Заметки стрекулиста
Мы сдавали очередной экзамен в Ленинградском государственном университете на факультете журналистики. В аудитории сидело несколько первых смельчаков. Каждый вытащил для себя по счастливому билету и все расселись за столами. Преподаватель дал двадцать минут на подготовку ответа.
К слову сказать, у меня была голубая мечта: хоть один экзамен сдать без подготовки.Взять билет "методом тыка"/"Операция Ы"х/ф.Новелла "Наваждение"/ и сразу отвечать.Словом,с места и в карьер. К моему величайшему и глубочайшему сожалению,так и не осуществилась.
Сам преподаватель принялся заполнять экзаменационную ведомость. Ничто не предвещало бури. Все спокойно готовились к экзамену. Вдруг преподаватель оторвал голову от ведомости и сказал одному из студентов: «Книжку мне на стол положите». В аудитории сразу наступила сверхнапряженная немая пауза.Слышно даже стало,как тревожно зазвенел струной воздух в экзаменационной аудитории. Студент, к которому обращался преподаватель, сидел впереди меня, даже замер от неожиданной просьбы и был на грани обморока. Я отлично видел на его коленях под столом книжку -учебник, из которой он самым бессовестным и наглым образом списывал ответ на билет. Кстати, он сдавал экзамены «на хорошо» и «отлично». Пауза с двух сторон несколько затягивалась. «Мне долго ещё ждать?»,-уже нервно напомнил преподаватель о своей просьбе. Безлаберный студент выжидал, до последнего тянул время, как потом оказалось, совсем не напрасно и с большой пользой для себя.
Так что не всегда даже на явный и грозный призыв следует поспешно торопиться с необдуманными действиями.
Все студенты в аудитории перестали готовиться к экзамену и напряженно следили за дальнейшим развитием ситуации и заторможенными действиями однокурсника. Когда пауза уже слишком затянулась и перестала быть даже МХАТовской, преподаватель уже не скрывал своего раздражения: « Я сколько раз буду вам повторять, чтобы Вы принесли зачётную книжку мне на стол?»
Аудитория наконец-то облегчённо выдохнула. Мой сосед с таким яростным рвением бросился выполнять просьбу преподавателя, что я испуганно подумал: как бы он не перевернул и мой стол. На этом инцендент был исперчен, как говорил Владимир Владимирович…Нет, не Путин, а- Маяковский…
Да, много на свете разных и хороших книжек. Есть трудовая книжка. Пенсионная книжка. Лично мне почему-то больше нравилась и нравится одна-сберегательная книжка…
БАБНИК - ДЕВИЧИЙ ПАРЕНЬ
У кого-то данное слово вызывает на лице улыбку. Приятную. У жены или подруги, естественно, оно вызывает грусть, если не справедливое возмущение и даже-ярость. Сколько вокруг бабника сломано копьев. Как ругали и клеймили позором фильм «Бабник», который показывал как бы не типичное явление для советского образа жизни. Эталоном отражения типичного советского образа жизни был, есть и останется на все времена, естественно, фильм «Кубанские казаки». Таким образом в Советском Союзе был как бы двойственный советский образ жизни:один в искусстве и пример тому «Кубанские казаки», а другой – в действительности. И пример тому –распад Советского Союза. Потому что дальше такая политика двойных стандартов продолжаться не могла. Сколько верёвочке не виться, а конец всегда будет. Но я всё-таки не об этом. Мне бы хотелось сказать несколько тёплых слов в защиту бабника. Точнее, не самого бабника, а явления, которое и породило бабника. Мы не хотим понять, что жизнь – это диалектика. Всё плохое, что связано с бабником, это лишь одна сторона медали. Нам же важно понять причину, а не просто по-обывательски и по-житейски ругать бабника. А причину не поймёшь, когда не обратишь внимание на вторую сторону медали . И тут, к сожалению,/ а может быть, и, к счастью/ не обойтись без некоторых интимным подробностей. Это чтобы меня правильно поняли, а не обвиняли ложно в смаковании разврата.
Чем одна женщина /жена/ отличается от другой женщины/любовницы/? С точки зрения физиологии –ничем.Тогда в чём для бабника разница? Мне скажут, что любовница моложе. А вы посмотрите фильм «Чай и симпатия». Да есть немало и других противоположных примеров. С точки зрения интеллектуальных возможностей, вообще глупо было бы рассматривать и сравнивать. Ведь не это же бабника …привлекает и так притягивает к другой женщине. Интеллектуальные способности для любовницы, скорее,большой минус. Тогда что так тянет? Слаще? Хрен редькина не слаще. Ответ до банальности простой –новизна. Новое. Бабнику, как и ребенку, нужна для забавы, для самоутверждения постоянно новая игрушка". Девичья игрушка. Новая погремушка… Он тянется к новому, что ещё не открыто и непознано и кажется лучше того, что уже есть. Как говорится, что имеем не храним, потерявши плачем. Или хотел, как лучше, а получилось, как всегда, то есть остался у разбитого корыта. Вывод? Довольствоваться малым или всё-таки…Решение принимать самому, как в известной песне:иметь или не иметь.
А при чём тут защита бабника? Во-первых, «бабник» -это бабкин. Бабки. Не дедки. Не детки. А девки. Во-вторых, в жизни –то мы ругаем ретрогРада. Ортодокса…А что было бы в истории, если бы были одни только ретрограды, контрреволюционеры, а не было бы революционеров, естествоиспытателей. А если всерьёз, я упрощаю мысль для простоты её понимания. Не забывайте об этом. Помните…
Простота -хуже воровства.
ТРЯСИНА
9 мая 2015 года исполняется 70 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Истоки её - в рамках Второй мировой войны. Для Запада она остаётся Неизвестной войной. Как и могила неизвестного солдата. Как и известный Неизвестный Эрнст. Как и неизвестная ошибка в компьютере. Как и известный неизвестный фильм участника Великой Отечественной войны Г.Чухрая «Трясина». Как это неизвестный фильм, возмутится обыватель? Тогда назовём фильм «Трясина» непонятым, то есть непонятным до той глубины мысли, которую заложил в художественное историческое мировое полотно великий советский режиссёр. Я подчёркиваю – фронтовик! Потому что именно фронтовик имел полное моральное право поставить такое бессмертное произведение. Для будущих потомков. Для будущего. Для светлого и мирного будущего, к которому так стремился советский народ через все трудности, страдания, многочисленные испытания и смерти. Миллионные жертвы были не напрасны. Ибо все они –во имя светлого будущего. Во имя мира на планете по имени Земля. Будущего, в котором не будет войн. Вот об этом фильм «Трясина» и прежде всего об этом, но отталкивался он от настоящего времени, от настоящей войны, что является первым планом фильма. Словом, фильм снят в двух планах. Второго плана зрители так и не увидели, не поняли. Да он их и не интересовал. Так устроен человек, он живет и хочет жить сегодня, сейчас, сию минуту… А завтра? Завтра будет завтра. До этого ещё надо дожить. А зачем заглядывать в будущее? Оно чужое для нас. Как звёзды на небе. Ну, какое нам дело до них. Холодных и мёртвых. Чухраю, как художнику, было до них самое непосредственное дело. В этом и есть отличие художника от обывателя. Он мыслит масштабнее. Художник нам говорит первым планом. Враг напал на одну шестую часть нашей земли. И её нужно защищать даже ценой своей жизни. Двух мнений тут быть не может. И как художник, и как фронтовик Чухрай в первом плане полностью на стороне народа освободителя и победителя. И осуждает предателя и изменника родины. Труса. Эгоиста, для которого собственная шкура дороже, чем свобода и независимость родины. И это говорит солдат, воин. Но режиссёр не был бы истинным великим художником, если бы на этом поставил точку. Зачем бы было для простых и понятных всем вещей, которые лежат прямо на поверхности и сами за себя говорят, ставить художественный фильм. Я подчёркиваю - художественный! Главный вопрос остался до конца нерешённым, кровь продолжает проливаться. А вопрос заключался в том, что такое война, где её истоки и как сделать, чтобы войн не было, чтобы у матерей не отбирали и не убивали сыновей.
Героиня фильма «Трясина» прячет младшего сына от войны на чердаке своего дома. Украинские женщины сегодня тоже не пускают мужей и сыновей на войну. В связи с этим сравнением искусства /фильм «Трясина/ и действительности /события на Украине/ правомерно ли утверждает В. Глаголева своим названием фильма -«Одна война»? У слова «война» сегодня появился новый синоним –терроризм. И это уже второй, скрытый план фильма Г.Чухрая. Протест против войны, против терроризма… Для этого надо пополнять ряды пацифистов. Но о каком пацифизме можно было говорить в стране, где НВП преподавали в школе и даже девочкам, в ВУЗах страны были военные кафедры, пополнялись ряды ДОСААФ, а патриотическое воспитание обязательно было с приставкой –военное, сдавали нормативы ГТО. Службу в армию воспевали в фильмах и в художественной литературе, в песнях. Вспомните, например, фильм «Офицеры» и знаменитую фразу из него:есть такая профессия –родину защищать. Правильно, но это только одна сторона боевой медали. Вторая её сторона заключается в том, что, защищая, надо убивать. Выполнять боевой приказ. А если солдат получит приказ убивать собственный народ, что мы видим сегодня на Украине. И солдат слепо и тупо подчиняется этому преступному приказу. И солдат из освободителя превращается в захватчика, в обыкновенного военного преступника, убийцу… Убийцы выходят на дорогу. Режиссёру и фронтовику Г.Чухраю нужно было иметь громадное гражданское мужество, чтобы при таком перевесе сил всё-таки попытаться выразить протест против войны. Хотя бы против войны. Хотя бы вот таким несуразным, стихийным и неосознанным эгоистическим поступком матери. Именно матери, потому как она является символом матери-родины. С одной стороны, она должна послать своего родного сына на смерть, с другой стороны, она же не для массового убийства дала ему жизнь. Для жизни. Для мирной жизни. И почему, кто-то, кроме его самого, может распоряжаться его жизнью. Протест художника Г.Чухрая так и не был услышан.До этого не был услышан и протест С.Бондарчука. И до сих пор продолжает проливаться кровь, потому что на войне построен бизнес, система капитализма. Война стала бизнесом на крови- в широком смысле слова война. Как трясина она затягивает человечество всё глубже и глубже на дно… Сегодня мы хорошо видим это и на Украине. Война стала прибыльным бизнесом для олигархов. Прибыльным делом. Прибылью, для которой человеческие жизни не стоят и ломанного гроша. Ничего не стоят…Звон монет, монетизация перекрывает крик исстрадавшейся, измученной русской души. И не внимает призыву пацифиста Л.Н.Толстого:прогресс состоит во всё большем преобладании разума над животным законом борьбы. Законом естественного отбора.
НЕИЗВЕСТНЫЙ РОМАН В СТИХАХ А.С. ПУШКИНА
Кому незнаком Евгений Онегин, тот некультурный человек. Не русский человек.Не российский человек.Не малороссский человек.Не советский человек. Но мало кто знает о другом незаконченном романе в стихах А.С.Пушкина «Езерский». Неизвестный роман, ибо незаконченный роман. Роман, в котором вместо жирной точки-многоточие. Роман с открытым финалом. Простор для сотворчества с поэтом. Эпиграфом к нему, как впрочем и ко всему творчеству Пушкина, можно было бы поставить его афористическое выражение:тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман. Кстати, поклонник Пушкина Л.Н.Толстой перефразировал его:мысль народная, что стало уже эпиграфом ко всему творчеству самого графа Л.Н.Толстого и прежде всего его романа –эпопеи « Война и мир».На свой лад переделал афоризм Пушкина и Н.А.Некрасов:русские мысли. Андрон Кончаловский взял афоризм Пушкина в качестве названия своей духовной исповеди наедине со всеми. Хоть роман и незакончен, но по его разрозненным страницам можно судить, что этот роман в стихах –антиромановский. В смысле того, что направлен против Дома Романовых, царской династии, их «возвышающего обмана». Вслед за Романовыми уже их потомок В.С.Черномырдин тоже провозгласит «Наш дом –Россия». Правда, потом « партийный дом Черномырдина» и иже с ним рассыплется, как карточный домик.
Роман в стихах А.С.Пушкина не Сибириада, а – Иванькиада. Вечный поэтический спор с Г.Державиным. Вечный спор «отцов и детей»,ученика и учителя. Вот как сам Пушкин говорит об этом в романе «Езерский»:
Заметят мне, что есть же разность
Между Державиным и мной,
Что красота и безобразность
Разделены одной чертой.
И последнее. Есть на физической карте мира Республика Карелия. До этого она была Олонецкой губернией, а её губернатором - Г.Р.Державин. Да, тот самый Державин… «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». А в Республике Карелия есть - Муезерский район. Не правда ли, какое волшебное поэтическое созвучие с фамилией главного героя романа в стихах –Езерский?
Свидетельство о публикации №215042901051