ИЛЬЯ

Илье было 14 лет, когда он попал в колонию. По советскому законодательству с 14 лет человек уже подсуден.  Илья украл мотоцикл. Его практически сразу же поймали. В колонии пробыл два года, там стал не лучше, а хуже. Если раньше он не пил, не курил, почти не ругался. Мат у него выскакивал лишь при дворовых драках. То, придя из колонии, он выражался так, будто других слов, кроме мата, вообще не существует. Пить и курить он тоже научился, а ещё стал очень грубым, наглым, чего раньше не было.

Мать растила двоих детей одна. Отец  по трагической случайности погиб  на работе. Он был электриком. Не знал, что ток подключен, схватился голой рукой за провод. Вот такая нелепая смерть. Илье тогда не было и шести лет, а сестре было 11лет.

Мать всю жизнь работала портнихой,  накануне беды перешла в цирковую мастерскую. Работа ей нравилась, да и платили больше, чем в ателье, где она раньше работала. Правда, иногда приходилось ночевать в мастерской, если заказ был срочный. Лишних денег и при живом отце никогда не было, а когда его не стало, то и совсем стали жить: « от получки до получки». Пока Илья учился в начальной школе, проблем с ним не было. С уроками ему успешно помогала сестра. С классом он подружился, особенно с Кириллом из его дома. Их мамы были знакомы, а мальчики были тоже друзьями ещё до школы. Уроки они часто делали вместе то в одном доме, то в другом. Но когда ребята перешли в пятый класс, недалеко от их дома, во дворе   открылась музыкальная школа.  Мама Кирилла решила учить сына музыке. Кириллу тоже хотелось научиться играть на трубе или на саксофоне, ему почему-то эти инструменты очень нравились.  Словом, приятель был то и дело занят, а Илья остался один.

                2.

 Во дворе было много ребят, поэтому Илья быстро нашёл себе других товарищей. Но таких закадычных друзей, как Кирилл, у него больше не было.

 Когда Илье исполнилось 12лет, во двор к ним стал приходить Морозов Всеволод, он был старше Ильи года на два. У этого парня всегда водились свободные деньги. Он хорошо умел играть в карты.  Но играл  лишь на деньги. С теми, у кого денег не было, Морозов даже не садился играть. Севка нарочно покупал мороженое на всех младших, а потом просил  их сбегать куда-нибудь, куда ему самому не хотелось идти. Например, если мать Морозова посылала за хлебом, то  покупал хлеб кто-нибудь другой, из младших. Среди ребят, которых он кормил мороженым, был и Илья.  Иногда Сева предлагал «команде» сделать что-нибудь такое, что ребята сами бы, ни за что не решились.

Как-то у  их дома летом появлялась палатка, в которой продавали арбузы. Торговали ими грузины. Вот однажды Морозов подозвал свою «команду» и спросил, хотят ли они арбуза. Ребята, естественно, хотели. Тогда он спросил их, справедливо ли платить спекулянтам деньги. Ведь грузины не работают, а скупают чужие арбузы за копейки, а здесь продают их за рубли. Он рассказал, что когда был на юге, то сам видел, что арбузы там очень дешёвые. И Всеволод предложил «навести справедливость»:

-         Трое ребят пойдут к арбузному развалу с деньгами, чтобы продавец им поверил, начнут выбирать арбуз, загородив одного человека от грузина.

Четвёртый быстренько схватит арбуз и сбежит.

Потом  во дворе все вместе съедим арбуз, -закончил он.

Так и решили  сделать. Воровать арбуз должен был  Илья.  К ларьку пришли гурьбой под вечер, чтобы вокруг было меньше взрослых. Как договорились, трое начали морочить голову продавцу, спрятав за спинами Илью. Он улучил момент и, схватив арбуз, убежал. Когда позже за сараями делили арбуз, Илья только из-за боязни насмешек Всеволода не отказался его попробовать.

 Ему почему-то совсем не хотелось ворованного арбуза.

                3.

Прошёл год.

Летом Илья уезжал в деревню к бабушке и был этому рад. Он уже тяготился этой дружбой с Морозовым.

Бабушка Илюши целые дни была занята на огороде. Илья все дни с деревенскими друзьями  пропадал на речке, в лесу, на футбольном поле. Изредка бабушка просила внука что-нибудь помочь сделать. Илья ей охотно помогал.   Лето пролетело быстрее, чем хотелось бы. Заканчивался август, надо было думать о школе.

 Одноклассники стали приезжать домой, приехал и  Кирилл.

Все они  шли теперь в седьмой класс. Мама купила Илье новый портфель для школы, новую школьную форму, потому что  старая была совсем мала. Кирилл тоже  в первый школьный день пришёл с новым портфелем. Чистый и нарядный Илья выглядел немного непривычно. Ребята как-то по-новому, уважительно здоровались с ним. А учительница, их классная руководительница и вообще радостно воскликнула: «Ух, ты, Илюша, как ты за лето вырос и какой ты сегодня красивый!» Илья даже покраснел от удовольствия.

За партой они опять с Кириллом были вместе, как и много лет до этого.

  За лето в школе появилось много новых учителей. Они ребят не знали, и ребятам надо было привыкать к ним тоже. У Ильи сразу не заладились отношения с новой «историчкой». Она с первых дней,  как на географии, стала требовать контурные карты. Контурные карты стоили всего 60 копеек. Но их в соседних магазинах не было. Родительский комитет  класса обещал купить на всех эти карты. Но  родители собирали деньги не только на карты, а и на многое другое, поэтому сдать надо было каждому ученику столько денег, сколько у матери Ильи сейчас не было. Если бы мама знала, что эти деньги связаны с картами для уроков истории, она, вероятно, заняла бы где-нибудь нужную сумму. Но Илья о контурных картах маме ничего не говорил. Поэтому, когда родительский комитет купил карты, то у Ильи и ещё у троих ребят, чьи родители денег не сдали, контурных карт по истории так и не появилось. И началась война на уроках между учительницей и  теми ребятами, у кого карт не было.

Учительница знала, что родительский комитет купил карты на весь класс. Ей и в голову не пришло, что родители могли оставить без карт тех детей, чьи родители не сдали деньги. А Илья и трое других ничего не говорили ей об этом, им не хотелось кому-то рассказывать, о том, что семье материально живётся трудно. Они не любили, чтобы их жалели.    Учительница же считала, что ученики нарочно не выполняют ту работу, которую им не хочется делать.

Друг Кирилл по просьбе ребят тоже не рассказывал учительнице о том, что карты им не купили.

 У тех троих и у Илюши «посыпались двойки» по истории. А тут ещё одна неприятность – учитель физкультуры потребовал приходить на уроки  в  спортивной форме. Это значит, все должны были надеть белые футболки, чёрные трусы и кеды или спортивные тапочки. У Ильи были какие-то майки,  но не белые, чёрных трусов тоже не было. Вообще-то он мог сказать об этом маме, она нашла бы выход, но парень почему-то обиделся на учителя, что его не пустили без формы на урок. И  Илья стал прогуливать физкультуру.

 Как-то пережидая урок, он сидел на школьном дворе за зданием школы на ступеньках, ведущих в столовую. Вдруг к нему подошёл Всеволод, который непонятно откуда взялся во дворе. Учился он в другой школе в девятом классе, и быть в такое время здесь не должен был. Почему-то  именно Морозову Илья вдруг сразу  рассказал всё- и про «историчку»,  и про физкультуру. Рассказал он и о том, что родительский комитет собирает деньги на поездку в Ленинград в осенние каникулы, а он не поедет. Сестра выходит замуж ,ей нужно купить  и платье, и туфли и прочее. Мать не потянет ещё и  Ленинград. Севка слушал внимательно, а потом сказал:

-Что ты раскис, не понимаю! Ну, поставили двойки по истории, наплюй, тоже мне беда! Сто раз исправишь.  Живи себе  спокойно! Не ходишь на физкультуру- молодец! Ну, и не надо! Не поедешь с детками в Ленинград? А чего, ты, там не видел? Город он и есть город! Если хочешь, мы с тобой рванём на природу на пароходе, хочешь прямо сейчас?

Илья не успел что-нибудь сообразить, как они уже шли к метро. Потом они сели на речной трамвай, на  котором  доплыли до какого-то леса. У Всеволода были не только деньги на билеты, но в его портфеле вместо учебников, оказались бутерброды и  бутылка лимонада. Ребята прекрасно отдохнули на природе, домой они вернулись, когда стемнело. Мамы дома не было, а сестра давно уже не спрашивала, куда после школы исчезает её братец. Она была занята собой, женихом и предстоящей свадьбой.

На другой день в школе классная руководительница спросила Илью, куда это он   вчера подевался после третьего урока. Илья соврал, что у него заболел живот. Учительница напомнила, что в школе есть для этого медсестра, но его словам, было  похоже, что она  поверила.Так и пошло. Илья стал постоянно прогуливать, выдумывая объяснения, и уже не только историю с физкультурой. Когда прогулов набралось много, учителя забили тревогу. Четверть заканчивалась, а у Ильи по многим предметам не было ни одной отметки, а по истории и физкультуре только двойки. Его маму классная руководительница никак не могла застать дома, а по телефону никто не отвечал. Наконец, она всё рассказала директору школы. Директор вызвала Илью к себе в кабинет:

-Объясни, пожалуйста, почему у тебя так много прогулов? Почему по истории и физкультуре двойки?

Илье не хотелось рассказывать директору о своих поездках с Севой, а их уже было много к этому времени. Чтобы хоть как-то оправдаться, он рассказал ситуацию с контурными картами  по истории и о спортивной форме.

-Хорошо, я попрошу учителя физкультуры допускать тебя к занятиям без формы, а историю ты должен исправить в течение недели. Но учти, если ты посмеешь пропустить, хоть один урок без уважительной причины, -директор посмотрела мальчишке прямо в глаза, как будто прочитала там поездки с Морозовым вместо занятий в школе, - Я немедленно напишу письмо твоей маме на работу о том, что она не занимается сыном, иначе он не был бы прогульщиком и двоечником. Пусть её партийная организация займётся тобой, раз мать не справляется.

Илья испугался, он понял, что письмо директор правда напишет. Подводить мать ему совсем не хотелось, и он обещал здесь же всё исправить, перестать прогуливать и сдать все задолженности по разным предметам.

Илье пришлось «засучить рукава». К 7ноября он -таки рассчитался со всеми предметами кроме математики. Ею пришлось заниматься в каникулы. Зато по итогам первой четверти ни одной двойки ему  учителя не выставили.

                4. 

 Уже после осенних каникул Морозов познакомил Илюшу с молодым человеком, которому было на вид лет18, звали нового знакомого Константин. Костя спросил, хочет ли Илья заработать. Узнав, что надо продать несколько транзисторных приёмников, один из которых, как плату за труд, можно взять себе, Илья сразу согласился.

На другой день Илья в школьном туалете показывал ребятам приёмник, спрашивая, кто хочет его купить. Он знал, что достать в магазине такой приёмник трудно, а иметь его хотели бы многие. В магазине приёмники стоили 70 рублей, Илья продавал свой приёмник за 80. Эту цену назначил Константин. Ребятам Илья сказал, что друг продаёт свой приёмник, так как ему срочно нужны деньги. Желающие нашлись.

Продав, таким образом, в разных местах девять штук, десятый приёмник Илья взял себе по уговору с Севой. Но Морозов предложил продолжить торговлю, собрать  тем самым деньги на ручные часы, о которых Илья давно мечтал. В классе уже у многих были часы, а он знал, что с матерью даже говорить о часах бесполезно. Нет у неё лишних денег. Илья стал работать. Парень очень быстро подсчитал, что, продав 20 приёмников, получает сумму большую, чем его мать приносит в месяц. Купив часы, Илюше захотелось сделать матери подарок. До этого он скрывал от неё свою «работу», боясь, что она запретит или, что ещё хуже заплачет, узнав, что он делает. Прятал он и свои покупки.

 Время приближалось к зиме, а у мамы не было  ни тёплого платка, ни тёплого шарфа. Илья купил на рынке пуховый платок, истратив на него всю свою наличность. Матери он соврал, что заработал деньги на практике в школе. Мать так была растрогана, вниманием сына, что ей и в голову не пришло, что никакой практики  среди учебного времени не бывает. Потом  практикой же он объяснил матери появление и часов, и приёмника. Мама верила сыну.

                5.

А в школе дела испортились снова. Если бы мама постоянно не задерживалась на сверхурочной работе, она давно бы уже узнала от классной руководительницы и о новых прогулах, и о двойках, которые опять появились у её  сына. Но когда бы учительница ни звонила, или ни приходила к Илье домой, мамы никогда не было дома. Узнала мать о его делах с Константином из повестки в милицию, куда вызывали её вместе с Ильёй.

Костя попался на спекуляции в крупных размерах разными товарами и тут же назвал всех ребят, которые ему помогали. Так впервые на Илью завели  уголовное дело. Но ему ещё было 13 лет, поэтому он отделался лишь неприятностями дома и в школе.

В классе ребята собрали комсомольское собрание. Товарищи очень серьёзно говорили с Ильёй. Он не был комсомольцем, но никто из них на это скидки не делал, даже его друг Кирилл. Илья видел, что товарищам стыдно за него, что они считают, что он их всех опозорил. Если бы те же слова, говорили взрослые, ему было бы не так совестно, но когда говорили свои же одноклассники – это было очень неприятно и тяжело.  Илья обещал товарищам, что больше заниматься спекуляцией не станет.

Учебный год парень закончил еле, еле. Он одно время даже думал, что его оставят на летние занятия или на второй год. Но директор школы, зная его материальное положение, нашла ПТУ, куда брали ребят и после семи классов. Она попросила учителей пойти навстречу мальчишке, дать ему поступить в училище, где через два года он имел бы уже специальность слесаря. Учителя, конечно, согласились, кое-кто «натянул» троечку, когда она не получалась. Илья обрадовался такой возможности, он привык уже иметь деньги и хотел их зарабатывать, как все нормальные люди. Ему не нравилась спекуляция, он после разговора с классом уже стыдился того, что влез в это нечистое дело. Но работать он хотел немедленно, чтобы зарабатывать уже сейчас, а не выпрашивать у матери или сестры каждый рубль.

Мать же всё считала, что он маленький.  Когда директор пригласила её с сыном к себе для серьёзного разговора, она сразу же отмела предложение о ПТУ. Директор хотела объяснить матери, что и ей, и сыну поступление в училище было бы прекрасным выходом из положения. Ей легче прокормить взрослого уже парня, сын получит специальность через три года, а уже сейчас  будет иметь стипендию. Но мать ничего не хотела слушать:

-         Как он будет в ПТУ, когда Кирилл и остальные в школе? Значит, я не сумела заработать, чтобы мой сын учился?  Я не позволю ему уйти из школы, ни в какое ПТУ я его не пущу! Я знаю, Вы просто хотите от него избавиться, - на этих словах мать заплакала.

Пока мать разговаривала с директором, Илья несколько раз хотел вмешаться, объяснить ей, что он очень хочет в ПТУ, но когда мать заплакала, он промолчал. Илья не мог видеть, когда мама плакала, он всегда был готов согласиться на всё, что она хочет, лишь бы мать не расстраивалась.

В ПТУ она его не пустила, а отправила на лето в деревню к бабушке, где

 также жил  старый друг семьи, дядя Лёва.

У дяди был мотоцикл, на котором он  летом научил  ездить Илью. Парень по просьбе дяди ездил на мотоцикле в соседние деревни, чтобы купить что-нибудь из продуктов. Ездил он на нём и в кино, так как клуб тоже был   в чужой  деревне, на танцы в санаторий. Всё лето Илья не слезал с мотоцикла. Вот тогда-то у него зародилось желание, иметь свою такую же машину. Но лето закончилось, надо было идти в восьмой класс. Заработать на мотоцикл было нереально. Нет ни работы, ни времени на неё. И у мамы не попросишь денег на мотоцикл.

               

 

                6.

Морозов снова каждый вечер приходил к ним во двор, иногда  вся «команда» отправлялась в соседние дворы просто так, побродить,  поиграть в футбол, если было настроение или ещё за чем-нибудь. В одном из дворов стоял «на приколе» новенький мотоцикл. Он весь сверкал полировкой и новой краской, не то, что дядин, старый мотоцикл, который непонятно  какого он был цвета в молодости. Этот мотоцикл привлёк к себе ребят. Илья стал рассказывать, как он летом гонял на мотоцикле. Кто-то  из мальчишек  сказал, что хотел бы прокатиться с ветерком. Но машина была чужая и стояла на цепи, а цепь запиралась огромным замком.

Когда все разошлись по домам, Илья снова вернулся к мотоциклу. Его теперь интересовал только замок. Замок был сложный, открыть его Илье было нечем, просто срезать, будет много шума, да и возни много. Илья решил последить за хозяином мотоцикла, уловить момент, когда тот оставит машину без присмотра. С этого дня всё свободное время Илья проводил в чужом дворе возле мотоцикла. Очень скоро он узнал, кто и когда пользуется им, у кого и где ключи от замка. А главное, в какое время мотоцикл не имеет цепи и замка. Как он завладеет машиной, парень не знал, но «заболел» желанием прокатиться с ветерком, как  сказал кто-то из ребят.

В день  рождения сына, которому исполнилось 14 лет, мать подарила ему, сшитый заранее костюм и сорочку отца, которую она подогнала по Илье. Мама приготовила его любимый с детства пирог с яблоками и позвала в гости Кирилла и его маму. На день рождения брата должны были придти сестра с мужем, но сестра позвонила, сказав, что  они придут к ним завтра.

Илья даже обрадовался, что народу будет мало. Ему  в девять часов вечера надо было быть возле мотоцикла. Он уже знал, что именно в это время, хозяин машины подъезжает  к дому, потом бросает мотоцикл без каких-нибудь запоров, забегает в соседний подъезд к девушке и потом отправляется вместе с ней кататься на мотоцикле по городу. Илья всей душой стремился использовать эти пять-десять минут, чтобы вскочить на эту замечательную машину.   

Действительно, гости к девяти часам ушли. Мама, устав за день, решила пораньше лечь спать. Илья дождался своего часа!

Всё случилось так, как он много раз себе представлял. Он прыгнул на мотоцикл, успел завести его и помчался, но… лишь до первого милиционера.

Хозяин был уже во дворе, когда Илья мчался в сторону улицы. Позвонить в милицию труда не составило, а остановить мотоцикл с  известным номером для работников ГАИ было  тоже простым делом. Илье на этот раз было 14 лет. На суде вспомнили и прошлогодние дела. Илья вместо ПТУ или школы попал в колонию.

После колонии его долго не принимали никуда работать. О школе он не думал, ему хотелось в ПТУ, чтобы получить документы о какой-нибудь специальности. В колонии они работали, но документа ни о какой специальности никому не выдавали. Но сначала надо было самостоятельно устраиваться  работать, но где ?  Илья пробыл на свободе три месяца. Он обращался в разные организации, надеясь найти-таки работу. Но ему как-то особенно не везло.

 За эти месяцы поисков Илья  случайно встретил двух ребят, с которыми они вместе отбывали в колонии и одновременно вышли на свободу. Оба парня похвастали, что уже работают. Они были довольны своей новой жизнью. Илье после этой встречи стало ужасно обидно, он залез к  матери в шкатулку взял деньги и напился так, как давно не напивался. Когда он немного протрезвел, его  вдруг обуяло желание, покататься на мотоцикле. Голова ещё работала плохо, но идти он мог. Добравшись до соседнего двора, полупьяный Илья нашёл какой-то лом или палку - это он помнил плохо, с их помощью отодрал цепь, скинул номер и завёл мотоцикл.

На сей раз, его поймали не сразу. Илья на мотоцикле проехал очень далеко от дома, прежде чем на своём пути, он увидел заграждение из милицейских машин.  Теперь уже его ждала тюрьма. 




 


Рецензии