Рокотов Ф. С
1735 - 12 декабря 1808
Дата рождения Рокотова Ф.С. точно не установлена. Однако исследователи в исповедных книгах московской церкви Великомученика Никиты на Старой Басманной, в приходе которой живописец имел в 1780-х годах собственный дом, обнаружили, что в 1787 году Рокотову был 51 год. Из этого можно заключить, что приблизительной датой его рождения можно считать 1735 или 1736 год.
Родился Федор в подмосковном имении князя П.И. Репнина Воронцово, крепостными которого были родители художника. Предположительно Рокотов был освобожден от крепостной зависимости еще в раннем возрасте, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме. Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Подтверждением этому может служить и быстрая карьера его в Петербургской Академии художеств и его подпись под «Правилами Московского английского клуба», членами которого могли быть только дворяне.
В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, заметил молодого живописца и поддержал его. Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.
В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником. Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.
Из портретов тех лет сохранился только «Портрет неизвестного» (1757), Сначала предполагалось, что эта работа является автопортретом. Однако позднее, когда было установлено, что Рокотов никогда в гвардии не служил, произведение получило нынешнее название.
В 1759 г. за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».
Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. В 1963 г. он был приглашен для работы в Москву над короционным портретом новой императрицы. Исполняя его, художник соединил «почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы» с общим картинным решением композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.
Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но, несмотря на обилие и срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н.Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.
В 1764 г. Рокотов жил в Москве, где закупал краски для Московского Опекунского Совета.
25 июня 1765 г. Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765), так как «портретные» в академии были не в чести.
В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого - всего 50 рублей , в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Отныне он работал только по заказам частных клиентов.
С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.
Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает - при том, что работал он не очень быстро («никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры»). Вероятно, многие из них были выполнены вместе с учениками. Известно, что в 1787 г. в доме Рокотова жили четверо крепостных, и среди них два брата-ученика.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
Существует не проверенное предположение, что Рокотов, будучи в Москве, примкнул к братству масонов. После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.
О последних двадцати годах жизни сведений практически не сохранилось. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
1. Стоимость коровы в это время – 10 руб. (В 2015 г. около 70000 руб., соответственно курс 1 : 7000).
2. 18,2 млн. руб. по курсу 2015 г.
3. Рокайль (фр. скальный) – обозначает все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень.
Свидетельство о публикации №215042901062