Откуда есть-пошла Великая Европа. Часть 3. О понят

Цивилизация
Слово, употребляемое вкривь и вкось, к месту и не к месту. Предполагается, что это что-то очень хорошее, человек «цивилизованный» на целый рост выше «дикого». Кроме того, по происхождению на слово наложено ограничение, неправомерное, по-моему. Civil – гражданский, т.е. цивилизация – общество индивидуумов, организованных в государство – граждан. В таком понимании цивилизация исключает все догосударственные объединения людей – племя, род, клан, семью… Думаю, что это ограничение «века Просвещения» следует отбросить, иначе цивилизованным станет человек, плюющий в глаза старому деду и признающий только авторитет начальника.
Кроме того, постоянно возникает путаница между словами «цивилизация», «культура», «прогресс» и т.п. хорошими, но бессмысленными из-за этой путаницы словами.
Давайте подумаем. Человеческое общество (клан, род, племя) произошло от стаи, похожей на современные обезьяньи стаи. Чем отличается человек от обезьяны? Интенсивностью и полнотой передачи жизненного опыта другим членам стаи, прежде всего – следующему поколению.
Примем определение: цивилизация – это процесс накопления и передачи «по наследству» обретённых знаний и опыта, прежде всего, с помощью членораздельной речи и ясного письма.  Обезьяны тоже передают младшим нажитый опыт, но только какими-то крохами, которые не сказываются в целом на коллективном опыте стаи. Подчёркиваю: в таком определении цивилизация – не состояние общества, а процесс, реакция, движение. Наверное, можно было бы придумать какое-нибудь новое слово, но это означало бы лишь добавление нового термина и дополнительную путаницу к существующим. Так что лучше мы изымем прежнее бессвязное содержание имеющегося термина и наполним его смыслом.
Между прочим, из такого определения цивилизации следует интересная коллизия: цивилизованным человека (индивида) можно назвать лишь тогда, когда он активно участвует в накоплении и передаче знаний, в противном случае, даже если индивид «как денди лондонский одет», он ничем не отличается от дикаря, лежащего под пальмой и ждущего падения плода; иными словами, рантье находятся вне цивилизации.
Цивилизация начинается с образованием (обособлением) конкретного сообщества людей, далеко не всегда связанных родственными узами. Цивилизация рождается в муках, отсекающих новорожденную от прежнего «материнского» тела – либо чрезмерно разросшееся племя изгоняет избыточную часть соплеменников (из-за ограниченности пищи), либо случайно скопившиеся в каком либо защищённом природой месте отчаянно отбиваются от завоевателей и в пламени войны появляется новое общество, либо вследствие грандиозной природной катастрофы выжившие люди вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Всегда зарождение цивилизации связано с резко (катастрофически) изменившимися условиями жизни и необходимостью приспосабливаться к новым.
Цивилизации умирают. Умирают насильственно, когда  иноземное вторжение приносит такую массу иной культуры, что простое сосуществование исходной и привнесённой невозможно. Как правило, в течение нескольких веков происходит синтез двух культур и начинается новая цивилизация. Так умерли цивилизации бриттов и англо-саксов с нормандским вторжением и началась английская цивилизация.
Цивилизация обновляется при колоссальных вспышках социальной розни – крестьянских восстаниях, грандиозных революциях, истребительных гражданских войнах. Тогда рушится парадный фасад аристократической культуры и масса культуры нижних слоёв (аристократы говорят – быдла) вступает в синтез с культурой верхних. В принципе, так тоже начинается новая цивилизация, но её течение более быстрое и она скорее приходит к исчерпанию ресурсов, нежели цивилизация «невзрывного» порождения. Достижения грандиозных революций поразительно быстро нивелируются, а  дети и внуки революционеров, омещаниваясь, становятся убеждёнными контрреволюционерами. Процесс естественный, отслеженный во многих странах различных эпох… Двадцатый век для России был именно такой вспышкой.
Цивилизации затухают – когда достигнут предел познаваемости мира на их уровне развития. Когда новые попытки познать мир приводят лишь к появлению фантастических умозрительных конструкций, не вносящих ничего нового в реальную картину мира. Когда исчезает интерес к познанию природы («всё уже познано», «всё открыто»). Когда случайно открытый новый материал оказывается ненужным, поскольку не созданы такие машины или изделия, где его можно использовать.
Последнее попробую проиллюстрировать историей открытия и использования металлов. «Семь металлов знает свет»… Золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть и железо. К началу гутенберговской эры в Европе, реально известное число их было больше – к перечисленным добавим цинк, сурьму, висмут, мышьяк, платину, либо встречающиеся в самородном состоянии, либо легко выделяемые из руд. Однако реального применения эти «незамеченные» металлы не находили – хватало семи.
Затухающим («умирающим») цивилизациям новых знаний не нужно – здание картины мира у них уже построено и новые кирпичи излишни.
Очень часто смена цивилизаций не замечается современниками. Так, Европа до 15 века однозначно развивалась по азиатскому пути – как в Индии, Китае, мусульманских странах. В 15 – 16 веках прежняя линия развития, прежняя цивилизация, погибла в протестантских странах, где начала формироваться гутенберговская Европа. Со временем эта новая цивилизация проникла на католический юг, где произошёл синтез новой цивилизации, отличной как от прошлой, феодальной, так и от новой, гутенберговской. Время оформления этой новой цивилизации Южной Европы – 19 век.
С колониальными завоеваниями гутенберговская цивилизация расширилась до масштабов всего Земного шара, культура Европы, вступив в синтез с местными культурами, породила сложную картину мира 20-го века.
Культура
Вся совокупность накопленных и передаваемых следующим поколениям знаний, опыта, умений, традиций, обрядов и материальных ценностей, особенно производственных – результат коллективной творческой деятельности общества, результат жизни цивилизации можно назвать культурой. Т.е. «лондонский денди» может быть нецивилизован, но культурен, поскольку живёт по обычаям, выработанным предками ещё при живой цивилизации, либо подражая своим цивилизованным современникам.
Такое различие цивилизации и культуры необходимо для описания взаимодействия разных цивилизаций и культур.
Культура многопланова – в её багаж входят разные танцы-шманцы-хореография, сказки, легенды, литература и прочее гуманитарное наследие. Однако, из танцев пушку не сделаешь, богатырскими былинами завод не построишь, самой лучшей поэзией не выплавишь сталь, а музыкой – не накормишь голодающее население. Поэтому следует различать две части культуры – гуманитарную и техническую. Всякое лупоглазанье собственного пупка и «самосовершенствование» через медитацию может считаться чисто религиозным фактом и в серьёзном исследовании во внимание не приниматься.
Очевидно, что уровень жизни определяется технической частью культуры – производственными навыками, технологией, уровнем знаний о природе, умением использовать природные ресурсы для собственного благосостояния. Гуманитарная часть культуры может влиять на уровень жизни только разработкой и совершенствованием организационных методов ведения хозяйства и регулирования общественных взаимоотношений.
Ещё одно маленькое дополнение к теме культуры. К ней относятся не только «положительные» знания и умения, но и те, к которым ханжи лепят эпитет отрицательных – мат, воровство, грабёж, убийство, искусство лгать и т.п. Не было в истории времени или ситуации, когда «отрицательные» стороны культуры не оборачивались «положительной» стороной (на войне, например). Мат же в своё время был священным языком жрецов, христианство объявило всё, что было до него нечистым. С ослаблением христианства бледнеет и негативная оценка мата. Впрочем, это общее свойство всех религий – объявлять святыни предыдущей религии нечистыми и бесовскими.
Когда цивилизация останавливается («умирает»), накопленная культура не исчезает. Она может потерять некоторые элементы, связанные с движением, развитием, но погибнуть полностью она может только со своими носителями. Так образуются реликтовые этносы, застывшие в стороне от дорог завоевателей и «цивилизаторов». Вывести их из статичного состояния может только резкое – катастрофичное – изменение условий жизни. Тогда либо гибнет этнос, либо начинается новая цивилизация.

Исторический путь человечества прядётся из отрезков пути отдельных человеческих общностей – племён, этносов, государств, т.е. из отдельных цивилизаций. Каждая цивилизация ценна, но ценнее всего их многообразие – взаимодействуя между собой, сталкиваясь, воюя, заключая союзы, сливаясь – они не дают застыть всему человечеству. Великая утопия гуманистов прошлого – единая цивилизация на Земле, единое государство, единый народ – самое опасное заблуждение из добрых намерений. Единое государство Земного шара будет означать остановку цивилизации за время в несколько сот лет, консервацию культуры на достигнутом уровне и превращение всего человечества в реликтовый этнос без надежды выйти из статичного состояния и начать новую цивилизацию. Это Эдем, рай на Земле, рай, где всё для всех предопределено, где нет места иному творчеству, как постоянно перемалывать одни и те же древние поэтические сюжеты, петь, танцевать, да медитировать в собственном пупке. Это Город Солнца Кампанеллы, тысячелетний Рейх, вечный Третий Рим… Мечта церкви.


Рецензии
А о какой цивилизации говорил своим ученикам тогда и говорит до сих пор Иисус Христос ? Как Вы думаете?

Роза Ветров 1   07.05.2017 19:51     Заявить о нарушении
Иисусы Христосы - их было несколько - говорили о разном.
Первый, реальный, замышлял госпереворот с отделением от Рима. Фрагменты этого замысла просматриваются в бесчинствах библейского персонажа в храме (разгон менял).
Второй - очень возможный - призывал просто соблюдать иудейские законы не понарошку, а всерьёз.
Третий, тоже возможный, - "не человек для субботы, а суббота для человека".
Последний - никогда не бывший, но библейский, говорит лишь то, что позволмлм ему первые церковные соборы.

Георгий Томберг   05.09.2017 05:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.