Т. Гумбатова Государство Азербайджан и религия

Часть 1-  2006 год

    После обретения Азербайджаном независимости  20 августа 1992 года был принят «Закон о свободе вероисповедания», согласно которого каждый гражданин получил право на свободу исповедания той или иной религии. Азербайджан является светским государством, религия и религиозные организации отделены от государства, но для связи между государственными органами и религиозными организациями, согласно ст. 29 Закона, существует «соответствующий орган исполнительной власти по делам религии». Этот исполнительный (а не контролирующий) орган является своеобразным дипломатическим посредником между государством и религией.
       Согласно ст. 12.3. Исполнительный орган помогает религиозным организациям подготовить все необходимые документы для регистрации их уставов, отвечающие требованиям ст. 11 Закона. В случае мусульманских общин, эти документы должны быть приняты после согласования их с Управлением Мусульман Кавказа - УМК (ст. 8 и 9 Закона). И только после этого, исполнительный орган со своим заключением, которое имеет только рекомендательных характер, передает их в государственный орган регистрации юридических лиц. Таким органом, согласно постановлению Верховного Совета от 1992 года, является Министерство Юстиции Азербайджана, на коллегии которого в присутствии учредителей раньше принимали окончательное решение о регистрации той или иной религиозной общины. Зарегистрированные в Минюсте организации приобретают статус юридического лица и вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
            Раньше Исполнительный орган именовался «Управлением по делам религии при Кабинете Министров». Под руководством М.Р. Ибрагимова, вместе с коллективом из 5 человек, это управление проводило успешную работу с религиозными организациями. Двери там открыты были всегда.
            1992-1996 годы можно назвать периодом религиозного ренессанса. Прежде всего,  возродились религиозные организации, традиционно существовавшие в Азербайджане до 1937 года. Среди христианских вероисповеданий - это Русская Православная, Евангелическо-лютеранская и Католическая церкви, баптисты, пятидесятники, молокане, духовные христиане, адвентисты седьмого дня и др. Появились новые: бехаисты, кришнаиты, новоапостольская и др. различные организации. Мусульмане представлены, в основном, двумя вероучениями: шииты и сунниты. В Азербайджане до сих пор отсутствует закон о возврате религиозных зданий, но по решению правительства и распоряжению Президента, некоторые мечети и православные храмы были переданы религиозным организациям.
  В этот период в страны бывшего Союза, в том числе и в Азербайджан, хлынул поток религиозных иностранных деятелей различного толка. Теологическая необразованность людей, вызванная многолетней пропагандой атеизма, с одной стороны, и непонимание происходящих событий в политической жизни государства, с другой, способствовали (прежде всего, в городах) массовому увлечению религией. Тем не менее, предоставленной религиозной свободой воспользовалось не более 10% всего многонационального населения. Иностранные пасторы собирали достаточно внушительные аудитории слушателей. С целью привлечения людей  в общинах организовывались бесплатные курсы изучения английского языка. Шла потоком гуманитарная помощь в виде разной одежды и лекарств, не первой свежести. Проводились публичные христианские крещения в море. Казалось, что количество христиан, в том числе и среди коренного населения, увеличивается.
   Но, как утверждал Мартин Лютер, быть христианином, еще не значит быть верующим в Бога. Многие использовали этот факт, как основание для получения убежища в других, в основном, западных государствах. В связи с этим, в 1996 году в Закон «О свободе вероисповедания» были внесены дополнения, самым существенным из которых был запрет иностранцам и лицам без гражданства вести религиозную работу среди граждан Азербайджана. Надо сразу отметить, что такой запрет существует практически во всех странах мира.
   В мире не существует идеальных законодательств о свободе вероисповедания, как и нет единого юридического документа, определяющего рамки религиозной свободы. На сегодняшний день страны с различными традициями имеют разную модель взаимоотношений государства и религиозных организаций. Наиболее правильное понимание этих взаимоотношений, на наш взгляд, приведено в Конституционном законе Германии: «Каждая религиозная организация должна регулировать и вести свои дела независимо в пределах закона, действительного для всех». Применительно к Азербайджану, это будет звучать так - каждый верующий гражданин и религиозные организации обязаны исполнять Закон «О свободе вероисповедания», принятый в 1992 году с учетом дополнений и изменений на сегодняшний день, плюс все законы государства. Контроль над исполнением всех законов Азербайджана осуществляется в соответствии с действующим законодательством соответствующими органами».
   Но не все религиозные организации уважительно отнеслись к закону, что и привело в 1999 году к высылке из Азербайджана четырех иностранных граждан, проводивших запрещенную религиозную работу, в основном, среди азербайджанцев. Этот факт вызвал большое резонанс и беспокойство у правозащитных и религиозных организаций, прежде всего за рубежом.  Свою озабоченность по этому поводу высказал на встрече с представителями религиозных организаций 17 декабря 1999 года и Президент Азербайджана Гейдар Алиев. Это позволило ускорить регистрацию религиозных организаций: «Свидетели Иеговы», азербайджаноязычной общины баптистов «Мегебет» и протестантской общины «Неемия».
    В июне 2001 года указом Президента Управление по делам религии при Кабинете Министров Азербайджана было преобразовано в Государственный Комитет по работе с религиозными образованиями. Председателем был назначен Р.Алиев. Объявив о существовании в Азербайджане 2000 незарегистрированных религиозных организаций и , ссылаясь на имя Президента, Р.Алиев обещал навести порядок.
   Как складываются взаимоотношения между государством и религиозными организациями в Азербайджане, можно узнать из многочисленных интервью и.о. председателя Госкомитета по работе с религиозными образованиями Р.Алиева, который после выборов 2003-го года  является исполняющим обязанности Председателя. Президент Ильхам Алиев до сих пор не сделал каких-либо назначений на эту должность .
    К сожалению, в республиканской печати практически  отсутствуют мнения по этому поводу    представителей религиозных организаций. Нам хочется восполнить этот пробел. При этом мы сразу хотим отделить понятие «государство» от конкретной личности «госчиновника», которому временно доверено представлять государственную власть.
      Свою «историческую деятельность» на столь высоком посту Р.Алиев начал 2 января 2002 года с приема подарков по случаю своего дня рождения. Надо отметить, это был единственный «день открытых дверей» в этом ведомстве. До сих пор  (независимо от погоды!) вас не впустят в прихожую б. особняка Ашумова, пока, вызванный по звонку, полицейский не получит добро на это от своего начальника. В Госкомитете нет и  обычной для любого учреждения  вывески о работающих там чиновниках и времени их приема посетителей.  Мы согласны с Р.Новрузоглы («Эхо», 28.04.05), что Госкомитет по работе с религиозными организациями по закрытости, стоит на первом месте среди госструктур.
   В Азербайджане, в отличие от других государств, отсутствуют комментарии по практическому применению Закона «О свободе вероисповедания». Все это дает возможность Р.Алиеву толковать его «по своим понятиям» и, на наш взгляд, грубо нарушать законы.
    Во-первых – он наложил на все религиозные организации внеочередную, ничем не обоснованную перерегистрацию (ст. 297.1.3. ГПК и ст.19 ГК Аз.). Такое решение может принимать только законодательный орган. Так, после внесения существенных дополнений в Закон  и по постановлению Милли Меджлиса большая часть религиозных организаций к 2001 году прошли внеочередную перерегистрацию в Минюсте с внесением этих изменений в свои уставы. Такое требование Госкомитет имел право предъявить только к религиозным организациям, которые этого не сделали, в том числе к общине «Джума- мечеть», что помогло бы избежать многих конфликтов . Позже, 7 апреля 2004 году в газете «Зеркало» г. Алиев признается, что «перерегистрация религиозных общин - дело обычное и осуществляется при смене главы, юридического адреса или названия общины». Это утверждение также ошибочно, так как только изменение устава и, естественно, названия организации, требует получения новых регистрационных документов.
   Во-вторых, Госкомитету по закону не передана функция регистрации религиозных организаций, как юридических лиц. Согласно ст. 94.10. Конституции Азербайджана, ст.12.3. Закона «О свободе вероисповедания» и постановления №3 от 20 августа 1992 года, органом регистрации всех религиозных организаций, как юридических лиц, является Минюст Азербайджана. Летом 2002 года  после ряда конфликтов по этому поводу  в Милли Меджлис поступило предложение внести изменения в ст. 12.3 Закона, но депутаты не внесли изменения в эту статью Закона. Президент Азербайджана, в соответствии со ст. 110 Конституции, также не внес эти изменения. И  несмотря на то, что согласно закону, до настоящего времени правом регистрации религиозных организаций, как юридических лиц, обладает только Минюст Азербайджана, вот уже четыре года Р.Алиев активно рапортует о своих успехах по регистрации религиозных организаций. При этом он никогда не дает анализа своим трудам, ограничиваясь общими фразами.
            Мы решили восполнить этот пробел и, используя сведения, представленные на сайте Госкомитета www.addk.net  и опубликованные в №13 Бюллетеня Госкомитета за 2005 год, провести свой анализ и попытаться создать реальную картину религиозной жизни в Азербайджане на сегодняшний день.
        Известно, что в Минюсте до 2001 года было зарегистрировано 416 религиозных организаций. В списке Госкомитета числится 317 религиозных организаций, из них перерегистрацию прошли 149, из которых 130 мусульманского вероисповедания. Чем была вызвана необходимость их перерегистрации  и что произошло с остальными 267, зарегистрированными в Минюсте организациями, никому неизвестно. Госкомитет никогда о них не вспоминает. Сообщения о ликвидации Госкомитетом 100 общин не соответствует действительности, так как, таким правом обладает только суд. Известно только одно решение суда о запрете деятельности азербайджаноязычной баптисткой организации «Мегабет». В связи с этим  можно предположить, что Госкомитет, считая регистрацию в Минюсте незаконной, приобщил их к тем 2000, не зарегистрированным религиозным организациям, которые находятся «под его личным контролем». Одной из таких организаций является тоталитарная политико-религиозная секта доктора Муна, которая запрещена в ряде цивилизованных стран, в том числе в Германии, Великобритании и России(по поводу этого факта –отдельно).
      За эти годы Госкомитет выдал лицензии на деятельность 168 новым организациям, из которых 159 мусульманского толка. Таким образом, в Азербайджане на сегодняшний день официально существует 317 +267 = 584 религиозных общин.
Разобраться в качественном составе общин оказалось значительно труднее. Согласно закону  религиозная организация обязана иметь наименование, которое содержит сведения о вероисповедании (в соответствии с общепринятой классификацией) и географическом месте ее действия. По постановлению Конституционного суда Азербайджана  названия должны быть такими, чтобы можно было четко отличить их друг от друга. Например: религиозная организация - «Евангелическо-лютеранская община в г. Баку» и религиозная организация «Свидетели Иеговы в Сабунчинском районе г. Баку».
Новые религиозные организации исламского толка не имеют указаний на конкретное вероучение - шииты, сунниты, ваххабиты, последователи Саида Нурси, последователи Сулеймана, суфии и пр. и по решению Р.Алиева, не обязаны входить в состав УМК. В Госкомитете эти религиозные организации получили название «Верующих», но непонятно во что они веруют. По принятой в Госкомитете классификации, общины «верующих» разделены на кварталы (№47,83,103,163), районы и микрорайоны ( №188 ,191) и имеют нумерацию: центральная (№7, 200), вторая в г. Исмаилы (№124), вторая в с.Гаралы (№272), вторая в г. Кедабеке (№207) и только одна первая в с. Гюнешли Саатлинского р-на. Что исповедуют в этих организациях, известно только Р.Алиеву. Более подробно узнать о деятельности той или иной религиозной организации нет возможности. В отличие от других государств, в представленных списках отсутствуют сведения о юридическом адресе, о фактическом месте проведения религиозных обрядов и о составе их руководящих органов.
   В Азербайджане практически нет сложностей со строительством мечетей. По данным Госкомитета,  существует 1300 мечетей. При этом не приводится никаких сведений об их названиях, месте расположения, кому они принадлежат,  кто давал разрешение на их строительство, входят ли они в состав УМК Кавказа и т. д. Если предположить, что 279 мусульманских религиозных организаций, получившие документы в Госкомитете, работают в мечетях, то трудно понять, что происходит в остальной тысяче. И зачем тогда в Госкомитете практикуется регистрация исламских организаций по кварталам и домашним адресам одного из учредителей!?
По утверждению Р.Алиева, в Азербайджане существует 500 «Святых мест». Но признать 14 из них на государственном уровне,  выдать лицензии на законный сбор неконтролируемых пожертвований, на наш взгляд, является каким-то недоразумением (можно узаконить  мечеть, но никак не святое место).
   Выдача Госкомитетом лицензий туристическому агентству «ООО Тур» на организацию хаджа также была противозаконной. Поездка мусульман в Мекку- это не туристическая развлекательная поездка. Согласно Закону «О свободе вероисповедания», это  часть работы религиозных организаций. По Положению о Госкомитете, он имеет право оказывать помощь религиозным организациям, но только в том случае, если они его об этом попросят! Но такой просьбы от УМК не поступало.
   В 2004 году, несмотря на существующий с 1992 года «Форум религий», где координатором является глава УМК, по инициативе Р.Алиева создается межконфессиональный форум религиозных общин » За мир и согласие», в который вошли 40, из числа новых  мусульманских религиозных организаций. Возглавил эту организацию руководитель общины «Верующих шестого квартала Бинагадинского района г. Баку».
     Неоднозначная реакция в обществе на это новое объединение естественна, так как в ее состав не вошли «консервативные» (по утверждению и.о председателя Госкомитета Р.Алиева), но традиционные для Азербайджана религиозные организации - УМК, Епархия Русской Православной Церкви и Община горских евреев, которые давно между собой работают в мире и согласии. Но главным, является сам факт незаконной регистрации Форума в Госкомитете, так как это   общественная организация, которая может получить право на законную работу, только в Минюсте.
     Некорректные отношения, которые сложились  в нарушение закона  между госчиновником и УМК, вызывают недоумение. Р.Алиев должен исполнять законы государства (даже если они не совершенны), либо активно добиваться внесения в них изменений, но,  ни в коем случае,  не устраивать публичные «разборки».
     В число девяти  новых религиозных организаций, которые созданы Госкомитетом, вошли: грузинская православная церковь, албано-удинская, адвентисты седьмого дня в Гяндже и в Масаллах, две иудейские ( религиозная организация «Хабад Любавич Ор Авнер» и «Азербайджанская еврейская община», к трем уже существующим), второе «Азербайджанское общество бехаистов», вторая Евангелическо-Лютеранская община в г. Баку и организация с названием - «Община христианской ориентации».
      По сообщению Р.Алиева, 2000 граждан Азербайджана, используя религиозный мотив, нелегально выехало за рубеж. В отличие от госчиновника, мы будем более конкретны. Так, в январе 2002 года двое учредителей второй Евангелическо-Лютеранской общины в г. Баку, Садагат Алиева и Эльман Асадов (житель Сабирабада ) с семьями  в виде туристов  выехали в Германию. Имея бумажку о принятии ими христианства, они попросили там политическое убежище, по причине, того, что в Азербайджане им не дают верить во Христа. Об этом тут же стало всем известно.Но это не помешало г. Р.Алиеву, в срочном порядке 6 февраля 2002 года выдать регистрационные документы мусульманину Садиеву Х.,  а 7 февраля утвердить Устав второй «Евангелическо-Лютеранской общины в г. Баку», создав для лютеран (количество которых в Баку не превышает 60 человек), конфликтную ситуацию, прежде всего в праве использования для работы б. молитвенного зала   Евангелическо-лютеранской Церкви(Органный зал).

   Верующие люди любого вероисповедания верят, что все от Бога. Но Р.Алиев очень хочет приобщить их к политической деятельности. Так, по личной инициативе Р.Алиева 1 октября 2002 года году было создано Азербайджанское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (ИРЛА), зарегистрированное в США. В своем докладе в Вене 17-18 июля 2003 года г. Р.Алиев обещал привлечь к деятельности Ассоциации представителей всех религиозных общин Азербайджана. В августе 2003 года  госчиновник публично вместе с Генеральным секретарем Евразийского отделения ИРЛА и пастором церкви Адвентистов седьмого дня В. Крушеницким отпраздновали годовщину деятельности Азербайджанского отделения и провозгласили открытие школы по свободе религии. Но эта организация до сих пор не получила официальной регистрации и на сегодняшний день судьба ее неизвестна.
    Сайт Госкомитета настойчиво предлагает познакомиться с рубриками: «Все о выборах в Азербайджане и за рубежом», «Демократические выборы и права человека в Азербайджане», «Демократия, выборы и права человека». Но какое это имеет отношение к религии? Профессор Алиев  вместе с НПО «Право выбора» выпускает массу книжечек, тиражом до 5000, где печатаются одни и те же его статьи и почему-то  на русском языке. И это притом, что канцелярия Госкомитета не принимает письма на русском языке, зав. юридическим отделом Рзаева З. отказывается разговаривать на этом языке, а желание христианских общин работать на русском языке, расценивается, как не уважение к государству. Возможно, здесь нужно было бы поступиться принципами и присмотреться к опыту Узбекистана, где запрещена работа и регистрация уставов христианских общин на государственном языке. Сразу отпали бы проблемы с ввозом христианской литературы на азербайджанском языке…
        Благодаря грубому и незаконному вмешательству Р.Алиева во внутреннюю жизнь религиозных организаций, уже несколько лет существует конфликт в Бакинской религиозной общине европейских евреев. Так, прихожане в количестве 60 человек на законных основаниях (после истечении трехлетнего срока работы правления) собрали общее собрание и предложили председателю Зельмановичу Г. и ревизионной комиссии, отчитаться за проделанную в течение трех лет работу и за 2 млн. долларов, которые община получила на строительство синагоги (сведения об этом напечатал журнал «Огонек» в марте 2003 года и до сих пор никто не опроверг эту информацию). Когда Зельманович не явился на собрание, которое проходило в здании синагоги, прихожане избрали новый состав правления. Но на защиту Зельмановича вдруг, в нарушение Закона, встал Госчиновник и письменно объявил решение Высшего органа общины - общего собрания, незаконным. По, всей вероятности, потому, что тоже хочет узнать, куда же делись 1.700 тысяч долларов США после строительства синагоги.
     На сегодняшний день Р.Алиеву удалось расколоть Азербайджанское религиозное общество на религиозные организации «традиционной ориентации или консервативной» (пользуясь терминологией Госкомитета) и «нетрадиционной ориентации», примирить или объединить которые, очень трудно. Организованное госчиновником  противостояние религиозных общин привело к осложнению отношений в религиозном мире.
    К сожалению, никто в государстве не ведет учета количества людей, входящих в состав тех или иных религиозных организаций. Но можно точно утверждать, что религиозный бум пошел на спад. Возможно, многие поняли, что вера в Бога должна быть в душе человека, а не в общине.
    Что же касается самой структуры - Госкомитета, то, как показал горький опыт, она никому не нужна, вызывает неприятие своей бесполезностью и вредностью у религиозных организаций и неоправданно обременительна для государства.



Прошло 10 лет. Так что же изменилось за эти годы? Об этом во второй части статьи


Рецензии