Советская закваска

Каждую субботу часов в пять вечера зимой и  даже летом, если Евгения Алексеевна Зверева не уехала на дачу,  к ней собираются гости: в основном пожилые женщины, жительницы  большого дома, в котором хозяйка проживает более 40 лет. В этом доме, построенном в 60-х годах, многие знакомые Евгении Алексеевны прожили тоже по 30-40 лет. Когда-то все они работали на одном предприятии. Предприятие имело номер, относилось оно к космической промышленности, предприятие было богатым. У него имелся свой пионерский лагерь, детский сад, ясли, каждый год строился жилой дом, а то и два, куда заселяли работников завода, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вот так много лет назад они стали соседями в одном доме.

 За эти годы много чего изменилось в жизни самой Зверевой и её соседок. Все они из молодых весёлых незамужних работниц завода превратились в бабушек, обвешанных детьми и внуками. Кто-то раньше, кто-то позже из этих женщин вышел на пенсию. Но  заводская дружба осталась.

Положение дел на предприятии тоже круто изменилось. Оно превратилось из одного большого организма в десятки маленьких объединений, непонятно чем занимающихся. Знакомые сотрудники, ещё продолжающие работать на заводе, с горечью рассказывают, что от былых возможностей завода ничего не осталось. Впечатление  такое, что какая-то злая сила специально прикладывает старания, чтобы уничтожить некогда процветающее предприятие. Пенсионерки, собираясь у Евгении Алексеевны, часто вздыхают, слушая рассказы о современном состоянии дел на заводе. Многие рабочие стали уходить с предприятия, другие перешли в новые объединения.

Бабушки, в основном, живут в старом доме теперь совсем одни или вместе с больными мужьями. Дети повырастали, переженились, обзавелись семьями, уехав от родителей. К старикам   они прибегают лишь изредка, в случае какой-нибудь беды с родителями или если надо  подбросить на какое-то время внуков.

В квартире Евгении Алексеевны женщины часто обсуждают семейные проблемы какой-нибудь  соседки, стараются помочь, если это  возможно,  хотя бы посочувствовать, если  ничего нельзя  сделать.

Но главное, ради чего собираются здесь бывшие работницы завода  - это чтобы отдохнуть от трудностей новой неуютной капиталистической системы, окунувшись в родную советскую действительность. Прежде каждая из них чувствовала себя защищённой, вокруг были порядки, когда можно найти управу на любое безобразие, случающееся в жизни. Все знали, где искать помощь. Жили не очень богато, но с добром за душой и радостью в сердце, работали с удовольствием, о деньгах вспоминая лишь в дни получки или, если они кончились раньше времени. Сейчас всё это можно  вспомнить,  только если посмотреть старые советские фильмы. Вот соседки и собираются по субботам, чтобы их посмотреть, посмеяться и поплакать, чтобы на час-другой забыть о своей грошовой пенсии, дорогих лекарствах и болезнях, которых становится всё больше.

Лет десять назад Евгения Алексеевна купила себе «видик». Стала искать разные кассеты к нему. Какие-то фильмы ей подарили дочка и сын. Эти

 «киношки»  стали для неё  отдушиной от тех ужасов, что показывало телевидение. К тому же  не было бесконечных реклам, мешающих смотреть. Теперь, кроме фильмов и спектаклей, которые показывались по каналу Культура( единственный канал без рекламы, поэтому лишь его Евгения Алексеевна признавала) можно было спокойно смотреть собственные фильмы.

Своей радостью Зверева поделилась  с одной из соседок, та поинтересовалась, какие фильмы есть у неё, оказалось, что соседка тоже любит эти же  советские картины. Так начались «общественные» киносубботы.

Число желающих посмотреть старые фильмы увеличивалось. Хозяйку это  радовало. К субботам она покупала угощение для чаепития, оно стало ритуалом при  их просмотрах. Гости тоже не терялись, они приносили то пироги, то тортики, изготовленные у себя, чтобы угостить всех любителей советских « киношек».

Каждое десятое число любого месяца, получив пенсию, Евгения Алексеевна отправлялась приобретать какое-нибудь  новое кино. У неё с собой был список фильмов, наиболее любимых ею, которые ей хотелось бы пересмотреть и не один раз.

Сначала все нужные ей кассеты находились в соседнем с домом киоске. Потом пришлось ехать подальше, а когда число фильмов перевалило за 100, то она услышала от своих детей, что есть такое торговое место – «Горбушка», где этих фильмов видимо-невидимо. Впервые попав на «Горбушку», Евгения Алексеевна чуть не оставила там всю свою пенсию, так ей хотелось купить и то, и это. Хорошо, что цены на этом рынке были ниже, чем везде по городу,  иначе бы женщина, накупив себе кассет, осталась бы до конца месяца без хлеба!

Перед каждым  днём рождения Евгении Алексеевны сын и дочь спрашивали маму, чем её порадовать, что купить, и слышали всегда лишь названия фильмов, которые пока у неё отсутствовали. Однажды сын ей принёс на день рождения сразу 10 кассет, из-за чего «киношница» устроила себе и соседкам праздник на несколько месяцев. Она сначала смотрела сама в день по фильму, потом показала каждый из них своим  приятельницам по штуке в субботу, растянув таким образом и себе и им удовольствие.

Пролетели 10 лет. Жизнь Евгении Алексеевны ничуть не улучшилась, наоборот, теперь купить  сразу несколько фильмов в день пенсии она себе позволить не могла. Очень дорого стали стоить лекарства, квартплата, телефон, электричество. Подорожали продукты. Но женщина и теперь хоть и не каждый месяц, но покупала хотя бы одну кассету одного из советских фильмов, если ей этого очень хотелось. Да и дети по-прежнему периодически радовали маму новыми лентами.

 

 

                2.

За прошедшие 10 лет фильмов набралось много. О её фильмотеке  узнали не только соседи. Как-то Звереву попросили дать на время кассеты с фильмами о войне учителя  соседней школы, потом фильмы  о фашизме понадобились колледжу. Евгения Алексеевна давала их с радостью.

Ведь в её коллекции было много добрых лент о любви к Родине, о героической борьбе Красной Армии в Гражданскую и Отечественную войну,  были просто хорошие фильмы о жизни. Евгения Алексеевна имела замечательные спектакли прошлых лет, где играют удивительные старики МХАТа, Малого театра или театра Советской Армии, театра Вахтангова.  Много места на полках было отдано весёлым  комедиям советского времени.

Великая страна СССР имела настоящее киноискусство, которое ценили во всём мире. Евгения Алексеевна Зверева со своими соседками-подружками выросла в этой стране, они гордились своей Родиной, поэтому очень любили замечательные фильмы советской поры. Все женщины не просто смотрели старые ленты, они как бы окунались снова в родное для них время. Вместе с героями фильмов они снова были молоды, счастливы, готовы были защищать свою Родину от врагов, им хотелось плакать и смеяться, вспоминая тысячи мелочей своей жизни, навеянные ситуациями из кино.

Эти субботы украшали жизнь им до 2000 года. А в январе 2000 года любительницу фильмов обокрали. Приехала она домой от внуков и нашла раскрытые двери квартиры, внутри всё перевёрнуто, вещи, фильмы, ювелирные изделия и остатки пенсии «испарились». Вызванная милиция всё осмотрела, записала, обещала искать воров.

Евгении Алексеевне больше всего было жаль кассет с фильмами.   Остальное  имущество тоже было жалко, но не так как  фильмы. «Киношница» очень расстроилась. Её утешали все вокруг, сравнивая её утрату с утратой здоровья. Бог с ними с вещами, зато здоровье не пострадало – примерно так пытались уговорить её утешители. Но Евгения Алексеевна ощущала какую-то горькую опустошённость в душе, сопровождающуюся неприятным чувством брезгливости, когда она думала о том, что её вещи перебирали чьи-то алчные руки.

Через месяц милиция в каком-то подземном переходе поймала парня, распродающего кассеты Евгении Алексеевны по бросовой цене. Ещё не проданные 17 штук были все из её коллекции, да и парень очень быстро признался, где и как к нему попали эти фильмы. Эти 17 фильмов милиция вернула хозяйке, но коллекции не стало, её надо было начинать собирать заново. Ни вещи, ни ювелирные изделия найдены не были.

Когда коллекция была жива, Евгения Алексеевна для удобства поисков кассет составила каталог фильмов. В нём к моменту кражи было 300 названий. Теперь 17 штук вызывали у хозяйки только огорчение.

Возмущённые  кражей соседки  назло ворам не захотели прекратить свои субботы. Забрав у «киношницы» каталог, они ринулись на поиски пропавших фильмов. Каждая решила купить хотя бы одну утраченную кассету и  этим немного порадовать  приятельницу.

Первые после кражи 7-10 кассет, принесённые друзьями, утешили Евгению Алексеевну гораздо больше, чем все слова сочувствия, что она слышала в эти дни от многих людей. Во-первых, забота подруг очень тронула её, а во-вторых, появилась надежда, что со временем кассеты снова займут свои опустевшие полки.

Однако фильмы покупались реже, чем хотелось бы. Энтузиазм разъезжать по городу в поисках интересного фильма или украденного спектакля значительно поубавился. Было обидно из своей  маленькой пенсии снова вынимать по100 рублей на то, что раньше уже было куплено. Соседки, активно включившиеся в восстановление коллекции, быстро столкнулись с той же проблемой: 100,120,130 рублей, которые надо было выложить за кассету, оказались слишком большими деньгами для их пенсионного бюджета.

Словом, после 50 штук, вставших на свои места кассет, никто больше не предлагал ехать на «Горбушку» за 51-м фильмом.

Среди пропавших фильмов  был   «Светлый путь» Григория Александрова, где Любовь Орлова в главной роли. Фильм этот женщины очень любили. Но пока были деньги, в продаже фильма не было.

Раньше, когда они смотрели фильм,  то после него обязательно затевали разговор о стахановском движении. Это движение  рождало воспоминания о родном заводе, где все они когда-то работали и тоже соревновались, хоть и  иначе, чем героиня Орловой.  Сама же судьба героини фильма ни у одной из соседок не вызывала сомнений. Да, в советские времена многие малограмотные люди выучились, добились успехов и в труде, и в науке, каждая из женщин могла привести свои примеры таких судеб знакомых им людей. Например, Евгения Алексеевна рассказывала, что её родной отец  остался сиротой и стал  беспризорником в 1914 году, а  в 1918 году его отправили  в детский дом, там он закончил школу. Позже комсомол направил  отца  на рабфак, окончив который, он пошёл  учиться в аспирантуру, защитил диссертацию -  сначала кандидатскую, потом докторскую. Умер бывший беспризорник профессором, доктором наук. Вот так в советские времена росли люди. Государство страны Советов  стремилось иметь грамотных, образованных граждан. Оно не жалело на это средств.

Фильм «Светлый путь» все  женщины хотели вернуть и как можно скорей. Так как в продаже фильма не было, решили найти кого-нибудь из знакомых, у кого эта кассета есть, чтобы попросить её переписать.

И вдруг в субботу сразу три соседки принесли «Светлый путь»!

Оказывается, по ТВЦ показывали на неделе этот фильм, а так как каждая  из подруг дома рассуждала об этой пропаже, то родные «сделали доброе дело для бабушек». «Киношница» с приятельницами дружно просмотрели все три записи. Две из них забраковали, потому что фильм в них перебивался рекламами, а вот в третьей кассете реклам не было. Её-то к общему удовольствию и подарили Евгении Алексеевне. Этот случай дал повод самим покупать чистые кассеты, чтобы потом переписывать на них нужные фильмы.  Внуки научили бабушек использовать  не только чистые кассеты, но и старые или не интересные записи.  Чистая кассета стоила 20 рублей, иногда 30, но всё равно не 100,120,130! На такой расход могла отважиться любая пенсионерка в день пенсии. Запись же нужного фильма, оказалось, могут сделать разные друзья и знакомые. Через месяц на полках у Зверевой  стояли уже 100 фильмов.

               

                3.

Рядом с домом, где проживали заводчане, существовала ещё с довоенных времён районная библиотека. В одну из суббот надумали женщины, договориться о том, чтобы организовать в этой библиотеке тематический просмотр фильмов.

Отправили двоих « парламентёров»  на переговоры со своими предложениями и планом просмотров, который составили тогда же. Третью любительницу советских фильмов назначили ответственной за изготовление афиши-аннотации.

Начать решили с фильмов, которые по смыслу ближе к библиотеке. Например,  они предложили показать в библиотеке «Войну и мир»( все 4 серии), «Попрыгунью», «Живые и мёртвые»,  «Дни и ночи» (сценарий тоже Симонова), «Барышню-крестьянку» и некоторые другие кассеты. Но выяснилось, что библиотека не имеет ни телевизора, ни компьютера, хотя предложение женщин библиотекари восприняли с радостью. Тем более что читать люди стали мало и плохо, а кино привлекло бы народ в читальный зал.

Но советских  женщин не так-то легко обескуражить! Была объявлена полная мобилизация сил и возможностей. Не прошло и двух дней, как нашёлся старый телевизор, у которого был не очень большой экран, но зато он был цветной и имел гнёзда для видеоаппаратуры. Лиха беда начало!

Показ начался с «Живых и мёртвых», так как время приближалось к 9 мая.

Возле старенького телевизора пришлось поставить стулья кружком, чтобы можно было видеть получившееся  мелкое изображение. Но никто не был в обиде, а наоборот, все благодарили устроителей просмотра. Как говорится:

«Процесс пошёл»!

Летом организаторши  и зрители разъехались по дачам. Но и в «каникулы» мысли о кино их не покидали. Сразу в сентябре в библиотеку была доставлена  кем-то из читателей  старенькая аппаратура, способная проецировать изображение на экран. Получился небольшой домашний кинотеатр в читальном зале. Теперь 50-100 человек спокойно могли смотреть кино, не мешая друг другу. Тут же родилась мысль создать « Клуб интересных встреч». Нашли тех, кто должен был уговаривать  работников кино выступить, как в советские времена, бесплатно. Это получалось, но   очень редко, чаще нужны были деньги. Их  собирали у читателей библиотеки, продавая билеты на встречу с актёром или режиссёром. Если денег требовалось много, то соседки отправлялись с «шапкой» по дому, в котором жили.  Это обычно помогало.

Однажды после фильма «Летят журавли» один из зрителей предложил организовать копилку для покупки  фильмов. Все присутствовавшие с готовностью откликнулись на такое предложение. Библиотекарь принесла коробку, куда стали бросать рубли и десятки. Когда подсчитали «выручку», набралось150 рублей. Их передали Евгении Алексеевне, с тем чтобы был куплен ещё один фильм.

На следующий показ она принесла  «Коммунист», героический и трогательный фильм  с замечательными  Евгением Урбанским и Софьей Павловой в главных ролях. Вторую часть денег Зверева  истратила на знаменитый фильм «Чапаев», правда, кое-что пришлось добавить из своей пенсии. Его договорились смотреть в следующий раз.

Среди посетителей читального зала были, главным образом, мужчины пожилого возраста. Они в советское время привыкли выписывать и читать множество газет и журналов. Теперь из-за мизерной пенсии, не имея средств, чтобы выписать интересующую их литературу, старики стали завсегдатаями читального зала. А значит, регулярными зрителями киносеансов, организованных подругами. Зверева поняла, что аудитория почти вся «родом из СССР», следовательно, советские фильмы будут им в радость!

Прошёл месяц. Дедушки и бабушки стали приводить с собой внуков. Перед организаторами встала задача: собрать детские фильмы, а ещё лучше, чтобы  были ленты, которые интересны и детям, и взрослым. Так фильмотека пополнилась замечательными картинами: «Тимур и его команда», «Друг мой Колька», «Золушка», «Алые паруса», «Анискин и Фонтомас», «Белый Бим чёрное ухо» и многими другими.

Число зрителей разных возрастов росло. В связи с этим возникла новая идея -  не ограничиваться только фильмами или спектаклями, записанными на плёнку.

Народ задумал договориться с каким-нибудь залом в клубе, школе или в настоящем кинотеатре, чтобы можно было показать целый спектакль с живыми артистами. Например, в «Театре киноактёра» несколько лет назад шёл великолепный спектакль, поставленный Эдуардом Марцевичем, -  «На дне» Горького. В нём были заняты такие прекрасные киноактёры, как Юрий Назаров, Лариса Лужина и другие знаменитости советского кино. Но директор театра выжил спектакль со своей сцены, ему нужны были ежедневные, крупные сборы в кассе, аншлаги, шум. На Максима Горького же ходила интеллигенция и студенты со школьниками. Они не могли платить бешеные деньги. Спектакль  и был, и одновременно его не было, так как ему не было  сцены.

Если бы удалось найти помещение! Кроме  спектакля «На дне», можно было бы показывать целые циклы пьес в эстрадной форме, приготовленные теми же актёрами. Все они дали согласие на свои выступления. Можно было бы устраивать поэтические и музыкальные вечера, одних знакомя, а другим напоминая замечательных советских поэтов и композиторов. Нужен зал!

Начались поиски помещения. Советские активистки со своими помощниками из новых энтузиастов объезжали клубы, школы, кинотеатры. Однако «хозяева» залов заламывали такие суммы за аренду даже самого маленького помещения, что никакие  билеты, купленные пенсионерами, их бы не оправдали. А ведь ещё  нужны были деньги, чтобы оплатить работу артистов, не могли же они всегда работать только бесплатно!?

Прошли месяцы, но выход найден  не был. По-прежнему фильмы показывались в библиотеке, а иногда на квартире Евгении Алексеевны. Других помещений ни заводчане-организаторши, никто другой из их новых помощников так и не нашли. Но приятельницы не унывают , они продолжают поиски и сегодня. Ведь всем известно, что «кто ищет, тот всегда найдёт!»  Главное хотеть нести людям радость! А соседки помнят призыв Маяковского, которого они очень любят :

«Светить всегда,

 светить  везде,

 до дней последних донца,

светить –

 и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

 и солнца!»

Поэтому верится, что будет-таки в огромной капиталистической Москве маленький островок СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА! Его обязательно создадут эти пожилые женщины, сохранившие свою заводскую, советскую закваску!


 


Рецензии