Кто король?

                Владимир Нестеренко

           Сказка
      Однажды старый садовник пришел на огород и не поверил своим ушам: кто-то говорил писклявым человеческим голосом. Садовник не из робкого десятка, не очень испугался, больше удивился такому чуду и стал оглядываться по сторонам. Никого.
     – Странно, сколько лет живу, сколько лет за огородом ухаживаю, а ничего никогда не мерещилось. Наверно старею, вот и кажется всякое, – сказал он в раздумье.
     Однако голоса продолжали раздаваться, и он невольно стал прислушиваться, и о, мама! слышит необыкновенное  утверждение:
     – Я самый знатный сорняк!– раздавался голос Красного корня.– Я так цепко держусь своими могучими корнями за землю, что Садовнику со мной  не так-то просто справиться. Однажды, занимаясь прополкой, он ухватил  меня своей пятерней,  но оторвал только  стебель, а корень остался. Я огорчился, разболелся, но  не надолго. Через неделю пустил новые побеги. Они разрослись,  стали закрывать от солнышка морковь и свеклу. Соцветий образовалось видимо-невидимо. Подошла осень, семена созрели. Ветер как дунул, как встряхнул меня, семена черным дождем полетели, все грядки усеяли!–  сказав это, Красный корень принялся хохотать от радости, хватаясь длинными руками за живот.
      Почесал за ухом Садовник, правду Красный корень говорит. Не спасешься от него, настоящий бич огорода. Сколько вреда принес, сколько хлопот и труда на  прополку потрачено.
      – Ты прав, братец, – запищал широколиственный Красный корень.– Мы с тобой короли сорняков! Уж точно, не найдется такой  садовник, который  с нами бы справился! Я даже крепче тебя в земле сижу. Садовник, бывало, зазевается, упустит время, а потом дерет меня со слезами, а выдрать не может, точно, как дед репку. И зовет на  помощь бабку…
      – Стоп-стоп, понесло вас, расхвастались!– возмутился колючий Осот великолепный.– Куда уж вам со мной тягаться. Ухватишься за меня голой  рукой, уколешься. Корень мой покрепче и подлиннее ваших. Уж, как уцеплюсь за землю – никакими силами меня не удалишь. Садовник и ножом меня корчевал и лопаткой специальной, норовит, корешок под самый низ подкопать. Все напрасно, хоть маленький кусочек корешка, да остается в земле. Мне и того достаточно.
      На первый взгляд, точно, у Садовника хорошо получается. После прополки грядка чистенькая, свеженькая, благоухающая. Смотреть приятно.
     – Ну вот, разделался с этим проклятущим осотом, все руки исколол, пока с ним боролся, умаялся, но весь выдрал. Теперь до конца лета сюда можно не заглядывать,– сказал сам себе  Садовник, вытирая руки.
Он собрал в охапку сорняк и понес телятам на корм. Те с удовольствием стали уплетать осот за обе щеки, кивают головами, в знак благодарности  хозяину. Садовник дальше ходит, работает себе. Через две недели пришел к грядке и ахнул: молодые побеги осота зелеными штыками из земли торчат!
     – Ах, ты, негодный, ах ты, зловредный осотище! Погоди, вот я тебя снова выкорчую, да поглубже прежнего!– вскричал рассерженный Садовник.
     – Взялся старый огородник снова за меня,– рассказывает дальше Осот,– а я сижу  да похохатываю. Три или четыре раза, я со счета  сбился, драл меня Садовник. Вот  это рекорд злостности! Так кто, по-вашему, король сорняков?
     – Спору нет, силен ты, братец Осот,– зашелестела тонким голоском бледнолицая Лебеда.– Я признаю тебя королем сорняков, если ты признаешь меня королевой.
     – С удовольствием, госпожа Лебеда!– воскликнул гордый Осот.– Я женюсь на тебе, и мы закатим  на грядках такой пир, что огороднику станет тошно.
     – Минуточку, господа злостные сорняки,– вдруг возразила Череда,– чем Лебеда лучше меня, с чего это она собралась сесть на престол? Я хоть и любительница влажных почв, но и от меня огороднику настоящее горе. Сплошным ковром застилаю я все посевы. Стоит ступить в мои заросли, горя не  оберешься: все штанины утыканы моими семенами. То-то  досада садовнику обирать их! Только я достойна короны королевы.
     – Как жаль, как жаль, дорогая подруга,– расшаркался перед Чередой Осот,– я готов признать твои слова справедливыми, но не могу же я жениться сразу на двух дамах. Будешь в моей свите второй красавицей.
      – Стыдно на вас смотреть!– вдруг подал голос Малочай.– Расхвастались-раскудахтались, как хозяйские куры. Со мной тоже не просто совладать огороднику. Я уж, как пущусь в рост, держи мен. Я, конечно, хрупок, слезлив, стоит сорвать меня, как слезы-молочко  так и брызгают из моего стебля. Но я быстро залечиваю раны,  живуч  и вреден не менее всех остальных. Однако  высокий титул не выпрашиваю. Мне  барона подавай, не откажусь. Я правильно говорю, Ваше величество Осот?
      – Совершенно справедливо, – торопливо откликнулся Осот, рад тому, что его так назвали.
      – Подождите  титулы раздавать! – вдруг раздался звонкий голос Овсюга.– Спору нет, все хороши. Но самозванцев нам не надо! Коварен Осот колючий, доказал. Но садиться ему на королевский трон – слишком дерзко. В князья он годится, не спорю. Лучшего – не найдешь. Но я заговорил о коварстве не спроста. Любой агроном знает, что коварнее меня нет сорняка на земле! Я могу в земле шестнадцать лет пролежать. Меня и плугами переворачивают, и культиваторами режут, и боронами бьют, думают все: уничтожен Овсюг. Но стоит прийти теплой, ненастной весне, как я просыпаюсь от спячки, и миллионы, даже тысячи миллионов высовывают из земли свои острые шильца вместе со всходами пшеницы! Что вы на это скажете?– Овсюг победно оглядел примолкнувших братцев и сестриц да продолжил свою речь:
     – Никто уж со мной не способен бороться, даже ученый агроном со своими гербицидами. Потому что, погубив меня, погубит  и пшеницу. Это только  Осот с Лебедой, Малочай с Чередой гербицидов, как огня боятся. Так кто королевскую корону носить должен?
     Стыдно стало  выскочкам от таких доказательств, знали они обо всем, да помалкивали. Делать нечего, склонили головы перед великолепным Овсюгом, который по-королевски шелестел на ветру своей красивой кистью с черными семенами. И уж совсем праздновать победу собрался новоявленный король, как  раздался среди общей торжественной тишины скрипучий, но дерзкий голос Соболька.
    – Что верно, то верно. Коварнее Овсюга не найти сорняка. Спит-спит в земле сырой, а потом бах! агроному под дых, что тот, бедняга, готов на себе волосы с досады рвать. Осот тоже знатен, но, как справедливо заметил Овсюг, не выдерживает он  гербицидной прополки. Назначить бы самого коварного  королем,   да  слабая сторона у него есть, а вот у меня, их нет.
     – Что за выскочка?–  возмутился благородный и коварнейший Овсюг.– Какие слабости, позвольте узнать?
        – А вот послушайте, когда я закончу, то непременно пальму первенства отдадите мне.
На грядках наступила тишина. Сорняки, теряясь в догадках,  что же такое может сказать им Соболек, о чем они сами про себя  не знают, приготовились слушать его, колоски которого серебрились  на солнце мелкой и густой остью, словно в соболиную шубку одетые.
     – Все очень просто,– сказал Соболек. – Красный корень при всей очевидной злостности для огородника, любит корова. Сорви его, брось в кормушку, и Пеструшка  съест. Его  агрономы Амарантом назвали. Даже культурным его сделали в институте кормов. Признаться, он растет такой огромный, как дерево, сочный и вкусный. Стебли измельчают машинами, закладывают в ямы, а зимой Пеструшек кормят. Только Амарант очень капризный, не любит, когда за ним ухаживают, и на полях расти большим  не хочет, а вот на грядке у Садовника ¬– с удовольствием!
     Красный корень смутился от такого очевидного разоблачения, покраснел даже. Цветки и по сей день у него малинового цвета.
     – Возьмем Лебеду. Кто из хозяек не знает, что ее цыплята любят, особенно, когда она молоденькая. В ней витаминов много. Каждый сельский мальчишка это знает и собирает Лебеду для корма и цыплятам, и гусятам, и утятам.
     – Вот так-то, голубушка,– обрадовалась Череда,– я теперь за Осота замуж пойду.
     – Подожди, кумушка, не спеши серьги срывать. Кто не знает, что отваром Череды ребятишкам золотуху лечат. Наш Садовник вчера  Череду собирал, запаривал и головы своим внучатам мыл. Ребятишки меда объелись, от избытка сладостей у них короста завелась. Вымыл детишкам головы раз-другой, как рукой снял  коросту.
      Соболек передохнул, причесал свою метелку  и продолжил разоблачать остальных.
     –Что же касается братца Осота, то о нем разговор особый. Он больше других возгордился своей вредностью. Несмотря на колючки, его с огромным  удовольствием ест хозяйская корова Пеструшка. Дело в том, что Осот – прекрасный медонос и кладовая витаминов. Как только начнет цвести Осот великолепный, так пчел на нем – видимо-невидимо. Каждый цветочек облазают, весь нектар соберут и в мед превратят. Аромат от цветущего Осота нежный и приятный. Не даром же его  великолепным называют. И Овсюг коварный на корм коровам годится. Вон видите, Садовник взял косу, и косит его вместе с овсом  на сено, чтобы Пеструшку зимой кормить.
       Соболек сделал паузу, оглядел притихших, да приунывших соседей по грядке и продолжил дальше:
       – Только я один ни на что не годен, потому как ядовитые у меня семена! И корова, и овечка от меня нос воротят. Ущипнут раз другой и  идут дальше. Отравиться боятся. Но зато, как прекрасно я себя чувствую на грядке, как вольготно разрастаюсь. Из одного семя десяток стеблей выпускаю. Целый сноп, а семян ядовитых сколько! Тысячи миллионов. Стоит зазеваться садовнику-огороднику, как задушу все посадки. Так кто ж самый  злостный сорняк, чтоб носить корону?
      Не успели сорняки выбрать себе короля, как  на огороде появился Садовник  с внуками-помощниками  с тяпками в руках.
     – Правильно вы толкуете, господа сорняки, – сказал Садовник,– стоит мне зазеваться, как погубите все мои посадки!– с этими словами он взмахнул острой тяпкой, и вместе с внуками выполол все сорняки, не взирая на их ранги.


Рецензии