Поход Дария

 Геродот. История. Книга четвертая «Мельпомена»

 83. Дарий готовился к походу на скифов и рассылал вестников к подвластным народам. Одним царь приказывал выставить войско, другим корабли, наконец, третьим построить мост через Фракийский Боспор. Артабан, сын Гистаспа, царский брат, настойчиво отговаривал царя от похода, указывая на недоступность скифской страны. Артабану, однако, не удалось убедить царя благоразумными советами, и он отступился. Дарий же, завершив все приготовления к походу, выступил из Сус.

85. Дарий между тем выступил из Сус и прибыл в Боспор в Калхедонской области, где был построен мост. Затем царь вступил на корабль и отплыл к так называемым Кианейским скалам (эти скалы, по сказанию эллинов, прежде были “блуждающими”)502. Там, сидя на мысе, Дарий обозревал Понт.

87. После обозрения Понта Дарий отплыл назад к мосту, строителем которого был Мандрокл самосец. Затем, обозрев и Боспор, царь повелел воздвигнуть на берегу два столпа из белого мрамора и на одном высечь ассирийскими письменами506, а на другом эллинскими имена всех народов, которых он вел с собой, а предводительствовал он над всеми подвластными народами. Численность пеших и конных воинов составляла (кроме экипажа) 700000 человек. Кораблей же было 600.

88. Дарий остался весьма доволен сооружением моста и строителя его Мандрокла самосца осыпал дарами. На часть этих богатств Мандрокл велел написать картины с изображением всего строительства моста через Боспор; на берегу сидящим на троне был изображен Дарий и его войско, переходящее по мосту через Боспор. Картину эту Мандрокл посвятил в храм Геры на Самосе со следующей надписью:

   Чрез многорыбный Боспор перекинув мост, посвятил я
   Гере картину сию в память о мосте, Мандрокл.
   Славу самосцам стяжал, себе же венец лишь почетный,
   Царскую волю свершив, Дарию я угодил.

89. Такой памятник оставил строитель моста. Дарий же, одарив Мандрокла, начал переправу в Европу. Ионянам он повелел плыть в Понт до устья реки Истра, а затем по прибытии к Истру построить мост через реку и ожидать его там (ибо корабли вели ионяне, эолийцы и геллеспонтийцы). Итак, флот прошел через Кианеи и взял курс прямо к Истру. Затем, поднявшись по реке на два дня плавания от моря, мореходы приступили к сооружению моста на “шее” реки, где Истр разделяется на гирла. Дарий же переправился по мосту через Боспор и затем, пройдя через Фракию, прибыл к истокам реки Теара, где стоял станом три дня.

90. По словам окрестных жителей, Теар – наиболее замечательная река: наряду с другими целебными свойствами вода ее исцеляет чесотку у людей и коней. У этой реки 38 источников: одни – горячие, другие – холодные, но все вытекают из одной и той же скалы. Источники эти находятся на одинаковом расстоянии двухдневного пути от города Герея у Перинфа и от Аполлонии на Евксинском Понте507. Этот Теар впадает в реку Контадесд, Контадесд – в Агриану, Агриана – в Гебр, а Гебр, наконец, – в море у города Эноса.

91. Дарий прибыл к этой реке и остановился станом на берегу. Обрадовавшись реке, царь повелел и там воздвигнуть столп с надписью, гласившей: “Источники Теара дают наилучшую и прекраснейшую воду из всех рек. К ним прибыл походом на скифов наилучший и самый доблестный из всех людей – Дарий, сын Гистаспа, царь персов и всего азиатского материка”. Эту надпись царь повелел вырезать на столпе.

92. Отсюда Дарий двинулся дальше и достиг другой реки под названием Артеск, которая течет через землю одрисов. По прибытии к этой реке царь сделал следующее. Указав своему войску место, он повелел, чтобы каждый воин, проходя мимо, положил туда камень. Когда воины выполнили царское повеление, Дарий двинулся дальше, оставив на месте огромные груды камней.

93. Не доходя еще до Истра, Дарий сперва покорил гетов, которые считают себя бессмертными. Фракийцы же из Сальмидесса и живущие севернее Аполлонии и города Месамбрии, называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя508. Однако геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены.

97. Таковы были верования гетов, когда их покорили персы и они должны были присоединиться к остальному войску в походе. Между тем Дарий с сухопутным войском подошел к Истру. После перехода всех воинов на другой берег он повелел ионянам вместе с экипажами кораблей уничтожить мост и следовать за ним по суше. Выполняя повеление царя, ионяне уже собирались разрушить мост. Тут Кой, сын Эрксандра, стратег митиленцев, осведомившись сперва у царя, угодно ли ему выслушать совет человека, желающего его дать, сказал следующее: “Царь! Ты ведь собираешься в поход на страну, где нет ни вспаханного поля, ни населенного города. Так прикажи оставить этот мост на месте и охрану его поручи самим строителям. Если все будет хорошо и мы найдем скифов, то у нас есть возможность отступления. Если же мы их не найдем, то, по крайней мере, хоть обратный путь нам обеспечен. Меня вовсе не страшит, что скифы одолеют нас в бою, но я боюсь только, что мы их не найдем и погибнем во время блужданий. Скажут, пожалуй, что я говорю это ради себя, именно оттого, что желаю остаться здесь. Напротив, я сам, конечно, пойду с тобой и не желал бы оставаться”. Дарий весьма милостиво принял этот совет и ответил Кою так: “Друг мой, лесбосец, когда я благополучно возвращусь на родину, пожалуйста, явись ко мне, чтобы я мог вознаградить тебя за добрый совет благодеяниями”.

98. После этих слов Дарий завязал на ремне 60 узлов. Затем он вызвал ионийских тиранов на совещание и сказал им следующее: “Ионяне, прежнее мое приказание о мосте я отменяю. Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступил против скифов, начиная с этого времени развязывайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не возвращусь, а дни, указанные узлами, истекут, то плывите на родину. Пока же, так как я переменил свое решение, стерегите мост и всячески старайтесь его сохранить и уберечь. Этим вы окажете мне великую услугу”. Так сказал Дарий и поспешил с войском дальше.

99. Фракия дальше Скифии выдается вперед к морю. Скифия же начинается за Фракией в том месте, где море образует залив и где Истр впадает в море (устье Истра обращено на юго-восток). Я сейчас опишу прибрежную полосу – собственно Скифии, начиная от Истра, для определения ее длины. Это – исконная Скифия, она начинается от устья Истра, обращена к югу и простирается до города, называемого Каркинитидой. Отсюда идет гористая страна, лежащая вдоль того же моря. Она выдается в Понт и населена племенем тавров вплоть до так называемого Херсонеса Скалистого509. Херсонес этот на востоке выступает в море. Подобно Аттике две четверти границ Скифской земли (на юге и на востоке) окружены морем. Тавры живут в части Скифии,

100. За таврами опять живут скифы, частично дальше на восток на морском побережье, а частью на западе Киммерийского Боспора и озера Меотиды до реки Танаиса, которая впадает в это озеро в самом дальнем его углу511. Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами512.

101. Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка,– еще столько же. Такова величина этой области.

102. После совещания скифы убедились, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою и отправили послов к соседним племенам. Цари последних уже собрались на совет, чтобы обдумать, как им поступить ввиду вторжения такого огромного войска. На совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов.

108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища516. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
 
 109. Будины – коренные жители страны – кочевники. Это – единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками517. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой518. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки519.

118. Итак, скифские посланцы прибыли в собрание царей упомянутых племен. Они сообщили, что персидский царь, покорив все племена в другой части света, построил мост на перешейке Боспора и переправился на этот материк. Затем царь подчинил фракийцев и навел мост через реку Истр. Теперь он желает завоевать все их земли. “Вам никоим образом не следует держаться в стороне,– говорили послы,– и допустить нашу гибель. Давайте выступим единодушно навстречу врагу. Если вы не сделаете так, то нам придется покинуть нашу страну или же, оставаясь здесь, добровольно подчиниться захватчику. Что же нам делать, если вы не пожелаете помочь? И вам от этого не станет легче. Ведь персидский царь выступил в поход против нас, так же как и против вас. Покорив нас, он не успокоится и не пощадит и вас. Мы дадим вам важное доказательство наших слов. Ведь если бы персидский царь выступил только против нас одних, чтобы отомстить за прежнее порабощение, то ему пришлось бы, оставив в покое все прочие народы, прямо идти на нашу страну. Тогда всем было бы ясно, что он идет на скифов, а не против других народов. Ведь лишь только царь переправился на наш материк, он подчинил все народности на своем пути. Все остальные фракийские племена уже в его руках, в том числе и соседние с нами геты”.
   
119. После этого сообщения скифов, прибывшие сюда цари племен стали держать совет. Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: “Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в на шей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков”.
   
120. Получив такой ответ, скифы решили не вступать в открытое сра-жение с персами (так как эти соседи не пожелали им помочь). Скифы стали медленно отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на земле. Свое войско они разделили на два отряда. К первому отряду под предводительством царя Скопасиса присоединились савроматы. Отряд этот в случае нападения персов на эту область должен был отступать прямо к реке Танаису вдоль озера Меотида. Если же персы повернут назад, то преследовать их. Это войско принадлежало первой из трех частей скифского царства и получило приказание идти указанным путем. Два других царства – великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами, должны были также медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от персов, и таким образом выполнить военный план. Прежде всего, нужно было заманить персов в земли тех племен, которые отказались от союза со скифами, чтобы вовлечь и их в войну с персами, Если они не пожелали добровольно выступить против персов, то их надо было заставить воевать против воли. После этого им пришлось бы вернуться в свою землю и напасть на персов, если бы это оказалось разумным.
   
121. Приняв такое решение, скифы выступили против войска Дария, выслав вперед головной отряд лучших всадников. Кибитки с женщинами и детьми, а также весь остальной скот, кроме необходимого для пропитания количества голов, они отправили вперед с приказанием все время двигаться на север.

122. После этого обоз выступил вперед. Головной отряд скифов встретил персов на расстоянии около трехдневного пути от Истра. Скифы опередили врагов на дневной переход и расположились станом, уничтожая всю растительность. Лишь только персы заметили появление скифской конницы, они начали двигаться по следам врагов, которые все время отступали. Затем персы напали на одну из частей скифского войска и преследовали ее в восточном направлении к реке Танаису. Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю савроматов не прибыли в область будинов.

123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.

124. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии – около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершенные постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад. Царь предполагал, что перед ним находится все скифское войско и что скифы бежали на запад.

125. Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там оба отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование, причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего – в страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров. После этого, наведя страх и на невров, скифы отступили к агафирсам. Агафирсы увидели, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать смертельный бой с ними – агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Меланхлены же, андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны невров в свою землю.

126. Так как война затягивалась и конца ей не было видно, то Дарий отправил всадника к царю скифов Иданфирсу с приказанием передать следующее: “Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры”.

127. На эти слова царь скифов Иданфирс ответил так: “Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой – это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти мо-гилы или нет. Но до тех пор, пока нам не заблагорассудится, мы не вступим в бой с вами. Это [я сказал] о сражении. Владыками же моими я признаю только Зевса и Гестию, царицу скифов. Тебе же вместо даров – земли и воды – я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!”. Таков был ответ скифов.

128. С этим сообщением глашатай отправился к Дарию. Цари же скифов, услышав слово “рабство”, пришли в негодование. Они послали часть войска, в которой находились савроматы под начальством Скопасиса, для переговоров с ионянами, которые охраняли мост через Истр. Остальные решили не завлекать дальше персов, а нападать на них, когда те выходили на поиски пищи. Выполняя это решение, скифы подстерегали воинов Дария, когда те добывали себе пищу. Скифская конница постоянно обращала в бегство вражескую конницу. Бегущие персидские всадники нападали на своих же пехотинцев, которые являлись к ним на помощь. Тогда скифы, отбив нападение конницы, поворачивали назад из страха перед пехотинцами. Подобные же нападения скифы производили и по ночам.

133. Так персы стремились разгадать значение даров. Между тем один отряд скифов, прежде стоявший на страже у Меотийского озера, отправился к Истру для переговоров с ионянами. Придя к мосту [на Истре], скифы обратились к ионянам с такими словами: “Ионяне! Мы принесли вам свободу, если вы только пожелаете нас выслушать. Мы узнали, что Дарий повелел стеречь мост только 60 дней и если он за это время не придет, то вы должны вернуться на родину. И вот если вы теперь так и поступите, то не провинитесь ни перед царем, ни перед нами. Обождите указанное вам число дней и после этого отплывайте на родину”. Ионяне обещали исполнить просьбу скифов, и те тотчас поспешили назад.

134. После принесения даров царю оставшиеся в своей земле скифские отряды – пехота и конница – выступили в боевом порядке для сражения с персами. Когда скифы уже стояли в боевом строю, то сквозь их ряды проскочил заяц. Заметив зайца, скифы тотчас же бросились за ним. Когда ряды скифов пришли в беспорядок и в их стане поднялся крик, Дарий спросил, что значит этот шум у неприятеля. Узнав, что скифы гонятся за зайцем, Дарий сказал своим приближенным, с которыми обычно беседовал: “Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно рассудил о скифских дарах. Я сам вижу, в каком положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой”. На это Гобрий ответил: “Царь! Я давно уже узнал по слухам о недоступности этого племени. А здесь я еще больше убедился в этом, видя, как они издеваются над нами. Поэтому мой совет тебе: с наступлением ночи нужно, как мы это обычно и делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока скифы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост, или ионяне не приняли какого-нибудь гибельного для нас решения”.

135. Такой совет дал Гобрий. Когда настала ночь, Дарий начал приводить его в исполнение. Слабосильных воинов из тех людей, потеря которых была для него наименее важной, а также всех ослов на привязи царь оставил на месте в лагере. Ослов царь оставил, чтобы те ревели, а людей – из-за их немощи, под тем предлогом, однако, что он намеревается с отборной частью войска напасть на скифов; слабосильные же должны-де в это время охранять стан. Отдав такие приказания оставшимся в стане и повелев зажечь огни, Дарий поспешно направился к Истру. Покинутые ослы стали после отступления войска реветь еще громче прежнего. Скифы же, слыша ослиный рев, были совершенно уверены, что персы еще в стане.

136. На следующий день оставленные в стане персы поняли, что Дарий предал их. Простирая руки к скифам, они стали молить о пощаде и рассказали им все, что произошло. Услышав это, скифы поспешно объединили свои силы, именно два отряда скифов (один отряд вместе с савроматами и другой с будинами и гелонами), и начали преследование персов прямо к Истру. Персидское войско большей частью состояло из пехотинцев и не знало дороги (хотя проезжих дорог там и не было), а скифы были на конях и знали кратчайший путь [к Истру]. Поэтому оба войска разошлись, и скифы пришли к мосту гораздо раньше персов. Когда скифы увидели, что персов еще нет, они обратились к ионянам, которые находились на своих кораблях, с такими словами: “Ионяне! Назначенное вам [для ожидания] число дней истекло, и вы, оставаясь здесь, поступаете неправильно. Ведь вы только страха ради оставались здесь. Теперь же как можно скорее разрушьте переправу и уходите свободными подобру-поздорову, благодаря богов и скифов. А вашего прежнего владыку мы довели до того, что ему больше не придется выступать походом против какого-нибудь народа”.

137. Ввиду этого ионяне стали держать совет. Афинянин Мильтиад, полководец и тиран херсонесцев, что на Геллеспонте, подал совет послушаться скифов и освободить Ионию524. Гистией из Милета, напротив, был другого мнения. По его словам, каждый из них в настоящее время является тираном в городе милостью Дария. Если же могущество Дария будет сокрушено, то ни сам он – Гистией – и никто другой уже не сможет сохранить своей власти над городом: ведь каждый город предпочитает народное правление господству тирана. К этому мнению Гистиея тотчас же присоединились все участники совещания, хотя раньше соглашались с мнением Мильтиада.

138. Вот имена тех, кто принимал участие в этом голосовании ионян, бывших в милости у царя: тираны геллеспонтийцев Дафнис из Абидоса, Гиппокл из Лампсака, Герофант из Пария, Метродор из Проконнеса, Аристагор из Кизика, Аристон из Византия. Это были тираны городов на Геллеспонте. Из Ионии же были: Стратис из Хиоса, Эак из Самоса, Лаодам из Фокеи, Гистией из Милета, который подал мнение против Мильтиада. Из эолийских тиранов присутствовал только один значительный человек – Аристагор из Кимы.

139. Приняв совет Гистиея, ионяне решили, кроме того, дополнить его следующими действиями и словами: разрушить мост со стороны скифов, и притом только на расстоянии полета стрелы, чтобы скифам казалось, несмотря на бездеятельность ионян, что те что-то делают, и для того, чтобы скифы не пытались силой перейти по мосту через Истр. Разрушая мост со скифской стороны, ионяне хотели показать скифам, что выполнят все их желания. Такое дополнение к совету Гистиея приняли ионийские тираны. После этого от имени всех Гистией ответил скифам так: “Вы, скифы, пришли с добрым советом и своевременно. Вы указали нам правильный путь, и за это мы готовы ревностно служить вам. Ведь, как вы видите, мы уже разрушаем переправу и будем всячески стараться добыть свободу. Между тем, пока мы разбираем мост, вам как раз время искать персов и, когда вы их найдете, отомстите за нас и за себя, как они того заслуживают”.

140. Скифы снова поверили в правдивость ионян и повернули назад на поиски персов. Однако им совершенно не удалось найти путь [персов]. Виноваты в этом были сами скифы, так как они-то и уничтожали в этой стороне конские пастбища и засыпали источники. Не сделай они этого, при желании им легко было бы найти персов; теперь же не удался именно тот их план, который они считали самым разумным. В поисках неприятеля скифы шли по таким частям своей страны, где был корм для коней и вода, думая, что и враги отступают теми же путями. Однако персы шли, держась ранее проложенных ими троп, и только таким образом (да и то с трудом) нашли переправу. До места они добрались ночью и обнаружили, что мост разрушен. Тогда персов объял страх, что они покинуты ионянами.

141. В свите Дария был один египтянин с весьма зычным голосом. Этому человеку Дарий велел стать на берегу Истра и кликнуть милетянина Гистиея. Египтянин так и сделал. Гистией же по первому зову его доставил все корабли для переправы войска и снова навел мост.

142. Так персы были спасены. Скифы же в поисках персов потерпели неудачу. С тех пор скифы считают ионян, поскольку те были свободными людьми, самыми жалкими трусами из всех людей, а как рабов весьма преданными своему господину и наименее склонными к побегу. Так скифы издевались над ионянами.

143. Следуя через Фракию, Дарий прибыл в Сест на Херсонесе. Отсюда сам царь на кораблях переправился в Азию, а в Европе оставил полководцем перса Мегабаза. Некогда Дарий оказал Мегабазу великую честь среди персов таким отзывом о нем: Дарий собирался есть плоды граната, и, как только разрезал первый плод, брат царя Артабан спросил его: “Чего бы царю хотелось иметь в таком же количестве, сколько зерен в плоде граната?”. На это Дарий отвечал, что предпочитает иметь столько людей, подобных Мегабазу, чем быть владыкой Эллады. Таким отзывом царь некогда почтил Мегабаза среди персов, а теперь оставил полководцем во главе 80-тысячного войска.

КОММЕНТАРИЙ

Наибольшей критике данного рассказа Гердота подвергаются два существенных момента:
1. Продолжительность экспедиции – 60 дней;
2. Численность экспедиции – 700 000 чел.

Продолжительность экспедиции.

101. Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка,– еще столько же. Такова величина этой области.

В таблице 1 представлены сравнительные расстояния до указанных Геродотом мест с реальными в настоящее время.

п/п Опорные точки           По Геродоту в км Фактически в км
1 Истр - Борисфен                370             400
Дунай - Днепр
2 Борисфен - Меотида              370                400
Днепр – г. Мариуполь
3 Меотида – земли меланхленов 740             690
г. Мариуполь – междуречье Днепр – Дон
        на уровне Курска
ИТОГО:                1480               1490

Принимаем 1500 км в одну сторону и столько же в обратную. Итого – 3000 км. Среднее движение войска по пересеченной местности может составлять не более 15 км в день или 60 км за четыре дня, из которых 2 дня войско находится в движении преодолевая по 30 км в день и 2 дня находится на отдыхе. Таким образом, весь поход должен был бы занять не менее 200 дней. С учетом остановки на строительство фортификационных сооружений на 30 дней, вся экспедиция должна была продлиться около 230 дней, учитывая, что Дарий вернулся раньше установленного срока, то можно предположить что Дарий планировал завершить её за 240 дней или за 8 месяцев.
Если Дарий перешел Дунай в начале февраля, то вернулся он к переправе только в конце сентября. Сохранять мост столь длительное время на судоходной реке в её устье вряд ли возможно, поэтому мост, очевидно, был разобран и корабли должны были вновь собраться у переправы к августу.
Геродот указывает, что рассмотренные маршруты преодолевались за 10 или 20 дней. Это соответствует движению небольшого торгового каравана, который может двигаться 10 дней без остановки. Т.е. источником временного интервала у Геродота были не хроники реальной экспедиции Дария, а сообщения купцов посещавших эти районы во времена Геродота. Кстати это касается и названий скифских народов оказавшихся на пути Дария. Сама канва рассказа об экспедиции Дария очевидно почерпнута им из архивных источников того времени, так как Геродот работал над книгой в период 450 – 440 гг. до н.э., а описываемые им события произошли за 65 лет до этого.
Геродот отмечает, что Дарий оставил ионянам веревку с 60-ю узлами чтобы они могли считать время до его возвращения. Именно это замечание Геродота и вызывает обоснованное сомнение в правдивости его рассказа.
Между тем, если связать 60 узлов на расстоянии 10 см друг от друга, то веревка с узлами должна была бы иметь длину около 6 метров, а чтобы разместить 240 узлов потребовалась бы веревка более 25 метров. Вероятней всего вязалось 4 веревки по 60 узлов каждая. Надо полагать, что Геродот в авторском тексте, скорее всего, упоминал именно 4 веревки, но при последующем копировании текста эта информация могла быть утеряна, так как подлинного геродотовского текста сегодня не существует, а используются его копии начиная с 10 века н.э., т.е. спустя около 1400 лет после его смерти.
Если принять эту версию, то сведения Геродота о продолжительности экспедиции Дария не противоречат реальным возможностям того времени проникновению войск Дария до Волги. При этом надо учитывать, что дядя Дария Кир II (Куруш II) погиб именно в низовьях Волги в 530 г. до н.э. Вполне возможно именно этот район и был конечной точкой экспедиции Дария.

Численность экспедиции.

Численность войск Дария действительно вызывает сомнения. В тоже время завершая свой рассказ Геродот отмечает, что покидая европейский берег Дарий оставил там 80 000-е войско. Если принять, что он оставил 4 часть вышедших из похода войск, то вернулось из Скифии около 320 тысяч, принимая потерли Дария в этой экспедиции на уровне 50%, то поход он должен был начать с 640 тысячной армией, что соизмеримо с заявленными 700 тысячами.
Скорее всего, как и в предыдущем случае, в тексте имеется системная ошибка.
Вновь рассмотрим приведенный выше отрывок из Геродота:

101. Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка,– еще столько же. Такова величина этой области.

Общая продолжительность пути от Дуная до низовья Волги 40 дней. Интенсивность пути 200 стадий в сутки. Итого 8 000 стадий, но Геродот почему-то указывает 40 000 стадий, т.е. в 5 раз больше. Если принять системную ошибку текста кратной 5, то получаем численность войск Дария в начале похода 140 тысяч, а оставленных в Европе 1600 человек. Если потери Дария составили около 50%, то возвращался он с 70 000 армией, а оставленные в Европе составляли всего 2,3% от вышедшего из Скифии войска. Эти цифры вполне соизмеримы с возможностью того времени.

У Геродота читаем:

   81. Численность населения у скифов я не могу определить точно, так как получил об атом весьма различные сведения. Действительно, согласно одним сообщениям, скифы очень многочисленны, а по другим – коренных скифов, собственно говоря, очень мало. Местные жи-тели, однако, показывали мне вот что: между реками Борисфеном и Гипанисом существует местность под названием Эксампей. О ней я уже упоминал несколько раньше, говоря, что там есть источник горькой воды; вода его течет в Гипанис и делает воду этой реки негодной для питья. В этой местности стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов.

Вероятней всего для изготовления этого котла использовалась медь, общим весом не более 1400 кг.
При весе наконечника около 5 г., для отливки такого котла необходимо использовать 280 000 наконечников.
По данным Рейгенфельца (О Московии) Ариант провел перепись в 730 году до н.э., т.е. более чем за 200 лет до вторжения Дария. В 515 г. скифы могли выставить войско численность во много раз более чем 280 000 воинов, так как  Ариант управлял только частью Скифии, а объединенные скифские войска могли иметь в своем составе как минимум в три раза больше, т.е. до 840 тысяч человек. Участвовать непосредственно в военных действиях могла 5-я часть этого войска, т.е. около 170 000 человек. То есть войска Дария и скифов были приблизительно равны. Тем более странным кажется стратегия скифов.
Но как показала история, выбранная тактика оказалась более верной, чем прямые боестолкновения, что позволило скифам сохранить большую часть своего войска, не в пример Дарию, потерявшему как минимум половину своей армии.

Итак, наиболее спорные вопросы о продолжительности экспедиции Дария и её численности могут быть решены, если принять приведенные выше системные ошибки текста, что позволяет принять продолжительность экспедиции в 230 дней (с февраля по сентябрь включительно), а численность в 140 тыс. человек.

МАРШРУТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ДАРИЯ

Реконструкция начала похода, по-видимому, не представляет особой сложности. Но для того чтобы понять направление его маршрута необходимо исследовать причину по которой Дарий предпринял эту экспедицию.

Геродот пишет:

1. После завоевания Вавилона сам Дарий выступил в поход на скифов. Так как Азия была тогда богата воинами и огромные средства стекались в страну, то царь пожелал теперь наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир. Ведь, как я уже сказал раньше, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии. Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян (до прихода скифов Азией владели мидяне).
Итак, скифы были властителями Азии; затем после изгнания их мидянами они таким вот образом возвратились в родную страну. Вот за что Дарий пожелал наказать скифов и собрал против них свое войско.

Из данного отрывка можно сделать вывод, что Дарий решил отомстить скифам за разгром Мидии 28 лет назад и после того как они были изгнаны медянами со своих земель решил их наказать за вторжение на подконтрольные ему земли.
Но это плохо согласуется с фактом скифского похода его дяди Кира II (Куруш II)  в низовья Волги за 15 лет до этого, где он и погиб. Т.е. цели обоих персидских царей в столь отдаленные для них области, скорее всего были одни и те же.

Известно, что знаменитый «Шелковый путь» начал формироваться после завоевательных походов Александра Македонского, когда китайский император Ву Ди в 138 г до н.э. отправил своего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против гуннов. По результатам этой далеко не простой экспедиции (посол дважды попадал в плен к гуннам и провел там в общей сложности почти 12 лет) начался регулярный торговый обмен между Китаем и Средней Азией в последствии названный «Великий шелковый путь».
Но менее известно, что еще задолго до этого существовали активные торговые отношения между халифатскими государствами Средней Азии и Грецией и эти торговые пути проходили как раз по землям скифов в северном Прикаспии, Приазовье и Причерноморье. Именно эти хорошо развитые торговые пути и хотели взять под контроль как Кир II, так и его племянник Дарий I. Именно поэтому весь маршрут обоих правителей пролегал от Дуная по северному побережью Черного и Азовского морей к низовью Волги. Кир в своем походе перешел Волгу, но был полностью разбит и погиб сам. Надо полагать, что спусти всего 15 лет Дарий, хотел исправить ситуацию и все же взять под контроль эти территории, что бы получать дополнительный доход (и судя по всему значительный) с торговли между Средней Азией и Греции на этом направлении. Этот вывод косвенно подтверждается греческой экспансией в этом направлении.
Так Геродот отмечает, что в Гелоне, расположенном севернее прибрежных районов Приазовья в землях будинов значительную часть населения составляли греки:

 108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.

 Таким образом, скифы к 500 г. до н.э. очевидно полностью контролировали торговые пути из Средней Азии в Грецию, и именно замещение этого контроля на персидский пытались предпринять как Кир, так и Дарий.
Эта версия позволяет объяснить, почему скифы не вступали в бой с персами. Такая тактика позволяла им вести войска персов как на веревочке по местам удаленным от освоенных торговых путей.

В связи с этим можно с высокой степенью уверенности утверждать, что конечная цель экспедиции Дария были низовья Волги, где очевидно находились основные перевалочные пункты торговых путей Скифии и среднеазиатских государств.
Косвенно это подтверждается тем, что скифам не удалось реализовать свой план:

Два других царства – великое царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами, должны были также медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от персов, и таким образом выполнить военный план. Прежде всего, нужно было заманить персов в земли тех племен, которые отказались от союза со скифами, чтобы вовлечь и их в войну с персами, Если они не пожелали добровольно выступить против персов, то их надо было заставить воевать против воли. После этого им пришлось бы вернуться в свою землю и напасть на персов, если бы это оказалось разумным.
   
121. Приняв такое решение, скифы выступили против войска Дария, выслав вперед головной отряд лучших всадников. Кибитки с женщинами и детьми, а также весь остальной скот, кроме необходимого для пропитания количества голов, они отправили вперед с приказанием все время двигаться на север.

Но Дарий направился не за обозом скифов на север, а пошел на восток к Дону.

Таким образом, становится понятным основной маршрут Дария от устья Дуная до устья Дона. Очевидно, этот путь был пройден Дарием без особых проблем дней за 80 – 90. Т.е. к началу мая он, по-видимому, вышел на берега Дона. А вот после форсирования Дона, что-то пошло не по плану и Дарий почему-то меняет маршрут с восточного направления на северный.
Вот как об этом пишет Геродот:

122. …Затем персы напали на одну из частей скифского войска и преследовали ее в восточном направлении к реке Танаису523. Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю савроматов не прибыли в область будинов.

123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.

Таким образом, после форсирования Дона вслед за скифами Дарий меняет направление своего похода. Если следовать логике рассказа Геродота, то инициаторами изменения маршрута явились скифы.
Возникает вопрос, почему скифы не повели Дария в земли массагетов, а направили его в земли их союзников будинов.
В связи с этим важно понять, где в то время располагались земли будинов и их город Гелон.
Если следовать Рыбакову (Герадотова Скифия), то на севере земли будинов проходили по дуге Харьков – Киев – Винница. На востоке по течению Северского Донца. При чем, по его мнению Гелон находился в верхнем течении Ворскла на расстоянии 480 км от устья Дона в северо-западном направлении, т.е. почти в другой стороне от Волги. Рыбаков считает, что в это время течение Дона проходило по руслу реки Северский Донец, поэтому от Мариуполя скифы повели Дария на север в земли будинов, где в района Славянска форсировали реку и практически сразу же переправились обратно увлекая за собой Дария на Ворсклу, что не соответствует описанию Геродота.

Геродот отмечает, что после форсирования Дона, путь его войска проходил по Скифии и Савроматии. Ранее он отмечал, что земли царских скифов простирались до Дона, а за Доном уже начинались земли савроматов на 15 дней пути от впадения Дона в Азовское море, т.е. приблизительно на 500 км на север. За землями савроматов на севере начинаются земли будинов, причем земли будинов расположены в лесистой местности, а земли савроматов полупустынны. Восточнее савроматов живут также скифские племена, которые ранее освободились (а скорее бежали) из под власти царских скифов. Далее на восток за землями этих скифов начинаются Уральские горы.

Таким образом, если следовать рассказу Геродота, то войска Дария шли восточным (левым) берегом Дона вверх по течению.

Если верить Геродоту, что земли сарматов простирались на север приблизительно на 500 км, то тогда земли будинов должны были начинаться с устья реки Иловля при впадении её в Дон.

Пройдя земли скифов и сарматов персы вторгаются в земли будинов.
Будины и сарматы являлись союзниками скифов в этой войне с персами, поэтому не совсем понятно, зачем они их повели по землям своих союзников, а не направили их к мессагетам на нижнюю Волгу, тем более что следует предполагать, что будины вели к этому времени уже оседлый образ жизни.
Этот вопрос пока остаётся без ответа. Единственным предположением может служить то, что земли мессагетов представляли собой большое стратегическое значение для организации бесперебойной торговли, и союзный совет очевидно предложил эквивалентную компенсацию будинам за понесенный в этом случае ущерб, которого с лихвой должно было хватить на восстановление утраченного имущества.

Войдя в земли будинов персы практически сразу же выходят на покинутый город. Геродот не приводит название этого города, поэтому его вряд ли можно отождествлять с Гелоном. Но с очень высокой степенью вероятности можно утверждать, что он находится в месте слияния рек Медведица и Дон, где сегодня располагается город Серафимович.
Косвенным подтверждением тому, что сожженный город был именно Гелон мы находим в Велесовой книге (2а-I; 6б-I):

«Говорит птица Матерь Сва, когда огонь смрадный пришел к нам, и Гелон разрушил в том пожаре:
 «О Боги, воду лейте и дождями мочите землю эту бедную, разоренную, конницей вражьей потоптанной, где изверги ловят сынов ее, и за конями тащут по земле. И вот пришлось Голунь нашу оставить врагам, а ведь Голунь крепостью была.
 Но враги ее взяли очень уж просто».

Таким образом, Гелон Геродота и Голунь Велесовой книги, это возможно один и тот же город, сожженный персами в 515 г. до н.э. (см. примечание)

Сколько продолжался путь Дария по землям будинов Геродот не указывает, но отмечает, что за их землями на север, простирается пустыня на протяжении 7 дней пути или на 260 км. Севернее этой пустыни по словам Геродота живут фиссагеты, из земли которых вытекают четыре больших реки впадающих в Азовское море.
Нам известно, что непосредственно в Азовское море впадает только Дон, поэтому вероятней всего речь идет о Доне и его трех крупных притоках.
Сиргис – Северский Донец, приток Дона.
Лик – возможно это река Ворскла, которая берет свое начало недалеко от истока Северского Донца, но является притоком Днепра.
Оар – Оскол, приток северского Донца.
Вероятней всего земли фессагетов располагались в истоках Северского Донца и Оскола.

Геродот отмечает, что дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре.
Если предположить, что Гелон находился на слиянии Медведицы и Дона, то после его разрушения Дарий сразу форсирует Дон и направляется на запад, где на слиянии рек Оскол и Северский Донец останавливается и начинает сооружать оборонительные фортификации.
Место выбрано, очевидно, не случайно, так как с востока у него были земли царских скифов, а с запада излучина слияния рек Оскол и Северский Донец. Стратегически очень выгодная позиция. Судя по всему именно здесь Дарий предполагал установить крепость, которая могла бы контролировать скифский торговый путь.
Таким образом, Дарий в отличии от Кира предполагал не разрушать торговые перевалочные базы в низовьях Волги, что могло повлечь изменение торговых маршрутов, а установить контроль на пути следования торговых караванов.
Если принять, что Дон Дарий форсировал в начале мая, то Гелон он очевидно сжег уже в начале июня, а на берег Оскола вышел в начале июля. Около месяца, очевидно, ушло на строительство валов. Т.е. в начале августа Дарий осознал, что у него остаётся всего два месяца, что бы успеть к переправе к концу сентября. Поэтому он бросает строительство укреплений и стремительно возвращается назад. Ему предстоит преодолеть не менее 1200 км за два месяца. Начинается паническое бегство. Войска Дария преодолевают не менее 25 км в сутки и успевают к переправе на 10 дней ранее намеченного срока.

Итак, поражение Дария обусловлено недооценкой им расстояний которые ему придется преодолевать в ходе этой скифской компании. Можно предположить, что первоначально он предполагал укрепиться на Дону, но что-то ему помешало и он, потеряв драгоценное время, предпринял попытку закрепиться на Осколе. Очевидно, он не собирался зимовать со своей армией в скифских степях, так как, скорее всего, не имел такого опыта, а оставлять малочисленный гарнизон, в условиях, когда не удалось установить надлежащий контроль за территориями, посчитал скорее всего нецелесообразным, в условиях значительных потерь личного состава. Как итог - бесславное бегство.

Анализ скифского похода Дария и информации Велесовой книги о Гелоне–Голуни позволяет с высокой степенью уверенности утверждать, что древняя столица Руси Голунь находилась на слиянии Медведицы и Дона.


Рецензии