Веломобилизация

Отклик на статью академика РАЕН, профессора Александра Портнова «Двухколёсный изгой»:

  Мы благодарим автора статьи и редакцию газеты «Советская Россия» за попытку решить одну из нерешаемых в России экологических проблем.
  Мы – это Общественная организация «Экологическая лига» (Ecoliga), созданная в октябре 2005г. в Ростовской области при Донском государственном аграрном университете.
  Один из наших социально-экологических проектов называется «Веломобилизация», который включает разметку территории университетского городка «Санкт-Персоград» и строительство СТО – станции технического обслуживания велосипедов и инвалидных колясок.     Велосипедная СТО может перерасти в дальнейшем в базу самодельного веломобилестроения, как это было в Советской Литве
  Семейный велоклуб «Великан» мы создали, ездили по степным дорогам в воскресные дни, когда на них нет автотранспорта. Безопаснее сельские грунтовые дороги, чем шоссейные, но для многодневного велотура необходима хорошо спланированная сеть велосипедных дорожек, как в Финляндии.
  Обеспечить безопасный велосипедный туризм в России можно и нужно, но он пока будет причислен к экстремальным из-за засилья на дорогах автомобилей.
  Да, велосипедисты в России выдавлены с проезжей части и тротуаров массой лимузинов. Смешно говорить в России о справедливости, о правах человека на устойчивое и безопасное развитие, когда вся жизнь подчинена олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее!».
  Ecoliga провозглашает иной девиз, не олимпийский: « Разумнее, устойчивее, человечнее! ». Технократические иллюзии и повальное упование на быстрое обогащение должны уступить место истинным ценностям – семейным, духовным, нравственным.
  Мы должны провести в Интернете общественный саммит
по развитию семьи и добрососедских отношений, по активизации общественных организаций, по развитию физической и прочей культуры наряду или вместо коммерческого спорта, губительного для здоровья профессионального спортсмена и его семьи.
  Формированию экочеловека в семье и в семьях, поставивших это общее дело главной своей целью. лучше всего способствует велосипед, настольный теннис, лыжи и другие виды полноценного отдыха. В семидесятые годы прошлого столетия в странах Балтии проводились игры между семейными командами по баскетболу, теннису, лыжным гонкам и другим видам спорта, для которого было достаточно спортивного семейного резерва и опыта участия в соревнованиях.
  Опыт бабушек и дедушек может быть востребован в воспитании внуков, а дома престарелых, как и детские дома, теряют всякий смысл в обществе, нацеленном на устойчивое социально-экологическое развитие.
  Так что на велосипеде, а не на автомобиле мы можем въехать во всесторонне развивающееся общество с малыми затратами, оставив позади себя «развитые» страны.
  Академик Александр Портнов свидетельствует:
ВЕЛОСИПЕД – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УНИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО БОРЬБЫ СО СТРАШНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - нервными стрессами, дефицитом физической нагрузки и движения, гиподинамией.
  В отличие от владельцев иномарок, велосипедистов не мучают проблемы лишнего веса, стрессов и психических расстройств: два часа работы педалями в седле вышибают из головы все излишние и тяжёлые мысли, а также означают потерю одного-двух лишних килограммов. Ведь Бог спроектировал человека в расчёте на огромные физические нагрузки – для длительной ходьбы, бега, плавания, охоты!.. А что реально остаётся горожанину, заключённому в мрачную решётку улиц? Один лишь серый тротуар?..
  В дневниках 70-летнего Льва Толстого имеются записи, посвященные велосипеду. Самое большое удовольствие великий писатель получал в молодости от верховой езды, он был отличным наездником. Но когда уже в старости ему подарили велосипед – лошадь была забыта! И ведь ездить ему приходилось на неуклюжей машине прошлого века, по кошмарным дорогам того века – с грунтовым или булыжным покрытием. А что сказал бы Л.Н.Толстой о том удовольствии, которое получает современный велосипедист, мчащийся за счёт собственной энергии по гладкому асфальту в атмосфере солнца, ветра и запаха сосновых лесов?..
Однажды довелось мне ехать на гоночном велосипеде из Бахчисарая в Ялту через горный массив Ай-Петри. На серпантинах удивительного по красоте пейзажей шоссе обогнал я стоящий лимузин с перегревшимся мотором. Растолстевший адмирал в белом кителе с золотыми погонами, совсем ещё не старый, сидел в тени раскидистого дуба и наблюдал за шофером, возившимся с двигателем.
  Мы говорили о жизни, я двинулся дальше, а безмерно разжиревший моряк в расшитом золотом кителе грустно сказал на прощание: «Если бы вы знали, как я вам завидую!..»

  Если греческое «эко» заменить русским «дом» во всех русских словах, где встречается это «эко», то можно переосмыслить даже такое слово, как «экономика». Экономика удивительным образом превратится в искусство ведения домашнего хозяйства, где доминирующая роль предоставляется семье и возлагается на домашнее хозяйство, в меньшей степени зависимое от финансовых игр, приводящих время от времени к финансовым кризисам и войнам.
  Мы должны жить и развиваться по принципам социально-экологического мировоззрения, которые должны вырабатывать сами, выделив из них посильные для себя, для своей развивающейся семьи для начала несколько ключевых принципов, которые в ходе успешного развития можно дополнять другими или усложнять.
  Умеренность во всём - вот первый ключевой экологический принцип, соблюдение которого необходимо в начале пути развития общества с многочисленными диагнозами, пророчащими быстрое разорение даже при успешном быстром обогащении, к которому ныне, обезумев, стремятся все от таксиста до министра.
     Поэтому, чтобы придерживаться духовно-нравственных ценностей, достаточно вырвать или вырезать, как злокачественную опухоль, всё, что имеет отношение к сугубо материальным «ценностям», не отказываясь от них вовсе. Материальное благополучие придёт в каждую порядочную семью с растущим из года в год семейным рейтингом, определяемым самими семьями по подобию спортивного рейтинга или политического рейтинга.
  Уважаемые «великаны», имеющие «велик» и жаждущие выехать на нём на безопасные во всех отношениях велосипедные дорожки нашей страны и зарубежные тропинки, проложенные по живописным местам!
   Мы за шоссейный спортивный велосипед, но более за двухколёсный «вседорожник», который почему-то назвали горным велосипедом.  Мы не настолько пока богаты, чтобы иметь по два велосипеда – шоссейный и «маунтбайк». Для российского бездорожья более пригоден второй велик, ездой на котором я и моя семья наслаждаемся с тех пор, когда его стало возможным приобрести. Скорость двухколёсного «вседорожника» будет поменьше, чем шоссейного. Но мы не ставим цель обгонять авто на скорости 35 километров в час, а держаться подальше от них. Лет через сто в Москве и по всей России появится достаточно велодорожек. Тогда и мы, россияне, можем устроить шоссейные велогонки по городу и за городом. А пока мы приглашаем Вас и Вашу семью в семейный велоклуб «Великан» и в удивительное велосипедное путешествие по степным и лесным тропинкам.
                Геннадий Митченко, 2014 год


Рецензии