Тридцать пять лет

ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ
(Из книги «О людях и для людей»)

Новогодние празднества для Владимира Сергеевича Устинова – начальника цеха теплоэлектростанции,пара и водоснабжения(ТЭЦ-ПВС)Косогорского металлургического завода не просто радостны,а дважды торжественны и ожидаемы.Ведь второго января у него день рождения.Вот и сейчас он сидит напротив меня за своим начальственным столом в своём цехе и дружески мне улыбается.Видимо,у него очень хорошее настроение,и весь он сейчас в предвкушении своего личного праздника и праздничного стола,подарков,дружеских поздравлений,в атмосфере радости и счастья общения в кругу своих родных и близких друзей.А тут ещё и я со своими производственными вопросами,которые он,как начальник станции и руководитель,обязан решать каждодневно и ежечасно.
Впрочем,слово «начальник» сейчас,да и вообще по всей его жизни,не очень-то даже подходит к нему,человеку компанейскому,общительному,доброжелательному,уж очень это слово какое-то сухое и официальное,напыщенное и бюрократическое.А ему-то  больше всего подходит в любой компании,в любом коллективе,слово «лидер»!Ибо этот человек,действительно,в полной мере наделён прекрасными лидерскими качествами.И сам Устинов,изо дня в день,в течение всей своей жизни,словом и делом доказывает то,что он всегда способен вести за собой любой коллектив и в любой ситуации.И не приказами,а личным своим примером,умением работать,в том числе и в ТЭЦ-ПВС.Так умеет он объединять и организовывать людей,для достижения ясной ему цели,что она,цель-то, становится ясной и понятной всем.Вот тогда люди и подчиняются ему с охотой и энтузиазмом,берутся живо за любое дело. Умеет он увлечь за собой людей и так поставить перед ними задачу,что добиться им её выполнения не представляет особого труда.
Вот только-только закончилось сменное оперативное совещание в помещении котельного отделения ТЭЦ-ПВС. Озадаченные своим начальником люди расходятся по своим рабочим местам. И с первого же взгляда видно, что они энергичны  и  бодры духом,что их лица наполнены светом и  жизнью – это тоже результат умения начальника цеха вдохнуть в них жизнь и поставить перед ними первоочередную задачу. А за столом оперативного совещания,к которому теперь подсел и я,остался лишь сам Владимир Сергеевич,а вокруг него сгрудились ближайшие его помощники: главный инженер электростанции Марк Павлович Гуревич,начальник котельного и турбинного участков Евгений Иванович Александров и старший мастер производственных участков Евгений Григорьевич Путин.
–...С Владимиром Сергеевичем Устиновым,за годы нашей совместной работы,нам пришлось столько испытать,что можно тут написать целый роман!– восклицает чуть позже,в ответ на моё предложение рассказать об их начальнике в канун его юбилея, его ближайший помощник и соратник главный инженер Гуревич,– да и сразу тут всего и не вспомнишь!С какого года мы тут с тобой вместе работаем? – спросил он, обратившись к Евгению Иванович Александрову.       
– Да,где-то… с пятьдесят шестого!..– чуть помедлив,ответил тот.– Ты,Марк Павлович,всё-таки,чуть раньше меня в ТЭЦ пришёл?!Помню,был ты тогда начальником машинного цеха,а я стал начальником котельного.Участки,помнишь,тогда цехами назывались.Вот в то время к нам в ТЭЦ-ПВС и пришёл работать Устинов…
– Всё верно,– добавляет, теперь уже и сам,вступая в разговор,Устинов,– помощником тогда я пришёл работать к мастеру Евгению Ивановичу Александрову!– И смеясь,продолжает,– был я тогда у него в заместителях!Хорошим учителем он тогда у меня оказался,до сих пор его учёбу помню!..
– Сколько же лет прошло?!– искренне теперь уже удивляется,в ответ на его слова, Евгений Иванович Александров.– Тридцать пять?! Вот так раз! Оказывается немало, а как один день!
– А сколько же вы лет работаете непосредственно начальником ТЭЦ-ПВС?– спрашиваю я,наконец-то,и у самого Владимира Сергеевича.
– Так вот,считаю,– подняв вверх глаза,говорит он,– с тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года!И самому мне не верится,что столько лет прошло!Кажется,что мы по-прежнему молоды,а годы-то бегут,не остановить!А мне кажется,что я только-только на завод работать пришёл!..
– Да вам более сорока лет на взгляд и не дашь!.. Только самое начало!– полушутя, полусерьёзно говорю я.– Или вы так хорошо сохранились?..
На это мои собеседники весело и дружно откликнулись.
– Сорок не сорок,а наш начальник на «больничный» старается не попадать!И тут во всём спорт виноват!..
Ну,что же,тут всё верно!Владимира Сергеевича я и сам знаю давно,и не столько, как начальника цеха,а как человека,очень увлечённого спортом,точнее – волейболом и баскетболом.И спортзал в нашем посёлке для него до сих пор,как второй дом.
– С Устиновым такой случай был… – тут к месту вспомнил неожиданно интересный случай Марк Павлович,– его даже из-за этой страсти чуть было и с завода ни увалили!
– Как же это так?– пришла очередь удивиться мне.
– Первые семь лет после института(а к нам на завод он после его окончания сразу и пришёл)Владимиру Сергеевичу приходилось на работу,то есть на Косую Гору, ездить из города Щёкино.Родом он оттуда.Дорога,конечно же,надоела,выматывала ему все силы,особенно поле работы.
Вот потому однажды пришёл к директору завода Федору Сергеевичу Сергееву Сергей Яковлевич Антипов,бывший тогда начальником нашей станции,и говорит:«… Косогорцы проигрывают в волейбол щёкинцам лишь только потому,что за команду города Щёкино играет Устинов!..».А на заводе любой в то время знал,как сильно и страстно любит директор Сергеев спорт.Потому и привёл такой аргумент Антипов,чтобы быстрее Устинову на Косой Горе квартиру дали! Взглянул тогда Сергеев на него и так резко отвечает:«Уволить Устинова с завода нужно за такие вот дела,как он смеет против своего коллектива играть?!».Смутился тогда проситель от таких слов и пошел восвояси,не солоно хлебавший.А Сергеев,между тем,тут же квартиру дал Устинову… 
Пошутил,оказывается,на сей раз Марк Павлович,байка такая,не было такого случая, но в каждой шутке есть доля правды!Нужен был в то время Устинов заводу.И не только в спорте,но и как специалист,своими знаниями инженера.Вот за то и должным образом его оценили,квартирой обеспечили.И пусть сегодня товарищи по работе,по службе,подшучивают над его страстью к волейболу, главное,что в деле,в процессе производства,они друг друга понимают с полуслова.
Приятно,после этой шутки,потекла наша дальнейшая беседа,простая и искренняя, однако без всякой фамильярности и лицемерия,панибратства и фальши,как в дружной и доброй семье между братьями.И не мудрено,столько лет они работают вместе!И потому, чувствуя момент,о многом мне хотелось их сейчас расспросить,пока такой пошёл кураж-разговор.И особенно хотелось узнать подробнее о трудовом пути Владимира Сергеевича,у него-то сегодня не просто приближается день рождения,а шестидесятилетний юбилей!И ещё один юбилей – тридцать пять лет на заводе!Да двадцать пять ещё лет из них он отработал начальником здесь в ТЭЦ-ПВС!И не просто начальником одного из цехов завода,а коллектива все эти годы работавшего безукоризненно!Вот какая была моя задача!
Конечно,я кое-что и сам знал об Устинове.Знал,что стабильность работы его коллектива основана,прежде всего, на высоком профессионализме и технической грамотности самого начальника цеха,то есть Устинова.На его умении руководить коллективом и ладить с людьми,умении грамотно поставить задачу и потребовать её исполнения.Но вот как это ему удаётся,вот в чём вопрос!? А он,как бы в ответ на все мучащие меня вопросы,только шутит и смеётся,всё сводит к одному спорту:
– Так ведь в «золотой век» я на завод видимо попал,в золотое время Николая Павловича Чупеева!У волейбола и баскетбола тогда популярность была преогромная! И не только в нашем посёлке,а повсеместно.А я по характеру человек азартный,– улыбается он лукаво,– с детства я такой!В школе всеми видами спорта занимался, кажется в восьмом,а может быть и в девятом классе,стал чемпионом Тульской области по метанию гранаты.На лыжах с удовольствием бегал,а вот,к сожалению, зарядку по утрам дома делаю до сих пор редко.Какой у зарядки может быть азарт?! Мне же соревноваться с кем-то надо?!А так – скучно! Вот потому я и люблю больше всего спортивные игры:футбол,волейбол,баскетбол,то есть те виды спорта,где есть азарт,где можно добиться победы,где есть борьба и где нет места монотонности и скуке.
В футбол я играл,например,за сборную команду города Щёкино,а в пятьдесят седьмом году был чемпионом области,играл в составе баскетбольной команды города Щёкино. И на спорт мне не было жалко ни времени, ни сил.Так,например,я зимой из города Щёкино ездил в посёлок Первомайский,чтобы позаниматься там в спортзале.Три раза в неделю занимался баскетболом и два раза в неделю – волейболом.Представить только – это же почти всю неделю только спорт!
И если на рейсовый автобус я опаздывал,так шёл пешком!Вот какое было желание!И оно осталось во мне до сих пор.Даже и сейчас я,занимаясь в группе «Здоровье» в нашем спортзале на Косой Горе,не могу играть «просто так!».Обязательно в матче «завожусь…».И всех «завожу»!.. И в Московском энергетическом институте,куда я поступил после окончания школы,тоже сначала в футбол играл,но потом так баскетболом увлёкся,что не остановить!А почему?Потому что есть азарт!
– «Азартный,очень азартный!»,– подхватывает его шутливый рассказ кто-то из наших собеседников,– он и институт свой из-за азарта с красным дипломом окончил,и в любой работе такой!И если его послушать,то можно подумать,что он в институте, да и у нас в цехе тридцать пять лет только в футбол с баскетболом и волейболом  играл!
– Да и второй институт – Московский политехнический,тоже на спортплощадке почти  что окончил,уже работая на нашем заводе!– добавил кто-то,– дипломную работу ему  только осталось написать,да на ту беду азарт его как раз и пропал!
– Правда,ли? – спрашиваю я у Владимира Сергеевича,– куда же он пропал?
– Правда,– смущаясь,отвечает,–  был у меня такой грех.По специальности я ведь инженер-теплотехник,так мне захотелось ещё и на инженера-электрика выучиться! Пусть институт я не окончил,чуть-чуть мне осталось,но полученные знания для меня оказались в работе не лишними.Я о том говорю,что пригодились мне это знания в моей деятельности в качестве начальника ТЭЦ-ПВС.И хотя я диплома не получил,но учился я с увлечением,я вообще люблю учиться и потому с удовольствием вспоминаю, например,свои девятимесячные курсы, на которые меня направил Косогорский металлургический завод,что проводились в Уральском политехническом институте. Так,что я за «Уралочку» с тех пор болею с не меньшим азартом,как и за свою поселковую команду.
«…Опять он все сводит к шутке,к спорту!– с огорчением подумалось мне,– я ведь стараюсь,всё перевожу разговор на серьёзные рельсы,а он соскакивает с них!» И я тогда спрашиваю прямо в лоб:
– Владимир Сергеевич,раз вы окончили институт в Москве,даже с красным дипломом, значит,вы имели право выбора любого трудоустройства после его окончания?Как же вы оказались на нашем заводе,неужели он вам очень понравился?
– Представьте,понравился,и по собственному желанию,хотя предложений было много. В том числе и на крупные электростанции страны!Но ведь Косая Гора-то рядом с городом Щёкино! А я сам из города Щёкино.Да, если честно сказать,и завод-то наш  неплохой! Мне и на Урале во время учёбы на курсах предлагали работу на электростанциях Сибири.Но видно я такой патриот Косой Горы,что никакими калачами меня не выманить из нашего посёлка!..
Опять он видно шутит. А я не сдаюсь:
– И очень любите свой цех,свою профессию?
– Как моя мама говорила:«Если бы я знала,какая у тебя будет работа,то не пустила бы тебя учиться в этот институт!..».Да и я тогда ещё и сам не знал – насколько сложна эта профессия энергетика! В молодости и сам не знаю,но почему-то я выбрал эту самую  профессию?! Энергетика тогда модной была, романтичной профессией. Гидроэлектростанции,теплоэлектростанции,турбины,масштабы... Казалось,профессия необыкновенная!Ведь и профессия атомщика,казалась,нам совсем недавно,как космонавтика.Уже потом,в процессе работы,ощущаешь вдруг всю тяжесть её ответственности,ведь стоит станции чуть-чуть сбиться с ритма работы,как все цехи на заводе сразу же это почувствуют.А кое-где может возникнуть даже и аварийная ситуация!
Его в этом поддержал и главный инженер Марк Павлович Гуревич:
– Сейчас как-то даже и стесняются иногда назвать ТЭЦ-ПВС «сердцем завода».В том числе и в нашей заводской газете.Это я в ваш адрес.А раньше так часто называли! А это ведь действительно так! Это сравнение очень верно и точно,как и сердце в процессе жизнедеятельности человека,мы в жизни завода не имеем права на остановку!..
– Вот так все эти годы,в том числе и все тридцать пять лет Владимира Сергеевича, без остановки и работаете?!
– Не только без остановки,но и без резерва и запаса на крайний случай!
– Неужели без всякой страховки? А как же вот сейчас идёт реконструкция вашего  оборудования,агрегатов? Разве это делается «на ходу»? Сегодняшняя реконструкция должна ведь облегчить вашу работу?
– Станция,как всегда, работает, иначе бы был остановлен завод.И это уже вторая реконструкция подобного рода на нашем веку.Многое в оборудовании станции с тех пор уже устарело и требует замены.Трудность ремонта в том,что он проходит в условиях действующего предприятия,да ещё отрицательно сказываются в работе котлов сегодняшние трудности в обеспечении сырьём и топливом наших доменщиков, не стабильная работа всех доменных печей.Но это объективная реальность и с этим не поспоришь!
– Работать,конечно же,– вздыхая, поддерживает наш разговор и Евгений Иванович Александров,– как ни говори,а из года в год становится труднее.Растёт число потребителей,как электроэнергии,так и тепла,и не только в жилых районах посёлка, где возникают новые микрорайоны,но и в самом заводе!Растёт энергонасыщенность самих цехов:оборудованием,станками и прочим и прочим,что требует электроэнергию. Возьмём,к примеру,и сравним,что было и что стало в цехе фитингов или,скажем,в литейном цехе. Небо и земля! И везде так. Но самый энергоёмкий,конечно же, цементный цех. Печи и мельницы! Таким образом, мы много производимой у нас энергии тратим именно на себя! Но это опять выгодно,мы,всё же,её не покупаем,а производим сами?!
Да,действительно,теплоэлектростанция завода – это его сердце! Вот потому и ответственность на работающих здесь людях очень высока,но об этом должны помнить не только они,но и все на заводе.Вот потому сегодня главный инженер станции Марк Павлович Гуревич и подчёркивает это со всей серьёзностью:
– Четвёртая, или пятая часть всего заводского оборудования – это оборудование именно ТЭЦ-ПВС. И потому этому оборудования,всей нашей станции,нужно постоянное внимание со стороны всех служб завода.Нужен самый своевременный и качественный  профилактический ремонт, своевременная чистка оборудования!Вот потому-то у нас на станции большое внимание уделяется людям,коллективу,высоко ценятся специалисты высокого класса,и где очень важна роль руководителей среднего звена!..
А я бы ещё к этим словам добавил:«И роль начальника цеха и его главных помощников!..».И потому спросил:
– Владимир Сергеевич,вот вы руководите этим дружным коллективом двадцать пять лет.
И если оглянуться назад на все эти годы,то,скажите,какое самое главное или важное событие произошло для вас,которое вам запомнилось на всю жизнь?!
– Трудно сказать?! Особенно сейчас,когда каждый день у нас в цехе и на заводе случается какое-то событие? Нет сегодня спокойных дней!
А ему уже подсказывают наши собеседники,коллеги по профессии и цеху:
– Может быть,самыми трудными годами для нас было начало семидесятых годов, когда была неимоверная реконструкция всего этого энергетического оборудования всего завода,да и всей ТЭЦ-ПВС в целом,когда Владимира Сергеевича наградили медалью ВДНХ и орденом «Знак Почёта»?!
– Но когда это было,теперь уже так давно!..– возражает на это Устинов,и задумчиво,тут же,произносит,как бы возвращаясь мысленно в те времена,– да и не время сегодня вспоминать об орденах!..
А.Бочаров.
1992.               


Рецензии