Кто научил меня ценить и любить книгу?

  Что такое книга для человека? Кто должен привить ему любовь и интерес к чтению? Ведь книга - это ларчик с необыкновенными сокровищами, это целый мир ,открыв который можно расширить спектр своих возможностей. И  я считаю, что знакомить с этим чудесным, но в неумелых руках порой довольно опасным предметом должен человек близкий, знающий все особенности вашего характера, то есть тот, кто сможет найти наиболее верный путь к душе и явить свету дремлющие в ней богатства. Такими людьми стали для меня прадед и прабабушка, о роли которых в моем пристрастии к чтению книг  я и хотела бы рассказать.
  Свое детство я провела в Азнакаево, в так называемом “городке нефтяников”. Дом прародителей представлял собой уютное местечко, утопающее в зелени, что, конечно,  благотворно влияет на юного мечтателя. Но самой главной достопримечательностью дома всегда была библиотека. Чего только не увидишь на грузных полках старых стеллажей:  фундаментальные произведения Льва Толстого, сатирические стихотворения Даниила Хармса, захватывающие романы Франсуазы Саган, томики с  поэзией «площадей и улиц» Владимира Маяковского… Перечислять можно целую вечность. Мне, несмышленышу, это величественное собрание внушало некий трепет и даже страх до тех пор, пока однажды не настал долгожданный день нашего знакомства. Однажды вечерком, заглянув  в кабинет к деду, я увидела  в руках у него вместо привычного тома сказок  первую серьезную в моей жизни книгу – поэму А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. С этого момента начались наши незабываемые литературные вечера, где дед с завидным терпением  растолковывал каждый эпизод, каждую реплику, читая произведения величайших поэтов-классиков. Дедовский пытливый ум, отличная память, внимательность, умение погрузиться в работу с головой и желание просветить родного человека сделали свое дело: все чаще и чаще мои детские ручонки, позабыв игры и забавы, хватались за ветхие переплеты.
  Но не один лишь дед ратовал за мою любовь к книгам. Свой неоценимый вклад внесла также прабабушка. И если дед был “человеком ума”, то она всегда оставалась “человеком сердца”. Бабуля была далека от заумных терминов и пространных теорий, ее стезей являлась близость к народу. Беседы наши всегда казались сказочными: бабуля зачастую пела песни, декламировала душещипательные стихи, читала трогательные книги, разбавляя их простыми и наглядными примерами из собственной жизни: рассказами о тягостных годах Великой Отечественной войны, о жизни в военной Перми, о радости, которую принесла Победа…  Минуты пролетали незаметно, а бабушкины рассказы наполняли повседневность новыми мечтами и целями, успехами и достижениями.
  Так в неполные шесть лет я превратилась в настоящего “книжного червя”: мною овладела какая-то литературная лихорадка, хотелось прочесть все и сразу, проглатывая книги словно семечки. Однако и здесь родные уберегли меня от ошибок, вовремя разъяснив, что отнюдь не каждая книга полезна и достойна прочтения. Это в дальнейшем  мне очень  помогло не только относиться к книгам с глубочайшим уважением, но и  выбирать произведение так, чтоб оно соответствовало времени и месту. Именно по совету бабушки, которая открыла для себя «возвращенную» литературу, я познакомилась с книгами Бунина и Куприна. До сих пор читаю их как нечто сокровенное и близкое мне по духу. Они стоят на моей «золотой полке» наряду с другими томиками, подаренными мне бабушкой.
  Бесценный багаж книжных чудес я продолжаю пополнять в течение всей моей пусть очень короткой, но яркой и насыщенной жизни. Ни один даже самый кратенький и пустой разговор, ни одно предложение не обходятся без этой палочки-выручалочки. Однако со временем приходит осознание того, что, помимо знаний, твоя главная  опора и поддержка – это родные люди. Именно они превращают свое чадо - « гадкого утенка» - в прекрасного лебедя, вкладывая в него все силы  души, веря в его безоблачное будущее. Одной лишь мысли об этом достаточно, чтобы все существо преисполнилось благодарности за тот фундамент любви к литературе, заложенный близкими, что идет на благо не просто отдельным личностям, но и всему народу нашей страны.


Рецензии