Удивительный человек

Этот молодой человек удивлял,  может быть, и раньше, но молва о нём пошла с тех пор, как он, стал студентом третьего курса химфака МГУ.

Студентов распределяли по кафедрам, для прохождения практики и знакомства их с различными специфическими задачами химических наук.

Лёва Петров попал к профессору Казанскому Борису Александровичу на кафедру органической химии.

 Борис Александрович был не только заведующим кафедрой, но совсем недавно он стал директором  Института органической химии АНСССР. Об этом обстоятельстве все студенты знали, поэтому считали особым везеньем попасть к нему на кафедру. Если студент понравится профессору, то путь в большую науку открывался сразу же, ещё в стенах университета. Но понравиться Б.А. , как его называли студенты, было не просто. Всех он проверял на «научность». Это означало, что профессор оставлял у себя лишь тех, кто доказал ему свой интерес к науке, остальных же просил поменять кафедру.

Первым «пробным камнем», на котором он проверял студентов, была какая-нибудь архинудная работа. Казанский был уверен, что если студент не может делать кропотливую работу, то учёного из него не получится.

Петров знал об этой манере Б.А. и настроил себя на терпение к любой скучной работе. Профессор в первый же день знакомства с Петровым подвёл Лёву к установке, где что-то «варилось». Он объяснил студенту, что процесс идёт уже месяц, а для чистоты эксперимента и грамотных утверждений  о результатах опыта нужно не менее двух месяцев непрерывной работы.

Петрову поручалась простая работа: Лёва должен был каждые 15 минут открывать краник в колонке синтеза, где находилась маслянистая жидкость. На конце краника тогда вырастала капля, которая оторвавшись , падала на специальную ткань.  Краник надо было закрыть. Радиус  следа от капли требовалось измерить линейкой, затем результат записать в специальный журнал. Вот и вся премудрость.

Лев возле колонки должен был провести четыре часа, после которых то же самое надо было проделывать каждые полчаса.

Процесс шёл второй месяц, студенты и лаборанты следили за его работой

 даже ночью, сменяя друг друга на этом посту.

Чтобы лучше узнать характер студента, Казанский  Б.А. не только поручал работу, но и следил, за её выполнением. Профессор любил появляться в лаборатории тогда, когда его меньше всего ждали. Вот и к Петрову он пришёл уже через 45 минут после порученного дела. Вернее, за три минуты до 45 минут, чтобы посмотреть, как и вовремя ли будет сделан замер.

Когда Борис Александрович вошёл, то увидел, что студент спокойно сидит у окна и читает книгу. Профессора он не заметил,  Б.А. остановился и стал ждать.

Вдруг раздался трезвон будильника, оторвавший  Лёву от книги. Увидев своего учителя, Лев спокойно начал производить все нужные действия, а записав результат, вновь завёл будильник. «Так проще не прозевать»,- сказал он, поставил будильник на полку, а сам вновь углубился в книгу.

Казанский мысленно одобрил студента за находчивость с будильником, все прочие наблюдатели процесса следили за временем по ручным часам и довольно часто всё-таки « прозёвывали» момент на минуту, другую.

Б.А. ушёл к себе в кабинет. Он работал там часа три , а может быть и больше.

А когда вышел, то остолбенел – книга лежала, а Петрова не было!?

Правда, наблюдения надо было теперь делать каждые полчаса, а не  через

15 минут, как раньше, но времени до замера оставалась всего минута, студента же в лаборатории не было! Для себя профессор уже всё решил о незадачливом студенте. Но Казанский захотел остаться здесь, чтобы увидеть, когда же ученик появится-таки  на рабочем месте и что ему скажет.

 Вдруг ровно в назначенное время раздался какой-то скрип, потом какая –то «тяжесть» опустилась на краник колонки, капля выкатилась, «тяжесть» закрыла кран и , благодаря амортизации резинки оказалась опять на полке рядом с прибором.

Одновременно с этим сбоку вылезла линейка, с привязанным карандашом, приблизилась к ткани, на которой остался след капли. Карандаш пометил ткань точно в нужном месте.

 Профессор рассмеялся и стал ждать студента уже с другим настроением. Спустя минут 20, появился Лёва. Казанский оказался за спиной у Петрова, тот его не видел. Проверив, свой «самописец»,студент занёс в журнал результат и снова сел к окну, читать книгу.

 Б.А. тихонечко ушёл.

В конце того же года  вышла статья в журнале «Прикладная химия». В этой статье  учитель и ученик  рассказывали о своём, вернее уже о первом советском, « самописце», который они сделали вместе.

 Эти «самописцы» потом широко применялись во всех приборах, помогающих науке и не только химии.

                2

На пятом курсе Лев Петров женился. К моменту получения диплома он стал папашей. Жена  его тоже была химиком. Бабушек и дедушек у молодых родителей не было, поэтому сына  отдали в ясли.

 Перед тем, как летом  родители собирались отправить ребёнка с яслями на дачу,  сынишка  заболел. Врач, осмотрев мальчика, сказал, что ему не надо ехать с яслями на дачу. Контакт с детьми ребёнку вреден, он может снова заболеть. Надо родителям взять отпуск и самим поехать с малышом в сосновый или еловый лес, чтобы там  подлечить сына. Лишь хвойные, смоляные запахи  могут вылечить носоглотку и укрепить лёгкие ребёнка. И обязательно всё лето  сыночку надо пить парное молоко и есть землянику. Родителям пришлось подчиниться врачу.

 Договорились, что в первую половину лета идёт в отпуск папаша, а потом с ребёнком будет сидеть жена, взяв отпуск позже.

В  воскресенье Петров отправился по Подмосковью, искать подходящий лес, деревню и хозяйку, которая сдала бы им комнату на всё лето. Нашёл он дачу быстро. Вокруг деревни был хвойный лес, что ему и надо было.

 Как только отпуск был оформлен, отец с сыном выехали на дачу. Лёва  давно не был на природе, поэтому сосновые запахи понравились ему вдвойне. Хозяйка к тому же согласилась кормить постояльцев за небольшую плату, что тоже устраивало Петрова.

 Было начало июня, в огороде у хозяйки росли зелёный лук и редиска, которые она предложила  москвичам,  они показались дачникам необыкновенно вкусными. Всё складывалось замечательно!

 На второй или третий день проживания в деревне,  папа вспомнил, что ребёнку нужно парное молоко. И тут он узнал, что молока в деревне нет и быть не может.  Колхоз коров не держит, потому что их нечем кормить. Оказывается, вокруг деревни обычная трава не растёт, а всюду растёт лишь осока. «Коровы  осоку  не едят, - » сказала хозяйка.  « Молоко привозное  можно купить в  нашем магазине. В магазин надо ехать на автобусе. Расписание  автобуса  посмотри на остановке».

 Лев, взяв своего малыша, отправился смотреть расписание.   Автобус  через деревню проходил два раза в день. Село с магазином, находилось  в трёх километрах от деревни. Поэтому все деревенские  ходили в магазин, когда хотели, не дожидаясь автобуса. Пришлось и Петрову прогуливаться в строго определённом направлении.

 Однако, гуляя ежедневно в магазин и обратно, иногда с уснувшим сыном на руках, Лев стал размышлять: нельзя ли коров заставить есть осоку?

 Для начала он нарезал осоки целое ведро и принёс домой.  Дома, надавив  из неё сока, законсервировал его и послал по почте в Москву, с просьбой выяснить, химический состав сока. Кроме того, он послал  остатки клетчатки, с той же просьбой.

Позвонив в Москву, чтобы узнать ответ, Петров  попросил  так же  жену привезти с собой в ближайшее воскресенье набор реактивов по его списку. Так начался длительный эксперимент, кормления коров «всякой всячиной». Договорившись с хозяйкой о присмотре за сынишкой, химик с самого утра уезжал из деревни за 20 км от дома, чтобы там, проверить на корове, свои  «продукты».

Сначала он это делал тайком от председателя колхоза, пользуясь покладистым характером пастуха, уважающим науку. Но в деревне секретов не бывает. Председатель приехал в одно из « кормлений» коровы и потребовал от Лёвы, составить документ, из которого следовало бы, что если корова подохнет, платить за неё будет Петров. Пришлось документ подписать, но зато теперь не надо было прятаться от  деревенского начальства.

 Отпуск закончился. Вместо папаши приехала жена, которую он хотел заставить продолжить эксперимент. Опыт заключался в том, чтобы, нарезав осоку,  поливать её разными веществами, не вредными для здоровья коровы или человека. Потом этому составу надо было дать постоять какое-то время, после чего требовалось ехать к корове «на пробу». Но жена сразу отказалась заниматься коровой вместо сына.  Льву пришлось заниматься этой работой лишь в выходные дни.

 Сначала корова  его «химию» не ела совсем, потом стала, иногда есть. Тогда «кормилец» запомнил, что корове больше нравится. Он стал менять не только состав, но и концентрацию веществ. Потом стал менять, время содержания осоки с веществом.

 Словом, лето давно прошло, а работа захватила химика.

 Председатель колхоза, поняв, что с коровами ничего плохого не случилось, разрешил расширить эксперимент. «Подопытными кроликами» стало уже всё деревенское стадо. К этому времени выяснилось, что  добавки кое-каких веществ даже увеличили надои, а вреда никакого не принесли.

 Прошли два года упорных и кропотливых экспериментов с осокой. Тысячи раз менял Лёва состав, которым он её обрабатывал, сотни раз меняя время содержания осоки в яме. Наконец, коровы стали не только съедать полностью «петровский деликатес», но и значительно увеличили надои молока, сохранив при этом все ценные минералы и витамины в нём.

 Петров  получил Большую золотую медаль на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке страны за открытие препарата, с помощью которого любая осока превращается для коровы в «любимое блюдо». А в районах, где раньше не было коров, стали гулять стада коров. Хозяевам надо было только выкопать силосные ямы, чтобы приготовить  в них осоку по методу Льва Петрова.

                3

 Диплом кандидата наук Лев получил  к 30 годам. Интересно, что диссертацию он не защищал, а получил степень кандидата «По совокупности открытий в области народного хозяйства». В эту «совокупность» входила, например,  школьная модель для  уроков физики. Он придумал, как сделать видимыми когерентные волны. Человек бросает камень в воду, по воде бегут волны, состоящие из выпуклостей и впадин. Как их рассмотреть, измерить?

Петров предложил состав, который медленно застывал, пока бежала волна. Состав стал твёрдым, а волна в нём осталась. Вот и получилось пособие для школьников.

Другое открытие касалось медицины. Есть страшная болезнь. В народе её называют «волчанкой». В советское время под Ленинградом находилась запретная зона, где жили десятками лет люди, болеющие кожным туберкулёзом –«волчанкой». Болезнь эта была неизлечима и очень заразна.

Попав в такую больницу, человек оставался в ней на всю жизнь. «Волчанка»  год за годом сжирала кожу человека сантиметр за сантиметром. Остановить эти изменения врачи были не в силах. Увеличение области поражения кожи длилось много лет, пока не наступало критическое состояние. Тогда больной погибал. Каждый человек знал, что чем больше кожи поражено, тем быстрее он умрёт. Но зуд от больной кожи заставлял людей чесать эти места, а значит переносить заболевание по телу дальше.

Лёва попал в отпуск на пасеку к одному своему знакомому совершенно случайно.  От него он узнал, о замечательном заживляющем средстве от всех кожных поражений- прополисе. Пасека была в Ленинградской области, больные «волчанкой» тоже были недалеко, и приятель, рассказав о несчастных соседях, предупредил друга о том, что туда ходить запрещено.  Однако Петрова весьма заинтересовал вопрос: правда ли прополис так всесилен?  Лев набрал, сколько позволил приятель чудо – прополиса и пошёл в больницу. Там сначала он долго не мог добиться, чтобы его впустили. Потом никто не верил, что от прополиса будет толк. Но Лёва «загорелся» идеей всё выяснить.

 Среди больных был мужчина,  25 лет проживший уже здесь в этой колонии «прокажённых». Кожа его была поражена настолько, что врачи ждали  его смерти, если не в этом году, то на следующий год обязательно. Петров для своих опытов выбрал именно этого человека.

 Каждый день в течение месяца больного смазывали прополисом три раза в день. Когда у приятеля закончился прополис, Лев объездил все рынки, чтобы ещё купить лекарство, для, начавшего выздоравливать, дяди Юры.

Уезжая в Москву после отпуска, Лёва договорился с другом, что тот будет ещё полгода приносить прополис этому больному. Сам  же  Петров увёз часть прополиса с собой, чтобы у себя в ИОХе, в лаборатории выяснить химический состав пчелиной смазки сот , а потом сделать её искусственно.

 Через полгода в  московскую квартиру семьи Петровых позвонил врач из той самой  больницы. Он рассказал, что дядя Юра выздоровел, уехал в Ленинград к родственникам, а через неделю вернулся назад. Вся его родня за 25 лет вымерла.

 Теперь он сидит здоровый у входа в больницу, потому что у него больше нигде нет знакомых. Врачи взяли его к себе  работать сторожем.

Петров  же  у себя в лаборатории синтезировал препарат, напоминающий прополис, которым  с тех пор пользуются все доктора клиник инфекционных и кожных заболеваний.

                4

В Севастополе шли вступительные экзамены в мореходное училище.  Отец приехал вместе с  уже взрослым сыном « поболеть» за него. Пока сын сдавал экзамены, папаша, прогуливаясь по городу, забрёл в порт. В порту  Лев Вениаминович  Петров увидел, как матросы чем-то из брандспойта поливают днище корабля, чтобы смыть ракушки. Химик подошёл, спросил о составе, которым они работают. Оказалось, что  матросы моют корабли разбавленной серной кислотой. Ему  охотно пояснили, что кислота хорошо реагирует с известковыми налётами, корабль  быстро отмывается.  Петров ужаснулся: конечно, этот корабль становится чище, но все соседние, на которые попадают брызги, они  же подвержены коррозии! К тому же тот корабль, который отмывается, он тоже коррозирует от такого мытья! А люди?! Они  гробят своё здоровье! Да ещё можно обжечь руки, ноги. Можно наглотаться кислоты, если нечаянно спадёт противогаз. И мысли химика  привычно заработали, как избежать такого варварства?

Спустя год на всех советских стапелях, спускающих корабли на воду, была паста, которой смазывали суда перед выходом их в море. Эта паста не позволяла ни ракушкам, ни водорослям  утяжелять вес корабля, прилипая к днищу и  его бокам. Паста как бы отталкивала всех «прилипал».

Называлась она «паста Петрова». Как только она появилась, тут же все страны мира, имеющие корабли стали покупать её в СССР за золото. Первыми были Болгария и Турция.

 А Лев Вениаминович Петров получил опять Большую золотую медаль на ВДНХ.

Пока же, ожидая результатов экзамена сына и, размышляя о делах в порту, которые ему не понравились, Лёва добрёл до городского пляжа. Тут его внимание привлекли симпатичные девушки в купальниках, которые что-то делали на песке с огромными деревянными линейками. Химик любил женщин. Он всегда отличался рыцарством по отношению к ним. Естественно, что ему захотелось девушкам помочь, а заодно было любопытно узнать, чем они занимаются.

Девушки замеряли волну. Вернее, место песка, где заканчивается волна.  Они со смехом и шутками раскрыли приятному любопытному мужчине свой рабочий «секрет». Лев выяснил, что измерять песок им  надо было ежедневно в разное время суток, чтобы вычертить кривую прибоя. Здесь будут строить причал, поэтому следует учесть силу волн на данном  кусочке  берега моря.

Измерять волны надо и в жару, и в непогоду, чтобы причал выдержал в последствии любой удар волны.

 Петров не мог не помочь девушкам. Только мерить он ничего не стал, а наоборот, сказал им, что предлагает пойти   с ним купаться, пообещав, что замеры они потом сделают и очень быстро. Девушки с удовольствием согласились.

После купания  вместе пошли на переговорный пункт, чтобы позвонить в Москву, в лабораторию  ИОХа.  Там  химик попросил срочно самолётом выслать ему в Севастополь люминесцентный порошок № 5, который они в лаборатории  разрабатывали уже несколько месяцев.

 На другой день вечером, когда Лёва пришёл на то же место, где работали девушки, у него в руках была какая-то баночка.

 Вечерело, было очень тепло. Девушки с интересом окружили нового знакомого. Рассыпав порошок по краю воды, он предложил  подружкам убрать все их линейки и идти на танцы. А после танцев навестить вместе это место. Девушки согласились.

 Когда после танцев женщины пришли на свой участок, то были поражены тем зрелищем, которое открылось их глазам. В темноте светилась зелёным светом полоса берега, указывая, где закончилась волна.

 Назавтра они опять насыпали порошок нового знакомого в море. И опять лишь вечером пришли смотреть. Самое дальнее расстояние от берега светилось очень ярко, как будто множество  светлячков собрались на берегу.

Химик подарил девушкам свой новый препарат.

Сын поступил в «мореходку» в Севастополе, поэтому домой отец ехал один. В Москве Петрова ждала новая медаль, теперь уже за помощь в строительстве мостов и причалов.

До сих пор, когда любой водитель в темноте  на улице освещает фарами дорожный знак , то знак загорается «послесвечением» из-за люминесцентного покрытия знака, так же светятся в темноте и бакены на реке, указывая мели.  Всё это –  мысли и  большая работа талантливого человека, умевшего в обычной жизни увидеть то, что другие не видели или, увидев, проходили мимо.

Здесь рассказано лишь о небольшой части открытий, сделанных прекрасным химиком, влюблённым в свою науку, верившим, что химия может помочь  всем людям, всегда и во всём. «Надо только догадаться, как её применить, а это не каждый раз получается»,- как он говорил своим коллегам.

Этот удивительный человек затратил всю жизнь на то, чтобы  трудовому  человеку стало удобнее жить, легче работать, интереснее учиться.

 Сейчас Лев Вениаминович Петров уже умер, а его  труд продолжает гореть и светиться всеми гранями для других людей, помогая им и спасая  их жизни! Это счастье, когда после тебя остаётся такой след!


 



 


Рецензии