Разоблачение казнокрада по следам ревизоров кру

ПОДРОБНОСТИ
РАЗОБЛАЧЕНИЕ КАЗНОКРАДА ПО СЛЕДАМ РЕВИЗОРОВ КРУ
Старший следователь по особо важным делам городского управления  внутренних дел следственной части майор юстиции Денис Александрович Замолаев на днях провел  встречу с областными СМИ. Наш корреспондент побывал на ней.
Денис Александрович в новой должности работает всего полтора года, до этого   он был четыре года следователем следственного отдела, затем столько же возглавлял этот же отдел в Бежицком  РОВД. Там  за год он расследовал до сорока уголовных дел, связанных с  разными видами преступлений. В новой должности Замолаеву  удалось довести до суда три уголовных дела: одно по  сбыту наркотиков, второе по укрывательству от уплаты налогов, и последнее в сфере экономики, которое потребовало  большого профессионального мастерства…
Прошлым летом ревизорами областного  контрольного управления была проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности областной детской туберкулезной больницы, находящейся в Бежицком районе. По результатам ревизии, длившейся полгода, выявлена крупная недостача бюджетных средств…
В ходе расследования было установлено, что главным бухгалтером Светланой Юрьевной Шитой совместно с сотрудниками в течение двух лет совершались денежные хищения. Забегая вперед, можно сказать, что недавно приговор (три года лишения свободы) вступил в силу, и теперь она отбывает наказание. Ей предъявлялось обвинение в растрате 550 тысяч рублей. Чтобы завладеть такими деньгами, участникам этого уголовного дела пришлось изготовить более трехсот разных документов. А всего следователями проверено 120 архивных папок с бухгалтерскими отчетами. Следствие велось по трем статьям  УК РФ: присвоение, должностной подлог, подстрекательство к изготовлению платежных документов. Систематически Светланой Юрьевной изготовлялись липовые документы для перечисления денег в различные организации за якобы приобретенную продукцию. Все поддельные бумаги прикладывались к авансовым отчетам, которые она сама же и утверждала. Более того, чтобы придать своей преступной деятельности правдоподобность, изготовила печати и бланки тех предприятий, из которых якобы поступали в больницу продукты…
До ревизии в бухгалтерии дела шли как будто гладко, а когда проверки выявили недостачу, на их основании было возбуждено уголовное дело. И это при всем том, что все документы оформлены надлежащим образом, что первоначально  даже не возникало  подозрений о их фабрикации, поэтому  без встречных проверок  недостачу было очень сложно обнаружить. Печати стояли где нужно. Подписи тоже. Возникал вопрос: чьи они, кем выполнены? Ответ был найден во время обыска в квартире  Шитой, в результате  которого были обнаружены бланки с печатями других организаций. На вопрос, где Светлана Юрьевна их брала, она отвечать отказывалась. Или ссылалась на то, что их кто-то ей дал. Напрашивался вывод: может, ее кто-то втянул в преступление? Но внятного и вразумительного ответа  не последовало. Предварительное и судебное следствие доказало ее вину в полном объеме…
 Ей только 48 лет, имеет двоих детей. Дочь работала в той же больнице заместителем главврача по экономике, но после разоблачения матери была вынуждена уволиться. Заработная плата главного бухгалтера около трех тысяч. Конечно, оклады в учреждениях здравоохранения невысокие. Но это вовсе не повод для  воровства  бюджетных денег.
При расследовании дела, длившегося десять месяцев, отрабатывался огромный круг лиц, потому что надо было выяснять сотни фактов хищений: откуда все это вышло? Проводилось около тридцати технических и почерковедческих экспертиз, которые из большого круга подозреваемых установили, что документы, измененным почерком оформляла бухгалтер Н.Троицкая. Однако следствие не установило, какие же суммы Шитая передавала своим соучастникам. Со слов подозреваемых получалось, что они якобы не догадывались о махинациях главного бухгалтера, которая в свой черед  до самого вынесения приговора упорно отрицала предъявленные ей обвинения. Хотя было точно установлено, что с их помощью она и совершала  подлоги. Близкая подруга Светланы Юрьевны  кассир Н.М.Лущак, которая всегда ей помогала совершать хищения денежных средств, постаралась оправдаться. Но следствие неопровержимо установило степень ее вины, однако прокуратура подала прощение о ее амнистировании, что было сделано еще до суда. От скамьи подсудимых  ушла и Троицкая. Однако до конца не выяснено, получала ли она от Шитой вознаграждения за изготовление подложных документов? Хотя очевидно, что такие преступления в одиночку не совершаются, а если они стали достоянием правоохранительных органов, то распутать клубок может только опытный сыщик, каковым и является  старший следователь по особо важным делам  майор юстиции Д.А. Замолаев. Денису Александровичу за время долгого расследования пришлось самому постигать весь механизм работы бухгалтерии, и раскрыть способ подделки документов.
Ревизоры КРУ отмечали, что Светлана Юрьевна  очень грамотный человек. При первом знакомстве с бухгалтерскими отчетами, нарушений выявлено не было. Поэтому пришлось проверять каждый документ. Была затронута практически вся финансово-хозяйственная деятельность за период 2000 --01 годов.
Тщательные проверки  выявили, что главный бухгалтер за спиной  главного врача В. Р. Миленковой решила присваивать государственные денежки. Это делалось следующим образом. Первичные бухгалтерские документы оформлялись расходно - кассовыми ордерами на выдачу денег из кассы, которые до указанных  в документах лиц, разумеется, не доходили. Таким образом, они были списаны по кассе и накладные  с печатями  различных организаций прикладывались к отчетам на якобы поставленные продукты. Хотя на самом деле никакая продукция больнице не поставлялась, никакие деньги ни в какие организации не вносились, а присваивались мошенницей. Так продолжалось в течение двух лет.
После ревизии Шитая была уволена по известным мотивам, а  этим летом Бежицким райсудом был вынесен приговор -- три года лишения свободы. Для Светланы Юрьевны этот срок показался несправедливо завышенным. Поскольку никогда виновной себя не считала. Она пыталась обжаловать вердикт суда. Но областной суд, однако, приговор оставил без изменений.
Возникает вопрос: каким образом так виртуозно совершались хищения денег, не замешана ли в них главный врач, без подписи которой  хозяйственно-финансовая деятельность больницы вряд ли осуществляется? Действительно главврач подписывала всего какую-то часть  документов, и удивительно то, что она даже не подозревала о тех аферах, которые совершала главный бухгалтер. И не столь убедительно звучит тот факт, что главный врач была обманута  всего на четыре с половиной тысячи рублей. Тогда как быть более чем с полумиллионом, с  чьего ведома  деньги растаскивались. Наверное, был все-таки покровитель, который выведен из поля следствия высокими чинами? И не потому ли сейчас Миленкова в этой же больнице занимает должность  врача фтизиатра. С выходом на пенсию она якобы ушла с поста главврача больницы. Ведь к преступлениям главбуха она не причастна, поэтому в ее действиях не установлено состава преступления. Хотя с попустительства главврача и стали возможны финансовые хищения, что не снимает с нее персональной  ответственности. В отношении Н. Троицкой и Н.Лущак дело прекращено в связи с амнистией, обе прохвостки уже работают в других организациях.
 Сама Шитая в больнице в должности главного бухгалтера была с 1994 года.
Следствие не располагает сведениями, совершала ли Светлана Юрьевна подобные преступления раньше, что впрочем, к данному делу не относится. Хотя на изучение фактов ее деятельности прошлых лет, потребовался бы ни один год. На всем протяжении судебного разбирательства, повторю для резюме, Щитая держалась достаточно уверенно, не признавая свою вину, дескать, не крала бюджетные деньги. Больница финансировалась департаментом здравоохранения, затем эти деньги снимались из сбербанка, приносились в кассу, а оттуда расходовались на всякие нужды медучреждения, и с помощью различных афер  попадали в личный карман расхитительницы. Кстати, за такое преступление в советскую эпоху казнокрады могли получить высшую меру или большой срок заключения. Сейчас времена другие. Правосудие стало гуманнее и терпимей к такого рода преступлениям. И никто не может сказать, досидит ли свой срок она, так как наше правительство может придумать очередную амнистию для людей, совершающих хищения в особо крупных размерах…
Владимир ВЛАДЫКИН.
      
 


Рецензии