Короли и кукуруза

     Недавно проходил мимо ГУМа и заглянул посмотреть, что там и как.
     Внимание привлек прилавок с соками. Он выглядел точь в точь как в советские времена, только без толчеи покупателей. Продавщица явно скучала.
     Я подошел.
     -Сколько стоит стакан томатного сока?
     -Пятьдесят рублей.
     Что-то в моей душе дернулось, и я спросил:
     -А знаете, сколько стоил стакан томатного сока при дяде Брежневе?
     -Cколько?
     -Десять копеек.
     Продавщица, молодая девушка, задумалась. Ей, по-видимому с детства внушили, что при социализме люди жили плохо, очень плохо, и ее родители стонали под игом злых коммунистов не дававших народу досыта поесть.
     Этот разговор у прилавка с соками в самом центре столицы нашей родины подвиг меня заняться кой какими экономическими расчетами в духе Джона Рида. Тем более, мне давно хотелось развенчать миф о прекрасном и добром президенте Путине накормившем и напоившим  несчастный русский народ.
     Итак, учитывая мою зарплату молодого специалиста в 80-е годы, которая составляла сто двадцать рублей, я тогда на нее мог купить 1200 стаканов сока. Теперь, уже будучи не молодым специалистом, на свою зарплату двадцать три тысячи рублей, я могу купить 460 стаканов. Прогресс путиномики налицо!
     Продолжим.
     Недавно хозяин, чтобы я выглядел поприличнее, выдал мне в качестве спецодежды новую фетровую шляпу.
     Заглянув в интернет,  и поинтересовавшись, сколько стоит обычная шляпа, я с ужасом узнал, что на мою “хорошую” месячную зарплату можно купить только четыре шляпы.
     То-то бы удивился мой покойный родитель. Он любил носить фетровые шляпы, и не только по праздникам.
     Пятнадцать лет назад, когда я служил за границей в составе ограниченного контингента миротворческих сил Организации Объединенных Наций, на мою месячную зарплату международного полицейского можно было купить подержанную, но вполне приличную машину.
     Чтобы купить машину сейчас, мне понадобится не пить не есть два с половиной года.
     Впрочем, может, я что-то не так понимаю? Теперешняя Москва забита иномарками. Им не хватает дорог, негде парковать. Может, у людей все же появился достаток?
     В советское время мне, чтобы купить жигули, надо было копить четыре года.
     Мерило достатка среднестатистического совка – наличие в его холодильнике вареной колбасы.
     Давайте прикинем, сколько килограммов колбасы мог купить на месячную зарплату советский человек, и его сын (внук) живущий в капиталистическом раю.
     Один килограмм докторской колбасы стоил два рубля тридцать копеек. На мою месячную зарплату ее можно было купить аж 52 килограмма.
     Найти по интернету ответ, сколько сейчас стоит килограмм вареной колбасы, оказалось невозможно. Пришлось сходить в магазин.
     В соседнем магазине “Рублевские колбасы”, он оказался ближе всего к моему дому, килограмм докторской колбасы стоит  485 рублей*. На мою теперешнюю месячную зарплату этой колбасы можно купить 47 килограмм.
     Можно копнуть и глубже.
     В 1913 году средняя зарплата рабочего Путиловского завода была примерно 26 рублей в месяц. Цену на колбасу я не нашел, но фунт говядины в августе 1914 года стоил 22 копейки.** Это примерно 47 килограмм в месяц!
     А чтобы ваши мозги уж точно встали на свое место, укажу, что такое настоящий социальный прогресс. В 1903 году зарплата рабочего составляла 17 рублей в месяц. За десять лет рост в полтора раза при неизменных ценах! Цены на товары даже несколько снижались.
     Итого: 47, 52 и 47. Жизнь стала лучше, жить стало веселей.
     Если посмотреть трезвым, не аффилированным в придворных кругах взглядом, то один советский рубль по своей покупательной способности равняется тысяче путинских. И оба ни в какое сравнение не идут с рублем николаевским, тот видите-ли имел золотое обеспечение.
     Я нарочно не использую введенную в обиход среднюю зарплату по стране. Во-первых, это скорее продукт пропаганды, чем реальный научный результат, и, во-вторых, кто ее видел, это как средняя температура по больнице. Зайдите на биржу труда, или откройте газету “Работа, учеба, сервис”, там расценки на товар рабочая сила другие, значительно ниже.
     Впрочем, если хотите, можете сравнить уровень дохода генералов тогда и теперь. Мне ближе обычные работяги.
     Изыскание можно продолжить и по другим позициям. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, но, в чем прогресс? Почему большинство наших граждан считает, что жить они стали лучше?
     Когда начинаешь объяснять наиболее упертым суть того, что было мною выше изложено, они все равно говорят: лучше.
     -Чем лучше?
     -Лучше и все.
     Одна бабуля выдала мне самое сокровенное: При Ельцине не платили зарплату.
     Ее сын явно не работает на стройке века – космодроме Восточный.
     -Как не платили? Чем же вы жили?
     -А вот так и жили, торговали на рынке.
     Парадокс времени – тогда было чем торговать, но, жили плохо. Теперь торговать нечем, но живем лучше.
     Мне кажется, секрет кроется в сути пропутинской пропаганды. Народу внушили, что они живут хорошо, о них заботятся, зарплата растет день ото дня. При этом никто не говорит, что рост зарплат в стране лишь в малой своей толике компенсирует инфляционный рост цен на товары и услуги.
     Как внушили? Это вы, батенька, дали! Пальцем и в …
     А вот так: на Украине ведь смогли внушить русским людям, что москаль, то есть такой же русский, но живущий севернее, их главный враг.
     Каждый раз при повышении пенсий и зарплат об этом во всю ивановскую трубят средства массовой информации, и напрочь забывают, что цены уже выросли и выросли значительно более добавляемых народу сумм.
     В выигрыше только богачи. Их доходы растут столь стремительно, что экономика страны просто не в силах поглотить весь прибавочный продукт. И он в значительной своей части оседает за рубежом, на тайных счетах.
     Если у свободного человека отнять все, сделать рабом, но при этом накормить похлебкой, дать набедренную повязку и развлечь каким-нибудь гнусным зрелищем, то его можно заставить работать от зари до зари, он своему господину будет пятки лизать.
     Скажите, что я не прав?
     Конечно, не прав. По плану на 2018 год у нас выход из кризиса.
     И тут налицо социальный прогресс. Хрущев обещал мне коммунизм, Горбачев – дать всем гражданам к 2000-му году жилье. Ельцин ничего не обещал, он заливал внутрь, и не занимался сокращением штатов или уничтожением народных льгот.
     Планы правителей страны мельчают.
     Да и Госплана теперь нет. В лучшем случае – бюджет страны на текущий год.
     А что произойдет, если вдруг это самое импортозамещение состоится?
     Тут великий экономист Кудрин прав. Это будет уже не кризис, коллапс. Куда будем девать излишек товаров, дорогих и не очень хорошего качества, при том, что уровень зарплат неуклонно снижается? Уж лучше закупать за рубежом. Так надежнее, легче регулируется рыночным механизмом. Надо лишь сдерживать рост зарплат и инфляцией добиваться баланса доходов и расходов.
     Капитализм – кризисное ведение хозяйства. От кризиса до кризиса. Каждый последующий сильнее предыдущего. Так меня учил в институте профессор экономики Алмазов.
     Ну, и напоследок, для тех, кто еще не понял, почему кукуруза. Это у них, там, в Америке – капуста. А у нас – кукуруза. Конечно же кукуруза.
                2015г.               

*Цена на 28.04.2015г.
**Докторская колбаса введена в обиход в Советские времена как лекарство от анорексии.
    


Рецензии