Рослин А

РОСЛИН АЛЕКСАНДР
15 июля 1718 (Мальме, Швеция) — 5 июля 1793 (Париж)

Александр Рослин (Roslin, Alexander) родился 15 июля 1718 года в Мальме (Швеция) в семье местного врача.
В 1730 вместе с семьей переехал в Карлскруну. Обучался живописи у художника Адмиралтейства Л. Эренбилла.
В 1736 переехал в Стокгольм. Детство и юность мальчика были посвящены изучению основ живописи, что позволило ему уже в восемнадцатилетнем возрасте получить место ученика у придворного живописца Г. Э. Шредера с 1736 по 1739 гг.
С 1741 работал самостоятельно в разных городах Швеции.
В 1745 благодаря покровительству графа Ю. Левенгаупта приглашен на должность придворного художника в Бранденбург.
В 1747 получил отпуск и отправился в Венецию для изучения  искусства живописи итальянских мастеров. Побывал также в Ферраре, Болонье, Флоренции.
В 1749 в Неаполе Рослин познакомился с маркизом П. Г. Л`Опиталем и по его рекомендации был приглашен работать в Парму.
В 1752 году переехал в Париж, где быстро снискал репутацию превосходного портретиста. Постепенно растет его слава и соответственно и доходы. Очевидно в это время он женится на Марии-Сюзанн. Жена Рослина, Мария-Сюзанна (1734 – 1772) была также художница, работавшая пастельными карандашами. Сохранился её знаменитый портрет кисти Рослина под названием «Дама под вуалью», где она изображена в одежде женщин из Болоньи. За выдающиеся успехи в живописи Мария-Сюзанна была удостоена звания академика.
Мария-Сюзанна - дочь королевского ювелира Жиру, родилась и жила в Париже. Рано осиротела. Училась живописи у прославленных художников Мориса Кантен де Латура и Жозефа Мари Вьена.
,Влюбилась в бедного, но перспективного шведского художника Александра Рослина, однако опекуны были против свадьбы, в том числе потому, что жених был протестантом, а Мари католичкой. 5 января 1759 года она все же вышла за него замуж, причем свидетелем на свадьбе был посол Швеции. У них родились три сына (одного из них звали Жезефе-Александр) и три дочери.
Рисовала портреты, особенно искусно пастелью. В 1771 году была организована её  персональная выставки. Удостоилась похвалы самого  Дидро за использование насыщенных цветов (работа «Портрет скульптора Пигали»). Некоторые картины Жиру сегодня выставлены в Лувре и частных коллекциях.
В 1772 году в возрасте 38 лет умерла от рака груди.

Картина была подарена Национальному музею Швеции в 1945 году. Человек, подаривший картину, пожелал остаться неизвестным. По некоторым сведениям, в начале 1945 года — перед тем, как картина была передана музею,— она была выкуплена у её предыдущего владельца компанией Kooperativa F;rbundet.

В 1753 году Александр Рослин был избран членом Королевской Академии живописи и скульптуры за портрет д`Анжавилье, с 1767 года исполнял должность советника Академии. В 1765 г., за семейный портрет герцога Рошфуко де Ришелье, награждён первой премией (Гран При), несмотря на то, что вместе с ним претендентом на нее выступил знаменитый Жан Батист Грёз.
В 1772 г. был награжден шведским королем Густавом III орденом Ваза, а в 1773 году был избран почетным членом Академии художеств в Стокгольме. 
В 1774 г. наследный принц, будущий король Швеции Карл XIII, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства.

В 1775 был приглашен в Россию для создания парадного портрета императрицы Екатерины II. В конце того же года приехал в Москву, в январе 1776 переехал в Петербург. Написал портреты великой княгини Натальи Алексеевны (1776), Екатерины II и великой княгини Марии Федоровны (оба - 1777).
Работал также по заказам частных лиц, в частности портретировал В. М. Долгорукого-Крымского (1776), Н. И. Панина, З.Г. и Е.А. Чернышевых, И. И. Бецкого (все - 1777). Русская серия портретов Рослина ныне находится в основном в Эрмитаже, Третьяковской галерее и Русском музее.
Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 году описал мастерскую Рослина:
«Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые он писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом».
Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее «шведской кухаркой, грубой и простой».
В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.
В августе 1777 года Рослин покинул Россию через Варшаву и некоторое время жил при дворе польского короля Станислава Августа Понятовского, затем отправился в Вену, где по заказу французской королевы Марии Антуанетты должен был написать портреты ее родителей. Однако художнику не удалось исполнить портрет императрицы Марии Терезии. В 1778 возвратился в Париж.
Иностранцы знали себе цену и Рослин не был исключением. Когда он умер 5 июля 1793 года после Великой французской революции, то  был одним из самых богатых художников во Франции. Однако, несмотря на такой успех, он никогда не писал портретов французского короля...


Рецензии