Национальный вопрос

Когда я был маленьким мальчиком, я полагал, что существуют только два вида людей: наши и фашисты. И фильмы, которые мы, дети, смотрели, и игры, в которые играли, только укрепляли меня в этом мнении. Так сложились обстоятельства, что в возрасте 6 лет я уехал к папе в Германию, где и начал учиться в советской школе.
Шел 1954 год. Война наших с фашистами закончилась всего 8 лет назад. Но там, в Германии, я не ощущал никаких последствий прошедшей войны. В магазинах, где были все нужные нам продукты, за прилавком стояли добродушные немки. Такие же немки, только худые и скромно одетые, убирали огромное здание, в котором жили советские офицеры с семьями. Конечно, среди нас были представители разных национальностей, но тогда я этого не замечал. Я не обращал внимания на то, почему одни женщины учили других жарить беляши, а те в свою очередь раскрывали секрет сочных чебуреков.  Главное – это было постоять рядом и попробовать и то и другое.  После школы я уходил в расположение наших частей, где наблюдал, как наши солдаты убирали двор или мыли трофейные машины, которые замечательно пахли краской и лаком дорогих салонов. Солдаты были в одинаковой форме, и единственное, что отличало одних от других, это были виды наград и их количество у них на груди. И все были одинаково внимательны ко мне. Мне разрешалось посидеть в салоне автомобиля и покрутить ручку выдвижного указателя поворота. Еще можно было один раз нажать на кнопку сигнала с буквами BMW и эмблемой автомобиля. Солдаты учили меня делать дудочку из стебля тростника или свисток из веточки дерева. Все говорили на русском языке. Кто-то безукоризненно, кто-то с ошибками, кто-то с акцентом, но все-таки на русском. Короче, ничто не могло поколебать мое убеждение о существовании только двух национальностей -- наших и фашистов. Да и то, вокруг я не видел никаких фашистов. Что было вполне ожидаемо. Ведь мы же окончательно с ними разделались. Казалось, что местное население просто счастливо от прихода наших солдат. Даже немецкие женщины, которые работали в магазине или убирали в общежитии, ничем не отличались от наших женщин, которые жарили беляши и пекли к празднику торты на общей кухне. В таком неведении относительно национального вопроса я и пребывал еще довольно долго даже после того, как мы с мамой вернулись на родину.  Еще долго, читая письма моей бабушки из Белоруссии, я удивлялся странному написанию некоторых слов, не зная о том, что белорусы говорят на языке отличном от русского. Вообще, я был плохо подготовлен к жизни в многонациональной стране. До тех пор, пока не обозвал одного своего соученика жидом за то, что он не дал мне списать домашнее задание. Я долго не мог понять, почему этот невинный поступок вызвал такое возмущение в среде учителей.
Дело в том, как я уже писал, что мне было неизвестно о существовании различных национальностей. А слово Жид означало для меня обидное прозвище жадного человека, и ничего больше. Объяснить мне второй, оскорбительный смысл этого слова для обозначения целой национальности, было невозможно, потому что я не подозревал о существовании вообще каких либо национальностей. В то время довольно распространенной была дразнилка «жид, жид, жид, по веревочке бежит». Что она значила, я до сих пор не знаю. Но в детстве, когда я был маленьким мальчиком, я слышал эти слова очень часто. Короче, вместо того, чтобы объяснить мне горячие аспекты совместного проживания лиц различной национальности, было организовано обсуждение моего проступка в классе, в ходе которого я начал постепенно прозревать. Конечно, я мало что понял сразу. Понятно, обзываться нехорошо, но все происходящее поразило меня серьезностью и масштабами. Первое время я думал, что Жид – это просто такое слово, которое не стоит произносить вслух. Типа нецензурной брани.
С тех пор прошло много времени. Я многое понял. И пришел к выводу, что делить людей по национальности очень глупо. Тем более, что слово Жид в чешском языке и означает слово Еврей. Конечно, одни любят беляши, а другие – драники, но это еще не значит, что они не должны уважать друг друга. Вы спросите меня, а как же быть с национальными интересами? Если честно, я не понимаю, что это словосочетание означает. По-моему, у всех людей, живущих на Земле, есть один важный интерес – сохранить жизнь на нашей планете. А понятие Национальные Интересы придумали руководители стран, чтобы разогнать население Земли по разным стойлам.  И теперь у них всегда есть возможность прикрыться Национальными интересами, если дела в стране под их руководством пойдут плохо. Но тогда, когда я был маленьким мальчиком, я об этом еще не думал. Поэтому, Миша, извини меня за то что я обозвал тебя обидным словом Жид. Я уверен, ты совершенно не жадный человек, и правильно поступил, что не дал мне списать домашнее задание. Потому что списывать нехорошо.


Рецензии