ОЛЯ

                1.

В маленькую, утонувшую в снегу деревушку под Волоколамском, старикам Матвеевым принесли «похоронку». Их сын Александр погиб смертью храбрых в боях за Сталинград. Эту страшную весть они получили уже второй раз. Первым пришло сообщение от военврача Климовой, что Матвеева Таисия Сергеевна, невестка Матвеевых, скончалась от тяжёлых ранений в госпитале. Таисия была  матерью их внучки Олечки, родившейся незадолго до войны.  С первых дней войны Тая, проводив мужа  на фронт, пошла учиться на курсы медсестёр. Она собиралась работать в больнице посёлка Новопетровское, помогать раненым. Это в пяти километрах от их деревни. Но немцы подошли к Волоколамску, и  Таисия ушла воевать.  Женщина не хотела сидеть дома. Враг подходит к родному дому, она будет защищать дочь и стариков родителей.

Немцы рвались к Москве.  В маленькой деревне они даже не остановились, так спешили, что сожгли лишь большие дома. Матвеевым повезло, их маленький домик немцы  не тронули.

Жили старики  одни во всей деревне почти весь 1941 год, только позже стали возвращаться односельчане.

У дедушки с бабушкой жила маленькая Оля, каждый день вместе со взрослыми ожидая вестей с фронта. Письма приходили очень редко.

Теперь же, после Сталинграда, старикам Матвеевым ждать больше стало нечего. С ними осиротела их  внучка.

Первые несколько лет жили на одной картошке, потом на огороде появилась капуста и лук. Это уже было спасением, многие горожане и  деревенские жители  во время войны и сразу после неё фактически голодали.

Когда  девочке исполнилось семь лет, дед Семён стал возить её в Новопетровское в школу. Эту школу в городе отстроили заново в 1946 году, потому что довоенную школу сожги немцы при отступлении.

  Рано утром уходили дед и внучка из дома, три километра шли до остановки автобуса, а потом на автобусе ехали дальше.

Пока шли занятия,  дед сидел на лавочке во дворе, а зимой до конца уроков находился в раздевалке школы. Потом они возвращались домой.

Через год  восьмилетняя Олечка весь этот путь туда и обратно уже проделывала сама, дедушке трудно стало много ходить. Теперь дед  с бабушкой встречали внучку, наперебой расспрашивая о делах в школе, хвалили за хорошие отметки. Олечка Матвеева училась отлично. Она вообще была скромная, послушная и старательная девочка.

С ранних лет Оля научилась делать всякую работу по дому: она убирала всё, как умела, стирала, мыла полы, помогала бабушке готовить еду и работать в огороде.

 Когда Оля училась в пятом классе, заболел дедушка Семён. Ни врачей, ни телефона в деревне не было. Да баба Поля и не думала о врачах.  Она привыкла своих родных лечить сама. У неё в подполе имелись настойки разных трав, сушёная малина, всякие отвары.

Бабушка Поля уверена была, что грелками,  примочками, компрессами вполне можно вылечить любой недуг. Когда деду стало совсем плохо, и Оля привезла врача, было уже поздно. Семён Степанович Матвеев умер.

 Вскоре после похорон мужа слегла баба Поля. Оля поехала в Новопетровское за врачом. Доктор, осмотрев старую женщину, предложил положить её в больницу. Он сказал девочке, что у бабушки очень плохое сердце. Но Полина Ивановна наотрез отказалась ехать, куда бы то ни было из дома.

Врач оставил Олечке рецепты лекарств, объяснил ей, как за бабушкой надо ухаживать, не велел  бабе Поле вставать. Он обещал навещать больную.

 Чтобы ухаживать за бабушкой, Оля перестала посещать школу, тем более что близились весенние каникулы. Однако  каникулы прошли, потом прошёл апрель, май, а старушка всё болела. Девочка понимала, что за пропуски в школе её могут оставить на второй год, но бросить бабушку Полю она тоже не могла.

Бабушка умерла ранним июльским утром. Вернее, она в это солнечное утро просто не проснулась. Олечка осталась совсем одна. Соседи  по деревне помогли девочке с похоронами.

  До конца  августа Оля прожила в родном доме, но ей было  грустно, пусто, очень одиноко. Когда наступил сентябрь, Ольга поехала в школу. Здесь она узнала, что ей предложено сдать экзамены по всем предметам за пятый класс, после которых ей разрешат учиться вместе с одноклассниками в шестом классе. Оля всегда была отличницей и педсовет, понимая ситуацию, в которую попала девочка, пошёл ей навстречу.

Догнать подруг Ольге не составляло труда, поэтому уже в конце сентября  она на законном основании училась в  своём шестом классе.

Школьная уборщица тётя Даша, узнав о смерти близких Оли, предложила девочке пожить у неё. Тётя Даша была одинокая ещё не старая женщина, она потеряла во время войны всех своих родных. Горе Оли Матвеевой тронуло её.  Женщине захотелось пожалеть, согреть одинокого ребёнка. Сердца   взрослого и подростка распахнулись навстречу друг другу.  Тётя Даша и Олечка стали жить вместе. Оля называла её теперь мама Даша. Каждую  осень и зиму мама Даша и Оля проводили в Новопетровском, а на лето  они перебирались в деревню в старый  дом Матвеевых.

Дедушка и бабушка приучили внучку сажать весной картофель, капусту, лук,  мама Даша надумала посадить ещё и яблони, устроила цветочные клумбы. Оля с удовольствием помогала ей в этом.

Так  прожили они четыре года. Ольга закончила десятилетку и поехала в Москву поступать в   Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Ей хотелось стать агрономом. В руках у неё был аттестат почти со всеми пятёрками.

Однако конкурс в «Тимирязевке» оказался очень большой. Набрать нужное число баллов у Оли не получилось.

Грустная возвращалась Матвеева в деревню, размышляя о том, куда теперь пойти работать, чтобы помогать маме Даше.

В свои 17 лет девушка выглядела 14-15-летним подростком, немного угловатым, с короткими кудрявыми волосами, с большими руками, привыкшими много  физически работать. Когда она надевала брюки, её все принимали за мальчишку. Фигура её ничуть не напоминала девушку 17 лет. Грудь и бёдра были маленькие, талия детская, ноги длинные.

Сегодня Ольга была в брюках и поэтому ничуть не удивилась, когда сидящая рядом с ней в поезде женщина вдруг спросила:

- Мальчик, ты, где учишься?

Ольга улыбнулась своей доброй улыбкой, от которой  она вся преображалась. Её на первый взгляд заурядное лицо становилось сразу необычайно милым, мальчишка мгновенно превращался в симпатичную девушку.

- Я окончила школу, не поступила в институт, теперь буду искать работу, - улыбнулась она.

- Вот не думала, что ты взрослая и что ты - девушка. А спросила потому, что агитирую парней к нам в педагогический техникум.  Хочешь, и тебя возьмём сразу на третий курс?  Ты же уже имеешь среднее образование. У нас недобор, тебя точно примут. Подумай, два года учёбы – и ты уже учительница! Потом можешь идти в педагогический ВУЗ и тоже на третий курс. В любом ВУЗе  обучение 5-6 лет. Здесь же те же 5 лет, но зато через два года у тебя специальность и зарплата, а следующие три года можно учиться заочно, повышая тем самым свою квалификацию.

- А где находится техникум?

- В Волоколамске. Ну, как, поехали со мной? У тебя ведь, наверное, документы с собой.

- Да, - ответила Ольга, размышляя о словах женщины.

Так неожиданно для себя Матвеева Оля стала студенткой педагогического техникума.

 Училась она как всегда старательно. Два года получала повышенную стипендию. На распределении выбрала школу поближе к своей деревне.

В тот же год узнала всё о приёме в  Областной педагогический институт.

Очень скоро, кроме того, что она начала работать учительницей в первом классе деревенской школы, Ольга стала ещё и студенткой биологического факультета ОПИ заочного отделения.

Теперь они с мамой Дашей жили почти постоянно в деревне. Оле так было ближе к работе. Тётя Даша тоже сменила работу, она  на станции Новопетровское  заменила ушедшего на пенсию кассира.

                2.

Жизнь их несколько изменилась. Ольга чувствовала себя взрослой, она ощущала себя ответственной за маму Дашу, за своих учеников и за всё то, чем была наполнена  жизнь вокруг.

 За первые четыре года работы Ольги Александровны Матвеевой учительницей в начальной школе дети очень привязались к ней, а она к ним. Поэтому, когда её ребята перешли в пятый класс, Матвеева попросила   администрацию школы дать ей классное руководство в этом классе. Директор не возражала, но ещё  предложила ей, студентке пятого курса, взять все уроки биологии в школе с пятого по десятый класс, то есть, чтобы она, не имея ещё диплома, стала учителем средней и старшей школы. Оля согласилась.

 Учительница теперь  мечтала довести своих ребят до десятого класса.

Работала Ольга Александровна с  детьми с большим удовольствием, биологию она  любила, не зря же  сначала  поступала в «Тимирязевку».

Дети тоже платили ей вниманием и любовью.

В конце учебного года Ольга  поехала в Москву на последнюю свою сессию. Она сдала экзамены, защитила  диплом на «отлично» и вместе со всеми через два дня в торжественной обстановке получила  диплом  учителя биологии.

  Окончание института бывшие студенты решили отметить  в ресторане. Весёлая группа « вновь испечённых» учителей отправилась в «Националь». Мужчины заказали праздничный ужин,  им принесли коньяк и шампанское, приятно играла музыка. Тосты сначала содержали поздравления друг друга в связи с окончанием института,  потом начались разные пожелания немедленных завоеваний педагогических высот. В разгар   веселья  к ним от соседнего стола подошёл молодой человек и пригласил Олю на танец.  Она пошла танцевать. Во время танца молодой человек представился, сказал, что только сегодня стал врачом, получил диплом. Это рассмешило Ольгу: «Я тоже только сегодня получила диплом».

  Нового знакомого звали Алексей. Весь вечер он приглашал  только Ольгу. И это не удивительно! Из мальчика-подростка Ольга давно превратилась в обаятельную девушку. Каштановые кудрявые волосы до плеч очень украшали её, а голубые лукавые глаза смотрели с любопытством, но очень доброжелательно.

 Поздно ночью Алексей поехал провожать девушку домой. Пока ехали в поезде, Алёша поделился тем, что его распределили в Саратов, куда он должен явиться на работу 1сентября. Ольга тоже рассказала новому знакомому о своей работе и закончившейся теперь учёбе.

Они  сошли с поезда, когда  было далеко за полночь,  предстояло ещё пройти  пять километров до деревни. Но это лишь порадовало молодого  человека, когда он об этом узнал, ему не хотелось расставаться с девушкой.

К дому Матвеевых вела прекрасная лесная дорога, над ними светила луна, сияли звёзды. Алексей спрашивал девушку о планах на жизнь, о том, что ей нравится делать, что она любит читать. Оля отвечала, и сама расспрашивала молодого человека о его увлечениях. Он рассказал, например, что очень любит классическую музыку, особенно скрипичную. Оля призналась, что слышала скрипку лишь по радио.

Пять километров до дома Ольги закончились неожиданно быстро для обоих.

 Мама Даша не спала, ждала свою «гулёну». Оля познакомила её с Алёшей.

Ехать в Москву ночью было невозможно, поезда уже не ходили. Хозяева устроили Алексея на сеновале, на чердаке.

 На другой день Алёша уехал, а спустя два дня новый знакомый появился снова. Он привёз билеты в Консерваторию на скрипичный концерт.

Ольга впервые оказалась в этом храме музыки. Само здание, музыка, скрипки, публика, сидящая рядом – всё это потрясло деревенскую девушку.

 После концерта Алексей снова поехал  её провожать. Ольга сначала долго молчала. Алексей пытался разговорить её, но подружка отвечала односложно. Она размышляла о том, что открыла  сегодня вдруг для себя  такое, о чём  даже не имела представления. Ведь подумать только, она могла прожить всю жизнь, так и не узнав, что есть такая музыка. Ведь вот прожила же она уже 22 года и если бы не Алексей, так и не побывала бы в Консерватории. Сколько же ещё неизведанного её окружает, а она об этом не подозревает! Надо жить иначе, интереснее,  надо пользоваться всеми богатствами, которые находятся совсем рядом, в Москве. Эти свои мысли Оля открыла Алёше, когда они шли по лесу к ней домой. Алексей воспринял её слова, как требование к действию.

Теперь почти каждый день они отправлялись то в театр, то в музей, то на выставку. Два месяца практически парень и девушка не расставались. Оба уже не понимали, как могли существовать раньше друг без друга. Лето пролетело словно один миг. В конце  августа Алексей уехал в Саратов.

Ольга провожала его на вокзале, расставание их было грустным. Каждый понимал, что увидеться теперь придётся не скоро.

                3.

Потекли будни. Особенно скучать Ольге было некогда, в школе не заскучаешь. Надо было осваивать программу во всех классах по биологии, надо было заниматься своим 5 «А», требовалось на пришкольном участке создать своё опытное поле и многое другое занимало Ольгу Александровну. По воскресеньям  классная руководительница обязательно везла своих подопечных в Москву в музеи, на выставки или в театры.

Но среди этой суматохи не забывала Ольга написать в Саратов о своей жизни, очень ждала  писем оттуда, расстраивалась, если ответы задерживались.  Не писала Матвеева лишь о том, что с первого сентября стала заниматься музыкой с учителем пения из их школы. Она захотела научиться игре на фортепиано к приезду Алексея и поразить его своими успехами. Ещё когда они были вместе в Консерватории, Алёша сказал ей, что больше всех композиторов он любит Моцарта. Ольга мечтала  сама исполнить ему что-нибудь  из произведений Моцарта. Оля рисовала в своём воображении, как будет играть Моцарта любимому человеку, и от этого сердце её начинало быстро и радостно стучать.

Училась  музыке Оля  очень старательно. Скоро она уже могла читать ноты.    Ко «Дню учителя», в первую субботу октября Ольга Александровна  поразила всех коллег в школе тем, что смогла исполнить простенький этюд, ноты которого ей дал учитель музыки. Учителя ей похлопали и похвалили за игру. К Новому году Матвеева выучила   пьесу Шеболина и опять получила одобрение коллег. Кто-то пошутил, что скоро Ольга «переплюнет» самого Рихтера.

О Рихтере девушка  почти ничего не знала, но, услышав шутку, поняла, что это пианист известный.  Она задалась целью обязательно послушать того, кого ей предстояло «переплюнуть». В один из воскресных дней Матвеева отправилась в Москву, чтобы попасть на концерт Рихтера. Но билетов на его концерт не было, а кассир сказала, что достать их очень трудно. Надо покупать билеты заранее. Лишь к концу школьных каникул учительница  оказалась на его  концерте. Великий пианист ей очень понравился, особенно Ольгу удивили пальцы музыканта. Оля сидела близко от сцены и  заворожено следила за тем, как стремительно бегали пальцы пианиста по клавишам. Матвеева решила натренироваться так, чтобы её пальцы тоже бегали быстро по клавишам. Желание же порадовать Алёшу  музыкой Моцарта и обязательно сюрпризом  возросло в несколько раз.

На школьном учительском празднике 8 марта Ольга Александровна исполнила перед коллегами вальсы Чайковского.  Пальцы её бегали намного быстрее, чем раньше, а аплодисменты учителей убедили исполнительницу, что она играет прилично.

К концу первого года обучения игре на фортепиано Ольга сносно умела  читать и разбирать любые трудные ноты.

Учитель пения сказал, что он научил её всему, что умеет сам, посоветовал побольше бывать на концертах пианистов, больше слушать классическую музыку.

Из письма Алексея Оля знала, что приедет он в Москву в середине августа в свой отпуск.

Весь июль Матвеева заучивала ноты, по сто раз повторяла то, что уже запомнила, чтобы пальцы бегали  по клавишам быстрее. Она мечтала  о том дне, когда будет играть для Алёши. В её репертуаре кроме Моцарта и Чайковского были Глинка и Рахманинов, ещё она выучила разные советские песни, и, играя их, неплохо пела эти песни.

 Алексей приехал 15 августа.  Оба они были безмерно рады встрече и поэтому, прежде всего, подсчитали, что у них в распоряжении  свободных дней всего 10. Ведь 25 августа Ольга должна была выходить на работу после отпуска, а значит, видеться можно  будет лишь вечерами. Первые два дня они рассказывали друг другу во всех подробностях свою жизнь за прошедший год и не могли наговориться. Потом стали строить планы, что надо успеть, пока Алёша в Москве. Алёша хотел познакомить как можно скорее Ольгу с  его родителями, а Матвеева стеснялась, просила отложить с ними  встречу.

 В один из этих первых дней их  «свободной декады» Алексей сказал, что очень хочет снова побывать вместе с ней в Консерватории, спросил на какой день лучше взять билеты. Подруга ответила, что теперь не обязательно так далеко ездить ради хорошей музыки и повела удивлённого приятеля к себе в школу. Девушка привела его в Актовый зал, посадила в первый ряд, а сама села за фортепиано. В зале, кроме них, никого не было, из окна светило солнце.  В душе у девушки всё пело! Настал счастливый час! Сейчас он поймёт, как она его любит, поймёт, сколько трудов она положила, чтобы доставить ему радость!

 Ольга раскрыла крышку инструмента и звонко объявила, подражая голосу конферансье:

-         Моцарт, «Женитьба Фигаро», увертюра, исполняет Матвеева Ольга.

Она стала играть, стараясь сразу взять такой темп, чтобы её пальцы бегали по клавишам как можно быстрее. Закончив первое произведение, она тут же объявила тем же голосом конферансье первую часть симфонии №40, и не давая опомниться слушателю, понеслась по клавиатуре со всем энтузиазмом, на который только была способна. Ноты Ольге не были нужны, эти два произведения она давно выучила наизусть. Ведь это - Моцарт, любимый композитор Алексея! Оля очень старалась для своего единственного слушателя!

Пальцы бегали сами по себе, а Оля всем своим существом рвалась к Алёшеньке. От восторга, что он рядом, что он, наконец, слушает её игру, Ольге хотелось перестать играть и броситься к нему на шею!

Музыка смолкла. Алёша сидел не шевелясь. Оля вспомнила, как она сама, побывав первый раз в Консерватории, была потрясена музыкой и не хотела говорить. Вероятно, что-то такое же испытывает сейчас Алексей, поэтому молчит, объяснила себе его молчание девушка.

Ей захотелось расшевелить его и рассказать, как она ради этих минут целый год по вечерам занималась музыкой,  как долго на улице Герцена  выбирала ноты, чтобы это был обязательно Моцарт. Сколько радости было для неё, когда ноты были выучены, и можно было Моцарта играть по памяти. Ей хотелось дать ему понять, что всё это делалось только ради него, Алексея!

- Публика! Аплодисменты! – засмеялась Оля и подбежала к Алёше, чтобы от избытка чувств расцеловать своего дорогого слушателя.

- Видишь ли, Олечка, - голос друга прозвучал как-то глухо и стал незнакомым, изменив сразу настроение Матвеевой.  То, что сейчас звучало – это не Моцарт.

- То есть как не Моцарт, посмотри в ноты, -  Оля достала ноты и стала искать нужную страницу. Она никак не ожидала такой реакции Алексея, поэтому  нервничая, не могла найти страницу с симфонией №40, руки у неё дрожали.

- Не надо ничего искать, ты не Моцарта играла, а забивала гвозди.

Оля опешила.

- Как это?

- Здесь не было музыки совсем. Музыка – это, прежде всего, мысль, настроение, рассказ о чём-то. Рассказ  может быть грустным, трагическим или весёлым, но он обязательно есть. Он трогает, заставляет думать. У тебя же ничего не было, кроме желания показать, какая ты молодец, что одолела нотную грамоту.

- Так ты так меня понял?  У неё возникло ощущение, что ей плюнули в душу. И кто?  Оля встала со стула и, не говоря ни слова приятелю, медленно вышла из зала. Так оскорбить её за любовь и все старания!

Дома мама Даша спросила об Алексее, Ольга  сердито ответила, что он больше приезжать не будет. Для себя же она решила, что не нужен ей такой чёрствый человек, не оценивший её душевный порыв, а заподозривший её лишь в бахвальстве.

Первые несколько дней девушке даже нравилось, что его больше нет рядом.

Алексей же, действительно, не приезжал. Прошла неделя, потом вторая.

Оля очень страдала, и в то же время занозой в сердце  сидела горькая обида на того, ради которого она так много работала весь предыдущий учебный год, и кто ничего не понял, не оценил.

 Она хотела и не хотела видеть Алексея. Он же пропал совсем.

                4.

Алёша уехал из Москвы, так и не появившись  в доме Матвеевых.

Ко Дню учителя он прислал  вежливое поздравление с припиской «Юпитер мне друг, но истина дороже!»  Ольга не захотела ответить ни на поздравление, ни на намёк о причине их ссоры. Гордость оказалась сильнее желания возобновить переписку.

На новогодние каникулы Олю пригласили в гости  бывшие однокурсники.  Друзья работали учителями в московской школе. Они недавно расписались и решили к себе на свадьбу собрать «старичков».

Матвеева с удовольствием отправилась в гости. С тех пор как в её жизни не стало Алексея, Ольга чувствовала себя очень одинокой. Ей хотелось забыть прежние чувства, окунувшись во что-нибудь  другое, отвлечься.

Гости собрались в московской трёхкомнатной квартире. Огромный стол, заставленный разной едой и бутылками, тянулся через две комнаты. Его, наверное, продолжили бы и в третью комнату, но там стоял, занимая половину площади, концертный рояль. Отец жениха был пианист, об этом объявила невеста всем гостям, удивляющимся, зачем такой большой инструмент стоит дома.

Сели за стол. Застолье началось как обычно в таких случаях. Гости дарили подарки, желали всяческих благ молодожёнам, кричали «горько».

Рядом с Олей сидела пара Геннадий и Лера, одноклассники невесты. Они рассказали, что женаты уже год. Ольга спросила, есть ли у них дети. Оказалось, что у новых знакомых детей нет. Лера даже сказала, что не хочет сейчас себя обременять заботами, а мечтает отдохнуть от всего: от учёбы,  от родительской опеки. Ольга удивилась :

- Что плохого в заботе родителей?

- Забота заботе рознь, у меня, например, не было никакой свободы. Мне постоянно навязывали то, чего я не хотела делать. Во-первых, я должна была 7 лет посещать музыкальную школу, которую ненавидела. Ну, сама подумай, все подружки гуляют, а я вечно должна делать то простые уроки, а то уроки по музыке. Хочется побегать, а вместо этого надо ехать в музыкальную школу и там два-три часа заниматься.

Во-вторых, всех моих друзей и знакомых мама рассматривала чуть ли не под микроскопом. Можно ли их подпустить к её ребёнку? Даже Генку она изучала так, будто это она выходит за него замуж.

В-третьих,  всё своё детство я мечтала поехать в пионерский лагерь. Мои подружки рассказывали, какие там бывают костры, походы, спортивные соревнования, а меня вечно отправляли на всё лето с бабушкой на дачу.

Вот ты с таким удивлением всё это слушаешь, а разве тебя родители не притесняли? – Лера вызывающе посмотрела на собеседницу.

- Мои родители погибли во время войны.

- Да, тогда тебе жилось не так, как мне! –  тон Леры сразу изменился.

- Послушай, Лера, раз ты семь лет училась музыке, значит, можешь сейчас хорошо играть, так? –  Оля посмотрела в глаза новой знакомой.

- Ну, хорошо или нет – это не мне судить, но играю время от времени, если кто-нибудь попросит.

- Поиграй для меня Моцарта. Можешь? – голос Ольги зазвенел.

- Пошли. Я тебе исполню кусочек увертюры из «Женитьбы Фигаро».

От этих слов Ольга вздрогнула, но Лера ничего  не  увидела, она подходила к роялю.

- Если буду врать, не обижайся, давно не играла, кое-что, вероятно, уже забыла.

Лера, как у себя дома, раскрыла крышку инструмента, стала играть. Оля ревностно вслушивалась в исполнение новой знакомой. Пальцы девушки не очень быстро бегали по клавишам, но музыка была совершенно другая, как будто Лера играла совершенно незнакомое  для Ольги произведение. В музыке слышались веселье, задор,  лёгкая игривость.

К девушкам подошёл Геннадий:

- Что это ты вздумала музицировать? – обратился он к жене.

- По просьбе трудящихся, - улыбнулась она в ответ.

- В доме пианиста стыдно играть ещё кому-нибудь, это - привилегия хозяина.

- Всё! Больше не играю. Оля, пошли к столу. Гена, принеси нам мороженое, мне жарко.

Пока ели мороженое, Лера с удивлением заметила, что Оля стала совсем грустной.

- Ты, что загрустила, соседка?

- Так, вспомнила одного человека. Я для него разучила Моцарта, а он не оценил мои старания.

- Ты разве тоже играешь? А на чём?

- На пианино.

- Давно?

- Нет, всего год.

- Ему что, не понравилось, как ты играешь?

- Да!

- Может быть, ты просто рано взялась за Моцарта. Он ведь не простой композитор. Я вот только в четвёртом классе стала вообще играть классику, до этого учительница говорила, что её играть пока рано. В какой музыкальной школе ты учишься: в семилетке или в пятилетней для взрослых?

- Нет, я в школе не учусь. Мне показал ноты мой коллега, учитель пения в школе, где я работаю биологом, а в остальном я - фактически самоучка.

- Вот это, да! Ты же – героиня! Сама целый год училась!

- Хотела порадовать одного человека, он очень любит Моцарта.

- И что же ты для него играла?

- Вот, как и ты, увертюру к «Фигаро», а ещё первую часть сороковой симфонии.

- Ну, ты подруга хватила! Ничего не умея -  и сразу симфонию! – засмеялась Лера.

- Я же целый год, каждый вечер занималась. Я все ноты выучила наизусть, хочешь, сейчас исполню по памяти? – в голосе Ольги прозвучала решимость и уверенность в себе.

 Удивлённая Лера вместе с ней снова пошла к инструменту.

Оля стала играть симфонию. Опять, как тогда перед Алексеем, девушка очень старалась, темп сразу взяла быстрый, пальцы бегали по клавишам молниеносно.

Когда она закончила играть, Лера обняла подругу за плечи.

- Ты ничего не поняла из того, что играла, просто показывала свою технику, а для этого есть упражнения. Моцарта не было в твоей игре. Не обижайся, но это настолько топорно, что даже смешно называть музыкой. Знаешь, скоро придёт Дмитрий Дмитриевич, хозяин дома, он играет в симфоническом оркестре. Я попрошу его исполнить «твою» первую часть, у него, конечно, есть ноты. Вот когда ты поймёшь, что такое музыка. 

Оле не понравился весь этот разговор и снисходительный тон Леры, она не поверила ей, что плохо играла, однако её поразило, что новая знакомая почти повторила мнение Алексея. Даже её «топорно» почти совпало с забиванием гвоздей, о чём говорил тогда Алёша. Первым порывом Матвеевой было уйти со свадьбы, но одновременно хотелось услышать Моцарта в исполнении настоящего музыканта,  и поэтому она всё-таки осталась,  стала ждать отца жениха.

                5.

Несмотря на мороз и очень поздний час, Ольга отказалась от предложения друзей заночевать у них, солгав, что больна мама Даша.

В другом настроении она, вероятно, подумала бы о том, что в последней электричке мало пассажиров, что от станции по снегу ночью ей придётся одной через лес идти пять километров. Но сегодня Оля находилась в ужасном отчаянии и при этом очень боялась показать свою слабость. Девушка боялась разрыдаться при всех. А тогда пришлось бы объяснять, из- за чего она плачет. Гордость же не позволяла признаться в этом.

Всю свою сознательную жизнь Матвеева жила по любимой бабушкиной пословице: «терпение и труд всё перетрут».

И дома, и в огороде, и тогда, когда училась в школе, и потом в институте, не говоря уж о работе учителем - всегда терпение и труд выручали, помогали даже в самых трудных ситуациях! Сейчас же у неё было ощущение, что она маленькая девочка, которая блестяще подготовилась к уроку в школе, а ей ни за что поставили двойку, не объяснив причины.

Ольга всегда  всё делала старательно, поэтому сейчас душа её протестовала против такой несправедливости, что она год учила ноты, а её игру назвали «топорной». Дмитрий Дмитриевич же еле нашёл ноты нужной симфонии, впервые при ней с листа стал играть, а все вокруг, по окончании музыки, хлопали и хвалили его игру.

Пока он играл, Оля сидела, как потерянная. То, что играл этот человек, было   что-то совсем другое, не симфония №40, которую она старательно учила целый год и знала наизусть каждую ноту.

Почему она, как сказала Лера, ничего не поняла, а он понял? Пальцы Дмитрия Дмитриевича не так уж быстро бегали, но мелодия заставляла слушать её, затаив дыхание.

Весь свой ночной, дальний путь Ольга размышляла над этой  непонятной ситуацией.

К дверям дома Матвеева дошла лишь к двум часам ночи. Мама Даша спала, уверенная, что Оля заночевала у друзей. На её стук никто долго не открывал, а потом раздетая и встревоженная Дарья впустила Ольгу, стала спрашивать, что случилось.  Девушка сказала, что очень замёрзла, залезла на печь и больше не хотела ничего объяснять, обещая всё рассказать завтра.

Утром Оля подробно описала свадьбу, а свой ночной приход объяснила ошибкой с электричкой, якобы пришла на одну, а оказалось, что электричка не идёт. Вот и пришлось ждать более позднюю. Мама Даша поверила.

После каникул началась третья  учебная четверть, самая трудная для детей и учителей. Ольга Александровна с головой ушла в школьные заботы, тем более что её назначили общественным методистом по биологии в Новопетровском районе. Это значило, что ей следовало хотя бы раз в неделю побывать в одной из школ района у учителей биологии на их уроках. Если учитель сильный, она приглашала к нему молодых педагогов поучиться, если слабый, советовала, как и где научиться методике преподавания. Сама  начинающим учителям помогала с работой на пришкольном участке, в лабораторных и практических занятиях.

Примерно раз в четверть Матвеева организовывала семинары для всех своих коллег. На этих семинарах биологи обсуждали школьные программы, обменивались удачными педагогическими находками, давали друг другу советы, как лучше преподносить различные темы программы. Эта работа отнимала у Ольги Александровны много времени.

К пианино Матвеева больше не подходила. Когда перед 8 марта коллеги попросили её что-нибудь подготовить к празднику, она, сославшись на занятость, отказалась. В день праздника кто-то по обыкновению пошутил, мол, где наш доморощенный Рихтер, она тоже ответила шуткой: «отдыхает».

Для себя же Ольга решила, что больше к инструменту не подойдёт.

                6.

Прошли пять лет. Ольга Александровна Матвеева вторично подтвердила звание «Учитель-методист». Теперь она была уже общественным методистом Московской области.

От её некогда большого, по деревенским понятиям, 1класса «А» осталось пять человек, закончивших этим летом 10-й класс. Остальные ребята за эти годы вместе с родителями разъехались в разные концы Москвы, Подмосковья, а кое-кто и дальше.

В других классах было то же самое, поэтому директор школы предупредила, что скоро их школу №3 Истринского района соединят с той, что от них за 10 км, и превратят их две школы в одну школу-интернат.

Надо было искать работу. Ольга поехала в Москву.

В Москве Матвеевой предложили на выбор сразу три школы. Две из них уже давно работали, а третья была новостройка. Ольга решила идти в новостройку, чтобы быть со всеми  учителями на равных, а не стать среди уже сложившегося коллектива «новенькой».

Первое время трудно было привыкать ко многому. Трудно вставать очень рано, чтобы успеть к 8 часам 30 минутам на первый урок. Пришлось привыкать к тому, что детей в классе 35-40 человек ( это после деревенских классов по 5-10 ребят). Даже то, что здесь было два звонка: один предупредительный, а другой для начала занятий - на первых порах вызывало дискомфорт. И таких мелочей набиралось много. А кабинет биологии! Это же огромный зал, да ещё к нему лаборатория для препаратов и учебных пособий. В старой школе было одно общее место для хранения пособий по всем предметам, что-то вроде кладовки, да существовала учительская, куда в шкаф можно было кое-что положить, а класс был один. В нём помещалось 10 парт, да и те не всегда были заняты.

 Огромный кабинет требовал приложения рук, его надо было сделать рабочим кабинетом. Деятельной натуре Ольги было где развернуться.

С коллегами и администрацией Матвеева сразу нашла общий язык. Например, завуч не стала возражать, когда Ольга Александровна попросила методический день в середине недели, чтобы иметь возможность выполнять свои обязанности общественного методиста области.

 1960 – 1970-е годы для педагогов страны ознаменовались повсеместным движением учителей - новаторов. Все искали новые формы в работе с детьми. Об этом писала «Учительская газета», говорили по телевидению, рассуждали на всех педсоветах и семинарах.

Матвеева тоже с увлечением стала пробовать всякие новшества на своих уроках биологии.

Во всех школах проходили серии «Открытых уроков», когда одни педагоги приглашали к себе на урок других для обмена опытом. Часто на таких уроках коллеги показывали приёмы, которые помогали детям быстрее и лучше понять научные истины. А так как природа едина, то во весь голос заговорили о межпредметных связях.

И тут Ольга удивила свой педагогический коллектив предложением дать «Открытый урок» по связи биологии с музыкой. Все школьные учителя, которым позволяло расписание, пошли к ней на урок.

Тема урока: «Строение листа, разнообразие в строении и его значение для жизни растений» была написана на доске. На столе учителя стоял проигрыватель, лежали  музыкальные пластинки. У пятиклассников на столах находились подносы с набором листьев разной формы.

Урок начался, дети встали, чтобы приветствовать учителя. Матвеева поздоровалась с ними и вместо привычного: «Садитесь!» вдруг предложила:

-Давайте все вместе споём куплет хорошо вам знакомой песни Кабалевского «То берёзка, то рябина». Кто забыл слова, я вам напомню: то берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой, край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой. Последние слова пропоём дважды.  Прошу слушать музыку, начали!

Она включила пластинку и, махнув ребятам руками, запела вместе с ними. Пропели они всего один куплет. Ольга Александровна, как заправский дирижёр остановила пение  и посадила детей.

-Ну, кто скажет, зачем мы вспомнили эту песню, если тема урока о строении листа?

Руки подняли сразу человек 20. Версий у детей было множество.  Каждую выслушивали и выясняли, правильно ли то, что говорят ребята. Потом стали вспоминать другие листья. Один озорной парнишка даже пропел: « В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». А затем громогласно заявил, что хвоя - это и есть лист у ели, а вот почему она всегда зелёная, он не знает. Все засмеялись. Кто-то объяснил ему, почему ели не сбрасывают листья-иголки. Учительница направляла мысли и ответы ребят в нужном ей направлении. Когда  делали лабораторную работу с листьями на столе, Ольга Александровна объяснила, чем каждый вид отличается, что дети должны увидеть и найти. Ребята, рассмотрев набор, должны были зарисовать и объяснить свои наблюдения. Пока дети рисовали, Ольга Александровна поставила пластинку « Детский альбом» Чайковского.

Кто-то из детей вспомнил, что по-болгарски осина называется трепетунья. Учительница сразу спросила ребят, почему? И очень обрадовалась, когда многие пятиклассники догадались о связи названия  дерева с черешком листа.

Весь урок пятиклассники то пели, то слушали музыку и одновременно изучали тему по биологии. Когда раздался звонок, учительница обратилась к  ребятам, понравился ли им урок и услышала хоровое: «Да!»  А кое-кто из детей добавил:

«Всегда бы такие уроки!»

Коллегам тоже урок понравился. Но сама Матвеева, уезжая в этот день домой, размышляла о том, что такой урок-концерт был, конечно, детям интересен, а вот, что они усвоили? Что они ей расскажут завтра?

На другой день учительница устроила 10- минутную проверку домашнего задания. И только когда увидела, что ребята хорошо с ней справились, успокоилась. Значит, действительно стоило всё это затевать.               

                7.

Школьные дни бежали, работа приносила Ольге радость, а в личном плане ничего не менялось.

С первых дней  работы в московской школе Оля подружилась с учительницей химии. «Химичка» очень любила театр. Она приучила и Матвееву к посещениям театров. Ходили они на всевозможные спектакли обычно вдвоём и не реже, чем в две недели раз. После спектакля Ольга, как правило, ночевала у подруги. Утром они вместе шли на работу. Так было уже  много лет.

У москвички дома жила кошка, которую  обожали домочадцы и полюбила Ольга. Эта кошка после лета обязательно бывала с котятами. Топить их никто не мог и не хотел, поэтому ежегодно в сентябре обе подруги старались пристроить зверей.

Наиболее быстрым оказался способ, которым обе учительницы пользовались постоянно. Они на своих уроках сажали на кафедру маленьких зверьков и предлагали детям найти  им добрых хозяев. За десять лет работы таким образом подруги пристроили не менее 40 котят. Коллеги смеялись над приятельницами и обещали собрать им по всей улице ещё бездомных щенков, черепах и прочую живность. Учительницы не обижались на шутки и продолжали пристраивать своих пушистых друзей.

В этот день Ольге исполнилось 32 года. Она решила свой день рождения отпраздновать лишь с «химичкой». Та, кроме  подарка, принесла подруге  на этот раз очередные билеты в театр.  Обе они отправились смотреть новый современный спектакль.

Вообще-то обе подруги больше признавали классику, но сегодня, ради дня рождения, решили изменить привычке и посмотреть непроверенную пьесу, рискнуть, так сказать.

Спектакль оказался неплохой. Пьеса им понравилась. Когда они шли в раздевалку, обсуждая игру актёров, вдруг к женщинам подошёл человек на вид 40-45 лет и, извинившись, попросил, «если это возможно, завтра показать ему Москву».

 Назвал он себя Андреем, сказал, что живёт в Костроме, здесь был по делам завода, так как он инженер. Внешне человек производил хорошее впечатление. Так как  на другой день было воскресенье,  обе подруги не были заняты. Они решили проявить московское гостеприимство. Договорились завтра в 10 утра встретиться у памятника Пушкину.

В этот вечер Ольга опять ночевала у «химички». Утром, собираясь на свидание,  кто-то из подруг неудачно повернул водопроводный кран в ванной комнате, результатом стал  настоящий потоп. Хозяйка дома занялась исправлением ситуации, а Матвееву отправила к Андрею одну. Вот так Андрей с Ольгой оказались вдвоём.

Весь день они гуляли  по Москве невольно рассказывая, друг другу о своей жизни. Как известно, чем меньше люди знают друг друга, тем легче им говорить о своих проблемах.

Костромич рассказал, что 15 лет назад чуть было не женился на женщине, которую любил, но помешали её родственники, рассорив их за две недели до свадьбы. С тех пор он не встречал женщины, которую мог бы полюбить, поэтому до сих пор холост. Ольга призналась, что тоже не замужем. Сказала, что любила сама, и её любили, но  обстоятельства не сложились. Андрей не стал расспрашивать, почему.

Вечером он уезжал в Кострому, сказал, что в следующую субботу обязательно приедет, просил Олю придти к Пушкину к 15 часам. Она обещала.

Нельзя сказать, что костромич Ольге очень понравился, но в её однообразной жизни появилось что-то новое, от чего ей не захотелось отказываться.

Через неделю встреча состоялась. На этот раз Андрей приехал без командировки, просто на субботу и воскресенье, поэтому первым делом они отправились искать Андрею гостиницу для ночлега.

В прошлый свой приезд он жил на ВДНХ в «Туристе», поэтому новые знакомые сразу же направились по известному адресу. На их счастье места в гостинице были, оформление проживания много времени не заняло. Уже через час после встречи Ольга и Андрей снова решали вопрос, куда направиться гулять. Рядом находилась выставка с её замечательными павильонами «Космос», «Электроника» , «Коневодство» и множеством других, не менее интересных. Молодые люди отправились на ВДНХ. Они провели там весь остаток дня, им очень понравились все павильоны, куда они попали, а ещё очень понравились фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок». Да и вся красочная  огромная территория выставки вызвала удивление и восхищение. Оба они были здесь впервые.

Субботний день пролетел незаметно. Погода стояла прекрасная, самое начало «бабьего лета».

  Когда стемнело, Андрей предложил проводить Олю до дома, но она отказалась, сказав, что живёт в Подмосковье, он же сегодня, конечно, устал от переездов и впечатлений. Андрей настаивать не стал. Они расстались у входа в метро, договорившись о завтрашней встрече.

В воскресенье инженер  сразу же попросил дать ему  почтовый адрес Ольги и раскрыл  свою записную книжку, где она записала свой  адрес. Ей он передал заранее написанный свой адрес в Костроме.

- Обмен верительными грамотами состоялся, - пошутила Оля.

Билет на обратный поезд у костромича был на 22 часа.

Оля предложила провести выходной день на природе, например, поехать в Новый Иерусалим, посмотреть развалины монастыря, посетить музей, который находится там же, а потом просто пойти в лес. Осенью лес очень хорош! Андрей не возражал. Они закупили еды в дорогу и отправились на Рижский вокзал.

Музей и монастырь понравились, но, попав после них в лес, новые знакомые почувствовали, что зря  столько времени потратили на культурные памятники. Обоим уже хотелось подольше побыть вдвоём. Тишина, золотой молчаливый лес вокруг, шуршание листвы под ногами, дивные лесные тропинки, иногда попадающиеся грибы или уцелевшие ягоды – всё настраивало на лирический лад и сближало. Если бы Ольга не следила за временем, то Андрей наверняка бы опоздал на свой обратный поезд. Костромич и Оля  расстались на станции Истра. Он поехал до «Каланчовки» в одну сторону, она домой, то есть в другую сторону. Обоим было жаль расставаться. Договорились писать друг другу.

До осенних каникул инженер ещё дважды приезжал в Москву, а на каникулах Оля решилась сама наведаться в  Кострому. Телеграмму она  давать не стала, потому что поезд приходил рано утром в рабочий день. Андрей должен был бы отпрашиваться с работы, а ей  не хотелось  его напрасно беспокоить. Она ведь не маленький ребёнок, да и тяжестей никаких с собой у неё нет.

От вокзала, спрашивая у прохожих дорогу, Ольга пошла пешком в сторону дома Андрея. Её план состоял в том, чтобы найти гостиницу поближе к  его дому . Тогда можно было бы видеться постоянно и не тратить много времени на переезды по городу.  Найти гостиницу оказалось нетрудно. Ольга оставила в номере вещи и отправилась гулять по новому для неё городу до вечера.

Ей очень понравились набережная Волги, маленькие, уютные дворики рядом, большие мосты через реку. Нагулявшись, Оля почувствовала, что хочет есть. Рядом с  Краеведческим музеем находилась столовая, девушка зашла туда. Позавтракав и пообедав одновременно, она к 17 часам подошла к дому Андрея. Ещё в Москве Андрюша, рассказывая о своих привычках, говорил ей, что после работы ровно в 17 часов входит ежедневно в свой подъезд, так получалось раньше случайно, а теперь это стало правилом.

Действительно ровно в 17 часов Андрей показался во дворе своего дома. Увидев Ольгу, он необычайно обрадовался и одновременно очень удивился, почему она не захотела, чтобы он её встретил. Оля объяснила причину, но Андрей всё-таки обиделся.

Дома были его родители, с которыми  Андрюша  познакомил Олю.  Пока мать суетилась на кухне, чтобы покормить пришедших, в дом вошли ещё двое. Это были братья Андрея. Один моложе его на пять лет, другой моложе на десять лет. Игорь, тот, что был старше жил здесь же с женой и сыном, а младший тоже жил с родителями, но не был женат.  Об этом Оля знала еще в Москве по письмам инженера.

Когда сели за стол, Матвееву неприятно поразило, что на столе вместе с едой были выставлены сразу три бутылки водки. Водку разливал отец не по рюмкам, а по стаканам. Налили стакан и Оле. Она сказала, что не пьёт. Мать явно ей не поверила, погрозила пальцем, мол, не ври, кто теперь не пьёт. Она же велела Андрею проследить за  своей знакомой. Сын с удовольствием стал следить за тем, чтобы стакан Ольги был  всё время полным.

Первый стакан семейство выпило перед тем, как все начали есть борщ, второй стакан выпили, когда мать принесла второе блюдо. После второго стакана на столе оказалась колбаса, сыр и ещё что-то.  Стаканы непрерывно наполнялись.  Вскоре закончились первые три бутылки, появились ещё три. Андрей сначала спокойно уговаривал Олю пить и есть, потом, когда сам он постепенно напивался, тон его стал требовательный, неприятный. Ольга делала вид, что пьёт, сама же выливала водку, куда только удавалось, лишь бы избавиться от неё. Есть Ольге тоже не хотелось, ведь она совсем недавно ходила в столовую. По мере того, как опустошались бутылки, настроение у всех, сидящих за столом, менялось. Матвеева понимала, что, как только кончится обед, произойдет что-то нехорошее, уж очень злыми стали лица сидящих рядом с ней людей. Поведение и голос Андрея тоже вызывал у неё брезгливость. Оля решила уйти под тем предлогом, что она ждёт  очень важную телеграмму из Москвы. Хозяева поверили и отпустили. Андрей предложил проводить девушку, но Оля не разрешила, сказав, что очень торопится.

На улице было уже темно, когда Матвеева вышла из подъезда. Хорошо, что гостиница была близко. Ольга собрала  вещи, а утром уехала домой.

Перед своим  отъездом она отправила Андрею открытку с извинениями, что не могла лично попрощаться, так как её срочно вызвали на работу.

То ли инженер обиделся, то ли понял причину её бегства, только ни писать, ни приезжать он больше не стал. Матвеева так же стремилась скорее забыть о Костроме и костромичах.

«Химичка», выслушав «отчет» о вояже в Кострому, сказала:

- Если бы Андрей навсегда переехал в Москву, возможно, ваша жизнь с ним и сложилась бы. Не было бы рядом семейства с водкой,  ведь сам Андрей вроде тебе понравился?

- Да, он мне в Москве нравился. Но видела бы ты это «святое семейство» за столом! Слышала бы ты  тон пьяного Андрея по отношению ко мне и посмотрела бы на его глупую физиономию человека, пытающегося заплетающимся голосом командовать мной! До сих пор вспомнить тошно. Просто дома он был настоящий, такой, как на самом деле, а в Москве, вероятно, играл роль. Нет, подруга, чем такой муж, лучше никакого.

                8.

Прошли 10 лет. В Доме Культуры МИИТ в Актовом зале проходил очередной августовский педсовет учителей Кировского района города Москвы. В этот день заслуженной учительнице Матвеевой Ольге Александровне  представитель райисполкома вручал ордер на двухкомнатную квартиру. Такие ордера вместе с ней получали ещё 15 учителей района. Зал радостно приветствовал счастливцев, понимая, что в следующий год очередь дойдёт и до них. Ведь каждый август кто-то из очередников становится счастливым обладателем такого ордера. Вручение ордеров на новые квартиры  было каждый год главным событием на таком педсовете, Советская власть  заботилась о московских педагогах.  Одновременно учителя узнавали в этот день, сколько школ и детских садов открылось к первому сентября в их районе и вообще по Москве. Число школ, садов и яслей каждый год росло, поэтому педагоги и жители района твёрдо знали, что все  дети смогут попасть в дошкольные учреждения, а школьники, переходя из старых школ в новостройки,  будут удобнее, комфортнее учиться. Особенно всем нравились появившиеся в последнее время проекты школьных зданий с двумя физкультурными залами, а некоторые даже с бассейнами! Учителя вместе с ребятами с удовольствием осваивали эти новые школы.

С первого сентября 1983 года Ольга Александровна вместе со своей старой мамой Дашей и восьмилетней дочкой Таечкой принялись обставлять новую квартиру, они теперь стали  москвичами.

 Отца у девочки не было со дня её рождения, вернее он всегда жил в другой семье. Знакомство Матвеевой с отцом её будущего ребёнка состоялось 9 лет назад.

Оля приехала в санаторий по профсоюзной путёвке, где он  лечился.  Они  с первых же дней  понравились друг другу. Он не скрывал, что женат, имеет детей, ничего ей не обещал. Ольга  прекрасно отдавала себе отчёт в том, на что идёт, и, тем не менее, решилась стать матерью, потому что полюбила  этого человека.

Все годы пока росла дочь, Ольга ни разу не пожалела о том, что одна растит ребёнка. Наоборот, Матвеева всегда считала себя счастливым человеком. Ведь подумать только, она занята  работой, которую любит и считает её самой лучшей профессией на свете. Живёт и работает она в чудесной стране СССР, которой гордится с детских лет.  Дома у неё счастливая семья, которая  состоит из двух любящих существ, без которых Ольга себя не мыслит.  Что ещё нужно человеку для счастья? Любовь мужчины? Жизнь дважды одаривала её такой любовью! Да, она не вышла замуж, а, может быть, « ещё не вечер» ведь ей  43 года? Самая пора  расцвета творческих сил, умений,  профессионального и человеческого опыта!

  Оля учит ребят любить свою Родину, а это значит - видеть и ценить хороших людей, отдавать всего себя на их пользу. Она учит детей радоваться солнышку, музыке, хорошим книгам, настоящему искусству.

 Уметь наслаждаться жизнью -  не каждому дано, этому тоже надо учиться. Для того, чтобы стать счастливым человеком, самому надо потрудиться, очень постараться. Вот этому Ольга Александровна учит своих школьников, и сама в это верит с молодых лет.  Нет! Ей жаловаться не на что, у неё есть простое, настоящее человеческое счастье!


Рецензии