Потомкам в пример

               

                4 мая 1829 года во время русско-турецкой войны близ
                Босфора произошёл бой, вошедший в историю флота как 
                «неслыханный, невероятный и никогда ещё не бывалый». В этом
                бою парусный бриг «Меркурий» под командованием капитан-
                лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу над
                двумя турецкими линкорами, которые по своим возможностям
                превосходили российский корабль в десятки раз. За этот подвиг
                Казарский удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени, а
                корабль - Георгиевского флага. Императором Николаем I велено
                было «по приходе брига в ветхость заменить его новым,
                продолжая сие до времён позднейших, дабы память знаменитых 
                заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не
                исчезли, и переходя из рода в род на вечные времена, служили
                примером потомству».

            Выросший среди лесов Белоруссии и никогда не видевший моря,  Казарский волей случая в 13 лет стал кадетом Николаевского штурманского училища. Занятия здесь проводили люди бывалые и неравнодушные, некоторые из них в молодости ходили в походы под  началом адмирала Федора Ушакова,  участвовали в его победных морских сражениях. Рассказы о них разжигали у Казарского и его однокурсников воображение, подогревали честолюбие, вызывали в сердцах жажду подвига.

            Он навсегда таким и остался - страстным, увлечённым, честолюбивым, нацеленным на большие дела. И когда после училища был записан на Черноморский флот гардемарином, и позже, когда офицерская судьба словно ради испытаний и обретения опыта для будущего подвига бросала его с одного корабля на другой. На бриге «Соперник» Казарский отличился при осаде Анапы и был произведён в капитан-лейтенанты, за мужество и храбрость, проявленные при штурме болгарского города Варна, получил в награду золотую саблю и под своё начало 20-пушечный бриг «Меркурий» с экипажем в 4 офицера и 109 нижних чинов. С этим экипажем неоднократно участвовал в рискованных операциях, после которых устраивал подчинённым ежедневные многочасовые тренировки, добиваясь от них филигранных действий. Именно чёткость и мастерство экипажа обеспечили победу кораблю в неравном бою в мае 1829 года.

            Утро того дня выдалось туманным. Когда туман рассеялся, вахтенный матрос заметил несколько турецких кораблей. Важно было выяснить, какими силами неприятель вышел в море, и командир приказал идти на сближение. Вскоре стали видны 18 кораблей. Нужно было уходить, но внезапно ветер стих и паруса брига беспомощно повисли. А от турецкой эскадры отделились два линкора, имеющие на борту 184 орудия большого калибра. Ловя парусами на высоких мачтах малейшее движение воздуха, они постепенно приближались к «Меркурию». Казарский собрал офицеров.

            Их решение было коротким: сражаться до последнего, а в критической ситуации корабль взорвать. Для этого перед входом в кают-компанию поместили бочонок с порохом, рядом - заряженный пистолет, из которого должен был выстрелить в бочонок последний оставшийся в живых офицер.

            В первые минуты боя «Меркурий» спасло то, что турки слишком сблизились с ним и тяжёлые ядра перелетали через бриг. Тем не менее линкоры взяли русских в «клещи» и готовы были нанести решающий удар бортовым залпом. Чтобы сравниться в ходе с бригом, турки убрали паруса. Это было ошибкой. Неожиданно подул ветерок, наши матросы под дружный огонь канониров за считанные минуты подняли паруса. Корабль, пройдя под самым форштевнем линкора, выскользнул из «клещей». Туркам потребовалось не менее получаса, чтобы исправить ошибку и начать преследование русских. Однако все попытки потопить бриг не дали результатов. Казарский со своей командой превосходил врага в искусстве маневра. Пока линкоры разворачивались, чтобы поразить его бортовым залпом, маленький бриг ускользал из-под прицела, успевая осыпать неприятеля градом ядер. Бой продолжался четыре часа. В конце концов оба линкора с большими повреждениями легли в дрейф. А израненный «Меркурий» пошёл на воссоединение с русской эскадрой.

            За этот подвиг офицер был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

            После Казарский командовал последовательно двумя фрегатами, второй из которых – «Тенедос» - был крупнейшим, 60-пушечным, кораблем этого класса  в российском флоте. В 1831 году в чине капитана 1-го ранга  назначен в свиту императора Николая Павловича.  Неоднократно командировался  с  различными ответственными заданиями в губернии и города империи. Одно из таких заданий – ревизия  контор и тыловых складов в черноморских портах. Оно оказалось для Александра Ивановича последним.  16 июня 1833  года в городе Николаеве он был отравлен. Виновных, как нередко бывает, найти не удалось, несмотря на то, что следствие возглавил сам А.Х.Бенкендорф.

           В 1834 году, к пятилетию славного боя брига «Меркурий» в начале Морского  бульвара Севастополя был заложен памятник (открыт в 1839 г.) – первый памятник в городе русской морской славы. Надпись гласит: «Казарский. Потомству в пример». Автором надписи считается император Николай I.


Рецензии