Разрозненность сознания

       В древнекаменном веке человек не размышляет о перипетиях бытия, не занимается анализом причин и следствий явлений, как вне, так и внутри себя. Ни хаос, ни гармония не вызывают в нем сознательного отклика. Все его силы поглощены жестокой борьбой за выживание и, к тому же, дихотомическое мышление не позволяет выйти за рамки насущных проблем. Короткие, наглядные мысли робко пытаются связать зарождающиеся, неустойчиво закрепленные в памяти, понятия. По мере того, как разум становится восприимчивее, природа в глазах человека приобретает большую осмысленность и логичность.
       Ритуализированное восприятие окружающего мира начинает формироваться на ранней стадии родового периода. С этого времени основополагающую роль начинает играть обрядность. Постепенно складывается иерархия объектов, бытовой атрибутики, которые некогда являлись неотделимой частью Тотема. Целостность Тотема замещается разрозненностью понятий об объектах. Каждый предмет и субъект рассматривается, как осколок Тотема, сосуд, содержащий в себе духовное начало.
Однако, одновременно приходит чувство потерянности в незнакомом – раздробленном мире. В результате, проявляются гложущее чувство одиночества, навязчивое желание постичь природу вещей, быть понятым, а также ощущение невосполнимой потери чего-то очень важного, например, - рая.
       Часто, распознать, чего именно не достает, не удается и человек начинает суетиться, действовать механистично, не замечая окружающего. Жизнь требует от него выполнения предопределенной череды действий, направленной на приобретение социальных благ, а стимулом служит стремление удостоиться общественного одобрения. Общество, как правило, восхищается людьми, достигшими благосостояния за краткий период времени. Таким образом, с раннего детства воспитывается страх времени. Боязнь не поспеть к сроку подгоняет людей, заставляя их торопиться независимо от необходимости. Вследствие вечной суеты  - торопливость превращается в разрушительную привычку.
       Вечная нехватка времени не позволяет человеку почувствовать удовлетворение от чего-либо. Он пытается ограничиться жизнью, похожей на грохочущий поезд, мчащийся вдаль. Индивидуум старается смотреть только вперед, имея в поле зрения только сверкающую вдали цель, а в душе царит всепоглощающий страх – внезапно оказаться в состоянии покоя, расслабленности. Загадочная и завораживающая тишина пугает человека своей везде сущностью. Ее нельзя систематизировать или выразить словесно, - он над ней не властен. Будучи под воздействием магической тишины, люди иногда выпадают из реальности. Итак, страх потерять место в поезде жизни не позволяет застревать в состоянии покоя слишком долго. Страх, предъявляемые обществом требования, попытки убежать от самого себя заставляют человека постоянно пребывать в состоянии сумбура.
       Суета, расплескивание энергии на метания - поиски «утраченного», создает иллюзию активно-успешного существования и человек обретает мнимое чувство самодостаточности, а затем и восприятие себя как сверхчеловека.
Стремление быть сверхчеловеком, постепенно, но властно воцаряется в душе и полностью порабощает ее. Таким образом, миф о сверхчеловеке полностью замещает реальность. Однако, несмотря на его красочность и живописность, он иллюзорен.
Проходят дни, месяцы, годы, - «ход времен нельзя остановить»…. Внезапно, оказывается, что впереди тупик, а со всех сторон дует холодный, пронизывающий ветер и никаких согревающих или поддерживающих воспоминаний.
Чтобы убежать от щемящего чувства одиночества, человек начинает обличать окружающих в бессердечии.
       «Люди торопятся осуждать, чтобы самим не быть осужденными. Одна из естественных для человека идей, возникающая, как бы сама собой, из глубин его существа – идея собственной невиновности. Его глубоко ранит счастье других людей, так как он воспринимает это счастье, как, украденную у него, собственность». (Альберт Камю)
       Часто, однако, не смотря на осознание тупика, человек не может, а иногда и не хочет меняться. Мечты-фантазии уже, практически, слитны с его сущностью, он находится в их власти, под вечно чарующим воздействием.
       Состояние жизни в мечте свойственно юности. Однако, если это состояние затягивается и продолжается во взрослом возрасте, то человек обрекает себя на механистичное существование, бесцельные блуждания, агрессию против чуждого окружающего мира. Таким образом, заядлый мечтатель не задумывается о своих действиях и их результатах. Если в данный момент им владеет революционная идея, то он несется вперед, как взбесившаяся лошадь - его не остановить. Воодушевляя других стремительностью полета, такой человек создает экстремальную ситуацию. Чаще всего, она разрешается бунтом. Его цель не имеет значения, он возгорается из нежданной искры и разоряет все вокруг.
       Суета, бесцельная, бездуховная активность приводит к различным психическим нарушениям. С развитием научного прогресса, такие эффекты наблюдаются достаточно часто. Вечное противоборство внутреннего и внешнего "Я", заглушение и вытеснение непрерывного бунта против истории порождает апатичную усталость либо кипучую агрессивность. Такие состояния, накладываясь на реальность,  искажают ее и лишают человека возможности раствориться в настоящем моменте. Вместо того чтобы быть, ощущать счастье от сознания своего существования, человек пытается убежать и спрятаться от окружающей реальности в прошлом, будущем, мечтах, фантазиях, критиканстве, революциях и так далее. К сожалению, эти попытки не приносят никакого облегчения, а только усугубляют переживание жгучей боли неудовлетворенности и утраты.

2000 - 2001 гг.


Рецензии