Каравак
31 января 1684 - 20 июня 1754
Луи Каравак, гасконец по происхождению, родился 31 января 1684 году в Марселе. Он относился к третьему поколению династии Караваков, связанных с украшением кораблей в Тулоне, позднее галер в Марселе. Младший сын Ж. Б. Каравака и брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. Начинал свою деятельность в Арсенале галер в Марселе.
В 1715 г. в Париже своими портретами привлек внимание Ивана Исаевича Лефорта, с которым 13 ноября заключил контракт о работе в России, согласно которому должен был «работать в службе царского величества три года в живописи на масле для исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревьев, цветов, зверей, также в самой малой суптильной живописи для портретов и исторических картин» и «взять в свою службу тех людей русского народу, которых его величество изволит ему дать для научения и обучения во всем, что касается до живописного художества».
По договору Караваку полагалось в общем жалованья по 500 pуб. в год при готовом помещении и уплате путевых издержек, кроме особливой платы за его работы по назначению Царя.
В Россию Каравак приехал в 1716 году и служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям - в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений.
Ряд исследователей считает, что возможно что, еще до отъезда в Пе-тербург, Каравак успел в 1716 г. написать с Петра І портрет (гравированный в 1783 и 1784 гг. Ланглуа в Париже.) - или между 26 мая и 15 июня в Пирмонте, куда Конон Зотов привозил к Царю нанятых Лефортом во Франции художников, с Леблоном во главе, или 14-15 ноября в Гавельберге, если Каравак сопровождал Царя туда, так как под теми числами сохранилось в «Походном журнале» (впрочем, без обозначения имени художника) известие, что «списывали персону» Его Величества.
23 же июня 1716 г. Петр послал из Шверина, перед своим отправлением в Копенгаген, кн. Меншикову в Петербург подлинные контракты французских мастеров, отправленных морем, привезенных Зотовым в Пирмонт сухим путем и приехавших прежде с Растрелли, а 23 мая 1717 г. писал ему же из Парижа, чтобы он заставил Каравака писать для Шпалерной мануфактуры исторические картины, согласно его договору, а именно: баталии Полтавскую, Левенгауптскую (при Лесном) и другие; в помощь ему должно было дать учеников.
Вытканные с работ Каравака картины украшали потом несколько комнат в Зимнем Дворце, исполненный же им в 1718 г. подлинник «Полтавской баталии» хранился в Петергофе.
В 1716 г. в Астрахани Каравак писал портреты Петра I и Екатерины I с натуры (оба известны по гравюрам), из которых первый был гравирован Субейраном в 1743 г., с оригинала, сообщенного нашим посланником во Франции, кн. Кантемиром, а второй — Вортманом и Ал. Зубовым в 1735 г., причем Каравак получил, сверх путевых издержек и платы за материалы, еще по 100 руб. за самое исполнение портретов, да кроме того Царь велел отдать ему деревянный дом, в котором он жил, во Французской улице (ныне Загибенин пер.), на Васильевском Острове, в Петербурге.
Художник и впоследствии многократно писал портреты Петра I, Ека-терины I, их детей и внуков. Им созданы портреты сына Петра I - цесаревича Петра Петровича (умершего в детстве), дочерей Анны, Елизаветы и Натальи, а также детей царевича Алексея — Натальи и Петра (впоследствии императора Петра II).
Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Этим же годом датирована французская гравюра с портрета подобного типа. Вполне возможно, что гравюра исполнена с портрета, который сейчас хранится в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны и неоднократно воспроизводились в течение последующих столетий. Повторял созданные им образы и сам их создатель.
Каравак много работал как декоратор над росписями разных строений Петергофа, Нового Летнего сада, при перестройках Зимнего дворца, над созданием иконостаса церкви Зимнего дворца. В 1724 году он был определен к писанию картонов для шпалер.
В отличие от Таннауера, уехавшего в 1726-м или в 1727 году и позднее возвратившегося, Каравак всю остальную жизнь прожил в России, хотя неоднократно подавал прошения либо об отпуске его в отечество, либо о заключении с ним нового контракта. По словам Я. Штелина, «универсальный живописец» был незаменим при дворах всех русских императоров и императриц, поэтому контракт с ним продлевался несколько раз.
Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве.
При Анне Иоановне через Бирона он выхлопотал себе титул придворного живописца, с большим против прежнего жалованьем (по 1500 руб., потом - 2000 рублей в год), и полковничий чин, которым очень гордился. Исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации.
В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне.
При императрице Елизавете Петровне Каравак сохранил свое высокое положение. В числе лучших мастеров он принял участие в оформлении коронационных торжеств и этой императрицы. Стал автором официального «апробированного» изображения Елизаветы в качестве новой императрицы. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ - исполнить четырнадцать (или восемь) портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей, но, несмотря на уплату ему за них половины денег вперед, даже в 1746 г. от него был получен всего один экземпляр, который и стал впоследствии «апробированным».
Кроме этого им вероятно был исполнен и другой портрет Елизаветы ко времени коронации, так как существует с него гравюра черной манерой, раб. Штенглина 1744 г., и, кроме того, написан еще поколенный портрет Елизаветы в профиль, с которого самим художником был сделан в 1744 г. рисунок для медали, работы Гедлингера.
С другого же оригинала , апробованного Императрицей, исполнена была в 1746 г. Ив. Соколовым гравюра резцом, взамен уничтоженного портрета лубочной гравировки, причем указом 11 марта 1747 г. велено было, чтобы прочие мастера «делали и писали на подобие этого портрета», под опасением «наижесточайшего истязания без всякой пощады».
В Академии Наук находится еще один большой портрет Елизаветы, его кисти, от 1750 г.
Работал Каравак и в батальном жанре (эпизоды Северной войны: «Полтавская баталия» (1718), «Взятие Нотебурга» (1721), и др.; ряд картин батального жанра для дворца Екатерины I в Летнем саду.
Каравак один из первых иностранных художников, писавших иконы для православных церквей (церковь Зимнего дворца, 1725; Исакиевская церковь, 1725; Рождества Богородицы на Невском, 1747) - уже по заказу императрицы Елизаветы.
Каравак выполнял заказы и на декоративные работы: плафоны для царских резиденций, росписи, картоны для шпалер, рисунки для вышивок, а также для памятных медалей и монет (медаль на погребение императрицы Анны Иоанновны (1740, сер. рубль с портретом Иоанна VI Антоновича, 1740 и 1741). Украшал временные триумфальные арки, составлял проекты праздников. Из этой категории произведений Каравака сохранилось очень мало, преимущественно в рокайльной манере:
- часть росписей плафона Западной галереи Монплезира (Петергоф)
- декоративная живопись шатрового плафона Вольера-Птичника (Петергоф)
Для нужд придворной жизни художник занимался оформлением интерьеров, карнавалов, фейерверков и даже делал эскизы платьев государыни.
Живописная манера Каравака менялась под воздействием местных национальных традиций: в 1730-е годы он изменил свой «рокайльный стиль», приблизившись к старорусским парсунным приемам письма.
В аннинское и елизаветинское время художник работал довольно ин-тенсивно, исполняя любые предложенные работы. Одновременно он руководил живописной командой Канцелярии от строений и был наставником многих русских художников, в том числе И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М. А. Захарова.
Им была основана первая в России рисовальная школа по образцу европейских академий, в методику которых входило рисование обнаженной натуры. Он был в числе тех, кто разрабатывал идею создания Академии художеств и в начале 1720-х годов подавал на высочайшее имя свою программу обучения.
Умер Каравак 20 июня 1754 г. (по другим данным 26 июня 1752 г.) в Петербурге. Похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.
ПОРТРЕТЫ
Петр I и Екатерина I
«Портрет императора Петра I» (1717, ГРМ)
«Портрет императора Петра I» (1720-е, Президиум АН, Москва)
"Портрет Петра Великого" (ок.1725-1730, частное собрание, Россия)
«Петр I» (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 (?), Центральный военно-морской музей, Петербург) (?)
«Портрет Екатерины I в пеньюаре», ГРМ
дети Петра I
«Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ
«Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком», 2-я пол. 1710-х гг., ГРМ — будущая императрица изображена обнаженной, в позе античной богини
«Портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона», 1716, Эрмитаж
«Портрет цесаревны Натальи Петровны», 1722, ГРМ
«Портрет царевны Анны Петровны», 1725, ГТГ
«Портрет царевны Анны Петровны», музей Тропинина
«Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме»
«Портрет мальчика в охотничьем костюме» (Предположительно Петр II или Елизавета Петровна)
внуки Петра I
«Петр Алексеевич и его сестра Наталья Алексеевна в виде Аполлона и Дианы», 1722, ГРМ
прочее:
«Портрет императрицы Анны Иоанновны», 1730
Свидетельство о публикации №215042900183