Тристан и изольда в 21 веке

Наш Пензенский драматический театр вдруг поставил спектакль «Тристан и Изольда». Премьера состоялась 27 марта 2015 года. Со средневековой тематикой они экспериментировали не в первый раз. «Проделки Скапена» Мольера прошли на «ура!». Знаю, знаю, это не совсем чтобы средневековье, можно сказать, Новое время, но все же ближе туда, чем к нам, сюда.
Тристан и Изольда. История о Любви и Долге. Она была бешено популярной в затертом 13 веке, но к 15 в ней произошел дрейф из героики через авантюрный роман к скабрезному анекдоту. Так бывает. Не скажу, что я фанатею по этому сюжету. Ему не повезло в русской среде. Единственный перевод, изданный в серии «Всемирная библиотека» - прозаической версии, причем не лучших художественных достоинств, еще Мэлор включил его в свое произведение «Смерть Артура», но это поздний вырождающийся роман. Сервантес писал свою пародию «Дон Кихот», высмеивая весь жанр «рыцарского романа» - литературу, заполонившую европейский книжный рынок 15 века.
Да, я фанат героического эпоса. Герои современной литературы,  не герои вовсе. Переливания из пустого в порожнее: могу ли я? хочу ли я? Не способность совершить Поступок. Не способность перешагнуть через Жизнь. Бросить ее на алтарь Долга или даже Страсти.
Тристан и Изольда. Современная драма по мотивам средневекового мифа. Так значится в рекламе. Сегодняшний мир и героический пафос Смерти во имя Любви? Преодоление Любовной страсти во имя Долга? Вы о чем?
Пьеса петербуржца Игоря Гагаринова написана в 2013 году. Это не пересказ для театра старинного сюжета, это честная попытка его переосмысления. От таких фраз в рекламном проспекте уже стало не по себе. Знаю я это переосмысление старинных сюжетов. Ромео и Джульетту так переосмыслили, стыдно рядом с матерью сидеть было, даже в темноте щеки пылали, хоть вовсе не я выделалывалась на сцене.
«История про любовь и смерть. История про героев. История про страну. История о народе. Спектакль не про средневековых кельтских рыцарей и принцесс – это история о нас, сегодняшних». Реклама вдохновляет на просмотр. Тристан и Изольда в современной упаковке… Музыка Виктора Цоя и других рок-исполнителей. Это должно быть прикольно.
Билет не дорогой – всего 300 рублей. Можно и дешевле на бельэтаж или балкон.  Я не театрал, но в кои веки раз удовлетворить любопытство, почему бы и нет? Посмотреть на Тристана и Изольду в 21 веке.
Здание Пензенского драматического театра построено наново после того, как аккурат под Новый 2008  год сгорел старый театр. Якобы от петарды, которая случайно попала на крышу. Как откомментировала это официальное заявление моя дочь, «не хилая была та петарда». И надо же такому случиться, что именно в ту ночь техник забыл поставить противопожарный экран. Такая вот незадача.  Тушили театр все пожарные расчеты Пензы, но выгорел он дотла. Говорят (данные, разумеется, неподтвержденные), что Президент В.В.Путин, посетивший вскоре Пензу, со свойственной ему прямотой задал вопрос встречающему его губернатору В.К.Бочкареву, что называется не в лоб, а по лбу: «На фига вы театр сожгли?»
Надо сказать, театр находится в центре города и примыкает к Пассажу, огромному торговому центру. Лакомый кусок. Однако губернатор жестко заявил, что на пепелище будет вновь возведен театр, краше прежнего. Строительство шло рекордными темпами, а на открытие прилетел Сам из Москвы. Увиденное, видимо, ему понравилось. И то сказать: огромное помпезное здание. Внутри все сверкает, кругом зеркала, полированная плитка, хрустальные люстры. Настоящий Дворец Муз. Однако многие, в том числе и я, тоскуют по строгой академичности и изящной простоте Старого Театра.
Прохожу сквозь рамки металлоискателей. Персонал исключительно предупредителен. Желаете программку? 30 руб. Бинокль напрокат? Нет? Если пожелаете, обращайтесь. В фойе – панно на тему литературной Пензы. Столики, где народные умельцы торгуют разными безделушками. На стенах – фотографии актеров, прошлых и настоящих. Прохожу на свое место, оглядываюсь по сторонам. Несмотря на будний день, зал почти полон. Занят бельэтаж. Вау! Целая толпа школьников-подростков! Впору хвататься за голову! Это же термоядерная бомба! Никакой учитель не удержит в темноте мальчишек 13-14 лет, если действо на сцене их не увлечет.  Роботический голос сообщает, что прозвенел третий звонок, просьба выключить мобильные устройства и занять места. Свет медленно гаснет. Несмелые хлопки. Какой-то шелест со стороны рядов, занятых школьниками.
Тишину взрывает Цой. «Зерна упали в землю, зерна просят дождя, им нужен дождь». Занавес раздвигается. Крутящаяся сцена, офисные столы, за которыми сидят люди в костюмах - «тройках». На экране проецируются урбанистический пейзаж. Неожиданно узнаю старое здание гостиницы «Сура». Вроде как намек, что все происходит здесь и сейчас.
Сцена останавливается. На экране цитата из Макиавелливского трактата  «Государь». О том, что мудрость государя состоит в том, какими помощниками он себя окружает. За столами двое: старый и молодой. Король Марк в исполнении Сергея Пахомова и его наследник принц Андрет, иначе говоря, Николай Потапов. Диалог сих персон сводится к тому, что когда-то Корнуэльс наложил дань на Ирландию, но вот нашелся там герой – Морольд, который вышел против Корнуэльских рыцарей, изрубил их в капусту, и с тех пор Корнуэльс сам платит дань Ирландии. Народ этим обстоятельством весьма недоволен и ропщет на своего короля, вместо того, чтобы благодарить его за то, что дань не тяжелее вдвое.
Первый шок прошел, и я понимаю, что действие происходит вовсе не в современности, а в эпическом прошлом. Костюмы не должны вводить в заблуждение. Все современное прочтение сводится к костюмам и рок-музыке. Цой весьма в тему, а вот пиджачки и галстучки….  Но довольно скоро происходит абстрагирование. Театр – всегда условность, ну король Марк в «тройке», беда-то.
 У Андрета – печалька, он всегда думал, что является единственным наследником бездетного Марка, а вдруг откуда ни возьмись, явился Тристан. Точнее, он давно ошивался при дворе, но его никто не отличал от челяди, однако он напомнил о себе, заявив, что
а. Пойдет убивать Морольда и
б. найдет для короля жену, чей золотой волос принесла ласточка.
Конкурента необходимо устранить любой ценой, да еще дядя-король намекает, что сам-то Андрет не способен на подвиги. Андрет способен на другое: меч Морольда отравлен, так что давай, Тристан, совершай подвиг, освобождай Корнуэльс от дани, служи своему королю, благо хватит тебя ненадолго.
Диалог  затягивается. Лица обоих персон ничего не выражают, голос звучит на одном тембре, хотя у обоих прикреплены микрофоны. Время от времени Андрет вскакивает, потом опять садится. Я с интересом смотрю на экран, где в замкнутых коридорах не находит себе места Тристан (Илья Кочетков). Стилизация под средневековую рубашку смотрится на нем весьма органично.
Наконец, двое ввели нас в курс дела, после чего действие переместилось на остров, где Тристан встретился с Морольдом (Сергей Казаков, руководитель театра, заслуженный артист России). Не знаю, почему Казаков взял себе эту, можно сказать, проходную роль. Быть может, решил дать дорогу молодым. Наверное, он смог бы вытянуть Короля Марка. А, может, наоборот, понял, что эту роль никакое актерское мастерство не спасет.
Так или иначе, Морольд и Тристан сидят на сцене и, что-то распивая, трепятся между собой. Морольд предлагает Тристану поехать с ним в Ирландию. Он, де, узрел в Тристане самого себя в молодости, и в нем взыграло миролюбие. Тристан кобенится. Диалог, начавшийся довольно вяло, постепенно набирает обороты. Тристан выдвигает условия, одно неприемлемее другого. Отказ от дани. Морольд согласен. Мир между королевствами. Морольд согласен. Тристан уже не знает, к чему прицепится, но тут Морольд поминает свою сестру Изольду. Слово за слово. Разгорается перепалка. «Ты не достоин произносить ее имя!» - вскипает Морольд. «Изольда! Изольда!» - дразнит его Тристан с откровенно подростковой дуростью, так свойственной  герою-рыцарю.
Боя нам не показали. Тьма в зале. Столы превращаются в лодки. И двое гребцов Фирн (Анатолий Громов) и Глетчер (Владислав Матюкин) начинают на два голоса рассказывать нам о последующих событиях, одновременно ненатурально изображая, как они выгребают в жесточайшем тумане. Итак, Тристан убил Морольда, однако сам получил жестокую рану. Его чуть не залечили до смерти в Корнуэльсе (что неудивительно, ибо лекаря прислал Андрет), но в минуту просветления Тристан приказал положить себя в лодку и отправить на волю волн. Андрет и тут отличился, отправив с рыцарем его верный меч, которым Тристан уложил Морольда. Все бы ничего, но в мече образовалась щербина, а недостающий кусок – в черепушке Морольда….  Ого! Случайная встреча с двумя девицами, Хельгой (Елена Павлова) и Хильдой (Юлия Кузнецова). Трудно сказать, почему жительницам Ирландии Игорь Гагаринов дал скандинавские имена, ну, может, это рабыни, на базаре купленные. Не будем придираться.
Хельга и Хильда, служанки Изольды, сталкиваются в море с лодкой Тристана. Обе одеты в брючные костюмы. Чтобы тетралог шел веселее, ирландки говорят, ставя неправильные ударения.
Подростки на первых рядах отреагировали вялым шелестом. Похоже, их всерьез увлекло действо, хотя, по мне, особо увлекаться нечем. Уже на четыре голоса излагается история с мечом, убитым Морольдом, убийцей – Тристаном, который лежит, помирает в лодке, и дилеммой Изольды, которая еще не появилась: вернуть жизнь убийце брата? или отомстить?
Темнота  на сцене. Лодки превращаются в столы. Изольда (Елена Ушкина) со своей камеристкой Бранжьеной (Анна Гальцева) рассказывают о событиях, произошедших в Ирландии. Изольда одета в стилизованное средневековое платье, Бранжьена – в брючном костюме. Из диалога становится понятным, что после смерти Морольда в Ирландии завелся дракон, который каждый день поедал по девице и закусывал рыцарем. Король Ирландии обещал Изольду в жены тому, кто избавит остров от чудовища. Рыцарь Ангиоран каждый день ходил на дракона, и, завидев его, прятался. Но в один из дней он явился с головой дракона и объявил, что он – Герой-победитель. Все бы ничего, но в пасти дракона не было языка. Параллельно выясняется, что Изольда вылечила Тристана, но он, не успев прийти в себя, неожиданно исчез. Его довольно быстро нашли, полумертвого от когтей дракона, с отрезанными языками в сумке.
Итак, перед Изольдой встает проблема: идти замуж за труса или за убийцу брата. Трус привлекает меньше. Монолог Изольды весьма занимателен, особо хороши слова, что коль лучший рыцарь – трус, то лучший муж – тот, кого ненавидишь. В свете последующих событий, ее слова звучат пророчески, но молодежь на первых рядах вполне вероятно, об этом не подозревает.
Реанимируют Тристана и с мечом у горла вынуждают его признаться в любви к Изольде. Вот тут и началось «новое прочтение», только вряд ли автор сам это осознал. ДЕВИЦА ВЫНУЖДАЕТ ПАРНЯ ПРИЗНАТЬСЯ ЕЙ В ЛЮБВИ. Мир перевернулся. Тристан мнется – жмется. Несет какую-то ахинею о своем желании совершить подвиг и избавить народ Ирландии от дракона, как он избавил народ Корнуэльса от Морольда. Тут же он сообщает Изольде благую весть о том, что он отвезет ее в жены королю Марку.
На самом деле, трилог весьма экспрессивный. Изольда на пару с Бранжьеной давят на Тристана, и клинок у горла – это не фигуральное выражение. Тристан не хочет говорить о своей любви, и, в принципе, это объяснимо: он же верный вассал и обязался привезти своему королю жену, чей золотой волос принесла ласточка.
Второй такой же эмоциональный диалог будет на корабле, где Тристан отбирает у Изольды кубок, наполненный, как он считает, ядом, и пьет вслед за ней. Это не яд, это вино. И.Гагаринов решил опустить магию любовного напитка, но сцена обыграна замечательно. Надо сказать, что когда актеры перестают описывать прошедшие события и начинают играть, получается великолепно.
Корнуэльс. Андрет и король Марк. На экране цитата из «Государя». Андрет обеспокоен возвышением Тристана и нудит Марку о подозрениях в отношении Изольды. Мол, король, которому изменяет жена, теряет рейтинг среди подданных. От эпизода к эпизоду Андрет становится живее, а его речи – въедливее. Этакая паутина из намеков, полунамеков и навешивания ярлыков. Заодно обсуждается  будущее Тристана с королевой Изольдой, надо сказать, совсем безрадостное. Их сказнят. Но нет, этого мало для подлых предателей. Тристана сожгут, а Изольду отправят на остров прокаженных. Довольный Андрет потирает руки.
Сцена менятся. Появляются Фирн с Глетчером, а также Хельга с Хильдой. На четыре голоса они рассказывают о прошедших событиях: Тристана задержали в королевской спальне, где он прощался с Изольдой. Да вот, доказательств измены нет: они сидели на разных лавках, не касаясь друг друга. Это не помешало королю состряпать дело о государственной измене. На экране появляются фотографии из дела.  Все идет по сценарию, разработанному Андретом. Бранжьена с мечом мечется по сцене, сообщая, как бы ей хотелось передать оружие Тристану, только вот у него связаны руки. Нет, уже не связаны. Меч у Тристана. Он освобождает Изольду, и они бегут. Не в натуре, упаси Боже, все в разговорах.
Вау! Король находит в бумагах Андрета письмо Бранжьены, и, как оказывается, даже в лесу, живя в одном шалаше, между Тристаном и Изольдой нет близости. На экране – кадры из «Лебединого озера». Под звуки Чайковского король Марк пытается призвать Андрета к ответу, а заодно выяснить, кто развязал Тристана. Не знаю, поняли ли намек подростки. Путч 1991 года. Меченый ген.сек, оставленный своими подельниками. Разваливающееся государство. Андрет признается, что это по его прямому указанию Тристану был устроен побег, в надежде, что рыцарь из мести убьет Марка. Не получилось. Опять словесный туман, угрозы перемежаются просьбами. Этот Андрет далеко не трус, он уже подбил баронов на бунт, а в руках Марка – лишь призрак власти.
Фирн с Глетчером, а также Хельга и Хильда изображают народ. Лес, где скрываются Тристан и Изольда, объявлен запретным, но туда все всё равно ходят тайными тропами, народ называет своих детей именами государственных преступников. Король Марк оставляет свой меч между спящими Тристаном и Изольдой, забрав лежащий между ними меч Тристана. Изольда прощена, она может вернуться, Тристан должен отправиться в изгнание. Перед отъездом она отдает Тристану кольцо, и обещает, что получив его, она встретится с Тристаном несмотря ни на что.
Сцена прощания. Изольда сходит с ума. Тристан возглавляет сопротивление Андрету, воюя за Марка. Перед битвой он переодевается шутом, чтобы иметь возможность видеть ее. Она не узнает его. Сумасшедшая Изольда. Тристан в образе шута. Сцена, которая могла бы вызвать смех, наполнена трагизмом и сыграна блестяще. Даже подростки исполнились сострадания, там, где в другой раз могли бы позубоскалить.
Финал. Тристан ранен отравленным мечом Андрета. Его может спасти только Изольда, и ей отправлено кольцо. С Тристаном его оруженосец Перинис (Артем Тихомиров). Идет диалог, довольно напряженный, в котором нам опять же рассказывается  о предыдущих событиях, а заодно и о том, что сигналом  возвращения Изольды должен послужить белый парус на корабле. Параллельно Перинис просит Тристана посвятить его в рыцари, что тот и делает, напялив на него шутовскую маску. Весьма символично. Сцена рваная. В чем-то передано напряженное ожидание, потом опять откат в болтовню. Перинис видит черный парус. Силы покидают Тристана, он устал бороться за жизнь. Изольда найдет уже мертвое тело и пьет яд, предпочитая уйти из жизни вместе с любимым.
Их руки сжаты так, что король Марк не может их расцепить. Да, неувязочка вышла. Внимание короля обращено на Периниса. Молодой рыцарь готов совершать подвиги? Послужи своему королю, награда не заставит тебя ждать. Лысый гриб переиграл властолюбивого Андрета, использовав верность Тристана, и выкинул обоих в выгребную яму. Вот только с наследником незадача. Кому ты передашь королевство, бездетный король Марк? Звучит Цоевская «Легенда». Жизнь – только слово. Есть лишь Любовь. И есть Смерть.
Занавес. Актеры выходят на поклон. Зал стоя встречает их аплодисментами, вполне заслуженными. Средневековый миф оказался весьма востребован в 21 веке. Мы соскучились по Героям. По Любви, которой нипочем Смерть. По Долгу, Верности и Чести. Рыцарским добродетелям, оставшимся в Средневековье. Или нет? И молодежь, открывающая для себя мир Высокой Героики, не шелохнувшись, выдержавшая 2,5 часа достаточного сложного спектакля, показывает, что не все в нашем мире потеряно?
Спектакль оставил неоднозначное впечатление. Заявленная цель – перенести Средневековье в Современность – выполнена не была. Не считать же таким переносом  офисные костюмы героев да туманные ассоциации с экрана. Может быть,  даже лучше, что действие происходило в Корнуэльсе в неопределенном эпическом времени, и средневековая история была воспроизведена чуть ли не добуквенно. Классика потому и классика, что она вечна.
Из хорошего. Понравилось, как драматург обыграл любовную линию, не только  не ударившись в пошлость, но и весьма настойчиво проводя мысль, что любовь Тристана и Изольды была духовной, что герои удерживались от физических проявлений любви, ибо над ними тяготел долг: долг верной жены и верного вассала. Что Бранжьена пошла в спальню короля Марка подменной супругой, не потому что Изольда боялась разоблачения  отсутствия девственности, а потому что Изольде невмоготу была  близость с Марком. В средневековом оригинале все было не так сусально, тогдашний менталитет просто не понимал, как любовь может быть без физической составляющей, люди мыслили конкретно и приземленно.
Как я уже писала, великолепной оказалась сцена на корабле, где Тристан пьет вино, думая, что оно отравлено. Отказ от внешней магии с любовным напитком, как это было в оригинале, только добавил психологической достоверности. Здесь надо понимать, что человек в Средние Века воспринимал мир не совсем так, как мы, и свое внутреннее состояние он проецировал вовне. Т.е. если мы сейчас воспринимаем идею любовного напитка, как некоего внешнего воздействия на личность, этакой зомбизации, то средневековый человек считал, что сильное чувство не может возникнуть само по себе из внутренних побуждений,  если  не бог Амор, то хотя бы любовный напиток наличествовать должны обязательно. И. Гагаринов оставил этот момент на уровне слухов, этакой народной молвы, получилось красиво. Средневековая сюжетная деталь заиграла новыми красками.
Очень понравился Андрет. В эпосе этого персонажа нет, но он оказался на своем месте. Прожженный интриган и властолюбец, можно сказать, именно эта роль двигала сюжет. Игра актера тоже была на высоком уровне, особенно со второй сцены, первая прошла ни шатко, ни валко, но потом Н. Потапов разыгрался.
Хорош король Марк. Этакий сморчок – боровичок, мастер побеждать, не прикладая рук. Кажется, он ничего не делает, а на деле стравливает Андрета с Тристаном, провоцирует обоих на неповиновение, и от обоих избавляется. Высшее мастерство интригана. А в финале он начинает обхаживать молодого Периера. О, король Марк найдет, как использовать его служебное рвение с пользой для себя, а потом опять-таки изящно избавиться. Вот только, король Марк не вечен, и наследников у него нет…
Сценический минимализм тоже был к месту. Ничего не мешало, ни отвлекало, а вкупе с современными костюмами создавало некий эффект абстрагирования, перенося действие не в реальное средневековье, а в неопределенность.
В действие прекрасно вписался современный русский рок. Виктор Цой пел на те же вечные темы: о том, что жизнь – совсем не абсолютная ценность,  это поле вечной битвы, где поражения сменяются победами. Его песни заражают энергией преодоления смерти, которая есть бездействие, они толкают на совершения Поступка, и как бы переводят на современный язык внутренние побуждения средневекового Тристана – желание Подвига, пусть ценой жизни.
Понравилось, как использовались высказывания Макиавелли из трактата «Государь», проецируемые на экране. Этакое комментирование «от автора» к событиям, происходящим на сцене, придающим им философскую глубину. Да и дополнительный перенос действия на экран - тоже находка режиссера, они прекрасно дополняли игру актеров на сцене, придавали динамизм затянутым диалогам, часто создавали намеки и аллюзии, перекидывая мостик из средневековья в современность.
Игра актеров тоже понравилась, чувствовалось, что они выкладывались, и там, где позволял текст, сцены захватывали до мурашек на коже. Тристан, провоцирующий Морольда на бой. Изольда, с клинком у горла, вырывающая у Тристана признание в любви, и другая сцена, где Тристан выхватывает у Изольды кубок и пьет из него, чтобы умереть вместе с ней. Тристан в маске шута пытается объясниться с Изольдой, а она, с замутившимся рассудком, никого не узнает…. Не говоря о хитромудрых интригах Андрета, опутывающих словесами короля Марка. Артисты заслужили свои аплодисменты.
Но. Все же диалоги были затянуты. Описание событий на четыре голоса вместо показа самих событий вызывало чувство монотонии. Согласна, не все можно показать, но, может, от некоторых эпизодов лучше было бы  отказаться? Вопросы не столько к актерам, сколько к автору пьесы, который заставил их произносить эти трилоги – тетралоги.
Однозначно, действие оживила бы боевка. Тристан – отважный воин, а нам ни разу не показали его в действии, все рассусоливания на тему. Что, тяжело было сделать пару постановочных боев? И не надо было бы переливать из пустого в порожнее, рассказывая о ранении Тристана, и об осколке меча, застрявшей в черепушке Морольда. Все было бы наглядно и динамично. Может, в аудио-постановке эти длинные пересказы текущих событий были бы уместны, но от сцены ждешь действия, а не одной болтовни.
С точки зрения изображения абсолютной безграничной преданности удался образ Бранжьены – камеристки Изольды. Как вела себя Бранжьена, так должен был вести себя Тристан по отношению к королю Марку. Бранжьена, этакая боевая девица, готовая в огонь и в воду за свою королеву, она пойдет в спальню короля подменной женой, она прижмет меч к горлу Тристана, вынуждая его признаться в любви к Изольде, и она же передаст меч тому же Тристану, спасая его и хозяйку от смерти. Возможно, Анна Гальцева играла несколько прямолинейно, но это как раз характерно для эпических героев, пусть даже второго ряда, и Анна Гальцева  смогла донести до нас пафос служения, который выглядел очень естественно, как добродетель, и в тоже время, как индивидуальное человеческое качество, а не как ходячая мораль, куда легко скатываются такого рода герои, стоит лишь чуть переиграть.
Игорь Гагаринов не разобрался с мотивациями Тристана. Ему оказалась совершенно непонятно средневековое стремление совершать подвиги ради подвигов, или подвигами завоевать любовь Прекрасной Дамы. Тристан служит своему королю. Вассальная верность – одна из средневековых добродетелей, но отношения короля и Тристана не раскрыты, приходится додумывать, но как раз  для современных людей эта мотивация не ясна. Верность? Да что это такое? Верность своему боссу? Обхохочешься.
Отсюда дикая со всех сторон сцена, когда Изольда с мечом у горла вынуждает Тристана к признанию в любви. Тристан искренне считает, что он не может говорить о своих чувствах, ибо они запретны для него, т.к. долг обязывает его привезти Изольду сюзерену? Это не поясняется.  Не лукавит ли он, когда объясняет свое стремление убить дракона желанием освободить народ Ирландии от напасти? Для нас такое побуждение выглядит вполне естественным, но средневековому герою, вообще-то говоря, наплевать на какой-то там народ. Такие мотивации в рыцарских романах даже не возникают. Тристана могут толкать на подвиг два желания, причем в равной степени сильные: желание совершить подвиг и прославиться, раз, и желание завоевать любовь Изольды, два. Но любовная составляющая со стороны Тристана провисает, это я придумываю мотивации, а фактически он юлит, уходит от прямых ответов, такое впечатление, что он поддается на давление влюбленной Изольды, мол, да, это я попервоначалу разыгрывал из себя верного вассала короля Марка, но теперь я понимаю, что влюблен…
Дальше любовная линия развивается очень даже достоверно, но линия верного служения Марку становится абстрактной, она присутствует лишь на словах, в болтовне, но не в актерской игре. Да и линия героизма тоже прозрачна до неразличимости. Покажите мне героя Тристана! Во всем блеске рыцарской доблести! Не в тексте на экране, как он убивал великана, не в болтовне сторонних лиц, а в реале! Чтобы он помахал мечом, пусть по воздуху, разгоняя несметные толпы призрачных прокаженных, освобождая Изольду….  Да мало ли что можно придумать. Герой за все время ни разу мечом не взмахнул! Где героизм, опять-таки не на словах, а на деле?
Нет, если бы это была аудиопостановка для слепых или радиоспекталь, я бы слова не сказала. Но для сцены действия было слишком мало, а постановщик своим сценическим минимализмом и нейтральными костюмами окончательно лишил нагрузки зрение, завяжи глаза и внимай, смотреть все равно особо не на что.
Однако, не смотря на все недочеты, связанные, на мой взгляд, с трудноустранимыми особенностями пьесы Игоря Гагаринова, можно сказать, что постановка удалась. Средневековый рыцарский эпос оказался весьма актуальным в 21 веке, чему свидетельством стали овации в зрительском зале. Спасибо Игорю Гагаринову, что он не побоялся взяться за сюжет героического эпоса, перенеся его на сцену театра. Спасибо актерам за блестящую игру. Тристан и Изольда будут жить вечно, как вечно будут жить Долг, Честь и Любовь.


Рецензии
Сколько лет прошло и сколько лет мы живём, а долг, честь и любовь останутся на все времена актуальными.
С уважением...

Азман Хасбулаева   15.08.2015 22:00     Заявить о нарушении