посетить? Я буду искать её в родном городе  Русе, что стоит на берегу величавого Дуная, ведь он включает наше посещение! Найду или нет?
          Дальше наш путь лежал к морю. И вот оно перед нами. «Самое синее в мире…». Мы знакомы с ним. Это то же Чёрное море, что и в Сочи, но с другого, незнакомого берега. Да, это не Адлерская и не Сухумская галька, а чистый золотой песок! И не обломки ракушек, как у нас,  а настоящие, большие, валяются по всему берегу… Странно... Море одно, а берега  разные...
          «Золотые пески» - знаменитый курорт. Здесь в 1975 году моя сокурсница случайно разговорилась с болгарской девушкой, и вдруг обнаружилось, что у них, таких невероятно далёких, есть общая знакомая – я! Так неужели судьба не даст нам встречи?
           Хороши «Золотые пески», но «Албена»!.. Материализовавшаяся мечта! Молодой курорт со зданиями самой современной архитектуры! Вот когда мы особенно пожалели, что на траве по утрам лежит иней, а лужи прихватывает ледком. Вернуться бы сюда летом!
          Размещаемся в гостинице «Братислава». А теперь – к морю! Сегодня оно неприветливо, штормит. Мы жадно дышим морским воздухом, гуляем, фотографируемся. Три дня у моря пролетели быстро. Красимир Митев и Саша Радев – местные симпатичные молодые люди, видать, любители приключений, в эти дни уделяли нам с Ниной – моей подругой – много внимания. Мы тоже не имели ничего против небольшого романтического приключения…
            Толбухин… Очаровательный современный городок. Этнографический музей под открытым небом. Мастерские, где возрождены многие забытые ремёсла. Здесь жестянщики, кожевенники, пекари, бондари, портные, сапожники, вышивальщицы и ткачихи на наших глазах вершат чудо. Вот на гончарном кругу на наших глазах под руками мастера глина много раз меняет форму, прежде, чем превратиться в  прекрасный кувшин необыкновенной формы. Я расспрашиваю мастера, в чём секрет?
           - Секрет один – надо, чтобы твои отец, дед и прадед были гончарами!
           В ткацкой мастерской знакомлюсь с ткачихами, смотрю, какой красивый пояс для национального костюма  получается у Ани Смоковой.
           - Добре душле! – приветствовали нас члены сельского кооператива на другой день, и поднесли  хлеб-соль. Дети показали концерт. Сельские труженики здесь живут, как в городе. Все улицы и дворы асфальтированы, центральное тепло- и водоснабжение. Далеко нам до такого…
          А встреча с подругой всё же состоялась – сколько долгожданная, столько же неправдоподобная. Лена Казанджиева, мой адресат школьных лет, оказалась корреспондентом газеты «Дунайская правда» в последнем пункте нашего пребывания – городе Русе. Никогда не виденная, много лет потерянная, но не забытая, она стояла передо мной - ожившая фотография! Вся группа порадовалась за меня, когда горячие объятия увенчали нашу первую встречу.
          Да, могли оказаться разными, но оказались близкими  по духу, и обе – корреспонденты в газетах! Не зря мне казалось во время переписки, что какая-то удивительная теплота и родство связывают нас. Могли наговориться за три минуты, а нам оказалось мало трёх дней. Могли быстро утратить интерес друг к другу, а он возобновился с новой силой!
           Мы гуляем с Леной по набережной Дуная. Вечер. Свинцовые воды его под серым небом кажутся неподвижными. Зажглись  первые вечерние огни на румынском берегу… Неторопливо отчалил и пошёл вниз по течению буксир. Перед нами – пограничная река, река-труженик, река-легенда, вторая по величине на европейском континенте после Волги. Река-дорога, проходящая через восемь стран!
          Вот прошли и последние часы на болгарской земле… Мы обещаем с Леной больше не теряться:
           - В следующий раз приеду сюда летом! – мечтаю  я. На другой день мы пересекаем Румынию, а навстречу нам плывут и плывут косяки журавлей, и только стук колёс не даёт услышать их печальные клики… А у нас, наоборот, настроение приподнятое, потому что птицы покидали родину, а мы – возвращались!


          Больше тридцати лет прошло с той поездки, а я так и не собралась – ни летом, ни зимой снова побывать в полюбившейся мне Болгарии… Я давно ничего не знаю о своей подруге - она снова перестала выходить на связь, Елена Казанджиева из города Русе.  Но мечты снова увидеться с ней меня не оставили…

           Мечтать не вредно…

           Может, мне кто-нибудь поможет узнать о судьбе Лены Казанджиевой, 1946 г.р.?  Болгария, г. Русе, ул. Антим 41?

           На фото она, моя подруга.


Рецензии