О земном и небесном о. Митрофана Ильина

К 70-летию Великой Победы

О земном и небесном отца Митрофана

Ольга РОЛИЧ/ЗАРЯ

          По официальным сведениям, в нашей стране, где партизанское движение развернулось с первых дней оккупации и было самым масштабным на территории СССР, за весь период боевых действий в годы Великой Отечественной войны насчитывалось более 370 тысяч партизан. Но это далеко не полная цифра, так как многие группы действовали самостоятельно, и те, кто погиб в первые два года войны, остались неизвестны…
          В числе тех, кто приближал Победу в тылу врага, был и насельник Свято-Успенского Жировичского монастыря схиархимандрит Митрофан (в миру Николай Тимофеевич Ильин).
          Родился Николай Ильин 16 августа 1915 года в местечке Ин Благовещенского уезда Дальневосточного края в семье фельдшера. Вскоре после рождения Николая его родители - Тимофей Иванович и Агриппина Степановна - переехали на жительство в Тамбовскую губернию, где в их семье родились сын Василий и дочь Валентина. Детство Николай провел в д. Первая Березовка Мучкапского района Тамбовской области. Получив семилетнее образование, мальчик поступил в сельскохозяйственный техникум, который в 1935 году окончил дипломированным техником автомобильного дела. После техникума Николай поступил в Московский автодорожный институт.
          Война застала Николая в 1941 году в Березе, куда выпускник Московского автодорожного института был направлен на работу в качестве инженера-механика. В течение 18-ти месяцев - с января 1943 года и до освобождения белорусских земель от немцев - Николай Ильин воевал в партизанском отряде имени Димитрова бригады Пономаренко. Был командиром диверсионной группы, награжден медалью «За отвагу».
          Но чтобы победить врага, необходимо сначала победить собственный страх, который присущ каждому человеку как инстинкт самосохранения. И только у сильных духом людей страх формируется в бесстрашие. Вспоминая свои первые впечатления от войны, о. Митрофан никогда не приукрашивал и не бравировал, говорил простодушно и искренне.
          «В первые дни войны я находился в Белоруссии на строительстве аэродрома. Наблюдая за действиями немцев, был так потрясен, что от малодушия прятался во ржи, когда мимо шли немецкие солдаты. Однажды, когда шел по улице в Березе-Картузской, меня остановил немецкий офицер и приказал идти в полицию. Я, изнемогая от страха, не знал, что делать. Вдруг навстречу нам вышел мой начальник. На немецком языке он объяснил офицеру, кто я такой, и меня сразу отпустили…».
          Именно в эти страшные дни Николай стал понимать, что его жизнь охраняется Богом.
          Решение уйти в партизаны он принял в январе 1943-го. «Точного места нахождения партизанского отряда я не знал, – вспоминал о. Митрофан. – Знал только, в какую деревню они заходят. В этой деревне их и ждал. Когда придут партизаны – неизвестно, выбираться из погреба и спрашивать – опасно. Так и сидел в холодном подземелье неделю, не имея никакой пищи и изнемогая от холода. Но однажды ночью партизаны на подводе приехали в деревню. Они приняли меня в свой отряд, спасая тем самым от холодной и голодной смерти».
          «Господь чудно хранил мою жизнь, – рассказывал в своих беседах с близкими ему людьми монах-ветеран. – Однажды, когда при переходе железной дороги я отстал от отряда и пришлось пробираться в одиночку, немцы, заметив меня, открыли пулеметный огонь. Но по милости Божией ни одна пуля не попала в меня… При подходе к железной дороге, свой же солдат, не узнав меня в темноте, изо всех сил ударил прикладом винтовки в спину, но я остался невредим…».
          Диверсионная группа Николая Ильина часто минировала железную дорогу.
«Отправляясь на задание, мы не всегда проверяли взрыватель, – вспоминал Николай Трофимович. – Но на одном из таких заданий, когда я устанавливал мину, мне вдруг пришла мысль проверить взрыватель. Он оказался негодным. Если бы я его поставил, то мина взорвалась бы у меня в руках. Вот так Господь снова избавил меня от гибели... А еще как-то в составе разведгруппы я должен был поехать в разведку, но был неожиданно отозван и поставлен часовым в отряде. На следующее утро поступило известие, что разведгруппа попала в засаду и все погибли...».
          В июле 1944 года, после освобождения, Николай Тимофеевич был назначен начальником дорожного узла в г. Пружаны. Позже переведен на должность механика дорожного управления в Кобрин. Затем работал в Серпухове начальником хранилища на военной базе, но вдруг серьезно заболел… Болезнь напомнила о Боге и заставила идти в храм.
          «В то время, в 50-х, найти Евангелие было очень сложно, – вспоминал о. Митрофан. – Это была Книга, за которую могли посадить в тюрьму. В Серпухове я не сумел достать Евангелие. Тогда принял решение снова возвратиться в Белоруссию, где обстановка более благоприятная для Церкви. В Минске я был принят на работу в качестве главного инженера дорожного управления. Промыслом Божиим мне было суждено остановиться в доме, хозяйка которого имела Евангелие…».
          А затем было паломничество по святым местам: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра, Свято-Троице-Сергиевая… В Сергиевом Посаде, у мощей преподобного Сергия Радонежского, Николай получил исцеление. С этого момента Николай возжелал стать воином Христовым. Четыре года понадобилось, чтобы осмыслить это желание и сделать решающий шаг. И вот в марте 1958 года, в возрасте 43 лет, он был принят в число послушников Свято-Успенского Жировичского монастыря. Через полтора месяца его постригают в рясофор с именем Георгий, а в 1964 году – в мантию с именем Митрофан, в честь свт. Митрофана Воронежского. В монастыре батюшка нес различные послушания: работал в бухгалтерии, был экскурсоводом, трудился за свечным ящиком.
          21 сентября 1972 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополитом Антонием (Мельниковым) монах Митрофан (Ильин) был рукоположен во иерея. В 1980-м – возведен в сан игумена, а в 1994 году – в сан архимандрита.
          Отец Митрофан был награжден также орденами Русской Православной Церкви: преподобного Сергия Радонежского II степени и святого благоверного князя Даниила Московского II степени. 24 октября 2001г. архимандрит Митрофан был пострижен в великую схиму. 30 января 2006 года на 91-м году жизни отошел ко Господу.
          По воспоминаниям его духовных детей, батюшка, перенесший два инсульта, практически никогда не жаловался и не роптал на жизнь, удивляло и терпение, с каким 90-летний старец переносил свои болезни. Состояние его здоровья особенно ухудшилось за неделю до кончины – все это время он почти не разговаривал.
          Из воспоминаний брестчанки Наталии Морозко, духовного чада о.Митрофана: «Как и у многих, мое знакомство с батюшкой произошло у свечного ящика Свято-Успенского собора Жировичского монастыря. До сих пор сохранились у меня записанные тогда на клочке бумаги молитвы... Вот уже скоро 10 лет, как нет о.Митрофана. Но все его слова и наставления живы. Учил батюшка все трудные вопросы и недоумения возлагать на Бога. «В первую очередь обращайся к Богу. Молись и Бог поможет».
   Вся монашеская жизнь схиархимандрита Митрофана – это путь любви к Богу и ближнему. И путь этот длился 47 лет – большая часть прожитой жизни. И навыки этой любви он начинал постигать в годы войны, защищая земное Отечество, чтобы впоследствии стать добрым воином отечества Небесного.
 

© Ольга РОЛИЧ, 2015

/"Заря" № 46 за 25.04.2015 г./


Рецензии