Воспоминания об одном дне

Каждый год весной, 9 мая в России празднуют День Победы. Кто из нас не знает этого великого всенародного праздника «со слезами на глазах»! За время, прошедшее с 9 мая 1945 года, выросло не одно поколение, и хочется рассказать, как этот праздник весной сорок пятого года встретил наш любимый Мелекесс; дать почувствовать ту праздничную, радостную, но и горестную атмосферу победного дня. Конечно, воспоминания субъективны, каждый этот день запомнил по-своему, но для нас по прошествии времени ценно каждое воспоминание, каждая фраза. Ведь это наша память, наша гордость, это частичка истории нашего города, нашей Родины.
Итак, вспомним –  Мелекесс, среда, 9 мая 1945 года…
         В Мелекессе майские весенние, солнечные дни. У подножий деревьев  в городском парке начинает проявляться ярко-зеленая травка, и ее жизнерадостный веселый напор радует уставший от зимнего равнодушия и белизны глаз. Вернувшиеся из южных, далеких краев птицы начинают на ветках городских парков и скверов свой непрерывный гомон, и их природная радость тут же передается каждому горожанину. Чириканье, щебетанье, пение – в этом немолчном переплетении живых звуков слышится торжественная ода весеннему теплу и пробуждению от долгого сна. Прозрачный, звенящий своей свежестью и чистотой весенний воздух кружит голову, а его прохладное дыхание бодрит и наполняет каждую клеточку радостью и оптимизмом. И, кажется, что нет ничего прекраснее этого времени, когда сама природа празднует свое новое рождение, и все вокруг поет и веселится, вовлекаясь в этот головокружительный водоворот истинного восторга.
В 5 часов 55 минут во всех домах и квартирах, как обычно,  зашипели репродукторы. А ровно в 6 часов  раздался взволнованный баритон диктора всесоюзного радио Юрия Левитана:
- Фашистская Германия капитулировала… Советский народ одержал всемирно историческую победу… На земле отныне будет мир… 9 мая объявляется нерабочим днем – праздником Победы…  Общее ликование, слезы радости, а у многих - и горя. Это описать невозможно. Это надо видеть и пережить воочию. У репродукторов, что висели над главными проходными предприятий Мелекесса,  толпы рабочих: идущие с ночной смены, идущие на дневную смену. Все перемешалось, все ликует. Счастливые, усталые, оживленные, смеющиеся, молчаливые, задумчивые работники фабрики имени Клары Цеткин у радиоузла (ул. Самарская) - слушают сообщение Совинформбюро.
Многие  Мелекессцы новость о капитуляции Германии услышали, включившие тарелки (радиоприемник) в 6 часов утра. Переполняемые эмоциями, они стучали в квартиры соседей, выбегали на улицы, делились радостным известием. Незнакомые люди обнимались, словно родные. С Победой — радостно восклицал  I секретарь Горкома партии Иван Георгиевич Илюхин, который выскочил  из дома, что на ул. Ал. Хмельницкого, где он проживал со своей семьей.
Стихийная демонстрация, счастливые лица, песни, музыка. Люди смеялись и плакали одновременно, и все-таки на всех лицах сияло счастье, они светились. Описать все это невозможно, мне больше не приходилось видеть таких счастливых лиц", - так запомнила этот день Нина Шушляева — бывшая работница льнокомбината.
Появились срочно написанные транспаранты, флаги. Двинулись колонный рабочих льнокомбината к центру города, к ним присоединились мукомолы с «Главмука». Не смолкали звуки сирен с каланчи.
…Наконец-то дождались мы дня Победы! Какое это было счастье! Девчонки рано пришли домой, сказали, что объявлен нерабочий день. Не знали, за что браться, плакали. У всех родные и близкие на фронте, многие семьи уже давно получили похоронки. Мы скорее кинулись варить картошку, кипятить чай. Выложили у кого что нашлось, даже на радостях купили чекушку (250 граммов водки) и разделили на 10 человек. Так отметили День Победы. Все долго не могли успокоиться»,– вспоминает   коренная жительница Клавдия Чадина.
После обеда на площади состоялся митинг. Трибуна была маленькая, деревянная для  2-3 человек стоящих одновременно, по краям шли  две лесенки. Обращена трибуна была в сторону магазина Когиз. На трибуну поднялся I секретарь Горкома партии Иван Георгиевич Илюхин. «Долгожданное свершилось!» – сказал Илюхин и остановился. Могучее «Ура!!!» прокатилось над площадью и зазвучало на улицах города. Память павших почтили минутой скорбного молчания — вспоминает Антонина  Аксютченко — жена директора радиоузла, который добровольцем ушел на фронт, где геройски погиб.
После митинга состоялись народные гулянья. Часть горожан направилась в сторону Лесной горки, где продолжила гулянья. Повсюду звучала музыка. Рядом с книжным магазином «КОГИЗ» расположился духовой оркестр под управлением Обрезкова, который с воодушевлением играл вальсы. Молодежь танцевала.  Нам было весело, радостно, город убран очень красиво. Везде шли концерты, танцы, а когда стало темно, был салют. Такой!  После никогда такого не было, какой был в сорок пятом. И опять - концерты, кино до утра", - запомнился этот день бывшей работнице Клары Цеткин  Антонине  Пензиной  на всю жизнь.
Фасад вязального цеха № 1 фабрики им. «Клары Цеткин» по Самарской улице, украшал большой экран, где показывались Хроники дня.
В 19-00 час.  мы собрались с соседями за праздничным столом отметить Победу. А на столе-то что? Капуста с картошкой да пайки ржаного хлеба. Все принесли из скромных запасов - уж раз война кончилась, чего жалеть! Ребятишки мои всю войну только и мечтали досыта хлеба поесть — вспоминает жительница Мелекесса Клавдия Лазарева.
Вечером был праздничный салют.
"Помню, стояли мы с папой ( И. А. Фролов),  вернувшимся на костылях из госпиталя, инвалидом I группы, перед окном, распахнутым в куст сирени. Вечер был тих и свеж, сквозь распустившиеся листья робко посверкивали первые звезды. Отец нетерпеливо поглядывал на часы с кукушкой, потом вдруг сказал изменившимся голосом:
- Вот сейчас... Вот сейчас будет...
В ту же секунду за железными крышами нашей одноэтажной улицы Серебрякова,   беззвучно и бешено рванул ввысь сверкающий фонтан разноцветных огней.
Второй, третий! Потом воздух донес перекатывающиеся пушечные удары. Они разрослись и сомкнулись в непрерывный торжественный грохот салюта. …А влажное майское небо глубокой сини сразу взъярилось и запылало, подожженное одновременно  с нескольких сторон. Вот так.., - скорее сам себе задумчиво сказал отец. - Будем помнить этот радостный день! Будем помнить Великую Победу!". - из воспоминаний Фроловой Людмилы Ивановны.
 


Рецензии