Трамвай нужен, было бы желание?!

ТРАМВАЙ НУЖЕН,БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ
(Из книги «О людях и для людей»)

(ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО)

Для жителей Косой Горы с давних пор привычным атрибутом их образа жизни является маленький весёленький трамвайчик – «четвёрка».Он терпеливо и безотказно бежал то  гору,то с горы,всегда доставляя их в город и из города.Но они любят не только ездить на нём,а и просто наблюдать за ним,за тем, как он резво бежит в гору или тихо спускается с Ивановских дач.Эта картина доставляет им несказанное удовольствие и освежает память многими событиями.Ещё в 1934 году дружной и азартной работой комсомольцы и молодёжь посёлка на своих субботниках и воскресниках создали вот этот трамвайный путь,соединивший с той поры навечно в единое целое посёлок с городом.И с тридцатых годов уже прошлого века трамвайное  движение здесь остановилось только однажды и всего на месяц, когда во время Великой Отечественной войны танковая армада Гудериана подошла вплотную к Туле и  одновременно на время оккупировала Косую Гору.В остальные же годы труженик-трамвайчик трудолюбиво и каждодневно делал своё нужное доброе дело – со свойственной ему безотказностью.И вот,таким образом,он честно служил людям, верой и правдой,семьдесят четыре года!
Но,как видно,ничто не вечно на белом свете!И вот в 2008 году его не стало,не стало нашего трамвайчика?!И сразу нам стало чего-то не хватать в нашей привычной обыденной жизни!Хотя мы этого сразу этого и не поняли.Нам просто стало чего-то не хватать дорогого и до боли щемящего в сердце?!Все жители посёлка вдруг почувствовали какой-то дискомфорт и чувство неловкости.И только спустя некоторое время,мы все вдруг опомнились и воскликнули:«Ах да,нет же нашего дорогого трамвайчика!».
Справедливости нужно сказать,надёжней, чем наш тот трамвайчик,городского транспорта для нас не было, и нет! Ходила «четвёрка» всегда чётко и по графику, с раннего утра(часов с пяти!)и до самого позднего вечера,а точнее,до половины второго ночи.Но более того,в гололёд он только и спасал,шустро взбегая на нашу Ивановскую гору,когда автомобили «буксовали»,в том числе и автобусы,создавая «пробки»,от самого завода до самого Менделеевского посёлка!А «четвёрке» были всё нипочём,в том числе и гололёд, и всякие снегопады.Лишь только снегоочиститель по рельсам пройдёт,как он тут же шустро несёт опять своих пассажиров из Тулы или в Тулу.Так что,получается,есть косогорцам за что любить и уважать свой трамвайчик!
А вот что в газете «Слобода» по этому поводу говорит начальник службы пути МУП «Тулгорэлектротранс» Евгений Сахаров:«…Этот участок очень трудный.Там есть крутой спуск,подъём,виражи.Каждый день там работает ревизор по безопасности движения.Кроме того,капитальный ремонт путей не производился почти тридцать лет! С 1981 года!».Вот так-то,чего же тогда трамвайные начальники испугались?! Тридцать лет без ремонта,а линия действовала!Почти семьдесят пять лет трамвайчик по спускам крутым бегал и по подъёмам с виражами,и ни одной,насколько нам старожилам известно,аварии?!Вот это,действительно,настоящий запас прочности, получается,что проверена эта линия временем?
Так,что опять получается,хоть и трудный участок,но надёжный,да и всем нам жителям не только Косой Горы,да и города нужен,раз в город и из города на нём народ ездил.Тем паче,что это самый экологически чистый вид транспорта,что особенно важно для таких индустриально-промышленных районов города,как Косая Гора!Вопрос сейчас стоит не в том смысле,что трамвай,как вод транспорта изжил себя,а в том:как сделать его более комфортабельным и быстрым, удобным и самым дешёвым видом транспорта.А о надёжности его тут и спорить нечего!
И совершенно прав Владимир Щербаков,читатель газеты «Слобода»,что нужно ликвидировать кольцо у посёлка Менделеевский и перенести его к санаторию-профилакторию на Косой Горе,а маршрут «четвёрки» можно продлить куда угодно в Туле:хоть к Московскому вокзалу,хоть в самое Заречье,хоть до Криволучья или  Мясново.А то и можно и «закольцевать» его на улице Советской,как предлагает Щербаков,пустив «четвёрку» по улице Ф.Энгельса,а затем через Перекоп.
Однако,всё это детали,причём,вполне решаемые.Важнее то,что нужна вторая колея,и тогда движение будет без разъездов и пересадок,и оплачивать путь пассажирам не придётся дважды? И в этом моменте есть довольно ощутимый резон,и есть здесь вполне рациональное зерно!А если появятся в городе комфортабельные трамваи, подобные чешским,то они,несомненно,украсят не только город,но и вернут радость поездки на них и косогорцам,да и от «толкучки» «лайнов»,всяких там «пробок» на дорогах горожане тоже смогут отдохнуть.А если поглядеть на эту проблему ещё более масштабно,то троллейбус на Косую Гору пустить тоже было бы совсем неплохо?!Ну,если и не на саму Косую Гору,то хоть в Ясную Поляну?!Соединить,так сказать,сокровищницу мировой культуры с городом.А горожан – с рекой Воронкой?!
Тем более,что новые два моста через Воронку и железнодорожные пути должны вот-вот вступить в строй после реконструкции!И это было бы, как вы считаете дорогие читатели,тоже неплохо?!
Ю.Булычев,А.Бочаров,А.Андреев от имени Совета ветеранов ОАО «КМЗ».


Рецензии